Новизной данной статьи является раскрытие сути взаимодействия видов искусства как отражения продуктивного взаимодействия любых форм бытия. Искусство посредством взаимодействия своих видов, через интеграцию и связующий синтез ведет ребенка к целостному восприятию мира, способствующему развитию его личности.
Ключевые слова: личность, личностное развитие, бытие, виды искусства, творческая деятельность, взаимодействие, интеграция, синтез.
Keywords: personality, personal development, being, types of art, creative activity, interaction, integration, synthesis.
Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.
В. А. Сухомлинский (педагог — новатор, автор педагогической системы)
Для успешной реализации личностных потенциалов ребенка необходимо реализовывать личностно-ориентированную модель обучения и воспитания, Творческая деятельность, как особая сфера жизни ребенка, позволяет создать благоприятные стимулы для гармоничного личностного развития.
Личность — это итог развития индивида, наиболее полное воплощение всех человеческих качеств. Личность ребенка формируется постоянно под воздействием различных факторов и обстоятельств жизни [1, с. 120].
Ребенок познает окружающий мир через художественные образы в живописи, музыке, литературе.
Без воспитания эстетически грамотных людей, воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям, умения понимать и ценить искусство, без пробуждения у детей творческих начал невозможно формирование творчески активной личности. Каждый отдельный вид искусств оказывает влияние на ребенка, на его эмоции, чувства, мышление, воображение, память. Опытные специалисты в областях педагогического, музыкального, художественного воспитания Н. А. Ветлугина, Н. П. Сакулина, Е. А. Флерина подтверждают, что необходимо активно развивать у ребенка эстетическое восприятие разных видов искусства, учить его выделять выразительные средства художественного произведения, разных видов и жанров [5, с. 21].
По факту бытия, взаимодействие, в противовес несогласованности, разобщенности дает силу, прочность, стойкость в достижении общих целей.
Бытие — жизнь, существование [13, с. 54]. Из этого следует, что взаимодействие различных видов искусств, в творческом развитии личности ребенка, будет иметь наибольшую полезность, плодотворность, нежели воздействие отдельных видов искусств. Взаимодействие, предполагает действие друг на друга, как минимум двух объектов [7, с. 187]. Поле взаимодействия различных искусств, преобразуется в систему, в рамках которой протекают процессы интеграции взаимодействующих элементов этой системы, объединяя их в единое целое.
Высший уровень интеграции — это синтез. Синтез (греч. — соединение, сочетание, составление) — соединение различных элементов в единое целое, качественно отличное от простой их суммы [2, с. 305]. Синтез — это сращение, прорастание одного в другое в итоге взаимодействия. И это сращение нескольких разновидностей искусства, порождает целостное художественное явление, которое эстетически организует образовательное пространство [12, с. 4].
Для того чтобы формировать у детей целостную картину мира, необходимо максимально синтезировать виды искусства, которые позволяют «озвучить» и «оживить» картину, музыку, пробудить целую гамму чувств и ассоциаций. О взаимодействии видов искусства на примере музыки и живописи и влияния этого взаимодействия на характер рисунков детей говорит в своих работах С. П. Козырева. В результате такого взаимодействия детские рисунки обогащаются новым содержанием: развивается сюжет в рисунке; создаются многопредметные композиции; дети передают ритм, динамику музыкального произведения ритмом мазков, сочетанием цвета, форм, линий, что свидетельствует о понимании детьми средств музыкальной выразительности. Особенно актуально это для детей с бедным воображением, детей педагогически запущенных, поскольку станет толчком для их развития [10, с. 96].
Каждый вид искусства отличается своей спецификой, своей системой изобразительно-выразительных средств, однако ни один из них, взятый в отдельности не в состоянии воссоздать картину мира во всем ее многообразии. Это возможно только при наличии синтеза искусств.
Литература:
- Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб «Питер», 2008. — 398с.
- Большой толковый словарь по культурологии / Б. И. Кононенко. — М.: Вече: АСТ, 2003 (ОАО Яросл. полигр. комб.). — 509с.
- Ванслов В. В. Изобразительное искусство и музыка. — Л.: Художник РСФСР. — 1983. — 232с.
- Взаимодействие и синтез искусств./ под ред. Б. Ф. Егорова, Б. С. Мейлоха, Б. М. Твердова и др. — Л.: Наука. — 1978.-270с.
- Ветлугина Н. А. Художественное творчество и ребенок / Под ред. Н. А. Ветлугиной. — М.: Юрайт, 2002. — 215 с.
- Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. М.: Педагогика, 1991. — 276 с.
- Зимняя И. А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. — М.: Логос, 2004. — 384 с.
- Зинченко В. П. Мир искусства и воспитание души / В. П. Зинченко // Эстетический опыт как источник активности творческого воображения в художественном образовании: Сб. науч. тр. — М.: ИД «Секрет фирмы», 2006.-Вып. 1.- С. 7–9.
- Ильина Т. И. Взаимодействие видов искусств в образовательном пространстве школы искусств / Диссертация канд. пед. наук / Т. И. Ильина. — СПб., 2007. — 267 с.
- Козырева С. П. Взаимосвязь музыки и рисования как средство развития изобразительного творчества старших дошкольников. Диссертация канд. пед. наук. М.: 1987. — 125 с.
- Куревина О. А. Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста. М.: Линка-Пресс, 2003.- 174с.
- Мун Л. Н. Синтез искусств как системообразующий фактор художественного образования: Автореф. Дис....д-ра пед. наук. М., 2009. 54с.
- Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. — М.: ИТИ Технологии; Издание 4-е, доп., 2015. — 944 c.