В данной статье рассматриваются проблемы ветхого и аварийного жилья. Выявлено несовершенство законодательства касательно определения «ветхое жилье». Освещена проблема сбора статистических данных по ветхому жилью, которая ведет к искажению представления о реальном состоянии жилищного фонда. Рассмотрена государственная программа по ликвидации аварийного жилищного фонда на примере Самарской области. Предложены пути решения данной проблемы.
Ключевые слова: ветхое жилье, Самарская область, аварийное жилье, ветхий жилищный фонд, Жилищный кодекс.
This article discusses the problems of dilapidated and dilapidated housing. The imperfection of legislation regarding the definition of «dilapidated housing» has been revealed. The problem of collecting statistical data on dilapidated housing, which leads to a distortion of the idea of the real state of the housing stock, is highlighted. The state program for the liquidation of emergency housing stock on the example of the Samara region is considered. The ways of solving this problem are proposed.
Keywords : dilapidated housing, Samara region, emergency housing, dilapidated housing stock, Housing Code.
В Российской Федерации, не смотря на разработанные федеральные, региональные, муниципальные программы по капитальному ремонту, реконструкции и реновации жилого фонда, активно растет количество ветхого и аварийного жилья. Безусловно разработанные концепции частично улучшают внешний облик городов и повышают уровень жизни населения, однако наличие вышеизложенной проблемы до конца это не решает.
Одной из причин данной ситуации является отсутствие понятия «ветхое жильё» в законодательстве. Данный термин широко используется на практике, но ни в одном нормативно-правовом акте и законе, его трактовки не содержится. Определение «ветхое состояние здания» фигурирует в действующем документе — Методическом пособии по содержанию и ремонту жилищного фонда МДК 2–04.2004 [1]. Согласно пособию: Ветхое состояние здания — состояние, при котором конструкции здания и здание в целом имеет износ: для каменных домов — свыше 70 %, деревянных домов со стенами из местных материалов, а также мансард — свыше 65 %, основные несущие конструкции сохраняют прочность, достаточную для обеспечения устойчивости здания, однако здание перестает удовлетворять заданным эксплуатационным требованиям. Из определения следует, что данное жилье, не смотря на высокий физический износ, является безопасным для проживания граждан. Вследствие чего данные постройки сохраняются.
Данный подход к вопросу об обновлении жилищного фонда, является неэффективным, так как темпы роста ветхого жилья, которое в следствии становится аварийным, превышают темп ввода нового. Такой резонанс приводит к тому, что часть населения вынуждена жить в домах, не обеспечивающих нормативные санитарно-бытовые условия.
После 2016 года Росстат перестал публиковать информацию по ветхому жилью из-за отсутствия данных о состоянии жилого фонда. Это было вызвано противоречием норм Жилищного кодекса и закона «О государственном кадастре недвижимости». Бюро технической инвентаризации, ранее снабжавшее Росстат данными, перестало предоставлять их в полном объеме с 2013 года с принятием вышеуказанного закона. Отсутствие в кадастре данных о благоустройстве (водоснабжении, канализации, отоплении, газификации или наличии электроплит) и износе зданий является причиной, по которой Росстат не может обеспечить другие ведомства полной информацией о состоянии и движении жилищного фонда.
Не смотря на отсутствие статистических данных по ветхому жилищному фонду на сегодня, можно проанализировать их значения за предыдущие года. В таблице 1 [2, 3] представлена динамика ветхого и аварийного жилого фонда по РФ за период 1990–2015 годы.
Таблица 1
Ветхий и аварийный жилой фонд (на конец года, общая площадь жилых помещений), млн кв. м.
1990 |
1995 |
2000 |
2005 |
2006 |
2010 |
2013 |
2014 |
2015 |
|
Весь ветхий и аварийный жилищный фонд, млн. м 2 |
32,2 |
37,7 |
65,6 |
94,6 |
95,9 |
99,4 |
93,9 |
93,3 |
88,0 |
В том числе: |
|||||||||
Ветхий |
28,9 |
32,8 |
56,1 |
83,4 |
83,2 |
78,9 |
70,1 |
69,5 |
68,4 |
Аварийный |
3,3 |
4,9 |
9,5 |
11,2 |
12,7 |
20,5 |
23,8 |
23,8 |
19,6 |
Удельный вес ветхого и аварийного жилищного фонда в общей площади всего жилищного фонда, % |
1,3 |
1,4 |
2,4 |
3,2 |
3,2 |
3,1 |
2,8 |
2,7 |
2,5 |
Из таблицы 1 видно, что начиная с 1990 года, количество ветхого жилья в России непрерывно росло. За 15 лет ветхий жилищный фонд увеличился почти в 3 раза достигнув максимального значения в 2006 году — 83,4 млн м 2 . С 2006 года отмечается постепенное снижение количества ветхого жилья, можно предположить, что какое-то количество перешло в статус аварийного. Его объем в 2015 г. составил 68,4 млн м 2 . В процентах ко всему жилищному фонду объем ветхого и аварийного жилья составил 2,5 %, из которого ветхого жилья — 1,9 %, аварийного — 0,6 %. Таким образом, обращение к данным Росстата позволяет объективно оценить динамику и масштабы ветхого и аварийного жилья в России. Важно, чтобы данная статистика продолжала вестись, она является неотъемлемой частью разработки комплекса мер, направленных на улучшение жилищного фонда.
Одной из причин сохранения ветхого жилищного фонда является отсутствие программы, направленной на ликвидацию или восстановление таких зданий.
В настоящий момент на территории городского округа Самара реализуется национальный проект «Жилье и городская среда», в рамках которого действует государственная программа Самарской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года» до 2025 года, утвержденная постановлением Правительства Самарской области от 29.03.2019 № 179. Данную программу по переселению из аварийных домов в Самаре начали реализовывать в 2019 году. По данным официального портала [4], в Самарской области общее количество аварийных домов составляет 2049. Однако в программе по переселению участвует чуть больше половины — 1157. Согласно [4] до 2025 года жилье получат только 24,33 из 38,33 тысяч человек. То есть приблизительная скорость расселения жителей аварийного фонда — примерно 4 тысячи человек в год. Остальные 14 тысяч человек будет ждать переселения еще неопределенное количество лет, несмотря на то, что их дома были признаны аварийными еще до 2017 года. К тому времени часть ветхого жилья перейдет в разряд аварийного, и ситуация еще более усугубится.
Для решения данной проблемы необходимо:
- Закрепить понятие «ветхое жилье» на законодательном уровне.
- Устранить нестыковки норм Жилищного кодекса и закона «О государственном кадастре недвижимости». Определить структуру для снабжения Росстата данными о наличии в здании инженерных сетей и его фактическом износе. Это позволит обеспечить достоверной информацией о состоянии и динамике развития жилищного фонда другие ведомства, что положительно отразиться на разработке соответствующих мероприятий.
- Своевременно проводить капитальный ремонт ветхих домов, но этого не могут обеспечить существующие программы капитального ремонта, как отмечается в статье [5]. Для этого необходимо создание отдельной подпрограммы капитального ремонта и реконструкции для ветхого жилищного фонда, что позволит избежать состояния аварийности и приведет к более эффективной реализации государственной программы Самарской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года».
Литература:
- Методическое пособие по содержанию и ремонту жилищного фонда. МДК 2–04.2004» (утв. Госстроем России) [Электронный ресурс] // Минстрой России. — URL: https://www.minstroyrf.gov.ru/docs/140083/ (дата обращения: 20.03.2022).
- Жилищное хозяйство в России / И. Д. Масакова, Н. А. Власенко — Стат. сб. / Росстат. — Ж72. М, 2016. — 63 с.
- Макиева, М. Т. Жилищные условия — важнейший показатель уровня и качества жизни населения / М. Т. Макиева // Символ науки: международный научный журнал. — 2016. — № 6–1(18). — С. 224–226. — EDN WDGSFZ.
- Аварийный фонд на территории Самарской области// Государственная корпорация — Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.reformagkh.ru/relocation/programs/houses (Дата обращения: 14.04.2022).
- Проблемы ветхого и аварийного жилья в России / И. М. Шнейдерман, В. И. Гришанов, А. К. Гузанова, Н. Н. Ноздрина // Народонаселение. — 2019. — Т. 22. — № 4. — С. 18–35. — DOI 10.24411/1561–7785–2019–00036. — EDN WASUOB.