Авторы в данной статье делятся собственным опытом по анализу системы управления образовательной организации, а также действенными методами по направлениям развития учебного заведения. Эта тема становится особенно актуальной с переходом страны на рыночную экономику. Деятельность образовательной организации сегодня оценивается с точки зрения ее окупаемости, поэтому на первое место выводятся вопросы эффективного управления, что поможет увеличить рейтинг учебного заведения по отношению к другим образовательным организациям.
Ключевые слова: управление образовательной организации, менеджмент, направления развития, инновационные методы, процесс управления, современная школа.
В современном мире с переходом на рыночную экономику особое место стали занимать вопросы эффективного управления. Это касается и вопросов управления образовательной организацией. Изучение и обеспечение современных подходов в процессе управления позволит достичь значимых результатов, а также откроет широкие возможности для устойчивого развития образовательной организации, повышения качества образования.
Актуальность изучения действенных методов в управлении образовательной организацией обусловлена изменениями, происходящими в мире, особенно в сфере образования. На сегодняшний день полностью была пересмотрена образовательная область, изменен сам подход к деятельности и отношение к ученикам и педагогам. Все это стало толчком для адекватных изменений, в том числе и в управленческой культуре, вызванных реальной потребностью общества.
Все образование постепенно переводится на язык экономики, так школы начинают оказывать образовательные услуги, знания трансформируются в интеллектуальный капитал и так далее. Успешность образовательной организации напрямую зависит не только от материальных ресурсов, но и от системы управления. Чтобы модернизация была наиболее оптимальной и эффективной, нужны специалисты, которые будут владеть современными методами управления. Именно поэтому необходимо постоянно пополнять свои знания, изучать и анализировать новшества в вопросах менеджмента.
Прежде чем начать управленческую деятельность образовательной организации необходимо проанализировать все уровни функционирования учреждения, провести аудит. После этого необходимо заняться стратегией развития и управления. Просчитать возможные риски (риск-менеджмент). Только после этого следует воплощать выбранную стратегию в жизнь. Спустя определенное время необходимо вновь провести мониторинг всех уровней функционирования учебного заведения и скорректировать программу при необходимости.
Уровень эффективности образовательной организации оценивается с внешней стороны, с точки зрения места в рейтинге, которое она занимает среди остальных учебных заведений города/республики/сраны. Чтобы правильно выстроить систему управления необходимо проанализировать внешние условия, приоритетные направления развития, обозначенные Министерством образования. После этого провести анализ необходимых ресурсов, которые понадобятся для того, чтобы продвинуть организацию. Продуктивен будет и SWOT-анализ, который позволит выявить сильные и слабые стороны, возможные угрозы на основе изучения действительного и потенциального рынков образовательных услуг. Это даст возможность не просто проанализировать, но и позволит обозначить перспективные траектории в развитии образовательной организации.
Нами было проанализировано управление общеобразовательной школы «Университетская» Елабужского Института КФУ. Следует отметить, что учебное заведение функционирует относительно недавно, поэтому в нем созданы широкие возможности для проведения инновационной деятельности. Ориентируясь на то, чего уже достигла школа и, опираясь на слабые стороны управления, нами были выявлены основные направления развития, которые будут актуальны абсолютно для любой образовательной организации:
— развитие инновационного образования;
— привлечение в школу молодых специалистов, а также работа над развитием интеллектуального капитала образовательной организации;
— в руководстве учебным заведением должны стоять профессиональные менеджеры или специалисты, обладающие управленческими знаниями;
— активная маркетинговая политика школы;
— работа над информатизацией и цифровизацией образовательной деятельности;
— формирование корпоративной культуры;
— улучшение материально-технической базы учреждения;
— создание мотивационной системы для сотрудников, а также обучающихся;
— активное привлечение внебюджетных средств в образовательную организацию.
В соответствии с этими направлениями были предложены следующие мероприятия, которые могут поднять образовательную организацию на новый уровень:
- Усиление, увеличение использования информационных технологий, что позволит укрепить репутацию школы, как образовательной организации применяющей инновационные методы управления и стратегического развития. Для этого следует заняться продвижением школы в интернете (оформлением официальной страницы, созданием страницы в социальных сетях), ориентируясь на качественное улучшение контента по всем направлениям деятельности образовательной организации. В идеале назначить человека, который будет заниматься обратной связью, оперативно отвечать на вопросы обучающихся и родителей на форумах. Одним из направлений может стать организация объемной информационной базы, полезной как школьникам, так и педагогам (различные презентации, семинары, видеоуроки, лекции), то есть провести работу по обмену информацией посредством интернета.
- Проведение в стенах образовательной организации различных мероприятий (научно-практических конференций, конкурсов, открытых лекций и т. д.).
- Работа с преподавательским составом (вовлечение их в активную научную работу, повышение компетентности через участие в научных семинарах и повышение квалификации).
- Привлечение специалистов, преподавателей под конкретные цели и проекты, как следствие, более высокая мобильность школы и экономия средств.
- Формирование корпоративной культуры (разработка собственного стиля школы, ознакомление сотрудников с целями и миссией образовательной организации).
- Работа с обучающимися и их родителями.
Таким образом, управление образовательной организацией будет эффективным, если своевременно изучать тенденции рынка образовательных услуг и применять в маркетинговой деятельности инновационные методы.
Литература:
- Инновационные методы управления образовательной организацией: учебно-методическое пособие / А. В. Коптелов, Т. А. Абрамовских и др.; под. ред. В. Н. Кеспикова. — Челябинск: ЧИППКРО, 2017. — 112 с.
- Золотарева А. В. Управление образовательной организацией. — М.: ЮРАЙТ, 2022. — 287 с.
- Методы менеджмента: экономические, организационно-распорядительные, социально-распорядительные: портал [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.aup.ru/books/m99/2_8.htm. (29.04.2022)