В статье предпринимается попытка оценить специфику ведения бизнеса с иранскими партнерами на основе анализа социокультурных страновых особенностей.
Ключевые слова: Иран, международное партнерство, бизнес, кросс-культурный анализ, параметры Герта Хофстеде.
Проблема. Успешность международного партнерства исходит из спектра различных параметров, в том числе культурной составляющей. Менталитет страны, с которой планируется ведение кратко- или долгосрочных бизнес-отношений, требует предварительного тщательного исследования со стороны каждого из партнеров для достижения полноценного взаимопонимания. В противном случае, отсутствие должной подготовки или ее поверхностность могут повлечь за собой неверную интерпретацию действий и слов иностранного коллеги или разрыв бизнес-связей вследствие оскорбительного поведения.
Актуальность. На фоне таких усиливающихся трендов мировой экономики, как глобализация и интеграция, деятельность современной компании невозможно представить в границах только одного государства. Развитие транснациональных связей, сопровождающееся размещением производства за рубежом, расширяет рамки коммуникации. Необходимость знакомства с культурным кодом страны бесспорна для взаимодействия с иностранными партнерами и клиентами, работе с интернациональной командой или управления ею, расширению компании на новые рынки.
Цель работы: рассмотреть специфику культурной составной части бизнес-среды Исламской Республики Иран (Ирана).
Задачи работы: дать базовую характеристику особенностям, присущим Ирану; провести анализ культурной составляющей Ирана по параметрам Герта Хофстеде; обозначить сходства и различия между иранской и российской сторонами; сформулировать рекомендации по ирано-российскому сотрудничеству.
Подходы и методы. Методологическая основа состоит в применении общенаучных методов исследования, например, анализа нормативно-правовых документов и литературы, исторического метода, обобщения сведений, синтеза фактов и получения на их основе результатов, а также сравнения (культурных параметров Ирана, Саудовской Аравии и России).
Введение. Исходя из региональных приоритетов Российской Федерации, закрепленных в Концепции внешней политики 2016 года [1], Ближний Восток — значимое направление для установления и поддержания международных дружественных связей.
В ближневосточной системе бизнес-партнерство Российской Федерации и Ирана является одним из наиважнейших и наиболее многогранных. Представители обоих государств взаимодействуют на различных уровнях, начиная от встреч в верхах до индивидуальных контактов физических и юридических лиц, по широкому кругу вопросов и во многих областях, как геополитическая, дипломатическая, военная, экономическая, военная, энергетическая, культурная, гуманитарная. В связи с укреплением ирано-российской кооперации выделим факторы, способствующие сближению двух диаметрально противоположных на первый взгляд культур, а также свойственные им расхождения.
Характеристика «стартовых позиций». Иран — ключевой игрок на Ближнем Востоке наравне со своим многовековым оппонентом Саудовской Аравией. Это унитарное государство с президентской формой правления, исламская республика, одна из немногочисленных теократий в мире, где верховным руководителем является глава духовенства — рахбар, президент же — второе по значимости лицо в стране.
В Иране проживает одна из старейших цивилизаций в мире — персы, начиная с образования первого государства на его территории в 3000 тысяч до н. э. Преобладающее большинство населения исповедует ислам шиитского направления, что также создает почву для религиозной противоречий с соседними суннитскими государствами. В дополнение к этому Иран обладает пестрым этническим составом: половина населения — этнические персы, исповедующие шиизм, говорят на государственном языке фарси, тогда как вторая по численности группа — азербайджанцы, проживающие на северо-западе страны и использующие азербайджанский язык [2].
Экономике страны характерен смешанный тип с преобладанием государственного сектора и сферы услуг. Иран занимает второе место по номинальному ВВП в регионе, уступая Саудовской Аравии [3]. Основной специализацией служит добыча и переработка углеводородов (56 % от экспорта), химическое производство (минеральных удобрений), автомобилестроение, фармацевтика [4]. Импортируют преимущественно промышленное сырье, промежуточные и потребительские товары [4]. Важнейшими торговыми партнерами являются КНР, Индия, Республика Корея, Турция, ОАЭ и в том числе Россия [4].
Параметры Герта Хофстеде. Результаты довольно стандартные для мусульманского мира, где законы шариата играют важнейшую роль в жизни праведного верующего. Однако некоторые факторы не сошлись с первоначальным видением автора, как, например, аспект мужественности и женственности, по которому Иран набрал 43 балла, что ставит его на границе женского и мужского [5]. Помимо этого, фактор дистанции власти, который намного ниже в сравнении с другими ближневосточными странами, не столь ярко выраженный, хотя в стране действует автократическая власть, однако воспринимающаяся как нормальная.
Для сравнения была взята Саудовская Аравия, главный ближневосточный конкурент за лидерство Ирана, а также Россия.
Наличие дистанции власти. Иран получил промежуточную оценку в 58 баллов по данному аспекту, что характеризует его как иерархическое общество [5]. Люди принимают иерархический порядок, в котором у каждого есть собственное законное место и который не нуждается в дальнейшем обосновании. Иерархия в организации рассматривается как отражение внутреннего неравенства, централизованного управления доброжелательного автократа. На бизнес-встречах решение принимается топ-менеджментом, подчиненные ожидают призыва к действию.
Саудовская Аравия обладает более высоким баллом (95) [5]. Она является абсолютной монархией, управляемой сыновьями и внуками первого короля Абделя Азиза. Закон основан на исламском праве. Теоретически власть короля ограничена лишь нормами шариата.
Россия, набравшая 93 балла, — страна, где держатели власти также достаточно далеки от общества [5]. Несоответствие между менее влиятельными и более влиятельными людьми приводит к значимости фактора статуса.
Коллективизм и индивидуализм. Иран, набравший 41 балл, считается коллективистским обществом [5]. Это проявляется в тесной и долгосрочной приверженности группе, будь то семья или полигамный брак, разрешенный в исламе. Лояльность в коллективистской культуре имеет первостепенное значение и преобладает над большинством других социальных правил и положений. Общество поддерживает прочные отношения, в которых каждый берет на себя ответственность за других членов своей группы. В деловой среде важная роль отводится прежде всего установлению личных взаимоотношений, а потом следуют формальные деловые процедуры. Решения о найме и продвижении по службе принимаются на основе того, как сотрудник воспринимается в коллективе.
Показательными примером выступает обязательная коллективная пятничная полуденная молитва в мечети. Мусульмане, молясь за своих братьев по вере, должны быть сплоченной общиной, скрепленной узами взаимной любви. Посланник Аллаха поощрял мусульман собираться вместе для намаза (он превосходит намаз, совершенный в одиночку, в несколько раз).
Кроме того, в Иране очень важны семейные узы, почитание родителей, так как население серьезно относятся к своим обязанностям перед семьей.
Саудовская Аравия с оценкой 25 баллов аналогично считается коллективистским обществом [5].
Более низкая оценка у России (39 баллов) обнаруживает свои проявления в речи [5]. Если россияне планируют провести с кем-то время, они буквально говорят: «мы с друзьями» вместо «я и мои друзья». Семья и друзья также очень важны для решения повседневных задач.
Мужественность и женственность. Иран со 43 баллами считается относительно «женским» обществом [5]. В таких странах основное внимание уделяется работе «для того, чтобы жить». Менеджеры стремятся к консенсусу, люди ценят равенство, солидарность и качество своей трудовой жизни. Конфликты разрешаются путем компромиссов и переговоров. Приветствуются такие мотивационные стимулы, как свободное время и гибкость. Особое внимание уделяется благополучию, статус здесь не главное.
Саудовская Аравия набрала 60 баллов, будучи «мужским» обществом [5]. В «мужских» странах люди живут «для того, чтобы работать», от менеджеров ожидается решительность и напористость, упор делается на равенство, конкуренцию и производительность, конфликты же разрешаются путем незамедлительных действий.
Относительно низкий балл у России (36) [5]. Здесь это связано с высокой дистанцией власти: россияне на рабочем месте недооценивают свои личные достижения, вклад или возможности. Они скромно говорят о себе и не привыкли выставлять на всеобщее обозрение свои лучшие стороны.
Степень избегания неопределенности. В Иране с 59 баллами население предпочитает избегать неопределенность [5]. Оно придерживается жестких кодексов убеждений и поведения (шариат, Коран, Сунна), нетерпимы к неортодоксальному поведению и идеям. В иранской культуре существует эмоциональная потребность в правилах, у людей есть внутреннее побуждение быть занятыми и усердно работать, точность и пунктуальность являются нормой, инновациям встречаются сопротивлением, а безопасность является неоспоримым элементом индивидуальной мотивации.
Наглядным примером может послужить наличие пяти обязательных молитв в день, выполняемых с соблюдением строго определенных правил: ритуальная чистота (омовение тела), чистое место, ориентация на Киблу (к священным городам Медине и Мекке), четкое намерение совершить молитву, чистая одежда, соответствующая шариату, трезвость, правильный временной промежуток.
Таким образом, идеология Ирана построена на религиозной основе и представляет собой строгое и неукоснительное соблюдение правил и законов шариата, что и характерно для Саудовской Аравии (80 баллов), где шариат остается единственной правовой системой [5].
Набрав 95 баллов, россияне чувствуют серьезную угрозу из-за неоднозначных ситуаций [5]. Очень распространено подробное планирование и инструкции. Россияне предпочитают иметь контекстную и справочную информацию, чтобы возможные трудности не были для них неожиданностью.
Краткосрочная и долгосрочная ориентация. Низкий показатель у Ирана (14 баллов) указывает на то, что он имеет строго нормативную культурную ориентацию [5]. Здесь люди обеспокоены установлением абсолютной истины; они нормативны в своем мышлении, проявляют большое уважение к традициям, относительно небольшую склонность к сбережению на будущее и нацеленность на достижение быстрых результатов. При краткосрочной ориентации высоко ценится прошлое и акцентируется внимание на настоящем. Большое значение имеют такие ценности, как выполнение общественного долга, соблюдение принятых социальных условностей.
Яркий пример — хранение наследия великого аятоллы Рухолла Хомейни: после смерти его идеи продолжают оставаться основой политической доктрины Ирана, которая определяет внешнюю и внутреннюю политику клерикального руководства. Иранские государственные деятели вспоминают в своих официальных речах о всемирно-историческом значении Исламской революции 1979 года.
Нормативный характер саудовского общества можно также проследить по низкому баллу (36) по этому аспекту [5].
Россия, набравшая высокий балл (81), определенно является страной с прагматическим складом ума [5]. Россияне демонстрируют способность легко адаптировать традиции к изменившимся условиям, склонность к сбережению и инвестированию.
Сдержанность и распущенность. Низкий показатель в 40 баллов свидетельствует о существовании в Иране культуры сдержанности [5]. Общества с низкими показателями по этому параметру склонны к цинизму и пессимизму. Люди с данной ориентацией считают, что свои действия ограниченными социальными нормами.
Бесспорным примером может послужить месяц Рамадан (соблюдение поста в течение месяца, когда мусульмане обязаны воздерживаться от любой пищи и питья от восхода до заката) или наличие трех видов терпения: при трудностях, когда человек принимает ситуацию, не отчаивается и не теряет надежды на благой исход; в предписаниях Аллаха: в намазе, соблюдении поста, совершении хаджа; в воздержании от недозволенного.
Средний балл Саудовской Аравии (52) не указывает на явную идентификацию по данному параметру [5].
Сдержанный же характер русской культуры хорошо прослеживается по низкому баллу (20) [5].
Выводы. С одной стороны, культурные среды Ирана и России имеют как близкие значения, которые обе страны определяют как коллективистские, «женственные» и сдержанные. С другой стороны, по таким показателям, как дистанция власти, избегание неопределенности и долгосрочность ориентации, рассматриваемые государства имеют больший разрыв, что подчеркивает неповторимость каждой из культур. Тем не менее, несмотря на возможные препятствия в осуществлении бизнес-задач российских партнеров вследствие культурных различий, они могут быть нивелированы при изучении детерминант (обычаев, традиций, религии), влияющих на поведение человека.
Рекомендации. На основе проведенного анализа выделим специфически для бизнес-среды Ирана особенности и сформулируем основные для ведения российской стороной в Иране бизнеса предложения.
— Проявление уважения к старшим: приветствие с рукой, лежащей на сердце, в знак глубокого уважения.
— Отношение к переговорам как к процессу, проходящему в две стадии: установление личных отношений, далее обсуждение условий сделки. Готовность к длительным переговорам вследствие необходимости для иранцев познакомиться с партнером не только в деловом, но и личном общении.
— Нежелание иранцев идти на компромиссы, которые воспринимаются в их среде как слабость. Готовность самостоятельно предлагать альтернативное решение вопроса.
— Иерархичность: принятие решений только на высшем уровне. Проведение обсуждений только с топ-менеджментом компании.
— Строгость и консервативность внешнего вида, деловой одежды. Обязательное покрытие головы, рук и плеч для женщин, темный костюм без галстука для мужчин.
— Длительность и разрозненность переговоров вследствие стремления иранцев создавать впечатление дружеской встречи. Готовность проведения нескольких неформальных встреч для изучения партнера, его индивидуальной составляющей для дальнейшего переключения на деловой круг вопросов.
— Откладывание момента принятия решения, если в том нет очевидной выгоды. Готовность пойти на компромисс для повышения заинтересованности в сделке иранской стороны и увеличения шансов на продолжение переговоров.
— Важность фиксации согласованных условий сделки, подписания полноценного контракта для соблюдения поставленных требований. Готовность после принятия каждого значимого решения обозначать его в письменном виде и подтверждать подписями о согласии.
— Эмоциональность диалога. Готовность сталкиваться с импульсивными репликами, взаимодействовать на повышенных тонах с показательными невербальными языковыми средствами (жестами, мимикой).
Литература:
- Указ Президента Российской Федерации от 30.11.2016 г. № 640. — Текст: электронный // Официальные сетевые ресурсы Президента России: [сайт]. — URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41451 (дата обращения: 09.05.2022).
- Население Ирана. — Текст: электронный // Статистика и показатели: региональные и федеральные: [сайт]. — URL: https://rosinfostat.ru/naselenie-irana/ (дата обращения: 09.05.2022).
- Guidance Doing business in Iran: trade and export guide. — Текст: электронный // Правительство Соединенного Королевства: [сайт]. — URL: https://www.gov.uk/government/publications/doing-business-with-iran/frequently-asked-questions-on-doing-business-with-iran (дата обращения: 09.05.2022).
- Country Profile: Iran. — Текст: электронный // The Observatory of Economic Complexity: [сайт]. — URL: https://oec.world/en/profile/country/irn (дата обращения: 09.05.2022).
- Country Comparison. — Текст: электронный // Hofstede Insights: [сайт]. — URL: https://www.hofstede-insights.com/country-comparison/iran,russia,saudi-arabia/ (дата обращения: 09.05.2022).