Взаимодействие и синтез искусств как фактор творческого развития личности ребенка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №19 (414) май 2022 г.

Дата публикации: 10.05.2022

Статья просмотрена: 188 раз

Библиографическое описание:

Долгашова, Н. Н. Взаимодействие и синтез искусств как фактор творческого развития личности ребенка / Н. Н. Долгашова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 19 (414). — С. 449-450. — URL: https://moluch.ru/archive/414/91317/ (дата обращения: 15.11.2024).



Новизной данной статьи является раскрытие сути взаимодействия видов искусства как отражения продуктивного взаимодействия любых форм бытия. Искусство посредством взаимодействия своих видов, через интеграцию и связующий синтез ведет ребенка к целостному восприятию мира, способствующему развитию его личности.

Ключевые слова: личность, личностное развитие, бытие, виды искусства, творческая деятельность, взаимодействие, интеграция, синтез.

Keywords: personality, personal development, being, types of art, creative activity, interaction, integration, synthesis.

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.

В. А. Сухомлинский (педагог — новатор, автор педагогической системы)

Для успешной реализации личностных потенциалов ребенка необходимо реализовывать личностно-ориентированную модель обучения и воспитания, Творческая деятельность, как особая сфера жизни ребенка, позволяет создать благоприятные стимулы для гармоничного личностного развития.

Личность — это итог развития индивида, наиболее полное воплощение всех человеческих качеств. Личность ребенка формируется постоянно под воздействием различных факторов и обстоятельств жизни [1, с. 120].

Ребенок познает окружающий мир через художественные образы в живописи, музыке, литературе.

Без воспитания эстетически грамотных людей, воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям, умения понимать и ценить искусство, без пробуждения у детей творческих начал невозможно формирование творчески активной личности. Каждый отдельный вид искусств оказывает влияние на ребенка, на его эмоции, чувства, мышление, воображение, память. Опытные специалисты в областях педагогического, музыкального, художественного воспитания Н. А. Ветлугина, Н. П. Сакулина, Е. А. Флерина подтверждают, что необходимо активно развивать у ребенка эстетическое восприятие разных видов искусства, учить его выделять выразительные средства художественного произведения, разных видов и жанров [5, с. 21].

По факту бытия, взаимодействие, в противовес несогласованности, разобщенности дает силу, прочность, стойкость в достижении общих целей.

Бытие — жизнь, существование [13, с. 54]. Из этого следует, что взаимодействие различных видов искусств, в творческом развитии личности ребенка, будет иметь наибольшую полезность, плодотворность, нежели воздействие отдельных видов искусств. Взаимодействие, предполагает действие друг на друга, как минимум двух объектов [7, с. 187]. Поле взаимодействия различных искусств, преобразуется в систему, в рамках которой протекают процессы интеграции взаимодействующих элементов этой системы, объединяя их в единое целое.

Высший уровень интеграции — это синтез. Синтез (греч. — соединение, сочетание, составление) — соединение различных элементов в единое целое, качественно отличное от простой их суммы [2, с. 305]. Синтез — это сращение, прорастание одного в другое в итоге взаимодействия. И это сращение нескольких разновидностей искусства, порождает целостное художественное явление, которое эстетически организует образовательное пространство [12, с. 4].

Для того чтобы формировать у детей целостную картину мира, необходимо максимально синтезировать виды искусства, которые позволяют «озвучить» и «оживить» картину, музыку, пробудить целую гамму чувств и ассоциаций. О взаимодействии видов искусства на примере музыки и живописи и влияния этого взаимодействия на характер рисунков детей говорит в своих работах С. П. Козырева. В результате такого взаимодействия детские рисунки обогащаются новым содержанием: развивается сюжет в рисунке; создаются многопредметные композиции; дети передают ритм, динамику музыкального произведения ритмом мазков, сочетанием цвета, форм, линий, что свидетельствует о понимании детьми средств музыкальной выразительности. Особенно актуально это для детей с бедным воображением, детей педагогически запущенных, поскольку станет толчком для их развития [10, с. 96].

Каждый вид искусства отличается своей спецификой, своей системой изобразительно-выразительных средств, однако ни один из них, взятый в отдельности не в состоянии воссоздать картину мира во всем ее многообразии. Это возможно только при наличии синтеза искусств.

Литература:

  1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб «Питер», 2008. — 398с.
  2. Большой толковый словарь по культурологии / Б. И. Кононенко. — М.: Вече: АСТ, 2003 (ОАО Яросл. полигр. комб.). — 509с.
  3. Ванслов В. В. Изобразительное искусство и музыка. — Л.: Художник РСФСР. — 1983. — 232с.
  4. Взаимодействие и синтез искусств./ под ред. Б. Ф. Егорова, Б. С. Мейлоха, Б. М. Твердова и др. — Л.: Наука. — 1978.-270с.
  5. Ветлугина Н. А. Художественное творчество и ребенок / Под ред. Н. А. Ветлугиной. — М.: Юрайт, 2002. — 215 с.
  6. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. М.: Педагогика, 1991. — 276 с.
  7. Зимняя И. А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. — М.: Логос, 2004. — 384 с.
  8. Зинченко В. П. Мир искусства и воспитание души / В. П. Зинченко // Эстетический опыт как источник активности творческого воображения в художественном образовании: Сб. науч. тр. — М.: ИД «Секрет фирмы», 2006.-Вып. 1.- С. 7–9.
  9. Ильина Т. И. Взаимодействие видов искусств в образовательном пространстве школы искусств / Диссертация канд. пед. наук / Т. И. Ильина. — СПб., 2007. — 267 с.
  10. Козырева С. П. Взаимосвязь музыки и рисования как средство развития изобразительного творчества старших дошкольников. Диссертация канд. пед. наук. М.: 1987. — 125 с.
  11. Куревина О. А. Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста. М.: Линка-Пресс, 2003.- 174с.
  12. Мун Л. Н. Синтез искусств как системообразующий фактор художественного образования: Автореф. Дис....д-ра пед. наук. М., 2009. 54с.
  13. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. — М.: ИТИ Технологии; Издание 4-е, доп., 2015. — 944 c.
Основные термины (генерируются автоматически): вид искусства, ребенок, взаимодействие, отдельный вид искусств, Творческая деятельность.


Похожие статьи

Творчество как форма самоутверждения личности

Творчество — наиболее сложная сфера отношения человека к окружающему миру природы и обществу, наиболее совершенная форма самоутверждения личности в системе взаимосвязей современной цивилизации, в проявлении творческой активности и всестороннего разви...

Педагогический опыт по теме «Театр, творчество и дети»

Театрализованная деятельность развивает у детей творческие способности, раскрывая, раскрепощая его как личность, в то же время дает ребенку взаимодействовать со сверстниками, взрослыми включая его многогранный процесс совместного творческого общения.

Творческое саморазвитие личности в процессе обучения в учреждениях среднего профессионального образования

В статье раскрывается сущность творческого саморазвития личности, рассматриваются структурные компоненты творческого саморазвития: ценностный, мотивационный, когнитивный, деятельностно-творчекий, аналитический.

Формирование педагогической культуры родителей посредством наглядно-информационных методов

Культурное ядро является общечеловеческими целями и ценностями, исторически сложившимися способами их осознания и реализации. Но в качестве всеобщего явления культуру воспринимают, осваивают, воспроизводят каждый человек индивидуально, определяя его ...

Изучение процесса формирования личности человека

Автором была выбрана данная тема неспроста, я считаю, что именно процесс формирования личности является одним из самых многоплановых и самых интересных в психологии. Как все мы знаем, формирование личности — это самый первый этап становления личностн...

Образование как формат самообразования

В данной статье исследуются вопросы, связанные аксиологическими приоритетами современных образовательных процедур. В системе этих приоритетов рассматривается формирование устойчивых навыков и мотивов к самообразованию. Утверждается, что целью подлинн...

Роль эстетического восприятия в формировании мотивационно-оценочной категории личности

В статье развивается психологический подход к пониманию сути эстетического восприятия, проявляющегося в определенном уровне развития художественного вкуса, как к оценочной категории ценностно-смыслового характера.

Исследование самосознания личности детей младшего подросткового возраста на основании применения качественного контент-анализа

Статья посвящена изучению становления самосознания в младшем подростковом возрасте. Развитие самосознания — это один из уникальных и специфических этапов подросткового возраста, поскольку данный период жизни человека является сенситивным периодом фор...

Прагматика событийности нарративного пространства в автобиографическом дискурсе М. Шагала

В статье рассматривается тезаурус языкового сознания, как и нарратив, предполагающий жизненный процесс как структуру лингвокультурного характера. Прагмасемантические отношения обнаруживает тезаурус между единицами разных языковых уровней, что позволя...

Закономерный характер развития феномена счастья

Необходимость исследования объясняется фрагментарным мировоззренческим измерением социального бытия. Определить закономерные взаимосвязи развития счастья как системного общественно-исторического феномена позволяет раскрытие содержания понятия «счасть...

Похожие статьи

Творчество как форма самоутверждения личности

Творчество — наиболее сложная сфера отношения человека к окружающему миру природы и обществу, наиболее совершенная форма самоутверждения личности в системе взаимосвязей современной цивилизации, в проявлении творческой активности и всестороннего разви...

Педагогический опыт по теме «Театр, творчество и дети»

Театрализованная деятельность развивает у детей творческие способности, раскрывая, раскрепощая его как личность, в то же время дает ребенку взаимодействовать со сверстниками, взрослыми включая его многогранный процесс совместного творческого общения.

Творческое саморазвитие личности в процессе обучения в учреждениях среднего профессионального образования

В статье раскрывается сущность творческого саморазвития личности, рассматриваются структурные компоненты творческого саморазвития: ценностный, мотивационный, когнитивный, деятельностно-творчекий, аналитический.

Формирование педагогической культуры родителей посредством наглядно-информационных методов

Культурное ядро является общечеловеческими целями и ценностями, исторически сложившимися способами их осознания и реализации. Но в качестве всеобщего явления культуру воспринимают, осваивают, воспроизводят каждый человек индивидуально, определяя его ...

Изучение процесса формирования личности человека

Автором была выбрана данная тема неспроста, я считаю, что именно процесс формирования личности является одним из самых многоплановых и самых интересных в психологии. Как все мы знаем, формирование личности — это самый первый этап становления личностн...

Образование как формат самообразования

В данной статье исследуются вопросы, связанные аксиологическими приоритетами современных образовательных процедур. В системе этих приоритетов рассматривается формирование устойчивых навыков и мотивов к самообразованию. Утверждается, что целью подлинн...

Роль эстетического восприятия в формировании мотивационно-оценочной категории личности

В статье развивается психологический подход к пониманию сути эстетического восприятия, проявляющегося в определенном уровне развития художественного вкуса, как к оценочной категории ценностно-смыслового характера.

Исследование самосознания личности детей младшего подросткового возраста на основании применения качественного контент-анализа

Статья посвящена изучению становления самосознания в младшем подростковом возрасте. Развитие самосознания — это один из уникальных и специфических этапов подросткового возраста, поскольку данный период жизни человека является сенситивным периодом фор...

Прагматика событийности нарративного пространства в автобиографическом дискурсе М. Шагала

В статье рассматривается тезаурус языкового сознания, как и нарратив, предполагающий жизненный процесс как структуру лингвокультурного характера. Прагмасемантические отношения обнаруживает тезаурус между единицами разных языковых уровней, что позволя...

Закономерный характер развития феномена счастья

Необходимость исследования объясняется фрагментарным мировоззренческим измерением социального бытия. Определить закономерные взаимосвязи развития счастья как системного общественно-исторического феномена позволяет раскрытие содержания понятия «счасть...

Задать вопрос