В данной статье авторы раскрывают особенности физической подготовки курсантов учебного заведения КИФСИН.
Ключевые слова: физическая подготовка, курсанты, профессиональная деятельность, тренировка.
В учебных заведениях ФСИН России уделяется большое внимание физической подготовке курсантов. Это связано с тем, что она является составной частью системы обучения и воспитания, а также считается одним из важных средств повышения качества профессиональной подготовки сотрудников к практической работе [1].
Сотрудники исправительного учреждения трудятся в условиях повышенной опасности — они находятся в постоянном напряжении, которое связано с умственным, психическим и физическим трудом. Именно поэтому главная задача физической подготовки курсантов — формирование здоровых и физически развитых профессионалов, которые обладают необходимыми для успешного выполнения служебных задач объемами специальных знаний, умений, навыков, физических и психических качеств, позволяющих ему успешно выполнять служебные задачи [2].
Разберём немного задачи физической подготовки курсантов:
- Прикладные специальные знания являются непосредственной связью с будущей профессиональной деятельностью сотрудников УИС. Такие знания приобретаются в процессе физического воспитания, при изучении специальной литературы, на лекциях и семинарах по учебной дисциплине «физическая культура», во время кратких индивидуальных занятий и инструктажей, на практических и учебно-тренировочных занятиях, а также при самостоятельном изучении учебной литературы. Знания о закономерностях повышения спортивной работоспособность имеют единую психофизиологическую основу со знаниями о достижении и поддержании высокой профессионально-трудовой компетентности спортсмена на основе знаний о его достижениях и поддержании высокой профессиональной работоспособности.
На занятиях по физической культуре курсантам КИФСИН даются знания по теории и методике физического воспитания (методика обучения, методика самостоятельных занятий и совершенствования достигнутых навыков; организация физической подготовки в подразделениях, организация учебных занятий, профилактика травматизма, действие в экстремальных ситуациях и т. д.).
- Практические умения и навыки создают безопасные условия для курсантов в быту и при выполнении служебных обязанностей, также благодаря им развивается способность быстро и экономично продвигаться во время выполнения оперативно-служебных задач, например, таких как преследование осуждённого, сбежавшего из мест лишения свободы, задержание преступника с применением боевых приемов борьбы. Следовательно — эти умения и навыки будут более востребованы у людей с опытом подобных ситуаций. К умениям и навыкам, которые необходимы курсантам можно отнести следующие:
— нанесение различных ударов ногами, руками;
— защита уклоном, нырком, предплечьем и т. д.;
— освобождение от захватов и обхватов броском, боевыми приемами борьбы, ударами;
— проведение поверхностного осмотра под действием болевого приема, огнестрельного оружия, связывание, надевание наручников;
— проведение задержания спереди, сзади нырком, рывком, замком, рычагом внутрь, наружу через предплечье, через плечи и т. д.;
— умение выполнить страховку при падении и т. д.;
— умение выполнять упражнения, необходимые для поддержания работоспособности, разминки и т. д. [1].
Особенности подбора физических упражнений, выбор видов спорта, спортивных игр будет акцентировано воздействовать на курсанта, что приведёт к формированию конкретных психических качеств и свойств личности, и поможет ему стать более успешным в своей профессиональной деятельности.
Например, всем известный факт, что сотрудник уголовно-исполнительной системы иногда вынужден выполнять свои задачи в экстремальных ситуациях, таких как задержание осужденного, который совершил побег, но не имея знаний и навыка ведения задержания нет функциональных возможностей выполнить эти действия. Именно поэтому курсантам необходимо устраивать тренировки с постоянным усложнением задачи.
На занятиях физической подготовки для развития у курсантов всех необходимых навыков и умений в КИФСИН используются специально подобранные упражнения:
— на общую выносливость: упражнения выполняются в основном в умеренном и среднем темпе с длительной работой больших мышечных групп, в которой задействована активная деятельность всего организма, например, продолжительный бег, кросс, марш-броски, передвижения на лыжах, плавание, преодоление полосы препятствий, спортивные игры;
— сила и силовая выносливость: данное упражнение требует особого напряжения мышц, например, поднимание и перенос тяжестей, которые выполняются на количество раз, различные виды единоборств;
— скоростная выносливость: продолжительные скоростные упражнения, например, бег с ускорением, преодоление препятствий, плавание и передвижения на лыжах на короткие дистанции с небольшими перерывами;
— быстроты в действиях и быстроты двигательных реакций: данные упражнения направлены на развитие быстрой реакции на команды и сигналы, например, бег на дистанцию до 100 м, прыжки, преодоление отдельных препятствий, выполнение боевых приемов и спортивные игры;
— психической устойчивости: такие упражнения выполняются в острых эмоциональных ситуациях, например, выполнение различных упражнений, имеющих элементы риска, на металлической конструкции, боевых приемов борьбы, преодоление полосы препятствий в усложненных условиях;
— инициатива и находчивость: при выполнении таких видов упражнений необходимо принятие самостоятельных решений: спортивные игры, различные виды единоборств, выполнение приемов и действий по внезапно подаваемым командам и сигналам;
— настойчивость и упорство: данные упражнения связаны с большими, продолжительными нагрузками и нервно-психическими напряжениями, особенно в условиях состязаний: бег на средние и длинные дистанции, поднимание тяжестей и силовые упражнения на максимальное количество раз;
— устойчивости внимания и способности его переключения: Такие упражнения требуют отработки сигналов и команд в быстро меняющейся обстановке: спортивные и подвижные игры, различные виды единоборств [3].
На сегодняшний день Кузбасский институт ФСИН России на занятиях по физической подготовке использует не только традиционную систему упражнений. В наши дни большую популярность приобрёл кроссфит. Именно его методы тренировок активно применяются в данном учебном заведении. Такой подход несомненно способствует формированию у курсантов необходимых навыков и умений, так как данная методика имеет ряд преимуществ, а именно: увеличивается сила, повышается выносливость, повышается мобильность и гибкость, снижается вес, сжигаются калории во время тренировок, и что просто необходимо курсантам любой силовой структуры — развивает силу духа.
Кроссфит очень популярен в мире, а учитывая его полезные свойства, не удивительно, что данные виды тренировок начали практиковать в КИФСИН, ведь он развивает наиболее важные качества, которые должны быть присущи силовикам, такие как: выносливость, сила, дух, статная внешность.
Литература:
- Батурин А. Е., Коваленко В. Н. Актуальные вопросы организации и обеспечения физической подготовки в образовательных учреждениях ФСИН России // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2010. № 8. С. 30.
- Зезюлин Ф. М. Физическая подготовка сотрудников уголовно-исполнительной системы: Моногр. Владимир, 2006. С. 75.
- Киселев А. М. Подготовка сотрудников ФСИН России к действиям в экстремальных ситуациях. Рязань, 2005. С. 13–16.