В статье авторами рассматриваются основные проблемы государственного финансового контроля, сформировавшиеся на современном этапе развития финансового права Российской Федерации, а также пути их решения.
Ключевые слова: финансовое право, государственный финансовый контроль, бюджетные средства, цифровизация экономики.
Развитие российского финансового права претерпело множество изменений, что привело эту отрасль к тому виду, который мы видим сейчас. Большой вклад в данный процесс внесло государство посредством своего финансового контроля, ведь государство как заинтересованное лицо, как собственник выражающий и устанавливающий требования к правилам проведения контроля, выражает свой интерес через законодательные, подзаконные и другие нормативно-правовые акты.
Сам термин «государственный финансовый контроль» рассматривается, по мнению Пенчук А. В., как деятельность органов контроля, реализовывающая на основании закона и при помощи специально-созданных приемов, методов, средств с целью обеспечения целесообразности и эффективности формирования, распределения и использования бюджетных средств [5, с. 5].
Проблема эффективности ГФК (государственный финансовый контроль) является актуальной темой на современном этапе развития России, для этого определяются цели которые предполагают контролирование: за оперативной и срочной отчетностью о формировании и исполнении бюджетных планов федеральных и региональных уровней, а также на уровне местного самоуправления; целевое использование ресурсов; противодействие легализации (отмыванию) доходов и т. д. [3, с. 263].
В институте государственного финансового контроля можно выделить два вида проблем по классификации, где первой будет являться группа, связанная со слабой НПА базой, которая конкретизирует и регламентирует саму процедуру ГФК в РФ. Данную группу составляют такие препятствия как:
1) неполная регламентация законодателем правовых полномочий органов контроля.
2) множественное пересечение уже выделенных функций разных контрольных органов между собой (Например, сфера деятельности и функции Министерства Финансов и ФНС России сильно перекликаются в области вопросов по налогам и сборам и схемы их воплощения в жизнь).
3) отсутствие определенного круга объектов финансового контроля, непосредственно связанного с неопределённостью алгоритма реагирования на правонарушения в финансовой системе [3, с. 264].
Группу вторую составляют проблемы связанные с упущениями деятельности органов финансового контроля, такие как:
1) меры по исполнению доходов бюджета являются неправомерными и не всегда обоснованными (новые налоги и сборы, льготы (Например, льготная ипотека в период пандемии, которая подорвала рынок жилья) и т. д.) [1].
2) нецелевое расходование средств.
3) некомпетентная работа органов финансового контроля.
Отсутствие решения данных проблем, а также более жёсткой и эффективной административной ответственностьюза правонарушения в ГФК и не возмещением причиненных убытков, увеличивает показатели финансовых нарушений. Так на примере исследований Махотина А. Р. соотношения периодов 2016 года (где средний размер нарушения составил251,2 млн руб.) и 2018 года (где такой же размер нарушения был равен 289,0 млн руб.) показывает, во-первых, рост нарушений и подтверждает их не решаемость, а во-вторых,свидетельствует, что подтверждает и Счетная палата, повышении числа небольших нарушений в уменьшение более крупных [4, с. 333].
Также появляются абсолютно новые проблемы государственного контроля, связанные уже с цифровизацией экономики. Появление таких инноваций как «блокчейн», «Мастерчейн»,Bigdata приводят к проблеме контролирования финансовых потоков, например не урегулируемые и не контролируемые транзакции связанные с криптовалютой. Нет единого понимания квалифицирующих признаков финансового контроля для абсолютно новых финансовых ресурсов. Например, у В. В. Бурцева фигурирует уже более тридцати признаков, а у его коллеги И. А. Белобжецкий выделяет три вида контроля по одному признаку субъекта контроля [6, с. 5].
Дополнительной проблемой, связанной с цифровизацией, может стать риск потери документов, вызванный переходом с бумажных документов на электронный документооборот, а также внедрением электронного документооборота в деятельность объектов и субъектов государственного финансового контроля. В связи с этим возрастает риск потери электронных документов в результате, например, хакерских атак или взлома электронной системы.
Тем не менее, с появлением новых, а также совершенствованием существующих информационных технологий появится возможность обеспечить открытость бюджетов всех уровней, возможность контроля расходов и доходов каждого получателя бюджетных средств в режиме реального времени. И как следствие, наличие актуальной информации о финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов будет способствовать предупреждению и пресечению правонарушений в финансовой сфере.
Решением и минимизированием нарушений, могут послужить такие меры как:
1) Оптимизация эффективности методов контроля на всех этапах принятия (в том числе и на начальных, и на исполнении), а также государственных программ по уменьшению ущерба бюджету.
2) Конкретизация и установление общих единых норм для контрольных органов, которые будут выступать стандартом для их деятельности (Минфин РФ может поспособствовать разработки таких мер) [2, с. 68].
3) Принятие мер улучшения работы и сотрудничества с правоохранительными органами для эффективной борьбы с коррупцией, растратой государственных финансов и иным преступлением против государства в области финансов бюджета.
4) Создание и внедрение технологических инновации в контрольных процессов ГФК.
5) Регулярное, открытое и беспристрастное информирование правительства о результатах ГФК от всех контрольных органов.
При принятии данных мер, по нашему меннеию, может улучшить работу контрольно-счетных органов России и повысить качесво их работы, а также снизить показатели нарушений как в мелких, так и в курпных правонарушениях, вкдь эффективность госудасвенного финансвого контроля это фундамент для крепкого сотруднечесва между общесвом и госудрасвом.
Литература:
- Велесевич, С. С. «Ипотека перегревает рынок»: что будет с ценами на жилье» / С. С. Велесевич. — Текст: электронный // АО «РОСБИЗНЕСКОНСАЛТИНГ».: [сайт]. — URL: https://www.rbc.ru (дата обращения: 25.04.2022).
- Горбунова, И. Е. Проблемы развития государственного финансового контроля в России и пути совершенствования его организации / И. Е. Горбунова, С. А. Папоян. — Текст: непосредственный // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2011 г.). — Т. 1. — Москва: РИОР, 2011. — С. 67–69.
- Дорофеева, О. К. Современные проблемы государственного финансового контроля в Российской Федерации и пути их решения / О. К. Дорофеева, С. Н. Марков. — Текст: непосредственный // Потенциал Российской экономики и инновационные пути его реализации: Материалы международной научно-практической конференции студентов и аспирантов: в 2 частях. — Потенциал Российской экономики и инновационные пути его реализации: Материалы международной научно-практической конференции студентов и аспирантов: в 2 частях: Региональный общественный фонд «Фонд региональной стратегии развития, 2015. — С. 263–265..
- Махотина, А. Р. Актуальные вопросы государсвенного финансового контроля в Российской Федерации / А. Р. Махотина. — Текст: непосредственный // Социальная интеграция и развитие этнокультур в евразийском пространстве. — 2020. — № 1. — С. 331–337.
- Пенчук, А. В. Государственный финансовый контроль в Российской Федерации и направления его совершенствования / А. В. Пенчук. — Текст: непосредственный // Концепт. — 2014. — № 7. — С. 5–6.
- Шкарин, Д. М. Финансовый контроль в условиях цифровизации экономики / Д. М. Шкарин. — Текст: непосредственный // Электронный научный журнал «Вектор экономики». — 2019. — № 6. — С. 5–6.