В статье рассматривается своеобразие и специфика национального характера в произведениях С. А. Есенина. Эта статья относится к проблеме: Роль Есенина в культурной и национальной жизни России; любовь Есенина к России; любовь русского народа к Есенину. Творчество С. А. Есенина — как уникальный духовно-эстетический феномен отечественной и мировой поэзии.
Ключевые слова: национальный характер, проза, художественная и философская поэзия, хронотоп, «Соборное начало», мотив.
С. А. Есенин со своим творческим потенциалом, придя в литературу, соответствовал всем объективным потребностям духовного развития России в начале двадцатого столетия. Своеобразие его социальной и художественной позиций свидетельствует о единстве литературы и философии в России- культуры русского народа и духовной традиции. В мыслях С. А. Есенина всегда существовал русский народный характер, традиции художественной и публицистической литературы, философские идеи русского духовного ренессанса начала двадцатого века.
Творчество поэта не только тесно переплетена с яркими представителями русской классической литературы (А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский, Н. А. Некрасов), также связана с философами русского ренессанса (Н. А. Бердяев, В. С. Соловьев, Н. О. Лосский, И. А. Ильин).
Проблемы изучения в литературе национальной идентичности русского народа, различные способы его изучения, исследующие сущность национального характера, формы его представления, структуру, полностью отражены в произведениях поэта.
В своих произведениях С. А. Есенин делал упор на проблемы национального характера. На своем жизненном примере поэт показывает стихию и яркость глубины русской души. Национальный менталитет полностью отражен в личности писателя.
Чувство Родины в широком смысле этого слова, считался главной идеей в творчестве С. А. Есенина. Он отмечал наличие органичной связи своих героев и произведений со всем национальным, что определяет особенности русского характера. Постижение чувствами и разумом главной составляющей нациольнальной жизни, определяет характер русской национальности в его творчестве.
Быт русского народа, православная вера, природные и исторические факторы формируют в его творчестве исконно национальный характер русского народа.
Философское понимание поэтом сути национального характера русского человека раскрывает основная идея его концепции национального искусства — идея связи природы с сущностью человека.
Поэт впервые показал тесную взаимосвязь национального искусства и быта народа, выявил обусловленность своеобразия национального миропонимания природными и культурно-историческими факторами. Особенности национального мышления он объяснял славянскими корнями русского народа.
Факторы, формирующие «национальное лицо», согласно Есенину, являются: славянство как основа русского этноса, особенности климата и природного ландшафта, географическое положение Руси (России), быта и уклада жизни [1].
Анализ объемности национального характера в поэтике Есенина основан на использовании категории «хронотоп», в которой соединены «литургическое» (вертикальное) время и «фольклорное» (горизонтальное), а также пространственные координаты — равнинный ландшафт России (Руси). Ритмическая организованность времени в традиционном крестьянском быту также позволяет выявить особенности национального типа. С использованием категории хронотопа можно выявить такие свойства русского человека и национального характера, как: смирение и терпение, вдумчивое восприятие и глубокое осмысление бытия, наличие иерархической системы ценностей, способность к созиданию и художественному творчеству. Понятие хронотопа позволяет определить в русском характере такую особенность как «власть земли».
Проявление национального характера в творчестве Есенина разнообразна, его можно увидеть на уровне тем, мотивов, образов, а также в самой структуре художественного произведения.
Национальный характер в творчестве Есенина — это соединение противоположностей: духовности, опирающейся на православное вероисповедение и проявляющейся в соборном начале русского народа, которое придает цельность характеру русского человека, и стихийного начала национальной души. Эта противоречивость наиболее ярко реализуется в образе странника, в котором сочетаются центростремительные и центробежные силы национального характера [2].
Отличительной чертой характера русского человека от всех остальных, является «Соборное начало», которое проявляется в поведении людей и в осмыслении идеала жизни. Терпение и смирение, милосердие и жертвенность, любовь и сострадание, доброта и гостеприимство формируют «Идеал» русского человека. Соборность как основа и специфическое свойство русской души раскрывается в цельности сознания, в особенностях национального мышления, в художественных образах героев, в мотивах родительского благословения, подаяния, молитвы перед иконой.
Совокупность художественных приемов поэта- мотивы «Восток и Запад», мотив странничества, образ «настоящего русского равнинного мужика», символика природы, поэтика душевного и духовного богатства нации- отражает душевное и духовное богатство русской нации, чувство обычными крестьянами своей жизни, глубинных слоев раздумия, импульсивности и стихийности характера русского человека [3].
В творчестве поэта, художественными образами, которые раскрывают главные типы, основополагающее своеобразие национального характера, являются «русский инок», «русский странник», «русский безобразник», «народный заступник», «мужик-милосердник», тип «бесцельного» скитальца», «мужик-делец», «мужик-приспособленец», охранительныый тип, «мужик-пахарь»,
Творческий мир поэта- это изменение типологических образов: нахождение особенностей нациольнальной души (тип «народного заступника» в ранних исторических поэмах, «русский инок», «русский безобразник», тип «бесцельного» скитальца), до создания главных героев (образ Пугачева в одноименной поэме) и многих типов национальных образов поэме «Анна Снегина».
Таким образом в творчестве Есенина национальный характер изображается как сочетание устойчивых черт и изменчивых, как динамичная структура, которая активно развивается, испытывая влияние трагических поворотов русской судьбы и национальной истории. Видение и понимание Есениным национального характера отличается оптимизмом и просветленностью. Своим творчеством поэт утверждает лучшие качества русского народа.
Литература:
- Есенин С. А. Поли. собр. соч.: в 7 т. / гл. ред. Ю. Л. Прокушев; ИМЛИ им. A. M. Горького РАН. — М.: Наука; Голос, 1995. — 2002.
- Альдин Зэйнаб Сафуар Камаль Флористическая лексика в лирике С. Есенина. — Воронеж: Воронежский гос. унив., 2011.
- Волков A. A. Художественные искания Есенина. — М.: Советский писатель. — 1976. — 440 с.