В данной статье рассматриваются актуальные проблемы, связанные с правами несовершеннолетних. Поскольку данная группа лиц и так ограничена в правах, а после совершения правонарушения круг их прав становится ещё уже. Помимо этого, будут рассмотрены ограничения данного вида надзора, его специфика, методы и средства исполнения.
Ключевые слова: права несовершеннолетних лиц, пенитенциарный надзор прокуратуры, пенитенциарные меры, защита прав.
This article discusses current issues related to the rights of minors. Since this group of persons is already limited in rights, and after committing an offense, their range of rights becomes even narrower. In addition, the limitations of this type of supervision, its specifics, methods and means of execution will be considered.
Keywords: rights of minors, penitentiary supervision of the prosecutor's office, penitentiary measures, protection of rights.
Данная тема актуальна, поскольку никуда не ушли проблемы подростковой преступности. К примеру, с 2016 года по 2021 год участились случаи стрельбы в средних и высших учебных заведениях. Самое недавнее — 18 октября 2021 года, ученик шестого класса пронёс в школу оружие, произвёл два выстрела в стену и в стеклопластиковую дверь. В результате чего от осколков пострадал 11-летний школьник. Помимо того, что правонарушение совершенно лицом, не достигшим 14-летнего возраста, с которого наступает уголовная ответственность по некоторым статьям согласно ч. 2 ст. 20 УК РФ, также здесь ещё нарушены права детей — право на безопасное обучение. Если такие базовые права ребёнка были нарушены, то учитывая статистику Генеральной прокуратуры РФ в период с августа 2020 года по август 2021 года число выявленных нарушений в сфере прав несовершеннолетних возросло [12]. Из этого можно сделать вывод о том, что прокурорский надзор за соблюдением прав несовершеннолетних в воспитательных колониях необходим ещё и потому что у несовершеннолетних сузился круг ограниченных прав после помещения их в воспитательные колонии.
Непосредственно для надзора за правами несовершеннолетних, содержащихся в воспитательных колониях существует пенитенциарный надзор прокуратуры, который представляет собой вид прокурорской деятельности. Данный надзор в основном регулируется нормативно — правовыми актами такими как «Конвенция о правах ребенка» (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (далее Конвенция ООН), Приказ Генпрокуратуры РФ от 26.11.2007 № 188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи»(далее Приказ Генпрокуратуры РФ), Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202–1 (далее ФЗ «О прокуратуре РФ») и т. д. Конвенция ООН провозглашает благополучие и права несовершеннолетних как наивысшую ценность, когда Приказ Генпрокуратуры РФ более подробно описывает защиту этих прав. Например, в п. 13 данного Приказа говориться: «...установить постоянный надзор за соблюдением прав осужденных несовершеннолетних, отбывающих наказание в воспитательных колониях, на получение образования и профессиональной подготовки, защиту иных социальных гарантий, предусмотренных законодательством».
Пенитенциарный надзор имеет свой предмет и свою специфику. Так, согласно ст. 32 ФЗ «О прокуратуре РФ» предметом надзора являются:
— законность нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительно-трудовых и иных органах и учреждениях, исполняющих наказание и меры принудительного характера, назначаемые судом;
— соблюдение установленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания;
— законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы.
Помимо указанного в ст. 32 «О прокуратуре РФ» в предмет также можно выделить: законность оставления лиц, достигших 18-летнего возраста, в воспитательной колонии или перевода в изолированные участки, функционирующие как колонии общего режима; соблюдение закона о раздельном содержании в воспитательной колонии различных категорий осужденных; соблюдение требований законодательства об основных средствах исправления осужденных, обеспечения их прав, свобод, законных интересов. Наряду с этим к соблюдению условий содержания несовершеннолетнего заключённого можно отнести законодательные требования об организации общеобразовательного, профессионального технического образования и профессиональной подготовке, а также соблюдение законодательства о труде. Если прокурор выявляет нарушения в данных сферах, то принимаются меры к виновному лицу.
Также если проанализировать ст. 22 и ст. 27 ФЗ «О прокуратуре», то можно сделать вывод, что предмет данного надзора уже и основной упор сделан за соблюдением исполнения федерального законодательства отраслевыми органами исполнительной власти ответственным за содержание и соблюдение прав несовершеннолетних(ФСИН, МВД и т. д.).
Специфика этого вида надзора состоит в том, что:
— прокуратура выступает гарантом соблюдением прав и свобод, поскольку у иных субъектов способных обеспечить защиту прав ограничен свободный доступ;
— инициативный характер надзора. Т. к. заключённые находятся в зависимом положении от соответствующего органа или учреждения, поэтому не всегда могут самостоятельно отстаивать свои права и законные интересы. А в силу возраста они могут не осознавать, что их права были нарушены.
— использование прокурором не только надзорных полномочий, но и властно-распределительных полномочий. Тут тоже есть своя специфика, т. к. органы исполняющие наказания организационно не подчинены прокурору, однако согласно ст. 34 ФЗ «О прокуратуре РФ» прокурор вправе выносить обязательные для них требования и постановления относительно исполнения установленных законом порядка и условий содержания задержанных, заключенных под стражу, осужденных, лиц, подвергнутых мерам принудительного характера либо помещенных в судебно-психиатрические учреждения. Также указанные требования подлежат исполнению, несмотря на то, обжалованы они или нет.
Анализ нормативно — правовых актов даёт не только понимание о предмете прокурорского надзора и его специфике, но и позволяет сделать выводы о границах пенитенциарного надзора. Это сфера реализации мер пенитенциарной изоляции, т. е. он осуществляется в стадии исполнения приговора и на этапе реализации предварительной изоляции в ходе производства по уголовному делу и не охватывает этап принятия решений о применении самих мер пенитенциарной изоляции.
Обобщая всё вышеизложенное можно сделать вывод о том, что пенитенциарный надзор представляет собой систему правовых средств, необходимых для пресечения и восстановления нарушенных прав несовершеннолетних осужденных.
Помимо соблюдения законности в области уголовно-исполнительного права Приказ Генпрокуратуры РФ предписывает соблюдать конфиденциальность при привлечении несовершеннолетнего к ответственности и ссылает нас к Минимальным стандартным правилам ООН, касающимся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила). В современном мире, где социальные сети с каждым днём набирают всё больше популярности, сохранение конфиденциальности выходит на первое место по значимости в защите прав несовершеннолетних. Однако это ещё исходит и из-за того, что подростки могут болезненно реагировать на ущерб своей репутации, а одноклассники, другие подростки могут начать травлю, что ещё больше причинит морального ущерба несовершеннолетнему. Поэтому п.8.1 и п. 8.2 Пекинских правил устанавливает: «8.1 Право несовершеннолетнего на конфиденциальность должно уважаться на всех этапах, чтобы избежать причинения ей или ему вреда из-за ненужной гласности или из-за ущерба репутации.
8.2 В принципе не должна публиковаться никакая информация, которая может привести к указанию на личность несовершеннолетнего правонарушителя», что ещё раз говорит о важности сохранения конфиденциальности. Именно в этом случае необходим строгий контроль со стороны прокуратуры, поскольку в век технологий могут происходить утечки данных. Хотя те же Пекинские правила предписывают хранить данные несовершеннолетних строго конфиденциально и не должны передаваться третьим лицам, а также должен быть ограничен круг лиц, кому будут доступны эти данные. Помимо этого, такие материалы не должны использоваться при разборе дел с совершеннолетними лицами в случаях, связанных с этим же правонарушителем. Международные нормы, Приказ Генпрокуратуры РФ говорят о защите конфиденциальности, однако ни в уголовно-процессуальном, ни в уголовно-исполнительном законодательстве ничего не сказано об этом.
Прежде чем делать какие-либо выводы рассмотрим динамику пенитенциарного надзора как системы. Для этого обратимся к истории и проанализируем её.
Формирование пенитенциарного надзора как отдельного вида прокурорского надзора происходило в несколько этапов:
1) Принятие Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 15 июля 1995 г. — закреплялась ведущая роль прокурорской проверки, но фактически присутствовал судебный порядок проверок. Изменение законодательства в 90-е года привело к конкуренции прокуратуры и судебных органов в вопросах правовой оценки наказаний, подразумевающих изоляцию от общества.
2) На фоне принятия Конституции произошли изменения в ФЗ «О прокуратуре РФ» привело к началу становления пенитенциарного надзора. Из предмета прокурорского надзора убрали судебную деятельность, связанную с разрешением вопросов, возникавших в стадии исполнения приговора. Появилось новое обозначение прокурорского надзора — «надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполнявших наказание и назначенные судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу». Однако из-за отсутствия дополнительных законодательных актов привело к дублированию полномочий прокурора в отношении заключённых, были созданы препятствия для дальнейшего развития правообеспечительного направления в рамках данной отрасли, а также усилена неопределенность роли прокуратуры при судебном разрешении вопросов, связанных с оценкой правомерности применения дисциплинарных мер в отношении осужденных и иных лиц, подвергнутых мерам принудительного характера.
3) Принятие уголовно-исполнительного кодекса 1997 г. — произошло включение в отдельную главу правовое положение осуждённых. УИК РФ определяет содержание прокурорского надзора. Теперь деятельность прокуратуры, связанная с обеспечением прав осужденных, приобрела самостоятельное содержание и новую направленность: правовая оценкой соответствия возложенных на осужденного ограничений. После принятия УИК РФ правозащитное направление деятельности прокуратуры за исполнением законов уголовно-исполнительными органами вышло на передний план и приобрело приоритетное значение.
4) Принятие уголовно-процессуального кодекса РФ в 2001 году — установлены новые принципы процессуального взаимодействия прокуратуры, суда и исправительных учреждений при решении вопросов, возникавших в ходе исполнения уголовных наказаний.
Как итог истории: пенитенциарный надзор — не монопольная форма контроля деятельности уголовно-исполнительной системы; заметна тенденция развития данного вида прокурорского надзора с развитием уголовно-исполнительной и судебной системой; пенитенциарный надзор образует два направления — соблюдение законодательства администрациями органов и учреждений уголовно-исполнительной системы и надзор за соблюдением прав осуждённых.
По всему вышеизложенному, пенитенциарный надзор — сложная система правовых средств по защите прав несовершеннолетних и других осуждённых, которая должна постоянно совершенствоваться и поддерживаться в какой-то степени отдельно от развития уголовно-исполнительной и судебной системы, т. к. прокурорский надзор не относится ни к одной ветви власти и права несовершеннолетних нарушаются гораздо чаще прав взрослых.
Литература:
- Конвенция Организации объединенных наций «О правах ребенка» от 20.11.1989 года(Ратифицирована СССР в 15.09.1990 году) // [Электронный ресурс]. URL: СПС «КонсультантПлюс».
- Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила») (приняты резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 40/33 от 10 декабря 1985 г.)// [Электронный ресурс]. URL: СПС «Гарант».
- «Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 № 174-ФЗ// [Электронный ресурс]. URL: СПС «КонсультантПлюс».
- Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации» от 08.01.1997 № 1-ФЗ // [Электронный ресурс]. URL: СПС «КонсультантПлюс».
- Приказ Генпрокуратуры РФ от 26.11.2007 № 188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи» // [Электронный ресурс]. URL: СПС «КонсультантПлюс».
- Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202–1 // [Электронный ресурс]. URL: СПС «КонсультантПлюс».
- Воронин О. В. Предмет и пределы пенитенциарного надзора прокуратуры// Вестник томского государственного университета. Право. — 2014.-№ 1(11). — С. 5–15.
- Прокурорский надзор за исполнением законов о несовершеннолетних / Т. А. Васильева [и др.].. — Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры РФ, 2005. — 220 c. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/65520.html
- Ласкина Н. В. Прокурорский надзор: учебное пособие для вузов / Ласкина Н. В.. — Москва: Юстицинформ, 2006. — 125 c. — ISBN 5–7205–0747–7. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/1175.html
- Уткин В. А. Альтернативные санкции в России: состояние, проблемы и перспективы. М., 2013. 64 с.
- Настольная книга прокурора в 2 ч.: практическое пособие / О. С. Капинус [и др.]; под общей редакцией О. С. Капинус, С. Г. Кехлерова. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 481 с. — (Профессиональная практика). — ISBN 978–5-534–08135–0. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/434279
- Статистические данные о деятельности прокуратуры за август 2021 года — https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/activity/statistics/office/result?item=65414917