В статье рассматривается воплощение естественных прав человека в основном законе РФ — Конституции РФ. Даются оценки теории естественного права учеными-правоведами. Прослеживается эволюция отношения к естественным правам человека в стране.
Ключевые слова : права, конституционные принципы, правовой статус, естественное право, естественные права.
Права человека являются одной из категорий, наиболее изучаемых наукой. Влияние теории естественного права на правовой статус личности изучался многими государственными деятелями и юристами. Р. Ю. Виппер писал о том, что права личности на уровне государства должны согласовываться с тем, что «вложила в людей природа, с их естественными свойствами и влечениями» [4, с. 15]. В. С. Шевцов считал, что естественные права являются неотъемлемыми свойствами человека, которые иногда даже не связаны с государством [11]. В. М. Гессен рассматривал естественное право как систему норм идеального права, соответствующего правоубеждению [5].
Большинство ученых согласны друг с другом в том, что естественные права человека вылились в юридическую форму. Но юридически закреплена лишь основная часть естественных прав [6, с.1]. Воплощение естественно-правовой теории в законах изучали Л. И. Глухарева, Л. В. Петрова, Е. О. Бочкарева, А. С. Куницын. Все они говорят о том, что естественные права основаны, прежде всего, на свободе выбора и свободной воле человека. Право на жизнь, достоинство личности, половая неприкосновенность — это неотчуждаемые и неотъемлемые естественные права. Государство не должно их попирать, хотя иногда это делается [7, с.71].
Но есть и другая точка зрения. Р. Штаммлер, И. Л. Чеснов, В. Е. Чиркин в качестве источника естественного права признают общество [10, с. 5].
Таким образом, мы видим, что естественное право признается юридической наукой источником современного конституционного права [3, с. 98]. В частности, так считают, например Д. М. Худолей и Л. Н. Вахрамеева [9, 3]. Но все естественные права невозможно закрепить в правовом поле. С течением времени появляются новые реалии, которые требуют правовой регламентации (эвтаназия, генетическая коррекция особенностей человека, генная инженерия, геронтология). И они могут и должны порождать его новые права, закрепленные в Конституции. А. А. Мецгер считает, что юридическому закреплению должны подлежать лишь положительные аспекты новых реалий, так как только это будет способствовать благополучному сосуществованию людей. Естественно-правовая теория создает условия для защиты таких прав [8, с. 58]. Выяснив отношение правоведов к данному вопросу, обратимся теперь непосредственно к воплощению данной теории в России.
Развитие естественно-правовой теории в России до революции имело свою специфику. Оригинальные политико-правовые идеи России конца XIX — начала ХХ в. не рассматривали весь русский народ с точки зрения защиты его естественных прав. В фокусе внимания были лишь дворяне и профессора, государственные чиновники и литераторы [8, с. 60].
По мнению А. С. Ивушкина, в России не отрицалась концепция «естественного права» [6, с. 3]. Опираясь на труды христианского характера, он пришел к выводу, что ряд табуированных запретов («не убий», «не укради», «не лги», «не прелюбодействуй») по своей юридической природе являются обязанностями (обязанность не посягать на жизнь, честь, достоинство и имущество других людей) [6, с. 4]. Данные обязанности и представляют собой естественное право, т. е. набор неизменных правовых норм, имеющих внегосударственный характер. К тому же естественно-правовая философия России того времени не находила выражения в законах, а сводилась к морализаторству о спасении души человека [10, с. 8].
С приходом к власти большевиков в России появилась Конституция, в которой превалировало государство, а правовое положение личности зависело от того, трудится человек или нет. В. Е. Чиркин отмечал, что Конституции большевиков отвергали сами естественные права человека [10, с. 10]. Эти права даже при упоминании всегда шли в паре с классово-идеологическими характеристиками [10, с. 11]. Человек без государства был ничто, он был обязан служить и поклоняться ему, как богу. Не случайно большевики старались уничтожить веру в Бога, так как его должно было заменить государство в лице партийно-бюрократической верхушки. Советский этап развития показывает, что умаление естественных прав влечет за собой превращение человека в винтик огромной машины. Мы видим, что в сталинскую эпоху жизни людей ничего не стоили. У некоторых не было даже права на жизнь вследствие того, что они были не того происхождения. Государство было на первом месте.
В настоящее время категория «естественных прав» является одной из спорных в отечественной науке конституционного права и частично признана законодателями. Мы говорим о конституционализации этих прав. Конституционализация естественных прав в мире произошла впервые после принятия Всеобщей декларации прав человека 1948 г. [1].
Россия после того, как сменила режим, в Конституции 1993 года поставила права человека на высший уровень (ст. 2 Конституция РФ) [2]. Причем в ч. 2 ст.17 Конституции РФ установлено, что основные права неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Т. е. некоторые наиболее важные права не исходят от государства, а имеют внегосударственный характер. Поэтому перечисление основных прав в тексте Конституции не отрицает наличие других прав (ч. 1 ст. 55). Государство также обязано их защищать (ст. 2 и 18 Конституции РФ). Тем не менее, прямых отсылок к понятию «естественное право» в тексте Конституции РФ нет.
Всеобщая декларация предусматривает право-требование («никто не может быть произвольно лишен жизни» — ч. 1 ст. 6). Конституция РФ в ст. 20 содержит похожее определение [2]. Практически вся вторая глава Конституции РФ говорит о естественном праве на жизнь и производных от него естественных правах на достоинство личности, свободу совести и т. д.
Кроме того, в Конституцию РФ в 2020 году был включен новый пункт «ж1» части 1 статьи 72. Это естественное право, которое попало под защиту закона. Речь идет о «защите института брака как союза мужчины и женщины». Включение данного пункта вызвано легитимизацией однополых браков в других странах.
Итак, Конституция РФ рассматривает естественное право как свод обязанностей по соблюдению субъективных естественных прав, правил поведения и защиту естественных прав. В ст. 18 Конституции РФ указано, что права человека определяют смысл законов. Это положение подтверждает официальное признание концепции «естественного права». Основа конституционного регулирования — система конституционных принципов, имеющих естественное происхождение. Но действие прав не является неограниченным. Во-первых, ч. 3 ст. 17 Конституции РФ закрепляет, что «осуществление прав не должно нарушать права и свободы других лиц. Во-вторых, ч. 3 ст. 55 Конституции РФ провозглашает возможность ограничения прав человека в случае объявления чрезвычайного положения. В-третьих, нормативная фиксация прав человека в силу ограниченности нормы как формы вербального выражения прав человека придает им определенную форму, тем самым ограничивая не только их объем, но и действие [1].
С принятием действующей Конституции РФ естественные права человека перестали быть декларативными.
Литература:
- Всеобщая декларация прав человека 1948 г. (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.)// [Электронный ресурс] URL: http:// www. base.garant.ru(дата обращения 27. 04. 2022)
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.)// [Электронный ресурс] URL: http:// www. base.garant.ru (дата обращения 27. 04. 2022)
- Вахрамеева Л. Н. Естественно-правовая теория как источник современной Российской концепции прав и свобод человека// Сибирское юридическое обозрение. — 2018. Том 15. — № 1. — С. 98–100
- Виппер Р. Ю. Общественные учения и исторические теории XVIII и XIX вв. в связи с общественным движением на Западе. М.: Гос. публ. ист. б-ка России, 2007.- 277 с.
- Гессен В. М. Возрождение естественного права. — СПб., 1902.- 43 с.
- Ивушкин А. С. Эволюция понятий «Естественное права» и «Права человека»// Наука. Общество. Государство. — 2016. Т. 4. № 2(14). — С. 1–5
- Ливеровский А. А. Рациональная модель конституционного регулирования //Lex Russica.-2019.- январь № 1 (146). — С. 71–81
- Мецгер А. А. Естественные права человека и государственная защита прав граждан в Российской Федерации // Образование и право. — 2021. — № 4. — С. 58–60
- Худолей Д. М. О конституционализации концепций естественных прав и естественного права//Ex jure. — №. 4. — 2019. С. 33- 36
- Чиркин В. Е. Общечеловеческие ценности и современное государство // Государство и право.- 2002. -№ 2. -С. 5–13
- Шевцов В. С. Права человека и государство в Российской Федерации: моногр. — М.: Профобразование, 2002. — 438 с.