Развитие коммуникативной деятельности у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №19 (414) май 2022 г.

Дата публикации: 09.05.2022

Статья просмотрена: 220 раз

Библиографическое описание:

Евдокимова, Д. Б. Развитие коммуникативной деятельности у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья / Д. Б. Евдокимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 19 (414). — С. 453-455. — URL: https://moluch.ru/archive/414/91323/ (дата обращения: 18.12.2024).



Представлено эмпирическое изучение форм общения со взрослыми у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья: дети с задержкой психического развития, нарушением опорно-двигательного аппарата и нормативным развитием. Приведено качественно-количественное описание доминирующих форм общения со взрослыми у выделенных нозологических групп.

Ключевые слова: коммуникация, формы общения, старшие дошкольники, ограниченные возможности здоровья.

Введение . Развитие общения со взрослыми у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной интеграции является одной из приоритетных задач. За время дошкольного периода в процессе коммуникативной деятельности ребенок должен овладеть необходимыми формами общения, которые предъявляют взрослые (родители и педагоги). Важно учесть индивидуальные особенности формирования общения у дошкольника с ограниченными возможностями здоровья: содержание потребностно-мотивационной сферы и уровня развития средств коммуникации, а также компенсации возможных недостатков: инициативности, произвольности и мотивации действий.

В современных исследованиях многими специалистами поднимается вопрос о важности изучения развития коммуникативной деятельности у разных нозологических групп и способов коррекции дефектов в сфере общения (О. Н. Двуреченская, Е. Е. Дмитриева, Е. О. Смирнова, Л. М. Шипицына) [1, 2, 4]. К методической основе научных трудов относится «деятельностный подход» М. И. Лисиной, предполагающий формирование сущности общения через стремление к познанию самого себя и других людей [3].

Развитие общения со взрослым у детей от рождения до семи лет происходит как смена целостных форм общения (М. И. Лисина). Форма общения характеризуется следующими параметрами: время возникновения, место в системе общей жизнедеятельности, доминирующая потребность в общении со взрослым, ведущий мотив побуждения к общению, основные средства общения при коммуникации [3].

Всего выделено четыре формы общения (ситуативно-личностная, ситуативно-деловая, внеситуативно-познавательная, внеситуативно-личностная), которые «надстраиваются» одна на другую, что ведет к успешному формированию необходимых операций, действий, мотивов и потребностей в процессе коммуникативной деятельности в каждый возрастной период.

У детей с ограниченными возможностями здоровья смена форм общения происходит в той же последовательности, что и у нормально развивающихся сверстников, но имеет ряд специфических особенностей и требует особых условий для полноценного развития.

Формулировка цели статьи . Целью данной статьи является экспериментальное изучение форм общения со взрослыми у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья: дети с задержкой психического развития, нарушением опорно-двигательного аппарата и нормативным развитием.

Изложение основного материала статьи. Экспериментальное исследование проводилось на базе МБДОУ «Детский сад № 365» города Нижний Новгород. Участвовало 60 старших дошкольников в возрасте 5–6 лет, из них 20 с задержкой психического развития по заключению психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), 20 детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ПМПК) и 20 детей с нормативным развитием.

Теоретической базой для исследования форм общения со взрослыми стали деятельностный подход в рамках онтогенетического развития (М. И. Лисина) и моделирование различных форм общения со взрослым (методика Е. Е. Дмитриевой и Е. О. Смирновой).

Было предложено три модели коммуникации со взрослым для старших дошкольников при которых раскрывалась одна из доминирующих форм общения для каждого ребенка: ситуативно-деловая — совместно-предметная деятельность (манипуляция с предметами, игрушками), внеситуативно-познавательная — познавательная деятельность (потребность в признании и уважении взрослого), внеситуативно-личностная — теоретическое и практическое познание социального мира.

Если дошкольник затруднялся с выбором ситуации, ему предлагался следующий алгоритм действий: сначала поиграть с игрушками, затем почитать книгу и напоследок поговорить.

Количественное описание результатов экспериментальной группы представлены в Таблице 1.

Таблица 1

Доминирующие формы общения со взрослыми у детей с ограниченными возможностями здоровья

Формы общения с взрослым

Дети с задержкой психического развития

Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата

Нормально развивающиеся дети

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Ситуативно-деловая форма общения

13

65

17

85

5

25

Внеситуативно-познавательная форма общения

6

30

3

15

8

40

Внеситуативно-личностная форма общения

1

5

-

-

7

35

Всего детей

20

100

20

100

20

100

Качественно-количественная характеристика позволяет сделать выводы, что у 65 % детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития преобладает более ранняя форма общения со взрослыми в онтогенезе — ситуативно-деловая. Ведущим мотивом является потребность в изучении предмета и действия с ним, познавательный мотив отсутствует, общение слито с игрой или практической деятельностью. У 30 % отмечается превалирование познавательной направленности, стремление к общению со взрослым с целью привлечения его внимания к себе, то есть дошкольники с задержкой психического развития тяготели к внеситуативно-познавательным контактам. При этом у ребят отсутствовали широкие и глубокие интересы к материалу и окружающим явлениям мира; устойчивость внимания. Дети использовали невербальные средства общения, где не могли использовать речевые высказывания. При обращении ко взрослому использовались базовые вопросы: «Кто? Что?», а описание событий ограничивалось короткими фразами. И 5 % детей стремились получить оценку своих действий, что свидетельствует о наличии внеситуативно-личностной формы общения со взрослым.

Результаты старших дошкольников с нарушением опорно-двигательного аппарата также позволяют сделать выводы о доминировании ситуативно-деловой формы общения у 85 % испытуемых. Потребность сотрудничества со взрослым у детей становится основой, а деловой мотив ведущим. Дети играли со взрослым, их волновало только то, какие игрушки предложит экспериментатор. Они редко проявляли инициативу в общении, использовали невербальные средства, ожидали помощи взрослого. У 15 % складывается внеситуативно-познавательная форма общения со взрослым. Преобладает познавательный мотив и речевые средства общения. Дети старшего дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата стремились получить ответы на вопросы и продолжать познавательную деятельность; уходить от тем взрослого и возвращаться на свои знакомые обсуждения.

Анализируя полученные данные у детей с нормальным развитием, мы отметили наличие использования как доминантной формы общения ситуативно-деловую форму у 25 % испытуемых, внеситуативно-познавательную форму у 40 % и 35 % внеситуативно-личностую форму общения.

Выводы. Таким образом, эмпирическое изучение форм общения со взрослыми у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья показало: незрелость мотивационно-потребностной сферы общения, низкий уровень развития познавательных мотивов, недоразвитие коммуникативной сферы.

Литература:

  1. Дмитриева Е. Е., Двуреченская О. Н. Психологические особенности социализации детей дошкольного и младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья: монография. М.: ФЛИНТА; Нижний Новгород: Мининский университет, 2017. 136 c.
  2. Дмитриева Е. Е. Особенности формирования коммуникативной деятельности у шестилетних детей с задержкой психического развития // Психология детей с задержкой психического развития. Изучение, социализация, психокоррекция. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2003. С. 200–210.
  3. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении. — СПб.: Питер, 2009. — 320 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии»).
  4. Шипицына Л. М., Мамайчук И. И. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 368 с: ил. — (Коррекционная педагогика).
Основные термины (генерируются автоматически): ограниченная возможность здоровья, взрослый, ребенок, опорно-двигательный аппарат, психическое развитие, форма общения, доминирующая форма общения, дошкольник, коммуникативная деятельность, нормативное развитие.


Похожие статьи

Развитие у старших дошкольников с ОНР коммуникативных умений

Статья посвящена проблеме развития коммуникативных умений у детей с ОНР. Недостаточность и ограниченность речевого общения с окружающими служит первопричиной дисгармонии психического и интеллектуального развития ребенка. В этой связи в ходе экспериме...

Исследование состояния речи дошкольников с задержкой психоречевого развития

В статье проанализированы результаты исследования состояния речи дошкольников с задержкой психоречевого развития. Описаны этапы и методы экспериментальной работы. Проанализированы результаты констатирующего исследования.

Особенности межличностных отношений со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста с РАС

Статья посвящена актуальной на современном этапе развития системы инклюзивного образования проблеме межличностных отношений со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста с РАС. Потребность в изучении особенностей межличностных отношений в гру...

Экспериментальное исследование особенностей коммуникативной деятельности детей с ОНР I уровня

В статье рассматриваются особенности коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста с общим нарушением речи I уровня. Исследование данной проблемы дает обширный материал для понимания психологических механизмов индивидуальных проявлений у де...

Развитие эмоциональной компетентности у дошкольников, имеющих нарушения в речевом развитии

В статье рассматриваются способности детей дошкольного возраста, имеющих проблемы речевого развития к пониманию собственных эмоций и эмоционального состояния других людей в сравнении с «моделью психического». Проведен сравнительный анализ «модели пси...

Развитие эмоциональной сферы младших дошкольников в процессе социализации

Статья посвящена изучению эмоциональной сферы младших дошкольников в процессе их социализации. Результаты показали, что дети 3–4 лет лучше воспринимают эмоции, если характеризуют поведение, ситуацию, поступок, чем по лицевым экспрессиям. При проведен...

Исследование коммуникативных навыков у дошкольников с задержкой психического развития

Целью данной работы является рассмотрение теоретических аспектов проблемы общения и коммуникативных навыков у дошкольников. А также представление методов исследования коммуникативных навыков у дошкольников с ЗПР в общении со взрослыми и сверстниками.

Психоэмоциональное развитие детей с задержкой психического развития

Статья посвящена проблемам психоэмоционального развития дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР). Авторы описывают системный подход в реализации воспитательно-образовательного процесса в дошкольной образовательной организации. Описан срав...

Психолого-педагогические методы помощи в формировании у детей с расстройствами аутистического спектра коммуникативных навыков

Данная статья посвящена психолого-педагогическим особенностям формирования у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра. Представлен анализ различных методов помощи детям с РАС в освоении коммуникации.

Межличностные отношения дошкольников

В статье рассматривается тема межличностных отношений дошкольников, отмечается особое значение разновозрастных групп в формировании коммуникативных компетенций детей до семи лет. Приведены результаты исследования межличностных отношений в разновозрас...

Похожие статьи

Развитие у старших дошкольников с ОНР коммуникативных умений

Статья посвящена проблеме развития коммуникативных умений у детей с ОНР. Недостаточность и ограниченность речевого общения с окружающими служит первопричиной дисгармонии психического и интеллектуального развития ребенка. В этой связи в ходе экспериме...

Исследование состояния речи дошкольников с задержкой психоречевого развития

В статье проанализированы результаты исследования состояния речи дошкольников с задержкой психоречевого развития. Описаны этапы и методы экспериментальной работы. Проанализированы результаты констатирующего исследования.

Особенности межличностных отношений со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста с РАС

Статья посвящена актуальной на современном этапе развития системы инклюзивного образования проблеме межличностных отношений со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста с РАС. Потребность в изучении особенностей межличностных отношений в гру...

Экспериментальное исследование особенностей коммуникативной деятельности детей с ОНР I уровня

В статье рассматриваются особенности коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста с общим нарушением речи I уровня. Исследование данной проблемы дает обширный материал для понимания психологических механизмов индивидуальных проявлений у де...

Развитие эмоциональной компетентности у дошкольников, имеющих нарушения в речевом развитии

В статье рассматриваются способности детей дошкольного возраста, имеющих проблемы речевого развития к пониманию собственных эмоций и эмоционального состояния других людей в сравнении с «моделью психического». Проведен сравнительный анализ «модели пси...

Развитие эмоциональной сферы младших дошкольников в процессе социализации

Статья посвящена изучению эмоциональной сферы младших дошкольников в процессе их социализации. Результаты показали, что дети 3–4 лет лучше воспринимают эмоции, если характеризуют поведение, ситуацию, поступок, чем по лицевым экспрессиям. При проведен...

Исследование коммуникативных навыков у дошкольников с задержкой психического развития

Целью данной работы является рассмотрение теоретических аспектов проблемы общения и коммуникативных навыков у дошкольников. А также представление методов исследования коммуникативных навыков у дошкольников с ЗПР в общении со взрослыми и сверстниками.

Психоэмоциональное развитие детей с задержкой психического развития

Статья посвящена проблемам психоэмоционального развития дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР). Авторы описывают системный подход в реализации воспитательно-образовательного процесса в дошкольной образовательной организации. Описан срав...

Психолого-педагогические методы помощи в формировании у детей с расстройствами аутистического спектра коммуникативных навыков

Данная статья посвящена психолого-педагогическим особенностям формирования у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра. Представлен анализ различных методов помощи детям с РАС в освоении коммуникации.

Межличностные отношения дошкольников

В статье рассматривается тема межличностных отношений дошкольников, отмечается особое значение разновозрастных групп в формировании коммуникативных компетенций детей до семи лет. Приведены результаты исследования межличностных отношений в разновозрас...

Задать вопрос