Зарубежный опыт в развитии социальной политики предприятия | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №19 (414) май 2022 г.

Дата публикации: 09.05.2022

Статья просмотрена: 1004 раза

Библиографическое описание:

Борзов, А. В. Зарубежный опыт в развитии социальной политики предприятия / А. В. Борзов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 19 (414). — С. 172-173. — URL: https://moluch.ru/archive/414/91318/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье автор рассматривает особенности моделей корпоративной социальной политик предприятий США, Европы и Азии. Представлены основные направления социальной политики зарубежных предприятий.

Ключевые слова: социальная политика, корпоративная социальная политика, социальная политика зарубежных предприятий, Китай, создание благоприятных условий

Современное понимание основ социального развития исходит из того, что социальная политика предприятия должна быть ориентирована на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие своих работников. В большинстве стран социальная политика является одной из важнейших деталей в механизме повышения квалификации кадров.

Современные принципы социальной политики предприятий неуклонно распространяются по всему миру и становятся привлекательными для новых стран и направлений предпринимательской деятельности. Безусловно, принципы социальной политики предприятий во многом универсальны, но при соприкосновении с особенностями национальных культур и сложившихся традиций многих странах возникают собственные, характерные только для них модели реализации социальной политики.

Рассмотрим зарубежный опыт реализации социальной политики на примере США, Европы и Азии.

Американская модель корпоративной социальной политики ориентируется на развитие человеческого капитала в организации и обществе в целом. Эта модель характеризуется минимальным вмешательством государства в социальную политику предприятия при создании условий, побуждающих американское бизнес-сообщество прилагать все усилия для создания и регулярной реализации инновационных стратегий развития корпоративной социальной политики [2].

В ряде крупных американских компаний, таких как Oracle Corporation, Tesla, Cisco Systems Inc, социально-направленная деятельность проявляется в предоставлении рабочих мест и стажировок для молодежи, оказании помощи при стихийных бедствиях, продвижении инноваций, обеспечении доступного и качественного образования и т. д.

В отношении персонала эти организации применяют следующие меры социальной политики:

— охрана здоровья персонала;

— обучение и переподготовка кадров;

— поощрение и привлечение к работе в организации людей разных национальностей, разного пола;

— вовлечение персонала в социальные программы компании;

— предоставление дополнительных льгот.

В свою очередь, в европейских странах наблюдается обратное. Реализация социальной политики предприятия регулируется непосредственно сами государством. Перед предприятиями ставится обязанность обеспечивать своих сотрудников медицинским страхованием, пенсионными выплатами, а также заботиться об окружающей предприятие среде [2]. Последнее особо актуально в связи с ограниченностью занимаемой территорией и высоким числом производственных предприятий, которые в результате своей деятельности оказывают существенное влияние на окружающую среду.

Социальная политика европейских организаций, таких как Siemens AG, Michelin, Koninklijke Philips N. V., проявляется в повышении качества продукции, реализации региональной продукции, пропаганде здорового образа жизни и уважении прав и свобод человека.

На разработку и реализацию социальной политики предприятия, развитие социально-трудовых отношений в странах Азии оказывают влияние пять всемирно известных систем, основанных на традициях и мировоззрении азиатского народа. Многие утверждают, что на их основе происходит так называемое «японское чудо» — стремительное вхождение Японии в ряды самых развитых стран мира.

К указанным выше системам относятся:

— пожизненная система работы;

— система ротации персонала;

— система обучения на рабочем месте;

— система репутации;

— система заработной платы.

Отличительными чертами японской социальной политики являются прозрачность, коллективизм в процессе разработки и внедрения и высокая воспитательная ценность [1].

У современного Китая наблюдается весьма своеобразный способ ведения бизнеса, поскольку корпоративная культура основана на структурно сбалансированной философии. Процесс управления внутри компании направлен на достижение баланса во взаимодействии руководства и персонала, компаний и подрядчиков [3].

В традиционном обществе такие процессы, как саморазвитие и самоуправление, характеризуются очень узким социальным сектором. Итак, в настоящий момент в Китае происходит ускоренный переход к дифференцированному обществу с множеством социальных групп с разными интересами.

Западные компании, работающие в Китае, активно стараются внедрить свои принципы корпоративной социальной политики в китайских дочерних компаниях. Однако во многих крупных китайских компаниях социально ответственное поведение еще не стало частью долгосрочной стратегии компании, а инициативы корпоративной социальной ответственности часто ограничиваются разовыми благотворительными акциями.

Говоря о России, стоит сказать, что отечественные компании при реализации своей социальной политики прибегают к заимствованию зарубежного опыта. Однако следует помнить, что такая корпоративная социальная политика будет эффективной только в том случае, если она реализуется рационально, то есть с учетом характерных особенностей местного менталитета и региона, в котором предприятие осуществляет свою деятельность.

Литература:

1. Игнатова, И. О. Социальная политика Японии / И. О. Игнатова. — Текст: непосредственный // Вопросы экономики и управления. — 2019. — № 5 (21). — С. 19–25. — URL: https://moluch.ru/th/5/archive/138/4417/ (дата обращения: 20.04.2022);

2. Строева, О. А. Корпоративная социальная ответственность: российские и зарубежные стандарты / О. А. Строева, Н. В. Мироненко, Х. М. Иванов // Среднерусский вестник общественных наук. — 2016. — № 1. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/korporativnaya-sotsialnaya-otvetstvennost-rossiyskie-i-zarubezhnye-standarty (дата обращения: 13.04.2022).

3. Чжан, Ч. Государственное управление и корпоративная социальная ответственность в КНР / Чжэнчи Чжан. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 13 (251). — С. 154–156. — URL: https://moluch.ru/archive/251/57525/ (дата обращения: 18.04.2022).

Основные термины (генерируются автоматически): социальная политика, корпоративная социальная политика, социальная политика предприятия, Китай, Азия, Европа, компания, предприятие, создание условий, социальная политика предприятий.


Ключевые слова

Китай, социальная политика, корпоративная социальная политика, социальная политика зарубежных предприятий, создание благоприятных условий

Похожие статьи

Инновационный маркетинг в странах Азии

В статье рассмотрены тенденции развития инновационного маркетинга в странах Азии, сравнение азиатского маркетинга с российским. Выявлена специфика маркетинга азиатских стран, что является необходимым для деятельности предприятия в данных странах.

Корпоративная социальная ответственность

Статья посвящена анализу корпоративной социальной ответственности, приведены различные интерпретации этого явления в современной науке. Подчеркнута роль корпоративной социальной отчетности во взаимоотношениях общества и государства, определены основн...

Направление и особенности интеграции российских компаний в мировое хозяйство в современных условиях

В докладе дан анализ процесса интеграции российских компаний в мировую экономику. Рассмотрены основные направления и тенденции эволюции процесса интеграции. Дана характеристика его особенностей в современных условиях. Представлены статистические данн...

Важность зарубежного опыта в продвижении принципов корпоративной социальной ответственности в России

В статье представлены принципы корпоративной социальной ответственности, которых должна придерживаться современная крупная компания. Рассматривается возможность применения зарубежного опыта для развития корпоративной социальной ответственности в Росс...

Некоторые вопросы формирования инновационной стратегии развития территорий

В работе рассмотрены актуальные проблемы формирования стратегии развития территорий Республики Узбекистан в условиях реализации новой модели экономики, основанной на знаниях.

Научно-техническая политика новых индустриальных стран. Возможность применения в условиях российской экономики

В данной научной работе рассматриваются основные направления научно-технической политики новых индустриальных стран, предложены мероприятия, направленные на улучшение программ государственной поддержки малым и средним предприятиям, а также использова...

Формирование конкурентной позиции на примере страхового рынка

В данной работе рассмотрены особенности формирования конкурентной позиции на Российском рынке страхования, а также изучен зарубежный опыт, на примере США.

Проблемы и тренды научно-технологической политики в области биоэкономики России

В статье рассматриваются тренды развития российской биоэкономики и перспективы участия российского биотехнологического сообщества в европейских проектах по становлению биоэкономики и экономики замкнутого цикла.

Оптимизация внешнеэкономической деятельности компании: цели и механизмы

В рамках данной статьи автор анализирует основы активизации внешнеэкономической деятельности, и приводит в качестве примера два основных направления совершенствования работы на внешнем рынке: проактивную политику и реактивную политику. С помощью визу...

Организация инновационной деятельности в сельском хозяйстве Республики Узбекистан

В статье рассматриваются вопросы перехода экономики Узбекистана на инновационный путь развития на примере сельского хозяйства. Анализируются формы и методы экономического метода развития инновации в сельском хозяйстве.

Похожие статьи

Инновационный маркетинг в странах Азии

В статье рассмотрены тенденции развития инновационного маркетинга в странах Азии, сравнение азиатского маркетинга с российским. Выявлена специфика маркетинга азиатских стран, что является необходимым для деятельности предприятия в данных странах.

Корпоративная социальная ответственность

Статья посвящена анализу корпоративной социальной ответственности, приведены различные интерпретации этого явления в современной науке. Подчеркнута роль корпоративной социальной отчетности во взаимоотношениях общества и государства, определены основн...

Направление и особенности интеграции российских компаний в мировое хозяйство в современных условиях

В докладе дан анализ процесса интеграции российских компаний в мировую экономику. Рассмотрены основные направления и тенденции эволюции процесса интеграции. Дана характеристика его особенностей в современных условиях. Представлены статистические данн...

Важность зарубежного опыта в продвижении принципов корпоративной социальной ответственности в России

В статье представлены принципы корпоративной социальной ответственности, которых должна придерживаться современная крупная компания. Рассматривается возможность применения зарубежного опыта для развития корпоративной социальной ответственности в Росс...

Некоторые вопросы формирования инновационной стратегии развития территорий

В работе рассмотрены актуальные проблемы формирования стратегии развития территорий Республики Узбекистан в условиях реализации новой модели экономики, основанной на знаниях.

Научно-техническая политика новых индустриальных стран. Возможность применения в условиях российской экономики

В данной научной работе рассматриваются основные направления научно-технической политики новых индустриальных стран, предложены мероприятия, направленные на улучшение программ государственной поддержки малым и средним предприятиям, а также использова...

Формирование конкурентной позиции на примере страхового рынка

В данной работе рассмотрены особенности формирования конкурентной позиции на Российском рынке страхования, а также изучен зарубежный опыт, на примере США.

Проблемы и тренды научно-технологической политики в области биоэкономики России

В статье рассматриваются тренды развития российской биоэкономики и перспективы участия российского биотехнологического сообщества в европейских проектах по становлению биоэкономики и экономики замкнутого цикла.

Оптимизация внешнеэкономической деятельности компании: цели и механизмы

В рамках данной статьи автор анализирует основы активизации внешнеэкономической деятельности, и приводит в качестве примера два основных направления совершенствования работы на внешнем рынке: проактивную политику и реактивную политику. С помощью визу...

Организация инновационной деятельности в сельском хозяйстве Республики Узбекистан

В статье рассматриваются вопросы перехода экономики Узбекистана на инновационный путь развития на примере сельского хозяйства. Анализируются формы и методы экономического метода развития инновации в сельском хозяйстве.

Задать вопрос