В статье автор определяет основные факторы, влияющие на величину рентабельности. Особое место уделяется повышения рентабельности предприятия.
Ключевые слова: прибыль, рентабельность, резервы роста рентабельности предприятия.
Обеспечение эффективного функционирования организаций требует экономически грамотного управления их деятельностью, которое во многом определяется умением ее анализировать. Анализ прибыли и рентабельности предприятия позволяет выявить большое число тенденций развития, он призван указать руководству предприятия пути дальнейшего успешного развития, указывает на ошибки в хозяйственной деятельности, а также выявляет резервы роста прибыли, что, в конечном счете, позволяет предприятию более успешно осуществлять свою деятельность.
Значимость экономического анализа таких важнейших показателей, как прибыль и рентабельность предприятия трудно переоценить, ведь именно прибыль является конечным финансовым результатом деятельности предприятия, служащим источником пополнения финансовых ресурсов предприятия, а рентабельность — это относительный показатель.
Рентабельность рационально исследовать с двух позиций — в качестве качественного и количественного показателя и в качестве объективной экономической категории. В качестве объективной экономической категории рентабельность характеризует финансовый результат, прибыльность, доходность деятельности компании.
На показатель рентабельности влияют две группы факторов, которые делят на две основные группы (рис. 1).
Рис. 1. Классификация факторов, влияющих на величину рентабельности
Все факторы, влияющие на прибыль и рентабельность, можно разделить на две группы [1, с. 142]:
– факторы внешней среды (макроуровень);
– факторы внутренней среды (микроуровень).
В современных российских условиях важную роль играют факторы внешней среды. Факторы внешней среды не зависят от деятельности предприятия, но могут оказать значительное влияние на прибыль. К ним относятся:
- Рыночно-конъюнктурные:
– экономическая ситуация в стране;
– уровень инфляции;
– повышение конкурентоспособности в оказании услуг;
– расширение ассортимента выпускаемой продукции;
– организация эффективной рекламы новых видов продукции;
– развитие внешнеэкономических связей;
– изменение тарифов и цен на поставляемые виды услуг и продукцию.
- Хозяйственно-правовые и административные:
– налоговая и кредитная политика государства и коммерческих банков;
– нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность предприятия;
– государственное регулирование тарифов и цен.
Внутренние факторы напрямую зависят от работы самого предприятия, а также характеризуют работу его коллектива. Кроме того, внутренние факторы делятся на производственные и непроизводственные.
К внепроизводственным факторам относятся [2, с. 61]:
– организация реализации выпускаемой продукции;
– снабжение товарно-материальными ценностями;
– организация финансовой и экономической работы на предприятии;
– природоохранная деятельность предприятия;
– социальные условия труда и быта работников предприятия.
Производственные факторы отражают наличие и использование основных элементов производственного процесса, участвующих в формировании прибыли.
В свою очередь производственные факторы могут подразделяться на экстенсивные и интенсивные. К экстенсивным относят факторы, которые отражают объем производственных ресурсов, их использования во времени и непроизводственное использование ресурсов.
В ходе осуществления хозяйственной деятельности, связанной с производством, реализацией продукции и получением прибыли, внутренние и внешние факторы находятся в тесной зависимости друг с другом.
Из факторов рентабельности производства следуют и пути ее повышения.
Уменьшению затрат на производство продукции способствуют следующие мероприятия:
– расширение объемов производства продукции и улучшение ее качества;
– улучшение политики сбыта, возможное снижение цен, разработка систем скидок и дисконтов для реализации запасов;
– снижение материалоемкости продукции;
– применение прогрессивных информационных технологий, направленных на сбережение ресурсов, информационных технологий, современных форм амортизации, разработка технологий, позволяющих существенно снизить брак на производстве;
– снижение затрат по переработке, транспортировке и хранению материалов, снижение потерь материалов;
– экономия электроэнергии при работе энергоемких производств;
– кадровая политика предприятия, когда предпочтение отдается высококвалифицированным специалистам, которые могут совмещать несколько должностей, так же направление сотрудников на курсы переподготовки;
– повышение производительности труда, создание и поддержание благоприятной обстановки в рабочем коллективе, совершенствование системы организации и оплаты труда работников, повышение мотивации труда;
– поиски новых поставщиков на более выгодных условиях для закупки более дешевых материалов и сырья;
– поиски новых рынков сбыта благодаря маркетинговой политике.
Литература:
- Петров К. А. Повышение рентабельности производства // Аграрный научный журнал. — 2019. — № 12. — C.140–145.
- Фаттахова Г. Я. Рентабельность и факторы, на нее влияющие // Экономические науки. — 2018.- № 5 (66). — С. 60–65.