В статье рассматриваются актуальные вопросы трудоустройства осужденных после отбывания наказания в Российской Федерации. Автор работы рассматривает различные источники по данной тематике: как международные, так и национальные. В конце работы дается оценка нынешнему состоянию социально-экономической адаптации осужденных после отбывания ими наказания в исправительных учреждениях.
Ключевые слова: трудоустройство осужденных, отбывание наказание, исправительные учреждения, социальная адаптация.
Процесс адаптации лиц, бывших в местах лишения свободы, имеет большое значение как с точки зрения гуманизма, так и с точки зрения общественного блага. Во-первых, важно помочь человеку, отбывшему наказание в исправительном учреждении, вернуться к роли законопослушного гражданина, поскольку презюмируется факт его исправления и искупления вины. Во-вторых, чем быстрее лицо сможет адаптироваться на свободе, тем быстрее оно начнет приносить пользу всему обществу. Также необходимо отметить, что лицо, вернувшееся к правильному образу жизни и нашедшее свое место в жизни, скорее всего, будет стремиться вести себя правомерно, а потому станет социально безопасным элементом общества.
К сожалению, адаптация всегда сопровождается множеством трудностей, которые логично проистекают из специфики пребывания в местах лишения свободы. С одной стороны, люди, ощутив все неудобства отбывания своего наказания, в дальнейшем будут замотивированы следовать букве закона, однако это может осложняться рядом социально-экономических факторов. Данная работа всецело посвящена вопросу трудоустройства осужденных после отбывания наказания, однако для начала стоит определиться, с какими трудностями сразу сталкивается осужденное лицо, недавно оказавшееся на свободе.
Во-первых, что наиболее логично, осужденный, пребывающий в местах лишения свободы и контактировавший с различными маргинальными элементами, со временем начинает меняться и, как показывает практика, не в лучшую сторону. Влияние окружения на поведение отдельного индивида крайне велико, а потому лицо, отбывшее срок в местах лишения свободы, может выйти из исправительного учреждения с абсолютно другими приоритетами и взглядами на жизнь. Во-вторых, во время нахождения в местах лишения свободы, теряется эмоциональная связь с родственниками и близкими людьми. Часть окружения и вовсе начинает отдаляться, что впоследствии наносит сильный удар по психологической стабильности бывшего заключенного [7].
Перейдем непосредственно к теме данной статьи и отметим, что помимо названных выше обстоятельств большое значение играет и тот факт, что лица после отбывания своего наказания априори получают низкий социальный статус среди гражданского населения, в том числе обретают большое количество проблем с устройством на работу. Работодатели предвзято относятся к таким людям и отсеивают их кандидатуры, а для некоторых конкретных профессий судимость и вовсе является препятствием для занятия должности на законодательном уровне. Так, статистика показывает, что постоянное место работы имеют лишь пятая часть бывших осужденных, примерно половина живет за счет временных заработков, а оставшаяся часть вообще не имеет легального источника дохода [6, с. 334–347].
Прежде чем перейти к законодательному регулированию адаптации заключенных в российском законодательстве, обратимся к зарубежному опыту. В системе международных правовых актов, регулирующих данный вопрос, важное место занимают Минимальные стандартные правила обращения с заключёнными [5]. Правила устанавливают, что главная цель уголовно-исправительных учреждений состоит в исправлении, а не в наказании заключенных. По этой причине заключенные не должны подвергаться жесткому обращению в местах лишения свободы, а также злоупотреблениям со стороны администрации исправительных учреждений. Помимо прочего, каждый освободившийся заключенный должен иметь право на социальную адаптацию, ведь она в корне повлияет на будущую роль осужденного среди общества и станет гарантом безопасности для граждан.
Вопрос адаптации заключенных раскрывается и в Европейских пенитенциарных правилах. В очередной раз раскрывается важность социальной адаптации, которая по большой части может быть реализована через внедрение ряда мер по социальной помощи, поддержке в трудоустройстве, создании различных социальных программ и объединений бывших заключенных, которые будут помогать им в защите собственных прав. Такие объединения имеют большое значение, ведь зачастую освобожденные из мест лишения свободы имеют низкий уровень юридической грамотности, а как следствие, не могут эффективно защищать свои права и законные интересы.
Российский правопорядок не стал исключением и также выделил отдельную часть законодательства, которая посвящена помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания (Глава 22 УИК РФ) [1]. Однако сразу же стоит отметить, что законодательное регулирование по данному вопросу весьма скупое, а, следовательно, не может предоставить весомых гарантий лицам, отбывшим установленное законом наказание.
Статья 182 УИК РФ содержит лишь такую узкую формулировку: «Осужденные, освобождаемые от ареста или лишения свободы, имеют право на трудовое и бытовое устройство и получение других видов социальной помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами». Встает резонный вопрос: есть ли в действительности эти права и механизм их законной реализации? Норма, по своей природе, является декларативной и, на взгляд автора, не имеет никакого веса.
Закон РФ «О занятости населения Российской Федерации», в свою очередь, имеет ряд преимуществ, ведь он раскрывает декларативные положения УИК РФ. Так, данный закон относит лиц, отбывших наказание, к особой категории, требующей повышенной социальной защиты [2, ст. 5]. Такое закрепление можно назвать безусловным плюсом, ведь ранее в работе уже было описано, с какими реальными проблемами сталкиваются заключенные, освобождаясь из мест лишения свободы. Теперь рассмотрим конкретным меры поддержки, которые могут быть оказаны таким лицам.
Во-первых, при невозможности трудоустройства, такие лица могут быть зарегистрированы в качестве безработных и получать ежемесячное пособие по безработице до тех пор, пока подходящая работа не будет найдена. Во-вторых, во многих субъектах Российской Федерации проводится квотирование мест для бывших заключенных в организациях, где численность сотрудников превышает 100 человек. Работодатель в подобной ситуации обязан принять на работу лицо, которое претендует на замещение должности согласно установленной в законном порядке квоте.
Другим важным нормативно-правовым актом выступает введенная Приказом Минюста РФ от 13.01.2006 № 2 Инструкция об оказании содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также оказании помощи осуждённым, освобождаемым от отбывания наказания в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы [3]. Здесь уже регулируются те меры поддержки, которые может оказать исправительное учреждение в вопросах помощи трудоустройства бывшего заключенного. Исправительное учреждение также является важным элементом данной системы, ведь оно способно дать хорошую характеристику на поведение осужденного — разумеется, если он этого заслуживает, помочь в организации передачи документов и прочее.
Несмотря на всё это, многие теоретики и практики высказывают свою критику в адрес адаптации осужденных в России в настоящий момент [4].В научно-правовом пространстве сложилось мнение, что в силу декларативности многих норм, сама система адаптации является крайне малоэффективной и не реализуется в полной мере. Подобную ситуацию нельзя допускать, ведь социально-экономическая адаптация, как неоднократно отмечалось ранее, имеет важное социальное предназначение.
Суммируя все вышесказанное, необходимо еще раз отметить всю ценность развития направления по адаптации лиц, отбывших наказание в исправительных учреждения. Причем помощь должна быть как психоэмоциональная, так и экономическая, а именно — связанная с трудоустройством и обеспечением благосостояния осужденных после отбывания наказания.
Литература:
- Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 N 1-ФЗ (ред. от 21.12.2021);
- Закон РФ от 19.04.1991 N 1032–1 (ред. от 19.11.2021) «О занятости населения в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022);
- Приказ Минюста России от 13.01.2006 N 2 (ред. от 26.12.2019) «Об утверждении Инструкции об оказании содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также оказании помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы» (Зарегистрировано в Минюсте России 30.01.2006 N 7426);
- Гришко Александр Яковлевич К вопросу о гармонизации законодательства в сфере постпенитенциарной адаптации // Вестник Кузбасского института. 2013. № 1 (14). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-garmonizatsii-zakonodatelstva-v-sfere-postpenitentsiarnoy-adaptatsii (дата обращения: 26.04.2022);
- Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций в отношении обращения с заключенными (Правила Нельсона Манделы). Резолюция Генеральной Ассамблеи 70/175, приложение, принятая 17 декабря 2015 года // URL: https://www.unodc.org/documents/justice-and-prison-reform/Nelson_Mandela_Rules-R-ebook.pdf (Дата обращения: 26. 04. 2022);
- Ратушный Е. Е. Проблемы социальной адаптации лиц, освобожденных от наказания, и контроля над их поведением / / Образование и право. 2015. N 9. С. 334–347;
- Степаненко Юрий Сергеевич Проблемы социальной адаптации лиц, освобожденных от уголовного наказания // ГлаголЪ правосудия. 2020. № 1 (23). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-sotsialnoy-adaptatsii-lits-osvobozhdennyh-ot-ugolovnogo-nakazaniya (дата обращения: 26.04.2022).