Представлено эмпирическое изучение форм общения со взрослыми у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья: дети с задержкой психического развития, нарушением опорно-двигательного аппарата и нормативным развитием. Приведено качественно-количественное описание доминирующих форм общения со взрослыми у выделенных нозологических групп.
Ключевые слова: коммуникация, формы общения, старшие дошкольники, ограниченные возможности здоровья.
Введение . Развитие общения со взрослыми у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной интеграции является одной из приоритетных задач. За время дошкольного периода в процессе коммуникативной деятельности ребенок должен овладеть необходимыми формами общения, которые предъявляют взрослые (родители и педагоги). Важно учесть индивидуальные особенности формирования общения у дошкольника с ограниченными возможностями здоровья: содержание потребностно-мотивационной сферы и уровня развития средств коммуникации, а также компенсации возможных недостатков: инициативности, произвольности и мотивации действий.
В современных исследованиях многими специалистами поднимается вопрос о важности изучения развития коммуникативной деятельности у разных нозологических групп и способов коррекции дефектов в сфере общения (О. Н. Двуреченская, Е. Е. Дмитриева, Е. О. Смирнова, Л. М. Шипицына) [1, 2, 4]. К методической основе научных трудов относится «деятельностный подход» М. И. Лисиной, предполагающий формирование сущности общения через стремление к познанию самого себя и других людей [3].
Развитие общения со взрослым у детей от рождения до семи лет происходит как смена целостных форм общения (М. И. Лисина). Форма общения характеризуется следующими параметрами: время возникновения, место в системе общей жизнедеятельности, доминирующая потребность в общении со взрослым, ведущий мотив побуждения к общению, основные средства общения при коммуникации [3].
Всего выделено четыре формы общения (ситуативно-личностная, ситуативно-деловая, внеситуативно-познавательная, внеситуативно-личностная), которые «надстраиваются» одна на другую, что ведет к успешному формированию необходимых операций, действий, мотивов и потребностей в процессе коммуникативной деятельности в каждый возрастной период.
У детей с ограниченными возможностями здоровья смена форм общения происходит в той же последовательности, что и у нормально развивающихся сверстников, но имеет ряд специфических особенностей и требует особых условий для полноценного развития.
Формулировка цели статьи . Целью данной статьи является экспериментальное изучение форм общения со взрослыми у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья: дети с задержкой психического развития, нарушением опорно-двигательного аппарата и нормативным развитием.
Изложение основного материала статьи. Экспериментальное исследование проводилось на базе МБДОУ «Детский сад № 365» города Нижний Новгород. Участвовало 60 старших дошкольников в возрасте 5–6 лет, из них 20 с задержкой психического развития по заключению психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), 20 детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ПМПК) и 20 детей с нормативным развитием.
Теоретической базой для исследования форм общения со взрослыми стали деятельностный подход в рамках онтогенетического развития (М. И. Лисина) и моделирование различных форм общения со взрослым (методика Е. Е. Дмитриевой и Е. О. Смирновой).
Было предложено три модели коммуникации со взрослым для старших дошкольников при которых раскрывалась одна из доминирующих форм общения для каждого ребенка: ситуативно-деловая — совместно-предметная деятельность (манипуляция с предметами, игрушками), внеситуативно-познавательная — познавательная деятельность (потребность в признании и уважении взрослого), внеситуативно-личностная — теоретическое и практическое познание социального мира.
Если дошкольник затруднялся с выбором ситуации, ему предлагался следующий алгоритм действий: сначала поиграть с игрушками, затем почитать книгу и напоследок поговорить.
Количественное описание результатов экспериментальной группы представлены в Таблице 1.
Таблица 1
Доминирующие формы общения со взрослыми у детей с ограниченными возможностями здоровья
Формы общения с взрослым |
Дети с задержкой психического развития |
Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата |
Нормально развивающиеся дети |
|||
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
|
Ситуативно-деловая форма общения |
13 |
65 |
17 |
85 |
5 |
25 |
Внеситуативно-познавательная форма общения |
6 |
30 |
3 |
15 |
8 |
40 |
Внеситуативно-личностная форма общения |
1 |
5 |
- |
- |
7 |
35 |
Всего детей |
20 |
100 |
20 |
100 |
20 |
100 |
Качественно-количественная характеристика позволяет сделать выводы, что у 65 % детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития преобладает более ранняя форма общения со взрослыми в онтогенезе — ситуативно-деловая. Ведущим мотивом является потребность в изучении предмета и действия с ним, познавательный мотив отсутствует, общение слито с игрой или практической деятельностью. У 30 % отмечается превалирование познавательной направленности, стремление к общению со взрослым с целью привлечения его внимания к себе, то есть дошкольники с задержкой психического развития тяготели к внеситуативно-познавательным контактам. При этом у ребят отсутствовали широкие и глубокие интересы к материалу и окружающим явлениям мира; устойчивость внимания. Дети использовали невербальные средства общения, где не могли использовать речевые высказывания. При обращении ко взрослому использовались базовые вопросы: «Кто? Что?», а описание событий ограничивалось короткими фразами. И 5 % детей стремились получить оценку своих действий, что свидетельствует о наличии внеситуативно-личностной формы общения со взрослым.
Результаты старших дошкольников с нарушением опорно-двигательного аппарата также позволяют сделать выводы о доминировании ситуативно-деловой формы общения у 85 % испытуемых. Потребность сотрудничества со взрослым у детей становится основой, а деловой мотив ведущим. Дети играли со взрослым, их волновало только то, какие игрушки предложит экспериментатор. Они редко проявляли инициативу в общении, использовали невербальные средства, ожидали помощи взрослого. У 15 % складывается внеситуативно-познавательная форма общения со взрослым. Преобладает познавательный мотив и речевые средства общения. Дети старшего дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата стремились получить ответы на вопросы и продолжать познавательную деятельность; уходить от тем взрослого и возвращаться на свои знакомые обсуждения.
Анализируя полученные данные у детей с нормальным развитием, мы отметили наличие использования как доминантной формы общения ситуативно-деловую форму у 25 % испытуемых, внеситуативно-познавательную форму у 40 % и 35 % внеситуативно-личностую форму общения.
Выводы. Таким образом, эмпирическое изучение форм общения со взрослыми у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья показало: незрелость мотивационно-потребностной сферы общения, низкий уровень развития познавательных мотивов, недоразвитие коммуникативной сферы.
Литература:
- Дмитриева Е. Е., Двуреченская О. Н. Психологические особенности социализации детей дошкольного и младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья: монография. М.: ФЛИНТА; Нижний Новгород: Мининский университет, 2017. 136 c.
- Дмитриева Е. Е. Особенности формирования коммуникативной деятельности у шестилетних детей с задержкой психического развития // Психология детей с задержкой психического развития. Изучение, социализация, психокоррекция. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2003. С. 200–210.
- Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении. — СПб.: Питер, 2009. — 320 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии»).
- Шипицына Л. М., Мамайчук И. И. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 368 с: ил. — (Коррекционная педагогика).