Кросс-культурный анализ Исламской Республики Иран | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Маркетинг, реклама и PR

Опубликовано в Молодой учёный №19 (414) май 2022 г.

Дата публикации: 10.05.2022

Статья просмотрена: 688 раз

Библиографическое описание:

Филимонова, Е. А. Кросс-культурный анализ Исламской Республики Иран / Е. А. Филимонова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 19 (414). — С. 218-222. — URL: https://moluch.ru/archive/414/91334/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье предпринимается попытка оценить специфику ведения бизнеса с иранскими партнерами на основе анализа социокультурных страновых особенностей.

Ключевые слова: Иран, международное партнерство, бизнес, кросс-культурный анализ, параметры Герта Хофстеде.

Проблема. Успешность международного партнерства исходит из спектра различных параметров, в том числе культурной составляющей. Менталитет страны, с которой планируется ведение кратко- или долгосрочных бизнес-отношений, требует предварительного тщательного исследования со стороны каждого из партнеров для достижения полноценного взаимопонимания. В противном случае, отсутствие должной подготовки или ее поверхностность могут повлечь за собой неверную интерпретацию действий и слов иностранного коллеги или разрыв бизнес-связей вследствие оскорбительного поведения.

Актуальность. На фоне таких усиливающихся трендов мировой экономики, как глобализация и интеграция, деятельность современной компании невозможно представить в границах только одного государства. Развитие транснациональных связей, сопровождающееся размещением производства за рубежом, расширяет рамки коммуникации. Необходимость знакомства с культурным кодом страны бесспорна для взаимодействия с иностранными партнерами и клиентами, работе с интернациональной командой или управления ею, расширению компании на новые рынки.

Цель работы: рассмотреть специфику культурной составной части бизнес-среды Исламской Республики Иран (Ирана).

Задачи работы: дать базовую характеристику особенностям, присущим Ирану; провести анализ культурной составляющей Ирана по параметрам Герта Хофстеде; обозначить сходства и различия между иранской и российской сторонами; сформулировать рекомендации по ирано-российскому сотрудничеству.

Подходы и методы. Методологическая основа состоит в применении общенаучных методов исследования, например, анализа нормативно-правовых документов и литературы, исторического метода, обобщения сведений, синтеза фактов и получения на их основе результатов, а также сравнения (культурных параметров Ирана, Саудовской Аравии и России).

Введение. Исходя из региональных приоритетов Российской Федерации, закрепленных в Концепции внешней политики 2016 года [1], Ближний Восток — значимое направление для установления и поддержания международных дружественных связей.

В ближневосточной системе бизнес-партнерство Российской Федерации и Ирана является одним из наиважнейших и наиболее многогранных. Представители обоих государств взаимодействуют на различных уровнях, начиная от встреч в верхах до индивидуальных контактов физических и юридических лиц, по широкому кругу вопросов и во многих областях, как геополитическая, дипломатическая, военная, экономическая, военная, энергетическая, культурная, гуманитарная. В связи с укреплением ирано-российской кооперации выделим факторы, способствующие сближению двух диаметрально противоположных на первый взгляд культур, а также свойственные им расхождения.

Характеристика «стартовых позиций». Иран — ключевой игрок на Ближнем Востоке наравне со своим многовековым оппонентом Саудовской Аравией. Это унитарное государство с президентской формой правления, исламская республика, одна из немногочисленных теократий в мире, где верховным руководителем является глава духовенства — рахбар, президент же — второе по значимости лицо в стране.

В Иране проживает одна из старейших цивилизаций в мире — персы, начиная с образования первого государства на его территории в 3000 тысяч до н. э. Преобладающее большинство населения исповедует ислам шиитского направления, что также создает почву для религиозной противоречий с соседними суннитскими государствами. В дополнение к этому Иран обладает пестрым этническим составом: половина населения — этнические персы, исповедующие шиизм, говорят на государственном языке фарси, тогда как вторая по численности группа — азербайджанцы, проживающие на северо-западе страны и использующие азербайджанский язык [2].

Экономике страны характерен смешанный тип с преобладанием государственного сектора и сферы услуг. Иран занимает второе место по номинальному ВВП в регионе, уступая Саудовской Аравии [3]. Основной специализацией служит добыча и переработка углеводородов (56 % от экспорта), химическое производство (минеральных удобрений), автомобилестроение, фармацевтика [4]. Импортируют преимущественно промышленное сырье, промежуточные и потребительские товары [4]. Важнейшими торговыми партнерами являются КНР, Индия, Республика Корея, Турция, ОАЭ и в том числе Россия [4].

Параметры Герта Хофстеде. Результаты довольно стандартные для мусульманского мира, где законы шариата играют важнейшую роль в жизни праведного верующего. Однако некоторые факторы не сошлись с первоначальным видением автора, как, например, аспект мужественности и женственности, по которому Иран набрал 43 балла, что ставит его на границе женского и мужского [5]. Помимо этого, фактор дистанции власти, который намного ниже в сравнении с другими ближневосточными странами, не столь ярко выраженный, хотя в стране действует автократическая власть, однако воспринимающаяся как нормальная.

Для сравнения была взята Саудовская Аравия, главный ближневосточный конкурент за лидерство Ирана, а также Россия.

Наличие дистанции власти. Иран получил промежуточную оценку в 58 баллов по данному аспекту, что характеризует его как иерархическое общество [5]. Люди принимают иерархический порядок, в котором у каждого есть собственное законное место и который не нуждается в дальнейшем обосновании. Иерархия в организации рассматривается как отражение внутреннего неравенства, централизованного управления доброжелательного автократа. На бизнес-встречах решение принимается топ-менеджментом, подчиненные ожидают призыва к действию.

Саудовская Аравия обладает более высоким баллом (95) [5]. Она является абсолютной монархией, управляемой сыновьями и внуками первого короля Абделя Азиза. Закон основан на исламском праве. Теоретически власть короля ограничена лишь нормами шариата.

Россия, набравшая 93 балла, — страна, где держатели власти также достаточно далеки от общества [5]. Несоответствие между менее влиятельными и более влиятельными людьми приводит к значимости фактора статуса.

Коллективизм и индивидуализм. Иран, набравший 41 балл, считается коллективистским обществом [5]. Это проявляется в тесной и долгосрочной приверженности группе, будь то семья или полигамный брак, разрешенный в исламе. Лояльность в коллективистской культуре имеет первостепенное значение и преобладает над большинством других социальных правил и положений. Общество поддерживает прочные отношения, в которых каждый берет на себя ответственность за других членов своей группы. В деловой среде важная роль отводится прежде всего установлению личных взаимоотношений, а потом следуют формальные деловые процедуры. Решения о найме и продвижении по службе принимаются на основе того, как сотрудник воспринимается в коллективе.

Показательными примером выступает обязательная коллективная пятничная полуденная молитва в мечети. Мусульмане, молясь за своих братьев по вере, должны быть сплоченной общиной, скрепленной узами взаимной любви. Посланник Аллаха поощрял мусульман собираться вместе для намаза (он превосходит намаз, совершенный в одиночку, в несколько раз).

Кроме того, в Иране очень важны семейные узы, почитание родителей, так как население серьезно относятся к своим обязанностям перед семьей.

Саудовская Аравия с оценкой 25 баллов аналогично считается коллективистским обществом [5].

Более низкая оценка у России (39 баллов) обнаруживает свои проявления в речи [5]. Если россияне планируют провести с кем-то время, они буквально говорят: «мы с друзьями» вместо «я и мои друзья». Семья и друзья также очень важны для решения повседневных задач.

Мужественность и женственность. Иран со 43 баллами считается относительно «женским» обществом [5]. В таких странах основное внимание уделяется работе «для того, чтобы жить». Менеджеры стремятся к консенсусу, люди ценят равенство, солидарность и качество своей трудовой жизни. Конфликты разрешаются путем компромиссов и переговоров. Приветствуются такие мотивационные стимулы, как свободное время и гибкость. Особое внимание уделяется благополучию, статус здесь не главное.

Саудовская Аравия набрала 60 баллов, будучи «мужским» обществом [5]. В «мужских» странах люди живут «для того, чтобы работать», от менеджеров ожидается решительность и напористость, упор делается на равенство, конкуренцию и производительность, конфликты же разрешаются путем незамедлительных действий.

Относительно низкий балл у России (36) [5]. Здесь это связано с высокой дистанцией власти: россияне на рабочем месте недооценивают свои личные достижения, вклад или возможности. Они скромно говорят о себе и не привыкли выставлять на всеобщее обозрение свои лучшие стороны.

Степень избегания неопределенности. В Иране с 59 баллами население предпочитает избегать неопределенность [5]. Оно придерживается жестких кодексов убеждений и поведения (шариат, Коран, Сунна), нетерпимы к неортодоксальному поведению и идеям. В иранской культуре существует эмоциональная потребность в правилах, у людей есть внутреннее побуждение быть занятыми и усердно работать, точность и пунктуальность являются нормой, инновациям встречаются сопротивлением, а безопасность является неоспоримым элементом индивидуальной мотивации.

Наглядным примером может послужить наличие пяти обязательных молитв в день, выполняемых с соблюдением строго определенных правил: ритуальная чистота (омовение тела), чистое место, ориентация на Киблу (к священным городам Медине и Мекке), четкое намерение совершить молитву, чистая одежда, соответствующая шариату, трезвость, правильный временной промежуток.

Таким образом, идеология Ирана построена на религиозной основе и представляет собой строгое и неукоснительное соблюдение правил и законов шариата, что и характерно для Саудовской Аравии (80 баллов), где шариат остается единственной правовой системой [5].

Набрав 95 баллов, россияне чувствуют серьезную угрозу из-за неоднозначных ситуаций [5]. Очень распространено подробное планирование и инструкции. Россияне предпочитают иметь контекстную и справочную информацию, чтобы возможные трудности не были для них неожиданностью.

Краткосрочная и долгосрочная ориентация. Низкий показатель у Ирана (14 баллов) указывает на то, что он имеет строго нормативную культурную ориентацию [5]. Здесь люди обеспокоены установлением абсолютной истины; они нормативны в своем мышлении, проявляют большое уважение к традициям, относительно небольшую склонность к сбережению на будущее и нацеленность на достижение быстрых результатов. При краткосрочной ориентации высоко ценится прошлое и акцентируется внимание на настоящем. Большое значение имеют такие ценности, как выполнение общественного долга, соблюдение принятых социальных условностей.

Яркий пример — хранение наследия великого аятоллы Рухолла Хомейни: после смерти его идеи продолжают оставаться основой политической доктрины Ирана, которая определяет внешнюю и внутреннюю политику клерикального руководства. Иранские государственные деятели вспоминают в своих официальных речах о всемирно-историческом значении Исламской революции 1979 года.

Нормативный характер саудовского общества можно также проследить по низкому баллу (36) по этому аспекту [5].

Россия, набравшая высокий балл (81), определенно является страной с прагматическим складом ума [5]. Россияне демонстрируют способность легко адаптировать традиции к изменившимся условиям, склонность к сбережению и инвестированию.

Сдержанность и распущенность. Низкий показатель в 40 баллов свидетельствует о существовании в Иране культуры сдержанности [5]. Общества с низкими показателями по этому параметру склонны к цинизму и пессимизму. Люди с данной ориентацией считают, что свои действия ограниченными социальными нормами.

Бесспорным примером может послужить месяц Рамадан (соблюдение поста в течение месяца, когда мусульмане обязаны воздерживаться от любой пищи и питья от восхода до заката) или наличие трех видов терпения: при трудностях, когда человек принимает ситуацию, не отчаивается и не теряет надежды на благой исход; в предписаниях Аллаха: в намазе, соблюдении поста, совершении хаджа; в воздержании от недозволенного.

Средний балл Саудовской Аравии (52) не указывает на явную идентификацию по данному параметру [5].

Сдержанный же характер русской культуры хорошо прослеживается по низкому баллу (20) [5].

Выводы. С одной стороны, культурные среды Ирана и России имеют как близкие значения, которые обе страны определяют как коллективистские, «женственные» и сдержанные. С другой стороны, по таким показателям, как дистанция власти, избегание неопределенности и долгосрочность ориентации, рассматриваемые государства имеют больший разрыв, что подчеркивает неповторимость каждой из культур. Тем не менее, несмотря на возможные препятствия в осуществлении бизнес-задач российских партнеров вследствие культурных различий, они могут быть нивелированы при изучении детерминант (обычаев, традиций, религии), влияющих на поведение человека.

Рекомендации. На основе проведенного анализа выделим специфически для бизнес-среды Ирана особенности и сформулируем основные для ведения российской стороной в Иране бизнеса предложения.

— Проявление уважения к старшим: приветствие с рукой, лежащей на сердце, в знак глубокого уважения.

— Отношение к переговорам как к процессу, проходящему в две стадии: установление личных отношений, далее обсуждение условий сделки. Готовность к длительным переговорам вследствие необходимости для иранцев познакомиться с партнером не только в деловом, но и личном общении.

— Нежелание иранцев идти на компромиссы, которые воспринимаются в их среде как слабость. Готовность самостоятельно предлагать альтернативное решение вопроса.

— Иерархичность: принятие решений только на высшем уровне. Проведение обсуждений только с топ-менеджментом компании.

— Строгость и консервативность внешнего вида, деловой одежды. Обязательное покрытие головы, рук и плеч для женщин, темный костюм без галстука для мужчин.

— Длительность и разрозненность переговоров вследствие стремления иранцев создавать впечатление дружеской встречи. Готовность проведения нескольких неформальных встреч для изучения партнера, его индивидуальной составляющей для дальнейшего переключения на деловой круг вопросов.

— Откладывание момента принятия решения, если в том нет очевидной выгоды. Готовность пойти на компромисс для повышения заинтересованности в сделке иранской стороны и увеличения шансов на продолжение переговоров.

— Важность фиксации согласованных условий сделки, подписания полноценного контракта для соблюдения поставленных требований. Готовность после принятия каждого значимого решения обозначать его в письменном виде и подтверждать подписями о согласии.

— Эмоциональность диалога. Готовность сталкиваться с импульсивными репликами, взаимодействовать на повышенных тонах с показательными невербальными языковыми средствами (жестами, мимикой).

Литература:

  1. Указ Президента Российской Федерации от 30.11.2016 г. № 640. — Текст: электронный // Официальные сетевые ресурсы Президента России: [сайт]. — URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41451 (дата обращения: 09.05.2022).
  2. Население Ирана. — Текст: электронный // Статистика и показатели: региональные и федеральные: [сайт]. — URL: https://rosinfostat.ru/naselenie-irana/ (дата обращения: 09.05.2022).
  3. Guidance Doing business in Iran: trade and export guide. — Текст: электронный // Правительство Соединенного Королевства: [сайт]. — URL: https://www.gov.uk/government/publications/doing-business-with-iran/frequently-asked-questions-on-doing-business-with-iran (дата обращения: 09.05.2022).
  4. Country Profile: Iran. — Текст: электронный // The Observatory of Economic Complexity: [сайт]. — URL: https://oec.world/en/profile/country/irn (дата обращения: 09.05.2022).
  5. Country Comparison. — Текст: электронный // Hofstede Insights: [сайт]. — URL: https://www.hofstede-insights.com/country-comparison/iran,russia,saudi-arabia/ (дата обращения: 09.05.2022).
Основные термины (генерируются автоматически): Иран, Саудовская Аравия, Россия, балл, Ближний Восток, высокий балл, исламская республика, коллективистское общество, международное партнерство, Российская Федерация.


Ключевые слова

бизнес, Иран, международное партнерство, кросс-культурный анализ, параметры Герта Хофстеде

Похожие статьи

Зарубежный опыт в развитии социальной политики предприятия

В статье автор рассматривает особенности моделей корпоративной социальной политик предприятий США, Европы и Азии. Представлены основные направления социальной политики зарубежных предприятий.

Международный бизнес и его развитие в Кыргызстане

В статье рассматриваются возможности развития отечественного бизнеса параллельно с развитием разнообразных форм реализации международного бизнеса в Кыргызстане.

Публичная дипломатия: культурные продукты и проекты для международного продвижения страны

В статье автор исследует методы публичной дипломатии как способ международного продвижения страны.

Кросс-культурный менеджмент: Южная Корея

В статье рассматривается ведение бизнеса в Южной Корее с учетом национальных особенностей и культурных ценностей.

Бизнес-планирование как способ укрепления позиции предприятия

Статья посвящена изучению вопроса позиционирования бизнес-планирования в качестве механизма укрепления позиции предприятия на современном рынке. Автором обозначены основные понятия в разрезе бизнес-планирования в условиях российской экономики. На осн...

Российский и зарубежный опыт государственного регулирования банковского сектора

Исследование в рамках данной статьи направлено на то, чтобы определить особенности деятельности национальных банковских систем в разных странах. Также представлен обзор финансовых банковских систем и той роли, которую они играют в современной мировой...

Инновационный маркетинг в странах Азии

В статье рассмотрены тенденции развития инновационного маркетинга в странах Азии, сравнение азиатского маркетинга с российским. Выявлена специфика маркетинга азиатских стран, что является необходимым для деятельности предприятия в данных странах.

Особенности маркетинга различных стран

В статье рассмотрены особенности маркетинга в таких странах, как Россия, Китай, Япония, США, а так же странах Европы и проведен сравнительный анализ по основным маркетинговым характеристикам.

Деловой туризм в России

Работа посвящена рассмотрению нынешнего состояния межкорпоративного делового туризма в Российской федерации. Исследуются важнейшие проблемы и предложены возможные пути их решения.

Политика идентичности как инструмент интеграции мигрантов в местное сообщество

Статья посвящена раскрытию сущности политики идентичности в спектре интеграции мигрантов. В статье, в частности, рассматривается, государственная и региональная политика идентичности (на примере ХМАО).

Похожие статьи

Зарубежный опыт в развитии социальной политики предприятия

В статье автор рассматривает особенности моделей корпоративной социальной политик предприятий США, Европы и Азии. Представлены основные направления социальной политики зарубежных предприятий.

Международный бизнес и его развитие в Кыргызстане

В статье рассматриваются возможности развития отечественного бизнеса параллельно с развитием разнообразных форм реализации международного бизнеса в Кыргызстане.

Публичная дипломатия: культурные продукты и проекты для международного продвижения страны

В статье автор исследует методы публичной дипломатии как способ международного продвижения страны.

Кросс-культурный менеджмент: Южная Корея

В статье рассматривается ведение бизнеса в Южной Корее с учетом национальных особенностей и культурных ценностей.

Бизнес-планирование как способ укрепления позиции предприятия

Статья посвящена изучению вопроса позиционирования бизнес-планирования в качестве механизма укрепления позиции предприятия на современном рынке. Автором обозначены основные понятия в разрезе бизнес-планирования в условиях российской экономики. На осн...

Российский и зарубежный опыт государственного регулирования банковского сектора

Исследование в рамках данной статьи направлено на то, чтобы определить особенности деятельности национальных банковских систем в разных странах. Также представлен обзор финансовых банковских систем и той роли, которую они играют в современной мировой...

Инновационный маркетинг в странах Азии

В статье рассмотрены тенденции развития инновационного маркетинга в странах Азии, сравнение азиатского маркетинга с российским. Выявлена специфика маркетинга азиатских стран, что является необходимым для деятельности предприятия в данных странах.

Особенности маркетинга различных стран

В статье рассмотрены особенности маркетинга в таких странах, как Россия, Китай, Япония, США, а так же странах Европы и проведен сравнительный анализ по основным маркетинговым характеристикам.

Деловой туризм в России

Работа посвящена рассмотрению нынешнего состояния межкорпоративного делового туризма в Российской федерации. Исследуются важнейшие проблемы и предложены возможные пути их решения.

Политика идентичности как инструмент интеграции мигрантов в местное сообщество

Статья посвящена раскрытию сущности политики идентичности в спектре интеграции мигрантов. В статье, в частности, рассматривается, государственная и региональная политика идентичности (на примере ХМАО).

Задать вопрос