Внедрение в практику военного обучения андрагогического подхода позволит успешнее решать проблемы обучения. Введение специального раздела в структуре военной педагогики, касающегося теоретического обоснования андрагогического подхода и соответствующей технологии обучения курсантов в военной школе позволит качественно подготовить военного специалиста.
Ключевые слова: обучение, педагогический процесс, андрогогические механизмы.
На сегодня служба в Вооружённых Силах является социально значимой деятельностью в нашем обществе. Курсанты, обучаясь, могут создать свои семьи, завести детей, что в принципе и происходит.
Взрослый человек, в отличие от не взрослого, обладает относительно сформированными психофизиологическими функциями, в частности эмоционально-волевой сферой. Важное отличие взрослого человека — наличие у него большого объёма жизненного опыта, который выступает в трёх разновидностях: бытовой, профессиональной и социальной [1, 3].
Цели обучения взрослых людей конкретны и тесно связаны с социально-психологическими, профессиональными, бытовыми, личностными проблемами, с которыми связаны достаточно ясные представления о дальнейшем применении полученных знаний, умений, навыков и качеств [1].
В современных условиях в педагогическом процессе военного вуза недостаточно учитывается тот факт, что обучающиеся являются взрослыми людьми, имеющими определённый жизненный опыт. Внедрение же андрагогического подхода в военно-профессиональной подготовку курсантов является одним из путей повышения эффективности обучения и воспитания офицерского состава (табл.1).
Курсанты должны захотеть учиться |
Необходимо создать условия для внутренней мотивации индивидов к обучению |
Курсанты будут изучать только то, что применимо на практике |
Они хотят знать, «чем это поможет сейчас мне?» |
Новые знания и навыки должны использоваться немедленно |
Через месяц забывается 50 % того, что изучалось пассивно, через два месяца 80 % |
На результат обучения большое влияние оказывает…. |
«ригидность» восприятия мышления |
Андрагогический подход имеет ряд отличий, которые лучше рассмотреть, сопоставляя традиционную педагогическую [1, 3] и андрагогическую модели обучения (табл. 2).
Традиционная модель обучения |
Андрагогическая модель |
Курсант полностью зависит от преподавателя |
Курсант испытывает потребность в самостоятельности, в самоуправлении, что повышает его роль в обучении |
Опыт курсанта незначительный |
Курсант по мере своего роста и развития аккумулирует значительный опыт |
Готовность курсанта к учению: принуждение, давление и т. п. |
Готовность курсанта к учению: потребность в изучении чего-либо для решения конкретных жизненных и служебных проблем, т. е. сам курсант играет ведущую роль в мотивации своего обучения |
Курсант ориентируется на приобретение знаний впрок |
Курсант приобретает те знания, умения, навыки и качества, которые необходимы ему для решения жизненно важных проблем. |
Поэтому целью обучения являться совершенствование технологии обучения курсантов. То есть офицер, занимаясь повседневной деятельностью или участвуя в боевых действиях, должен постоянно проявлять инициативу, самостоятельность, брать на себя ответственность. В тоже время, традиционная модель обучения не способствует в полной мере формированию всех этих качеств и навыков. Обучающийся остаётся пассивным элементом процесса обучения, зависимым от педагога. Выпускнику в войсках приходится обучаться заново методом проб и ошибок. Внедрение же в обучение андрагогического подхода, будет способствовать решению этой проблемы и совершенствованию военно-профессиональной подготовки в целом.
Ведь процесс обучения есть процесс взаимодействия пяти основных элементов (рис. 1).
Рис. 1. Организационно-деятельностная модель процесса обучения
Так как педагогика, ориентируется на деятельность лишь одного, элемента — преподавателя, то она по сути сводит понятие «обучение» к понятию «преподавание» [1]. А применяя при обучении андрагогическую модель обучающийся активно и реально участвует в организации процесса обучения. Отсюда вывод, что обучающийся является началом и концом своего процесса обучения.
Поэтому организация процесса обучения в большой степени зависит от личности обучающегося, от его психофизиологических и профессиональных особенностей. Поэтому главной задачей при организации обучения является уяснение преподавателем и самими курсантами этих особенностей. Добиться этого можно путем психолого-андрагогической диагностикикурсантов с применением андраго-педагогической модели (рис. 2).
Рис. 2. Андраго-педагогическая модель обучения курсантов (по аналогии с подходом Змеёва С. И.)
Каждый обучающийся воспринимает и овладевает информацией совершенно индивидуально, в зависимости от своих психофизиологических особенностей и индивидуальных характеристик познавательной деятельности. Этап диагностики реализуется практически каждым обучающимся, независимо взрослый или не взрослый. Однако, при обучении взрослых этап диагностики играет важную роль и имеет ряд существенных отличий.
При этом решаются важные задачи, такие как выявление индивидуальных особенностей конкретных людей, которые будут влиять на организацию и осуществление процесса обучения, и формирование у курсантов устойчивой мотивации обучения.
В эмпирической части исследования, основанной на диагностировании курсантов, затрагиваются основные черты личности человека, которые наиболее важны для успешного выполнения дальнейшей служебной деятельности (рис.3).
Рис. 3. Черты характера
Анализ результатов изучения оптимизма у курсантовпоказывает, что на 3-ем курсе 64 % курсантов достаточно объективны, самокритичны и оптимистичны. Принцип опоры на опыт курсанта, его практические знания, умения, навыки в качестве базы обучения и источника новых знаний, сподвигнет его к индивидуальной работе.
Рис. 4. Черты характера
Анализируя силу воли курсантов старших курсов, как взрослых людей, видно, что преобладают два критерия: характер и воля.
Проведя исследования на независимость курсантов видно, что большинство курсантов являются чересчур независимыми в своих суждениях и поступках. Поэтому преподаватель, применяя на практике принципы андрагогического подхода, сможет сформировать необходимую внимательность и уважение к мнению других людей не снижая при этом уровень независимости и самостоятельности суждений.
Так как для успешной командирской работы курсанту необходимо иметь средне выраженные черты лидера, а по результатам исследования такие проявляют только 32 %, поэтому их необходимо развивать, а внедрения андрагогического подхода в этом им поможет. Так как от будет стимулировать самостоятельность, ответственность и увлеченность делом.
Исходя из выше сказанного, можно предположить, что применение андрагогического подхода в обучении будет преследовать конкретные, жизненно важные цели для курсанта, заставлять их ориентироваться на выполнение различных социальных ролей или совершенствовать личность, а также строится как профессионал, с учетом профессиональной служебной, а также социальной и бытовой деятельности обучающегося (рис.5).
Рис. 5. Диаграмма успеваемости курсантов с применением андрагогической модели обучения
Предложенный нами путь совершенствования обучения курсантов, на основе андрагогического подхода, позволяет при определённых условиях добиться значительно лучших результатов в подготовке военных специалистов, отвечающих современным требованиям.
Литература:
- Змеев С. И. Андрагогика — становление и пути развития.// Педагогика. — М., 1995.- № 2.
- Подласый И. П. Педагогика: Учебник. — М.: Высшее образование, 2007. — 540 с.
- Змеёв С. И. Андрагогика: основы теории и технологии обучения взрослых. — М.: ПЕРСЭ, 2003. — 207 с.