В статье рассматривается общая ситуация автосервисных центров в Калининградской области, их развитие и деятельность как отдельной отрасли.
Ключевые слова: автосервис, станция технического обслуживания, автосервисная деятельность, автосервис Калининграда, развитие сервисной деятельности Калининградской области, уровень конкурентоспособности станций технического обслуживания.
Формулировка ценности для потребителей начинается с процесса привлечения клиентов, любая услуга нуждается в логичной и проработанной модели для дальнейших её продаж. На сегодняшний день в Калининградской области увеличились случаи аварийности на дорогах, что в свою очередь также вызывает интерес у водителей поиска кузовного ремонта. В настоящее время в Калининградской области имеются более 26 специализированных сервисных центра.
Калининградская область имеет более преимущественную локацию, которая позволяет в более быстрые сроки осуществить доставку необходимых комплектующих со складов Германии, Франции и ряда других стран. Это даёт преимущество перед центральной частью России. Таким образом, позволяя сервисным центрам прибегать к логистической концепции точно в срок. Что способствует экономии средств на переполненных складах, которые требуют долгосрочной реализации. Также предоставляет возможность сервисным центрам увеличить производительность за счет более быстрого ремонта.
СТО Калининграда можно разделить на уровни специализации:
— техническое обслуживание и ремонт автомобилей только иностранного производства — доля иномарок в общем автопарке составляет 53 % автосервисных предприятия
— —техническое обслуживание и ремонт автомобилей только отечественного производителя 27 %
Ремонт автомобилей и устранение последствий аварий обычно осуществляется либо специализированными мастерскими, либо СТО, имеющее соответствующее оборудование.
Фирменные СТО выполняют функции, связанные с обслуживанием и ремонтом автомобилей в гарантийном и послегарантийный периоды эксплуатации. Кроме того, их можно рассматривать как подразделения, направленные на обеспечение достоверной информации, предоставление высококачественных оригинальных запчастей.
По производительной мощности в Калининградской области можно распределить СТО на 4 группы малые, средние и крупные и станции самостоятельного технического обслуживания.
Малые станции обслуживания с числом рабочих постов менее 10 которые направлены на моечно-уборочные, считывание кодов неисправностей, проведение технического обслуживания, шиномонтажные работы и работу с подкраской кузовных элементов, сварочные работы.
Средние станции технического обслуживания с числом постов более 10, но менее 30 включают в себя сектор работ, проводимых малыми предприятиями. Но которые способны выполнять уже полную диагностику транспортного средства и его агрегатов, полная окраска транспортного средства (или отдельных его элементов), замена агрегатов.
Большие станции технического обслуживания с числом рабочих постов превышающих 30 способны выполнять весь спектр работ с транспортным средством. На таких СТО зачастую располагаются специализированные участки для проведения капитального ремонта сложных агрегатов и его сопутствующих узлов. Для выполнения диагностики используются профессиональное дилерское оборудование, а все работы проводятся по нормативным регламентам от производителей.
В настоящее время в Калининградской области начали появляться станции самостоятельного обслуживания транспортных средств, поскольку в Калининградской области большая часть транспортных средств круглый год хранится на улице. Данное решение имеет место быть, поскольку наличие в распоряжении инструмент и подъёмник даёт возможность самостоятельного обслуживания автомобиля или проведение мелкого ремонта.
Оценка текущих тенденций и перспектива развития исследуемого рынка
Тенденции:
— Уменьшение лояльности к официальным дилерским центрам: с увеличением возраста транспортного средства у владельцев уменьшается спрос к официальным представителям;
— Высокая конкуренция, из-за которой увеличивается требуемая квалификация оказываемых услуг.
— Увеличивающаяся цивилизованность рынка сферы транспортных услуг: комфортная зона ожидания для клиентов, комплексность к решению проблем, увеличение спроса плановых осмотров и ремонтов
— Развитие транспортных сервисов по франчайзинговой модели;
— Усложнение транспортной техники, применение современных инновационных технологий (многослойные платы, микропроцессоры). Что в свою очередь требует высокой подготовки и требуемых квалификаций для механиков автосервиса, из-за чего требуется его дифференциация (механики, электрики, специалисты по кузовному ремонту и др.).
Основной анализ отраслевых финансовых коэффициентов в сфере автотранспортных услуг показывает уменьшающуюся валовую рентабельность прибыли до введения налогообложения, уменьшенную текущую ликвидность, объясняя увеличение растущей конкуренции в данной области (Рис.1).
Рис. 1. Текущая ликвидность в сфере автосервисных услуг за (2015–2022 гг.)
В Калининграде имеются представители таких крупных автомобильных марок как BMW, Mersedes-Benz, Toyota, Lexus др. Данные сервисные центры имеют большое преимущество перед вторичными сервисами. Одни из них:
— официальный представитель
— специализированное оборудование
— высококвалифицированный обслуживающий персонал
Наверно единственным и немаловажным фактором является цена не только обслуживания, но и сопутствующих комплектующих. Официальный представитель зачастую выставляет завышенную цену.
У «вторичных» автосервисов будет ниже себестоимость работ, проводимых в официальном сервисе. На сегодняшней день технологии шагнули далеко вперед и даже официальный диагностический сканер имеет аналогичный сегмент на рынке диагностического оборудования, что позволяет «вторичным» сервисным центрам оказывать полноценную диагностику транспортного средства.
Основной проблемой, с которой сталкивается при открытии крупного сервисного центра это серьезные инвестиционные вложения. Самое лучшее расположение сервисного центра является преимущественно в центре города, для того чтобы его можно было быстро и легко найти. Что также сказывается на повышенной стоимости аренды гаражного бокса или стоимости квадратных метров земли, разрешение на землестроительство, выполнение всех норм при постройке помещения под СТО. Все эти факторы заставляют сузить количество открываемых СТО. Очевидно, что для привлечения клиентов на предприятие и обеспечения оптимального уровня загрузки мощностей необходимо в первую очередь использовать неценовые методы, основанные на четко сформулированной ценности для потребителя. Услуга, не представляющая для потребителя ценности, не будет хорошо продаваться даже по самой низкой цене.
Подводя итоги, становится понятно, почему в Калининградской области нет такого переизбытка в автосервисной деятельности. Данная ниша имеет свои разветвления, которая способна удовлетворять индивидуальные потребности в разных сферах обслуживания.
Литература:
- Левиков Г. А. Управление транспортно-логистическим бизнесом: учеб. пособие/Г. А. Левиков. -3-е изд., испр. и доп. -М.: ТрансЛит, 2018. -224 с.
- Миротин Л. Б., Гудков В. А., Зырянов З. З. и др. Управление грузовыми потоками в транспортно-логистических системах/под ред. Л. Б. Миротина. -М.: Горячая линия -Телеком, 2019
- Нестеров С. Ю. Методология управления современным грузовым автотранспортным предприятием//Современные технологии управления. 2018. № 7 Нестеров С. Ю. Система управления современным автотранспортным предприятием. М.: Litres, 2019. 195 с.
- Секерин В. Д. Логистика: учеб. пособие. М.: КноРус, 2019. 240 с.
- Никитин С. И., Никифоров Е. С., Фельдшеров К. В. Моделирование логистических процессов в условиях риска//Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2019. № 1 (15). С. 191–199.
- Плотников В. А., Горелова Т. Н., Кошкина И. С. Механизмы государственно-рыночного регулирования в сфере услуг//Ученые записки Санкт-Петербургского университета управления и экономики. 2018. № 1 (36). С. 33–39.
- Секерин В. Д. Логистика: учеб. пособие. М.: КноРус, 2019. 240 с.