В данной работе рассмотрены этапы подготовки государственного обвинителя к судебному заседанию и проблемы, возникающие при подготовке и организации поддержания государственного обвинения в прокуратуре района.
Ключевые слова: государственное обвинение, прокуратура, судебное заседание, судебный процесс.
Первоначальным этапом поддержания государственного обвинения является подготовка прокурора. Подготовка государственного обвинителя позволяет эффективно выполнять возложенные на прокурора задачи в суде первой инстанции. Указанная стадия состоит из нескольких этапов, первый из которых является получение поручения об участие в поддержании государственного обвинения и изучение материалов уголовного дела.
В силу п. 1.4 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 30.06.2021 № 376 «Об участии прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства» [5, с. 3] государственные обвинители назначаются заблаговременно с целью создания реальной возможности для подготовки к судебному заседанию. Поручения о поддержании государственного обвинения дается прокурорам в письменной форме.
В ходе проведения опроса государственных обвинителей около 44 % из 58 опрошенных государственных обвинителей пояснили, что поручение об участии в судебном заседании получают за пару дней, а в некоторых случаях и за день до судебного заседания. Указанные обстоятельства не позволяют в должной мере подготовится к судебному заседанию, так слабое знание материалов уголовного дела не обеспечит должного представления доказательств обвинения в суде.
Так К. А. Корсаков отмечает, что «Как показывает опыт, многие обвинители не уделяют должного внимания на стадию подготовки. Это происходит, в основном, по двум причинам: 1 — из-за большой загруженности (у прокурора просто нет времени ознакомиться с материалами уголовного дела, и приходится довольствоваться материалами надзорного производства); 2 — из-за недооценки значения этой стадии, считая, что в материалах надзорного производства вполне достаточно информации, чтобы успешно решить задачи, вытекающие из функций участвующего в судебном разбирательстве прокурора» [4, с. 6].
Только качественная и эффективная подготовка к судебному разбирательству, доскональное знание обстоятельств дела, отраженных в его материалах, продуманная тактика поддержания обвинения, позволит прокурору обеспечить всесторонность, полноту и объективность исследования произошедшего события и установить объективную истину по уголовному делу.
С целью подготовки к судебному заседанию выделяется два тактических приема изучения материалов уголовного дела. Первым способом является изучение материалов в хронологическом порядке, начиная с постановления о возбуждении уголовного дела и заканчивая изучением обвинительного заключения (акта, постановления). Данный способ позволяет государственному обвинителю объективно анализировать представленные суду доказательства, а именно нацеленный на установление объективной истины.
Так, государственный обвинитель, не связанный процессуальной позицией и выводами должностного лица, проводящего предварительно расследование, изучая материалы уголовного дела в хронологическом порядке, определяет соблюдение всесторонности, полноты и объективности исследования обстоятельств произошедшего события, самостоятельно формирует свою позицию на основе объективной оценки собранных доказательств. Государственный обвинитель, по результатам изучения материалов уголовного дела, изучению обвинительного заключения (акта, постановления) уже может формировать собственные выводы по делу и предполагаемые процессуальные решения по результатам предварительного расследования.
Второй способ изучения материалов уголовного дела-системный, т. е. подготовка начинается с изучения обвинительного заключение (акт, постановление), а затем материалы уголовно дела.
Так, в ходе опроса государственных обвинителей около 83 процентов ответили, что подготовка к судебному заседанию начинается с изучения обвинительного заключения (акта, постановления). Так, более быстро возможно понять суть дела, более четко уясняют объем обвинения и объем доказательственного материала, существо показаний потерпевших и свидетелей, выводов экспертиз и т. д.
Несмотря на все, с первого взгляда, удобства такого способа, имеются и отрицательные тенденции. Так, выбирая указанный порядок, государственный обвинитель вынуждено становится сразу на позицию лица, осуществляющего предварительное расследование (принимая его выводы за основу изучения материалов дела). В результате это, несомненно, затрудняет выработку собственного мнения по основным вопросам всесторонности, полноты и объективности исследования всех обстоятельств дела.
На наш взгляд, основу подготовки прокурора к судебному разбирательству составляет работа с материалами уголовного дела, которая, по мнению А. В. Трикса, не должна «ограничиваться лишь чтением обвинительного заключения» [6, с. 112].
Необходимо обратить внимание на организацию работы в районных прокуратурах государственного обвинения. Так, в ходе опроса сотрудников прокуратуры РФ установлено, что в 77 % случаев каждый сотрудник прокуратуры поддерживает государственное обвинение, 16 % ответили, что в прокуратуре выделены отдельные помощники, которые занимаются только поддержанием государственного обвинения в суде первой инстанции. И около 5 % опрошенных сотрудников ответили, что поддерживание государственного обвинения возложено на помощников, которые осуществляют надзор за деятельностью следствия и дознания.
В ходе анализа правоприменительной практики установлено, что эффективным способом распределения обязанностей между сотрудниками районного прокуратуры является организация отдельных отделов в виде 2–3 помощников, которые занимаются исключительно участием в судебных заседаниях. Так, сотрудники указанного отдела имеют опыт, позволяющий в большей степени обеспечить быстрое, полное и справедливое разрешение дела в суде. Вместе с тем, не всегда количество помощников прокурора и федеральных (мировых) судей позволяет обеспечить достаточность выделением 2 -3 помощников.
Таким образом, каким бы эффективным не было специализация отдельных сотрудников прокуратуры на поддержание государственного обвинения, количество работников и объем, рассматриваемых в судах уголовных дел, не позволяет обеспечить реализацию указанных методов. И в настоящее время в большей степени на практике каждый сотрудник прокуратуры поддерживает государственное обвинение.
Также, необходимо поднять проблему участия в поддержании государственного обвинения неаттестованных сотрудников прокуратуры, а именно лиц, поступивших на службу в органы прокуратуру и не проработавших менее 6 месяцев. В ходе опроса работников прокуратуры установлено, что более 72 % считают необходимым исключить указанную практику и поручать поддержание государственного обвинения лишь аттестованным лицам в форменном обмундировании.
В соответствии с п. 1.4. приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 30.06.2021 № 376 «Об участии прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства» обеспечить оптимальное и равномерное распределение нагрузки на государственных обвинителей с учетом их квалификации и опыта работы, сложности и объема уголовных дел, по которым поддерживается государственное обвинение.
В ходе изучения практики и научной литературы приходим к выводу, что исключение участия неаттестованных сотрудников при поддержании государственного обвинения не является объективным и не будет способствовать дальнейшему получения необходимого опыта для последующего участия в судебных заседаниях.
Вместе с тем необходимо обратится к этической стороне подготовки к судебному заседанию, так государственный обвинитель, выступающий в судебном заседании, не просто является стороной в процессе, но и представляет государство. Это требует соблюдения не только законодательных требований, но и этических норм и правил.
Прокурору следует придерживаться строгого делового стиля одежды и опрятного вида. Обязательно ношение в суде форменной одежды. Неприемлемым является опоздание на судебное заседание. Поддержание государственного обвинения требует от прокурора строгого следования закону и умения владеть словом. Прокурору, поддерживающему государственное обвинение в суде, следует помнить, что он выступает в суде от имени государства в живом публичном споре.
Таким образом, выделяется несколько этапом подготовки государственного обвинителя к судебному заседанию, и качество подготовки прокурора зависит не только от опыта и профессиональных качеств работника, но и от организации работы в районной прокуратуре.
Литература:
- Подготовка прокурора к реализации функции установления объективной истины в судебном разбирательстве по уголовным делам / А. А. Тушев,, Ф. М. Кудин [и др.] — Текст: непосредственный // Научный журнал КубГАУ. — 2017. — № 125. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podgotovka-prokurora-k-realizatsii-funktsii-ustanovleniya-obektivnoy-istiny-v-sudebnom-razbiratelstve-po-ugolovnym-delam (дата обращения: 13.04.2022).
- Британ, У. С. Тактика подготовки прокурора к поддержанию государственного обвинения / У. С. Британ. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 44 (178). — С. 102–105. — URL: https://moluch.ru/archive/178/46242/ (дата обращения: 15.04.2022).
- Зайцева, О. А. Изучение материалов уголовного дела как основа подготовки прокурора к поддержанию государственного обвинения / О. А. Зайцева. — Текст: электронный // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2020. № 1 (92).: [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-materialov-ugolovnogo-dela-kak-osnova-podgotovki-prokurora-k-podderzhaniyu-gosudarstvennogo-obvineniya (дата обращения: 15.04.2022).
- Корсаков, К. А. Задачи подготовки прокурора к участию в судебном разбирательстве по уголовным делам / К. А. Корсаков. — Текст: электронный // Интернет-журнал Ассоциации юристов Приморья «Закон».: [сайт]. — URL: http://law.vl.ru/analit/ show_m.php (дата обращения: 15.04.2022).
- Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 30.06.2021 № 376 «Об участии прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства». — Текст: электронный // Консультант.СПС: [сайт]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389969/ (дата обращения: 15.04.2022).
- Трикс, А. В. Справочник прокурора / А. В. Трикс. — 2-е изд. — СПБ:, 2007. — 213 c.