В статье анализируется законодательство Российской Федерации, раскрывающее понятие, задачи, полномочия и особенности кадровой службы.
Актуальность исследования обусловлена изменением понимания сути государственного управления: от повседневного выполнения возложенных на органы государственной власти функций до управления делами общества, что отразилось на функционале их кадровых служб; в частности, добавились функции: ведомственный контроль; контроль за соблюдением трудового законодательства; профилактика коррупционных и иных правонарушений в органе государственной власти.
В ходе проработки устоявшихся трактовок понятия кадровой службы, анализа и обобщения ее задач, полномочий и особенностей формулируется понятие кадровой службы как структурного подразделения органа государственной власти.
Ключевые слова: кадровая служба, кадровая политика, задачи и полномочия кадрового подразделения, полномочия кадровой службы, структурное подразделение, орган государственной власти, государственное управление.
Вопрос о кадровой службе как структурном подразделении органа государственной власти (далее — кадровая служба) в настоящее время не теряет своей актуальности.
Изменение понимания сути государственного управления — от повседневного выполнения возложенных на государственные органы власти функций до управления делами общества — серьезно повлияло на их организационно-штатное построение и комплектование, что, безусловно, отразилось на функционале кадровых служб [1].
В этой связи рассмотрим законодательство Российской Федерации, раскрывающие понятие, задачи, полномочия и особенности кадровой службы.
Понятие кадровой службы
В статье 80 Федерального закона Российской Федерации от 23.05.2016 № 141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» понятие «кадровая служба» раскрывается следующим образом: «структурное подразделение, выполняющее комплекс мероприятий по подбору, расстановке, воспитанию и продвижению кадров» (под кадрами понимаются государственные гражданские служащие)[2].
В соответствии со статьей 56 Федерального закона Российской Федерации от 21.07.1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» кадровая служба (структурное подразделение) обеспечивает реализацию кадровой политики, организует воспитательную работу; организует подготовку сотрудников; осуществляет подбор и расстановку кадров [3].
В соответствии с Примерным положением о кадровой службе органа управления здравоохранением субъекта Российской Федерации, утвержденным первым заместителем Министра здравоохранения Российской Федерации А. Я. Вялковым 31.10.2000, кадровая служба органа управления здравоохранением является структурным подразделением органа управления здравоохранением субъекта Российской Федерации и обеспечивает формирование и реализацию кадровой политики [4].Данное определение наиболее краткое. Деятельность кадровой службы сводится к формированию и реализации кадровой политики. Возникает вопрос: что такое кадровая политика? Для полноты раскрытия понятия «кадровая служба» рассмотрим нормативные правовые акты, раскрывающие содержание кадровой политики .
В постановлении правительства Ивановской области от 16.10.2008 № 275-п «О вопросах кадровой политики Ивановской области» обозначены следующие ключевые позиции кадровой политики [6]:
— обеспечение эффективности формирования, профессионального развития и использования кадрового потенциала Ивановской области;
— создание стабильного резерва управленческих кадров Ивановской области.
В соответствии с Указом мэра Москвы от 09.10.2012 № 65-УМ «О Совете по кадровой политике при Мэре Москвы» кадровая политика включает в себя следующие главные направления кадровой работы [7]:
— вопросы развития гражданской службы Москвы;
— совершенствование правовых актов, регулирующих отношения в сфере прохождения государственной гражданской службы;
— формирование кадрового резерва.
В соответствии с пунктом 1 постановления правительства Санкт-Петербурга от 09.09.2014 № 838 «О кадровой политике в исполнительных органах государственной власти Санкт-Петербурга» приоритетными направлениями кадровой политики являются [8]:
использование кадровых резервов,
создание прозрачных механизмов конкурсного отбора,
расширение практики использования срока испытания при замещении вакантных должностей гражданской службы,
внедрение института наставничества,
внедрение комплексной оценки деятельности гражданских служащих,
совершенствование системы мотивации гражданских служащих,
создание системы мониторинга исполнения должностных обязанностей гражданскими служащими, деятельность которых связана с коррупционными рисками.
Комментируя вышеизложенную информацию о кадровой политике регионов, автор обращает внимание на следующее:
— кадровая политика органов государственной власти субъекта Российской Федерации формируется высшими органами государственной власти субъекта Российской Федерации;
— кадровая политика органов государственной власти включает в себя ключевые, главные, приоритетные направления кадровой работы (на примере таких субъектов Российской Федерации, как Москва, Санкт-Петербург, Ивановская область):
1) эффективное формирование, профессиональное развитие и использование кадрового потенциала;
2) формирование и использование кадровых резервов;
3) совершенствование правовых актов, регулирующих отношения в сфере прохождения государственной гражданской службы;
4) расширение практики использования срока испытания при замещении вакантных должностей гражданской службы,
5) внедрение института наставничества,
6) внедрение комплексной оценки деятельности гражданских служащих,
7) совершенствование системы мотивации гражданских служащих,
8) создание системы мониторинга исполнения должностных обязанностей гражданскими служащими, деятельность которых связана с коррупционными рисками.
Таким образом, определение кадровой службы как структурного подразделения органа государственной власти, обеспечивающего формирование и реализацию кадровой политики [4], включает только ключевые, главные, приоритетные направления кадровой работы и не охватывает видов деятельности кадрового подразделения, изложенных, в частности, в статье 44 «Кадровая работа» Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [5].
Рассмотрев определения кадровой службы как структурного подразделения органа государственной власти [2, 3, 4], формируем рабочую версию определения понятия «кадровая служба как структурное подразделение органа государственной власти» (см. рис. 1).
комплекс мероприятий по подбору, расстановке, подготовке и продвижению кадров |
Кадровая служба как структурное подразделение органа государственной власти осуществляет |
воспитательную работу |
формирование и реализацию кадровой политики |
||
Рис. 1. Кадровая служба как структурное подразделение органа государственной власти (рабочая версия)
Комментируя рис. 1, авторы специально обозначили приведенное определение как рабочую версию. Почему? Потому что трактовки кадровой службы, закрепленные в документах, не раскрывают ее реальной деятельности. В частности, содержание «формирование и реализация кадровой политики» не охватывает в полном объеме видов деятельности кадрового подразделения, изложенных, в частности, в статье 44 «Кадровая работа» Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». В свою очередь, в Федеральном законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации» ничего не говорится о воспитательной работе.
Таким образом, не представляется возможным дать полное определение кадровой службы как структурного подразделения органа государственной власти с учетом формулировок, закрепленных в документах [2, 3, 4] и нормах Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Продолжим исследование. Для полного раскрытия понятия «кадровая служба как структурное подразделение органа государственной власти» рассмотрим ее задачи, полномочия и особенности.
Задачи кадровой службы
Проанализировав раздел 2 Примерного положения о подразделении исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга по вопросам государственной службы и кадров, утвержденного распоряжением правительства Санкт-Петербурга от 27.01.2006 № 4-рп [9]; пункт 2.2 Типового положения о подразделении по вопросам государственной службы и кадров исполнительного органа государственной власти Брянской области, утвержденного приказом администрации губернатора Брянской области и правительства Брянской области от 26.06.2018 № 213-пр [10]; раздел 2 Типового положения о структурном подразделении государственного органа Республики Хакасия по вопросам государственной службы и кадров, утвержденного постановлением правительства Республики Хакасия от 23.01.2007 № 09 [11], авторы систематизируют вышеприведенные положения руководящих документов в схеме (см. рис. 2).
Реализация кадровой политики и развитие государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации |
Обеспечение прохождения государственной гражданской службы государственными гражданскими служащими |
Организационно-штатное обеспечение деятельности органа государственной власти |
Обеспечение исполнения органом государственной власти федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, регионального законодательства |
Задачи кадровой службы как структурного подразделения органа государственной власти |
Обеспечение профессионального развития государственных гражданских служащих |
Обеспечение мер по профилактике коррупционных и иных правонарушений |
Реализация наградной политики в органе государственной власти |
Обеспечение трудовой деятельности |
Рис. 2. Задачи кадровой службы как структурного подразделения органа государственной власти
Комментируя рис. 2, отмечаем, что задачи, которые ставятся перед кадровой службой, наглядно раскрывают направления деятельности кадровых подразделений. Информация на рис. 2 существенно дополняет рабочую версию понятия «кадровая служба как структурное подразделение в органе государственной власти». Итак, кадровая служба как структурное подразделение органа государственной власти не только осуществляет комплекс мероприятий по подбору, расстановке, подготовке и продвижению кадров; воспитательную работу; обеспечение формирования и реализации кадровой политики, но и:
— участвует в развитии государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации;
— обеспечивает исполнение органом государственной власти федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, регионального законодательства;
— обеспечивает меры по профилактике коррупционных и иных правонарушений;
— участвует в реализации наградной политики;
— обеспечивает трудовую деятельность;
— обеспечивает профессиональное развитие гражданских служащих;
— разрабатывает организационно-штатное построение органа государственной власти;
— обеспечивает прохождение государственной гражданской службы государственными гражданскими служащими.
Однако следует критически заметить, что задачи, стоящие перед кадровой службой, описывают деятельность кадрового подразделения довольно обобщенно. Авторы ставят своей целью детализировать деятельность кадровой службы, сформулировав ее узловые моменты. Переходим к проработке полномочий кадровой службы.
Полномочия кадровой службы
Проработав раздел 3 «Полномочия подразделения» Примерного положения о подразделении исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга по вопросам государственной службы и кадров, утвержденного распоряжением правительства Санкт-Петербурга от 27.01.2006 № 4-рп [9]; раздел 3 Типового положения о подразделении по вопросам государственной службы и кадров исполнительного органа государственной власти Брянской области, утвержденного приказом администрации губернатора Брянской области и правительства Брянской области от 26.06.2018 № 213-пр [10]; раздел 2 Типового положения о подразделении по вопросам государственной службы и кадров органа государственной власти Республики Коми, утвержденного приказом администрации главы Республики Коми от 27.06.2018 № 55-р [12], авторы систематизируют полномочия структурных подразделений по вопросам государственной службы и кадров (кадровых служб), объединяя их в укрупненные составляющие, и таким образом формируют схему «Полномочия кадровой службы как структурного подразделения органа государственной власти» (рис. 3).
Ведение кадрового делопроизводства и осуществление кадрового документооборота, включая подготовку правовых актов по кадровой работе, ведение табеля учета рабочего времени, подготовку документов для назначения пенсий, ведение номенклатуры дел, составление планов работы |
Обеспечение поступления граждан на гражданскую службу |
Обеспечение прохождения гражданскими служащими гражданской службы |
Обеспечение реализации трудовых отношений работниками органа власти, директорами подведомственных организаций |
|
Обеспечение деятельности: комиссии по противодействию коррупции; комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов; аттестационной комиссии; конкурсной комиссии; комиссии по проведению служебной проверки; комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с исчислением стажа |
Участие в мобилизационной подготовке, осуществление мероприятий по воинскому учету и бронированию гражданских служащих и работников |
Формирование управленческого резерва, кадрового резерва органа государственной власти, кадрового резерва руководителей подведомственных организаций, молодежного кадрового резерва |
||
Анализ практики осуществления кадровой работы и развития кадрового состава, представление руководителю органа государственной власти предложений по совершенствованию данной работы и развитию государственной гражданской службы |
||||
Заполнение и актуализация данных в Федеральной государственной информационной системе «Федеральный портал государственной службы и управления кадров», региональных государственных информационных системах |
Полномочия кадровой службы как структурного подразделения органа государственной власти |
Осуществление ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных НПА, содержащих нормы трудового права, на подведомственных предприятиях и в учреждениях |
Анализ потребности и организация привлечения кадров для замещения вакансий |
|
Ведение работы по профилактике коррупционных и иных правонарушений в органе государственной власти и подведомственных организациях |
Оформление допуска установленной формы к сведениям, составляющим государственную тайну |
Кадровое строительство (проведение организационно-штатных мероприятий, совершенствование штатной структуры органа государственной власти) |
Участие в регулировании оплаты труда гражданских служащих и работников органа государственной власти, работников подведомственных организаций, участие в разработке методических рекомендаций по оплате труда работников подведомственных организаций |
Работа с обращениями граждан и организаций |
Проведение мероприятий по повышению мотивации гражданских служащих к эффективному и добросовестному исполнению должностных обязанностей |
||||
Рис. 3. Полномочия кадровой службы как структурного подразделения органа государственной власти
Комментируя рис. 3, обращаем внимание на то, что полномочия наиболее подробно раскрывают деятельность кадровой службы. Полученная информация позволяет достаточно полно сформулировать понятие кадровой службы как структурного подразделения органа государственной власти. Однако для полноты исследования данного понятия необходимо рассмотреть особенности кадровой службы. Почему? Потому что при рассмотрении особенностей кадровой службы может быть получена дополнительная информация, характеризующая кадровое подразделение.
Особенности кадровой службы
Известный русский языковед Сергей Иванович Ожегов определил понятие «особенность» как характерное, отличительное свойство кого-чего-нибудь [13]. Следуя трактовке термина «особенность», авторы рассматривают особенности кадровой службы через призму ее характерных, отличительных свойств.
Для того чтобы подчеркнуть особенности кадровой службы как структурного подразделения органа государственной власти, авторы рассматривают в сравнении кадровую службу организации (предприятия либо учреждения), не относящейся к органам власти, и кадровую службу органа государственной власти (см. таблицу 1).
Таблица 1
Особенности кадровой службы как структурного подразделения органа государственной власти
№ |
Критерий сравнения |
Кадровая служба организации (предприятия либо учреждения) |
Кадровая служба органа государственной власти |
1 |
Наименование |
Отдел (управление) по управлению персоналом, управление по работе с персоналом, отдел кадров, отдел кадрового обеспечения и делопроизводства. Профессиональный стандарт «специалист по управлению персоналом», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 06.10.2015 № 691н |
Подразделение по вопросам государственной службы и кадров: управление (отдел, сектор) по вопросам государственной службы и кадров. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе», Закон Санкт-Петербурга от 15.06.2005 № 302-34 «О Реестре государственных должностей Санкт-Петербурга и Реестре должностей государственной гражданской службы Санкт-Петербурга», распоряжение правительства Санкт-Петербурга от 27.01.2006 № 4-рп «О примерном положении о подразделении исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга по вопросам государственной службы и кадров» |
2 |
Подчиненность |
Кадровая служба подчиняется руководителю учреждения, предприятия либо заместителю руководителя учреждения, предприятия по управлению персоналом. Профессиональный стандарт «специалист по управлению персоналом», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 06.10.2015 № 691н, Положение об отделе кадрового обеспечения и делопроизводства Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения «Служба сопровождения программных комплексов», утвержденное приказом Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения «Служба сопровождения программных комплексов» от 11.02.2022 № 22-П/22, Положение об управлении по работе с персоналом Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия «Санкт-Петербургский информационно-аналитический центр», утвержденное директором Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия «Санкт-Петербургский информационно-аналитический центр» 24.05.2021 |
Кадровая служба подчиняется руководителю органа государственной власти. Типовое положение о структурном подразделении государственного органа Республики Хакасия по вопросам государственной службы и кадров, утвержденное постановлением правительства Республики Хакасия от 23.01.2007 № 09, Типовое положение о подразделении исполнительного органа государственной власти Республики Бурятия по вопросам государственной службы и кадров, утвержденное постановлением правительства Республики Бурятия от 25.01.2007 № 11, Примерное положение о подразделении исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга по вопросам государственной службы и кадров, утвержденное распоряжением правительства Санкт-Петербурга от 27.01.2006 № 4-рп |
3 |
Обеспечение комплектования предприятия (учреждения), органа государственной власти соответствующим персоналом |
Работники, специалисты, рабочие, руководители. Трудовой кодекс Российской Федерации, Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденный постановлением Минтруда России от 21.08.1998 № 37, Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения», утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23.07.2010 № 541н, Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 31.10.2002 № 787 |
Государственные гражданские служащие (руководители, помощники, советники, специалисты); лица, замещающие должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы (заведующие отделов, старшие инженеры, старшие инструктора); рабочие. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе», Закон Санкт-Петербурга от 15.06.2005 № 302-34 «О Реестре государственных должностей Санкт-Петербурга и Реестре должностей государственной гражданской службы Санкт-Петербурга», постановление правительства Санкт-Петербурга от 29.04.2010 № 528 «Об оплате труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы Санкт-Петербурга, в исполнительных органах государственной власти Санкт-Петербурга» |
4 |
Обеспечение отношений, связанных с государственной гражданской службой (поступление, прохождение, прекращение) |
Кадровая служба организаций (предприятий, учреждений) не осуществляет обеспечения отношений, связанных с государственной гражданской службой (поступление, прохождение, прекращение) |
Кадровая служба органа государственной власти обеспечивает поступление граждан на государственную гражданскую службу Российской Федерации (государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации), ее прохождение и прекращение государственными гражданскими служащими. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе», Закон Санкт-Петербурга от 01.07.2005 № 399-39 «О государственной гражданской службе Санкт-Петербурга» |
5 |
Обеспечение трудовых отношений между работником и работодателем |
Кадровая служба организаций (предприятий, учреждений) осуществляет обеспечение трудовых отношений между работником и работодателем. Трудовой кодекс Российской Федерации |
Кадровая служба органа государственной власти осуществляет обеспечение трудовых отношений между работником (лицом, замещающим должность, не являющуюся должностью государственной гражданской службы) и работодателем. Трудовой кодекс Российской Федерации, Закон Санкт-Петербурга от 15.06.2005 № 302-34 «О Реестре государственных должностей Санкт-Петербурга и Реестре должностей государственной гражданской службы Санкт-Петербурга», постановление правительства Санкт-Петербурга от 29.04.2010 № 528 «Об оплате труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы Санкт-Петербурга, в исполнительных органах государственной власти Санкт-Петербурга» |
6 |
Обеспечение трудовых отношений между руководителем органа государственной власти и директором предприятия, учреждения, подведомственного органу государственной власти |
Предприятия и учреждения не имеют подведомственных организаций. Кадровые службы предприятий, учреждений не обеспечивают трудовых отношений между руководителем органа государственной власти и директором предприятия, учреждения, подведомственного органу государственной власти |
Кадровая служба органа государственной власти обеспечивает трудовые отношения между руководителем органа государственной власти и директором предприятия, учреждения, подведомственного органу государственной власти. Трудовой кодекс Российской Федерации |
7 |
Осуществление ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях |
Предприятия и учреждения не имеют подведомственных организаций. Кадровые службы предприятий, учреждений не осуществляют ведомственного контроля |
Кадровая служба органа государственной власти осуществляет ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных органу государственной власти организациях. Статья 353.1 Трудового кодекса Российской Федерации, Закон Санкт-Петербурга от 23.12.2016 № 683-121 «О ведомственном контроле за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в Санкт-Петербурге», постановление правительства Санкт-Петербурга от 17.08.2017 № 686 «Об уполномоченном исполнительном органе государственной власти Санкт-Петербурга, осуществляющем координацию деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при осуществлении ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных им организациях», Положение о Комитете по информатизации и связи, утвержденное постановлением правительства Санкт-Петербурга от 27.04.2010 № 450 |
8 |
Проверка сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также соблюдения государственными гражданскими служащими ограничений, установленных Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе» и другими федеральными законами |
На предприятиях и в организациях отсутствуют государственные гражданские служащие, муниципальные служащие. Кадровая служба предприятия, учреждения не осуществляет проверок сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также проверок соблюдения государственными гражданскими служащими ограничений |
Кадровая служба органа государственной власти осуществляет проверки сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также соблюдения государственными гражданскими служащими ограничений, установленных Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе» и другими федеральными законами |
Информация, приведенная в таблице 1, не является исчерпывающей и будет дополняться.
Представленный выше материал позволяет подчеркнуть следующие особенности кадровой службы как структурного подразделения органа государственной власти:
— наименование кадровой службы имеет строгую формулировку и изменяется только по виду структурного подразделения: управление (отдел, сектор) по вопросам государственной службы и кадров;
— кадровая служба безальтернативно подчинена руководителю органа государственной власти;
— кадровая служба осуществляет комплектование органа государственной власти не только государственными гражданскими служащими, но и лицами, замещающими должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы (работниками), и рабочими;
— кадровая служба органа государственной власти обеспечивает трудовые отношения между руководителем органа государственной власти и директором предприятия, учреждения, подведомственного органу государственной власти;
— кадровая служба в пределах своей компетенции участвует в государственном управлении: осуществляет контрольные функции, например:
1) ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных органу государственной власти организациях;
2) проверки сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также соблюдения государственными гражданскими служащими ограничений, установленных законодательством.
Проведя анализ законодательства Российской Федерации, раскрывающего понятие, задачи, полномочия и особенности кадровой службы; проработав задачи, полномочия, особенности кадровых подразделений, сформулируем понятие кадровой службы как структурного подразделения органа государственной власти посредством перечисления видов ее деятельности (см. рис. 4).
Ведение кадрового делопроизводства и кадрового документооборота |
Обеспечение поступления граждан на гражданскую службу и прохождения гражданской службы гражданскими служащими |
Обеспечение реализации трудовых отношений директорами предприятий и учреждений, подведомственных органам власти |
Мероприятия по воинскому учету и бронированию гражданских служащих и работников |
Деятельность по привлечению кадров для замещения вакансий |
Оформление допуска установленной формы к сведениям, составляющим государственную тайну |
Обеспечение деятельности: комиссии по противодействию коррупции, комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов, аттестационной комиссии, конкурсной комиссии, комиссии по проведению служебной проверки, комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с исчислением стажа |
Кадровая служба как структурное подразделение органа государственной власти осуществляет |
Внесение и актуализацию данных в Федеральной государственной информационной системе «Федеральный портал государственной службы и управления кадров», в региональных государственных информационных системах |
Ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, на подведомственных предприятиях и в учреждениях |
Ведение работы по профилактике коррупционных и иных правонарушений в органе государственной власти и подведомственных организациях |
Формирование управленческого резерва, кадрового резерва органа государственной власти, кадрового резерва руководителей подведомственных организаций, молодежного кадрового резерва |
Проведение организационно-штатных мероприятий, совершенствование штатной структуры органа государственной власти |
Участие в регулировании оплаты труда гражданских служащих и работников органа государственной власти, работников подведомственных организаций, участие в разработке методических рекомендаций по оплате труда работников подведомственных организаций |
Работу с обращениями граждан и организаций |
Проведение мероприятий по повышению мотивации гражданских служащих к эффективному и добросовестному исполнению должностных обязанностей |
Реализацию кадровой политики и развитие государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации |
Воспитательную работу (формирование здорового морально-психологического климата, укрепление служебной, трудовой дисциплины и др.) [14] |
Рис. 4. Кадровая служба как структурное подразделение органа государственной власти
На рис. 4 системно отражены все ключевые виды деятельности кадрового подразделения, что позволяет применять данную теоретическую разработку не только для обучения студентов высших учебных заведений по направлению «Государственное и муниципальное управление», но и в практических целях, в частности:
— для учета нагрузки, возлагаемой на кадровые службы органов государственной власти;
— для подбора и подготовки сотрудников кадровых служб органов государственной власти;
— для формирования оценочных критериев работы кадровых подразделений;
— для проверки кадровой работы в органах государственной власти;
— для самооценки кадровых служб.
Таким образом, в статье рассмотрены вопросы о кадровой службе как структурном подразделении органа государственной власти, а именно:
— рассмотрено законодательство Российской Федерации, раскрывающее понятие, задачи, полномочия и особенности кадровой службы;
— акцентировано внимание на содержании кадровой политики;
— отмечена необходимость актуализации трактовок понятия «кадровая служба», закрепленных в законодательных актах Российской Федерации и нормативных правовых актах органов государственной власти;
— рассмотрены и обобщены задачи и полномочия кадровой службы, выявлены ее особенности;
— сформулировано понятие «кадровая служба как структурное подразделение органа государственной власти» (показана теоретическая и практическая значимость работы по систематизации видов деятельности кадровых подразделений).
Информация в данной статье не является исчерпывающей.
Литература:
- Паршин В. Н. О некоторых вопросах управления структурным подразделением в исполнительном органе государственной власти Санкт-Петербурга / В. Н. Паршин. — Казань : Бук, 2022. — 192 с.
- Федеральный закон от 23.05.2016 № 141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
- Федеральный закон Российской Федерации от 21.07.1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации».
- Примерное положение о кадровой службе органа управления здравоохранением субъекта Российской Федерации, утвержденное первым заместителем Министра здравоохранения Российской Федерации А. Я. Вялковым 31.10.2000.
- Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
- Постановление правительства Ивановской области от 16.10.2008 № 275-п «О вопросах кадровой политики Ивановской области».
- Указ мэра Москвы от 09.10.2012 № 65-УМ «О Совете по кадровой политике при Мэре Москвы».
- Постановление правительства Санкт-Петербурга от 09.09.2014 № 838 «О кадровой политике в исполнительных органах государственной власти Санкт-Петербурга».
- Примерное положение о подразделении исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга по вопросам государственной службы и кадров, утвержденное распоряжением правительства Санкт-Петербурга от 27.01.2006 № 4-рп.
- Типовое положение о подразделении по вопросам государственной службы и кадров исполнительного органа государственной власти Брянской области, утвержденное приказом администрации Губернатора Брянской области и правительства Брянской области от 26.06.2018 № 213-пр.
- Типовое положение о структурном подразделении государственного органа Республики Хакасия по вопросам государственной службы и кадров, утвержденное постановлением правительства Республики Хакасия от 23.01.2007 № 09.
- Типовое положение о подразделении по вопросам государственной службы и кадров органа государственной власти Республики Коми, утвержденное приказом администрации главы Республики Коми от 27.06.2018 № 55-р.
- Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: ок. 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов ; под ред. проф. Л. И. Скворцова. — 27-е изд., испр. — Москва : Издательство АСТ : Мир и образование, 2016. — 1360 с.
- Паршин В. Н. О кадровой работе в исполнительном органе государственной власти Санкт-Петербурга / В. Н. Паршин. — Казань : Бук, 2019. — 324 с.