Сфера здравоохранения является неотъемлемой составляющей уровня и качества жизни, играющая важную роль в экономическом развитии государства, обеспечивающая воспроизводство и качество трудовых ресурсов, создающая базу для устойчивого социально- экономического роста. Направления развития данной сферы позволяют сконцентрировать доступные ресурсы на решение наиболее острых проблем, а также быстро оценить эффективность деятельности. Процесс становления и формирования существующих современных тенденций складывался достаточно длительное время, а также и по сей день данный процесс находится в стадии активного реформирования и развития.
Ключевые слова: направления развития, тенденции, эффективность деятельности, совершенствование административно-правового аспекта, стратегическое планирование, оценка современного состояния, национальный проект.
The healthcare sector is an integral component of the level and quality of life, playing an important role in the economic development of the state, ensuring the reproduction and quality of labor resources, creating the basis for sustainable socio—economic growth. The directions of development of this sphere allow us to concentrate available resources on solving the most acute problems, as well as to quickly assess the effectiveness of activities. The process of formation and formation of existing modern trends has been developing for quite a long time, and also to this day this process is in the stage of active reform and development.
Keywords: directions of development, trends, efficiency of activity, improvement of the administrative and legal aspect, strategic planning, assessment of the current state, national project.
Современное российское законодательство в сфере охраны здоровья находится в стадии активного реформирования и развития, в том числе в современных реалиях происходит совершенствование правового регулирования отношений в сфере здравоохранения. В связи с этим актуальность выявления роли современного административного права в правовом регулировании отношений в области здравоохранения объясняется следующими обстоятельствами. Во-первых, медицинская деятельность по своим проявлениям и особенностям правового воздействия становится многогранной и разнообразной, при этом существующие общественные отношения по охране здоровья граждан — многоаспектными и многосубъектными. Данный факт говорит о том, что правовые нормы регулируют довольно сложные по своей природе отношения в данной сфере и вследствие этого приобретают определенную специфику.
Во-вторых, в науке сформировались неоднозначные взгляды на отраслевую принадлежность данных норм и их место в российской правовой системе.
В-третьих, важно определить современное значение административного права в регулировании данных отношений, поскольку с советских времен ему отводилась главенствующую роль в этой области.
Если углубиться в исторический аспект, то действительно, административный аспект изначально имел определяющее значение для регулирования общественных отношений в области здравоохранения. Так, в советский период времени правовое регулирование медицинской деятельности осуществлялось преимущественно посредством норм административного права, что предполагало публичную природу правоотношений в области здравоохранения и действие соответствующего метода правового регулирования.
Но уже в настоящее время общественным отношениям в области здравоохранения присущ не только административно-правовой характер. Помимо норм административного права, их правовое регулирование осуществляется нормами конституционного, гражданского, уголовного, финансового, трудового, а также процессуальных отраслей права (гражданского процессуального, арбитражного процессуального). Таким образом, существующее законодательство о здравоохранении представляет собой разветвленную комплексную структуру, охватывающую широкий круг отношений, что является спецификой рассматриваемой сферы деятельности.
В рамках данной статьи хочется рассмотреть административно-правовой характер системы здравоохранения и основные тенденции развития.
Стоит отметить, что административно-правовое регулирование является составной частью государственного регулирования, который, в свою очередь, относится к элементам понятия «государственное управление».
Регулирование представляет собой непременный элемент государственно-управленческой деятельности, непрерывно связано с осуществлением функции государства и понимается учеными как один из видов государственной деятельности. Управляя, государство регулирует, а регулируя — управляет.
В целом, государственное управление более широкое понятие в сравнении с государственным регулированием. В рамках административно-правового аспекта под государственным управлением следует понимать реализацию основанной исключительно на правовом уровне исполнительными органами государственной власти исполнительно-распорядительных функций в сферах развития здравоохранения [7].
В настоящее время в здравоохранении Российской Федерации используется и планируется достаточный спектр новых форм организации данной сферы. В последние годы активно внедряются инструменты стратегического планирования. Стратегическое планирование подразумевает достижение конкретных целей в установленные сроки с использованием инструментов и механизмов государственного управления.
Положительными сторонами управления в рамках стратегического подхода выделяются:
- Возможность сконцентрировать доступные ресурсы на решение наиболее острых проблем.
- Значительное повышение уровня прозрачности бюджетного планирования, именно содержатся цели и задачи, которые необходимо выполнить, устанавливаются ресурсы и мероприятия для их достижения. Финансовые потоки жестко распределены, что упрощает контроль за их движением и поиск нарушений.
- Строгая регламентация целей даёт возможность быстро оценить эффективность деятельности исполнителей и определить источники неэффективного использования средств.
Рассматривая сферу здравоохранения в целом, можно определить стратегическую цель в области развития здравоохранения, а именно — это улучшение состояния здоровья населения на основе обеспечения доступности медицинской помощи путем создания правовых, экономических и организационных условий предоставления медицинских услуг, виды, качество и объемы которых соответствуют уровню заболеваемости потребностям населения, современному уровню развития медицинской науки, а также ресурсам, которыми располагают государство и граждане.
В целях реализации качественной государственной политики в сфере здравоохранения была разработана Стратегия развития здравоохранения Российской Федерации на период до 2025 года (далее Стратегия). В Стратегию включены: оценка современного состояния, вызовы и угрозы развития системы здравоохранения в Российской Федерации, определена цель, основные задачи, приоритетные направления, механизмы реализации развития здравоохранения, результаты, основные этапы и управление реализацией Стратегии.
Нормативно-правовую основу данной Стратегии составляют положения и нормы Конституции Российской Федерации, Федеральных законов, Указа Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 № 683 «О стратегии национальной безопасности РФ и иные нормативные акты Российской Федерации». Важно отметить, что данный документ является основой для разработки отраслевых документов стратегического планирования в сфере охраны здоровья граждан, государственных программ, государственных программ субъектов Российской Федерации.
На современном этапе также достаточно актуальным направлением является реализация национальных проектов. Основной целью создания национальных проектов является направленность по обеспечению научно-технологического и социально-экономического развития Российской Федерации. Данные проекты федерального уровня были приняты в 2018 году. Утвержденные и разработанные национальные проекты были приняты по трем большим группам, которые включают в себя приоритетные направления для развития страны. К трем большим группам относятся: «Человеческий капитал», «Комфортная среда для жизни», «Экономический рост».
Помимо этого, национальные проекты установлены и утверждены Указом Президента страны от 7 мая 2018 года, то есть в день инаугурации [3].
В данном документы изложены некие информационные материалы, представляющие целевые показатели по каждому приоритетному направлению и планируемые результаты.
Основным отличием национальных проектов от других стратегических документов является разработка и утверждение конкретных и измеримых мер и показателей по каждому периоду (году) в рамках действия данного национального проекта. Соответственно выделяемые средства финансируют конкретные цели и мероприятия. Помимо этого, национальные проекты обеспечивают некую стабилизацию положения в том или ином приоритетном направлении.
По итогам заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 24 декабря 2018 года утвержден паспорт национального проекта «Здравоохранение».
Ключевыми целями национального проекта является:
1) снижение смертности населения;
2) снижение младенческой смертности;
3) ликвидация кадрового дефицита в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь;
4) обеспечение охвата всех граждан профилактическими медицинскими осмотрами не реже одного раза в год;
5) обеспечение оптимальной доступности для населения медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь;
6) упрощение процедуры записи на прием к врачу;
7) увеличение объема экспорта медицинских услуг [6].
Задачами данного проекта являются:
1) завершение формирования сети медицинских организаций первичного звена с использованием геоинформационной системы с учетом необходимости строительства врачебных амбулаторий и ФАП в малых населенных пунктах;
2) оптимизация работы медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь;
3) формирование системы защиты прав пациента;
4) разработка и реализация программ борьбы с сердечно-сосудистыми заболеваниями;
5) разработка и реализация программ борьбы с онкологическими заболеваниями и т. д.
Данный проект будет реализовываться по определенным направлениям, которые были выявлены Министерством здравоохранения Российской Федерации. Основой для формирования данных направлений стал Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Именно в нем были сформулированы главные цели, которые необходимо достичь и реализовать в ближайшее будущее.
Если рассматривать текущее состояние и структуру данного проекта, то в его структуру входят 8 федеральных проектов.
Помимо стратегического планирования и национальных проектов существует развитие и внедрение новых и актуальных законопроектов в области здравоохранения. На протяжении 2021 году была продолжена работа по разработке и сопровождению более 50 проектов федеральных законов.
Если рассматривать текущую ситуацию, то 1 марта 2022 года вступило в силу новое Постановление Правительства РФ от 9 февраля 2022 г. N 140 «О единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения». В рамках данного Постановления усовершенствованы и обновлены некоторые положения с учетом изменений существующих реалий. Актуализация данного документа необходима была для того, чтобы закрепить уже накопленную и существующую практику применения единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения и предотвратить появление различных проблем и рисков.
Действующее ранее Постановление Правительства Российской Федерации от 5 мая 2018 г. № 555 «О единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения» признался утратившим силу с 1 марта 2022 года.
Рассматривая более детально новое Постановление, то можно отметить следующие моменты:
- Система ЕГИСЗ свяжет между собой все региональные медицинские организации. При этом большинство документов должны перейти в электронный вид, а именно выписки, справки и медкарты.
- В состав обновлённой ЕГИСЗ войдут различные федеральные реестры, в том числе базы медицинских документов о смерти и о рождении, реестр сведений о результатах медицинских освидетельствований на право владения оружием.
- Расширен состав подсистем ЕГИСЗ. Ранее их было 13, теперь — 16. Новые компоненты: «Реестр лекарственных препаратов для медицинского применения», «Отраслевой ситуационный центр в сфере здравоохранения» и «Иные подсистемы».
- Существенно расширены возможности сервиса федеральной интегрированной электронной медицинской карты (ФИЭМК), в т. ч. хранение наборов данных для создания алгоритмов машинного обучения и систем поддержки принятия врачебных решений, разметка таких наборов, поддержка работы систем на основе искусственного интеллекта.
- Расширен состав специализированных и нозологических регистров, теперь к тому, что уже было создано ранее, добавились новые компоненты.
- Уточнены требования к подсистеме сбора данных о показателях работы здравоохранения, но осталось разрешение ручного внесения данных в отчетные формы.
- Появился новый поставщик информации в ЕГИСЗ — им теперь могут быть граждане. Появился новый пользователь ЕГИСЗ — образовательные организации.
- Уточнены формулировки относительно тех информационных систем, с которыми взаимодействует ЕГИСЗ.
Также в современных реалиях Председателем Правительства Российской Федерации М. В. Мишустиным утвержден Национальный План по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации (от 31 января 2020 года № 740п-П12).
Министерством здравоохранения Российской Федерации в целях урегулирования отношений, возникающих в связи с необходимостью экстренного реагирования на вызовы, связанные с распространением новой коронавирусной инфекции, было принято более 50 актов (без учета актов о внесении изменений и распоряжений Правительства Российской Федерации), в том числе: 4 федеральных закона, 25 постановлений Правительства Российской Федерации, 24 приказа Минздрава России.
Таким образом, в настоящее время в Российской Федерации сформирована достаточно подробная законодательная база, которая регулирует основные вопросы развития здравоохранения. Это касается и законодательства системы здравоохранения и нормативно-правовых актов, регулирующих другие сферы, но содержащие и имеющие отношение к вопросам сферы охраны здоровья граждан.
Помимо этого, посредством административно-правовых норм, наряду с нормами других отраслей российского права, осуществляется и правовое регулирование общественных отношений в области здравоохранения.
Однако вышеперечисленные законодательное обеспечение здравоохранения в Российской Федерации на всех уровнях власти в настоящее не отвечает текущим реалиям.
Несмотря на то, что действующее законодательство Российской Федерации в сфере здравоохранения насчитывает различное множество законов, из них значительное количество подзаконных нормативных актов нельзя признать достаточным для решения современных задач. Нормативные правовые акты в сфере здравоохранения разрознены, ряд норм дублируют друг друга, а некоторые отношения в области медицины, вообще, не регулируются правом. Однако, несмотря на все это, следует отметить, что исполнение любого нормативного акта осуществляется лишь при взаимодействии его с остальными.
Таким образом, разрозненность нормативно-правовых актов, говорит нам о том, что есть необходимость объединения и систематизации норм рассматриваемой отрасли в единый законодательный акт, например в Кодекс.
Таким образом, как отмечалось ранее, здоровье населения страны — важнейший элемент национальной безопасности государства, именно данный факт находится в прямой зависимости от деятельности, которую осуществляют органы государственной власти по реализации прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь. На сегодняшний день рассматриваемая сфера находится в постоянном реформировании и совершенствовании, но на ряду с этим существует ряд трудностей и несовершенств в законодательстве, которые в дальнейшем отражаются на результате.
Литература:
- Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. 25 декабря.
- О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента РФ № 314 от 09 марта 2004. В данном виде документ опубликован не был. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
- О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 № 204 (в ред. от 21 июля 2020 г.). В данном виде документ опубликован не был. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
- Об утверждении Стратегии развития здравоохранения до 2025 года: Постановление Правительства Свердловской области от 6 июня 2019 г. N 254. В данном виде документ опубликован не был. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
- О единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения: Постановление Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2022 г. N 140. В данном виде документ опубликован не был. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
- Паспорт национального проекта «Здравоохранение»: Президиум Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24 декабря 2018 № 16. В данном виде документ опубликован не был. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
- Святова, Д. Г. Здравоохранение как объект правового регулирования / Д. Г. Святова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 51 (185). — С. 242–244. — URL: https://moluch.ru/archive/185/47390/ (дата обращения: 11.04.2022).