Организационно-управленческие условия профилактики подросткового вандализма | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №19 (414) май 2022 г.

Дата публикации: 09.05.2022

Статья просмотрена: 205 раз

Библиографическое описание:

Брылева, К. А. Организационно-управленческие условия профилактики подросткового вандализма / К. А. Брылева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 19 (414). — С. 433-435. — URL: https://moluch.ru/archive/414/91290/ (дата обращения: 18.12.2024).



Анализ научной литературы и образовательной практики позволил определить организационно-управленческие условия профилактики подросткового вандализма в школе.

Первым условием выступает профилактика подросткового вандализма по трём направлениям: подростки — педагогический коллектив — родители.

Второе условие — применение технологии профилактики вандализма в подростковом возрасте .

В начале шестидесятых годов началось массовое внедрение понятия психолого-педагогическая технология, у истоков которого стоял А. C. Макаренко. Изучению данного вопроса посвящены труды зарубежных учёных: Б. Блум, Д. Брунер, Д. Хамблин и другие. Большой вклад в разработку теоретических аспектов педагогической технологии внесли отечественные учёные: В. П. Беспалко, М. В. Клярин, М. М. Левина, Л. С. Подымова, В. А. Сластёнин, Т. И. Шамова и многие другие.

На основе исследованной педагогической и психологической литературы мы пришли к выводу, что наиболее полное и точное определение педагогической технологии дает Е. А. Леванова: «педагогическая технология — это упорядоченная и задачно структуированная совокупность действий, операций и процедур, обеспечивающих диагностируемый и гарантированный результат в изменяющихся условиях» [5].].

Технология профилактики подросткового вандализма соответствует следующим принципам :

принцип целостности технологии подразумевает формирование целостности образовательной среды, включение всех субъектов воспитания (педагоги, родители, сверстники) в непрерывный процесс профилактики вандализма (в процессе учебной и внеучебной работы);

принцип поэтапности заключается в том, что технология содержит подробное описание каждого этапа формирования у подростков негативного отношения к вандализму (диагностический, содержательный, рефлексивный).

Технология профилактики подросткового вандализма включает три содержательных блока :

диагностический блок раскрывает диагностические процедуры, критерии, показатели и инструментарий мониторинга склонности подростков к проявлениям вандализма;

содержательно-деятельностный блок раскрывает цели, задачи, содержание профилактической работы, конкретные способы достижения результатов;

результативный блок раскрывает процедуры оценки проведённой работы и проверки эффективности технологии.

Технология выполняет в управлении процессом профилактики подросткового вандализма в школе следующие функции:

1. Мировоззренческая функция направлена на оптимизацию взгляда подростков на окружающий мир и свое место в нём, на гармонизацию воспитательного процесса и процесса профилактики подросткового вандализма.

2. Образовательно-воспитательная функция: процесс профилактики вандализма происходит с помощью передачи системы культурных ценностей, традиций и норм поведения в обществе, формирования ценностных ориентаций и взаимоотношений в процессе обучения и воспитания.

3. Развивающая функция, содействующая развитию у подростков активной социальной позиции и интереса, способствующая личностному росту подростков, склонных к вандализму. Данная функция реализуется посредством включения подростков в развивающие виды деятельности, ориентированные на зону ближайшего развития.

4. Социализирующая функция реализуется посредством включения подростков, предрасположенных к вандализму, в общественно-полезную, трудовую, просветительскую, творческую, спортивную и иные социально-одобряемые виды деятельности, что способствует приобретению ими социально одобряемых и социально приемлемых навыков поведения.

5. Функция социально-правовой защиты проявляется в организации просветительской деятельности для подростков и родителей по предупреждению правонарушений, в оказании правовой, социальной, медицинской, психологической и педагогической помощи семьям и подросткам, нуждающимся в профессиональной помощи. [1]

6. Организационно-методическая функция характеризуется включением подростков, предрасположенных к вандализму, в различные федеральные и региональные проекты и программы по предупреждению отклоняющегося поведения и его компонентов, созданием авторских педагогических программ в образовательных учреждениях.

7. Интегративная функция — включение в процесс профилактики педагогов, родителей и подростков для достижения более эффективных результатов.

Третье условие — реализация психолого-педагогической тренинговой программы , направленной на формирование у подростков, склонных к вандализму:

– понимания и восприятия себя как личности, осознания особенностей своего характера, позитивных и негативных;

– осознание отношения к себе других;

– научение конкретным видам действий, способам взаимодействия со средой: развитие способности правильно оценивать свои негативные чувства, осознание возможности регуляции своей повседневной жизни; формирование конструктивных методов агрессии; развитие навыков межличностного общения, эмпатии;

– осознание влияния проблемных качеств характера на взаимоотношения с окружающими;

– поведенческое и социально-психологическое преодоление стрессовых ситуаций, развитие навыков самоконтроля, самодисциплины, саморегуляции;

– формирование умений воспринимать и понимать себя в процессе общения;

– формирование группового единства, навыков работы в команде.

Четвертое условие — типологизация подростков по степени склонности к проявлениям вандализма . В основу типологии подросткового вандализма положено отношение подростков к вандальному поведению, степень поведенческих проявлений вандализма, уровень сформированности ответственности за совершенные действия. В результате выявлены следующие типы подросткового вандализма:

предрасположенность к вандализму — разрушительные поведенческие проявления, в основе которых лежат психофизиологические особенности личности: эйфорическая и десфорическая активность; фрустрированность; акцентуированность характера (гипертимность, циклоидность, демонстративность, неустойчивость); эгоцентризм, вспыльчивость, повышенная раздражительность, несдержанность, склонность к аффективным реакциям;

склонность к вандализму — разрушительная реакция подростка, характеризующаяся завышенной самооценкой, конфликтностью, агрессивной реакцией на критику и замечания; потребностью в самоутверждении, подвержением себя неоправданному риску, завышенной самооценкой, возникающая вследствие протеста, несогласия с общепринятыми социальными нормами и правилами, подражания, «заражения» и группирования со сверстниками;

ситуативный вандализм — разрушительные акты, совершаемые подростками скрыто, анонимно, чаще всего безнаказанно, выражающиеся в внешне бессмысленных, рассредоточенных деструктивных действиях совершаемых с целью восстановления несправедливости, проверки границ допустимого, привлечения внимания к себе, осуществляемые вследствие стресогенной социальной ситуации или ситуации повышенного давления (требовательности). [2]

устойчивый вандализм — постоянное разрушительное поведение подростка в социуме с целью получения эмоционального удовлетворения, реализации потребности в разрушении и порче. Результатом становится нанесение ущерба другим людям, школьному имуществу и т. п.

Отнесение подростка к тому или иному типу осуществляется на основе диагностики по следующим показателям:

– акцентуации характера;

– стремление к поиску новых ощущений различного рода (неоправданный риск, нарушение общепринятых норм и правил, самовыражение с помощью разрушения и т. п.);

– эмоциональное отношение подростка к позициям, которые он сумел занять в обществе на данный момент своей жизни (степень удовлетворенности собственными достижениями и положением в социально заданных иерархиях);

– типы эмоциональной реакции на воздействие стимулов окружающей среды (негативные, нейтральные или положительные стимулы, закономерно проявляющиеся в негативных или положительных поведенческих реакциях направленных на окружающую среду).

Пятое условие — диагностика и формирование у педагогов школы готовности к проведению профилактики подросткового вандализма . Такая готовность включает:

– понимание психолого-педагогической сущности явления подросткового вандализма;

– знание природы, истоков и типологии подросткового вандализма;

– навыки диагностики предрасположенности подростков к вандальному поведению, в том числе анализ медицинской документации для определения возможных физических и психических особенностей организма подростков, негативно сказывающихся на их поведении.

Шестое условие — интеграция усилий администрации школы, классных руководителей, учителей-предметников, психолога, социального педагога школы и родителей в профилактике подросткового вандализма .

Описанные организационно-управленческие условия профилактики подросткового вандализма прошли экспериментальную апробацию на базе СОШ г. Сочи. На основе проведённых диагностик были сформированы две группы подростков: экспериментальная группа — 68 обучающихся и контрольная — 62 обучающихся.

В ходе проведенной нами опытно-экспериментальной работы были выявлены подростки, предрасположенные к проявлению вандализма. У подростков, склонных к вандальному поведению, происходит нарушение ценностных ориентаций, искажение жизненных установок, нарушается волевой компонент.

Литература:

1. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением: Учеб.-метод, пособие / Под ред. М. И. Рожкова. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

2. Галагузова Ю. Н., Ремезова В. В. Социально-педагогическая деятельность с неблагополучной семьей в центре социальной помощи детям: Учеб.пособие. — Н.Новгород, 2001.

3. Гончаренко И. М. Педагогические условия формирования готовности социального педагога к работе с семьей: Автореф. дис.... канд. пед. наук. — М., 2003.

4. Евлашкина Н. М. Психологические факторы и формы проявления агрессии у подростков с девиантным поведением: Автореф. дис.... к-та псих, наук. — Москва, 2012.

5. Змановская Е. В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения). — М.: «Академия», 2003.

Основные термины (генерируются автоматически): подростковый вандализм, подросток, включение подростков, педагогическая технология, проявление вандализма, завышенная самооценка, неоправданный риск, окружающая среда, организационно-управленческое условие профилактики, технология профилактики.


Похожие статьи

Формы и методы работы по формированию у детей здорового образа жизни

Образовательно-воспитательные основы профилактики химических зависимостей

Причины и условия противоправного поведения несовершеннолетних

Педагогические условия формирования экологической культуры младших школьников

Педагогические условия воспитания духовно-нравственной личности младшего школьника

Методические рекомендации по повышению уровня ответственности старших дошкольников

Педагогические условия интеркультурного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности

Психолого-педагогические условия ориентации старших школьников на профессию

Психолого-педагогические условия формирования мотивации младших школьников в учебном процессе

Формирование основ безопасного поведения дошкольников через различные виды деятельности

Похожие статьи

Формы и методы работы по формированию у детей здорового образа жизни

Образовательно-воспитательные основы профилактики химических зависимостей

Причины и условия противоправного поведения несовершеннолетних

Педагогические условия формирования экологической культуры младших школьников

Педагогические условия воспитания духовно-нравственной личности младшего школьника

Методические рекомендации по повышению уровня ответственности старших дошкольников

Педагогические условия интеркультурного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности

Психолого-педагогические условия ориентации старших школьников на профессию

Психолого-педагогические условия формирования мотивации младших школьников в учебном процессе

Формирование основ безопасного поведения дошкольников через различные виды деятельности

Задать вопрос