Статья посвящена особенностям правового регулирования спонсорской деятельности в сфере профессионального спорта. Изучена правовая природа спонсорского договора как регулятора правоотношений между спонсором и спонсируемым, а также рассмотрены нормативно-правовые акты, регулирующие спонсорскую деятельность в сфере профессионального спорта.
Ключевые слова: профессиональный спорт, спонсорская деятельность, спонсор, спонсорская реклама.
Исследование деятельности спонсора по предоставлению помощи является актуальным в силу того, что масштабные мероприятия практически не могут обойтись без определённой поддержки, представляющей материальную помощь, услуги, работы. На сегодняшний день в силу распространения деятельности спонсора, в том числе и в сфере профессионального спорта, необходимо определить ее правовую регламентацию.
Сегодня, в XXI веке, актуальность и популярность профессионального спорта очень велика. Под профессиональным спортом понимается часть спорта, направленная на организацию и проведение профессиональных спортивных соревнований, которые, в свою очередь представляют собой спортивные соревнования по командным игровым видам спорта, участие в которых направлено на получение дохода и одним из условий допуска спортсмена к которым является наличие у него трудовых отношений с соответствующим профессиональным спортивным клубом, если иное не установлено организатором таких соревнований для отдельных категорий их участников. В иных видах спорта профессиональными спортивными соревнованиями являются спортивные соревнования, участие в которых направлено на получение дохода и которые определены в качестве таковых их организаторами в соответствии с положениями (регламентами) спортивных соревнований [4].
Поддержка профессионального спорта способствует его активному распространению, приобретению массовых масштабов и улучшению его материальной базы. В РФ, в соответствии с п. 5 ст. 38 ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 2007 г., финансирование физической культуры и спорта может осуществляться не только из государственных, муниципальных средств или средств муниципального образования, а также из иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации [4]. В связи с этим, спонсорская помощь в сфере организации и проведения спортивных мероприятий так же актуальна на сегодняшний день.
Отметим, что понятие спонсорской деятельности в РФ не регламентировано на законодательном уровне, правовое регулирование данной деятельности сегодня связано с закреплением лишь понятия спонсора и спонсорской рекламы в ФЗ «О рекламе» от 2006 г. В соответствии с данными легальными понятиями, спонсором является лицо, предоставившее средства либо обеспечившее предоставление средств для организации и (или) проведения спортивного и иных мероприятий, а спонсорской рекламой признаётся реклама, распространяемая на условии обязательного упоминания в ней об определенном лице как о спонсоре [3]. Правовое регулирование спонсорской деятельности в сфере профессионального спорта имеет свои особенности.
Во-первых, необходимо отметить, что спонсорская деятельность в РФ может осуществляться как на возмездной, так и на безвозмездной основе, то есть без встречного обязательства, в том числе в виде рекламы как информации о спонсоре, оказавшем помощь. В научной литературе также отмечается, что одной из основных особенностей регулирования спонсорства в РФ является возможность осуществления спонсорской деятельности на безвозмездной основе, так как прямое указание на возмездный характер оказания спонсорских услуг в законе отсутствует [9, с. 291]. Безвозмездная спонсорская помощь в сфере профессионального спорта, таким образом, так же имеет место быть, но так как в данном случае отсутствует встречное предоставление в виде рекламы, то такая помощь будет квалифицироваться как иное обязательство, например, пожертвование. Причём, заметим, что такая деятельность как благотворительная не может осуществляется в сфере профессионального спорта, что следует из ФЗ РФ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» от 1995 г., закрепляющего в п. 1 ст. 2 данного Закона одну из целей осуществления благотворительности — содействие деятельности в области физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), участия в организации и (или) проведении физкультурных и спортивных мероприятий в форме безвозмездного выполнения работ и (или) оказания услуг физическими лицами [1]. Таким образом, спонсорская деятельность в сфере профессионального спорта, осуществляется только на возмездной основе с встречным предоставлением в виде рекламы, основанной на ФЗ «О рекламе» от 2006 года, иначе деятельность по оказанию помощи в сфере профессиональных спортивных мероприятий буде квалифицироваться как иная деятельность, например пожертвование, не имеющее никакого встречного предоставления.
Во-вторых, спонсорская деятельность как гражданское правоотношение между лицами оформляется на основании договора между спонсором и спонсируемым. Причем спонсируемым лицом может выступать как определённая организация, спортивный клуб, тренер или спортсмен. Понятие договора о спонсорской помощи в законодательстве РФ отсутствует, стороны при оформлении спонсорских обязательств, как мы определили раннее, руководствуются ФЗ «О рекламе» от 2006 года, определяющей сущность спонсорской рекламы, её продолжительность и т. д. Иные необходимые для спонсорского договора условия стороны формируют самостоятельно, например, формируют следующие условия: способ и размер спонсорского вклада, цель предоставления спонсорской помощи, способ и объём распространения информации о спонсоре и т. д.
В-третьих, отметим, что в сфере профессионального спорта стороны договора о спонсорской помощи должны обязательно руководствоваться не только федеральным законодательством, но и соблюдать требования подзаконных актов. Например, Министерство спорта РФ утвердило ряд приказов, регулирующих правила распространения информации о спонсоре при проведении спортивных мероприятий. Так, в утв. приказом Минспорта России от 23.11.2017 № 1018 «Правила вида спорта «бокс» закреплено, что реклама спонсора национальной федерации может быть нанесена, наклеена или вышита на майке и не должна накладываться на другие элементы идентификации национальной федерации (например, флаг), при этом должны соблюдаться требования по количеству, размещению и размерам: на майке размещение рекламы спонсора разрешено один раз спереди на майке ниже уровня груди площадью не более 150 см2 [5]. «Правила вида спорта «гандбол», утв. приказом Минспорта России от 18.07.2018 № 665 устанавливают, что логотипы спонсоров могут быть размещены на передней и задней части мужской майки-безрукавки и на передней и задней части женского топа, на шортах командам разрешено иметь логотипы спонсоров, расположенные в любом месте и любого размера. Логотипы спонсоров разрешается наносить на трико для всех соревнований UWW (кроме Олимпийских игр), и размещаются они в соответствии с определёнными требованиями [6]. «Правила вида спорта «спортивная борьба», утв. приказом Минспорта России от 05.11.2019 № 906 разрешают наносить логотипы спонсоров на трико для всех соревнований UWW (кроме Олимпийских игр), и размещаются они в соответствии с требованиями, приведенными в данном акте [7].
В-четвертых, важно отметить, что одним из составляющих признаков профессионального спорта, как мы выяснили ранее, является наличие трудовых отношений спортсмена с соответствующим профессиональным спортивным клубом. Такие правоотношения являются предметом трудового права, основой регулирования которых в РФ является Трудовой кодекс от 2001 года. Законодатель закрепил данном акте в ст. 348.2 «Особенности заключения трудовых договоров со спортсменами, с тренерами» норму, в соответствии с которой работодатели обязаны как при приеме на работу, так и в период действия трудового договора, знакомить спортсменов, тренеров под подпись условиями договоров работодателя со спонсорами (партнерами) [2], что указывает на значимость и важную составляющую деятельности спонсоров в организации спортивных мероприятий. Исполнение этой обязанности возложено на общероссийскую спортивную федерацию по соответствующим виду или видам спорта [8].
Таким образом, спонсорская деятельность сегодня — одна из важных дополнительных материальных поддержек в сфере профессионального спорта. При этом спонсорская деятельность в данной сфере основана на возмездных началах, связанных со встречным предоставлением в виде рекламы о спонсоре, руководствуясь ФЗ «О рекламе» от 2006 года, закрепляющем необходимые нормы о понятии спонсора, спонсорской рекламы, её особенностей. Также спонсору и спонсируемому необходимо руководствоваться и приказами Минспорта, устанавливающими правила о размещении информации о спонсоре. Основу гражданских правоотношений сторон в сфере профессионального спорта составляет, несомненно, и спонсорский договор, который в силу отсутствия его законодательного определения можно определить как соглашение, в силу которого одна сторона (спонсор) обязуется предоставить другой стороне (спонсируемому) определённую помощь для проведения спортивного мероприятия с получением иного встречного исполнения в виде рекламной услуги с размещением информации о заказчике (определенном физическом или юридическом лице) как о спонсоре.
Литература:
- Федеральный закон от 11 августа 1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» (ред. от 08.12.2020) // СПС «КонсультантПлюс». — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7495/891985ee83f1494ecbb7542502a3f5d0d07d325e/
- Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 25.02.2022) // СПС «КонсультантПлюс». — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/
- Федеральный закон от 13 марта 2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (ред. от 30.12.2021) // СПС «КонсультантПлюс». — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_58968/
- Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (ред. от 06.03.2022) // СПС «КонсультантПлюс». — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_73038/9b907aa0af7a5fa7192f46562e93cc907c90ddbc/
- Приказ Минспорта России от 23 ноября 2017 № 1018 «Правила вида спорта «бокс» (ред. от 19.10.2021) // СПС «КонсультантПлюс». — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_288326/
- Приказ Минспорта России от 18 июля 2018 № 665 «Правила вида спорта «гандбол» (ред. от 30.11.2020) // СПС «КонсультантПлюс». — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_303131/
- Приказ от Минспорта России от 5 ноября 2019 № 906 «Правила вида спорта «спортивная борьба» // СПС «КонсультантПлюс». — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_337466/
- Гусов К. Н., Циндяйкина Е. П., Цыпкина И. С. Особенности трудового договора с отдельными категориями работников: Научно-практическое пособие / Под ред. К. Н. Гусова. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2018 // СПС «КонсультантПлюс».
- Маркичева И. А. Правовое регулирование спонсорства в Российской Федерации // Студенческая наука XXI века. 2016. № 1–2 (8).