В условиях современной природной и социально-экономической ситуации проблема здоровья детей приобретает глобальных характер. Здоровье детей катастрофически падает, и мы вправе поставить вопрос: «Что для нас важнее — их физическое состояние или обучение?» Еще А. Шопенгауэр говорил: «Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий счастливее больного короля».
А что происходит в нашей школе сегодня? По данным Минздрава РФ на сегодня каждый пятый школьник имеет хроническую патологию, у половины школьников отмечаются функциональные отклонения. А ведь успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребенок пришел в 1 класс. Однако результаты медицинских осмотров детей говорят о том, что здоровым можно считать лишь 20–25 % первоклассников. У остальных же имеются различные нарушения в состоянии здоровья.
Сохранение и укрепление здоровья младшего школьника неразрывно связано с физическим развитием. Физическая подготовленность — это уровень развития физических качеств, который приобретает человек в процессе занятий физической подготовкой [1].
Повышение уровня физической подготовленности является неотъемлемой частью развития младших школьников и занимает особое место в подготовке детей к взрослой жизни. При этом важно правильно разработать комплекс мероприятий, включающий взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленный на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах обучения и развития [2]. И в этом важная роль отводится спортивным организациям.
В настоящее время при всей очевидной необходимости и пользе дополнительного образования спортивно-физической направленности, возникают проблемы, препятствующие посещению детьми различных кружков и секций. Один круг проблем связан с нехваткой времени у родителей, чтобы отвезти ребенка на секцию. Вторая проблема связана с тем, что иногда время работы кружков — с 18.00, а если посещать в вечернее время, то увеличивается нагрузка на учащихся. Это может грозить переутомлением и снижением интереса к учебным занятиям со стороны школьников. Родители опасаются: посещение объединений дополнительного образования может приводить к уменьшению времени, которое затрачивают дети на учебные занятия. Однако каждый из нас понимает, что физические способности детей необходимо развивать и «это развитие» лучше начинать с младшего школьного возраста.
Именно поэтому работу со своим классом стараюсь строить таким образом, чтобы развивать физическую активность не только в учебное, но и во внеучебное время. Физическая активность дает значительные преимущества для поддержания здоровья сердца, мозга и всего организма человека. Она также вносит свой вклад в профилактику и лечение неинфекционных заболеваний, уменьшает симптомы депрессии и тревоги; улучшает навыки мышления, обучения и критической оценки; способствует здоровому росту и развитию.
Регулярно со своими учениками посещаю «Падэл-теннис клуб». Сначала ребятам рассказывали об истории тенниса, показывали видеоролик о Paddle-Tennis, тренажерный и теннисные залы. В большом зале обращали внимание детей на присутствие прозрачных стен, особенностях игры падэл теннис — если мяч отскочил от стены, то игра не останавливается, а продолжается. В дальнейшем дети смогли познакомиться с оборудованием, процессом владения мяча и ракетки, основными приемами.
В клубе ребята также учились играть в настольный теннис. Второклассникам очень нравится в играть в теннис и они всегда с нетерпением ждут следующих посещений.
Со своими учениками еженедельно хожу в бассейн «Нептун». Всем известно, что занятия плаванием способствуют закаливанию. Кроме того, плавание особенно полезно детям, поскольку содействует развитию сердечно-сосудистой и дыхательной систем, что в свою очередь вызывает укрепление опорно-двигательного аппарата ребенка, способствует формированию правильной осанки, помогает формированию и укреплению детской стопы. Занятия помогают также детям выстраивать отношения со сверстниками, дружить, где-то постоять за себя, учат этичному общению. Ребята учатся самообладанию, самостоятельности, задавать вопросы, соотносить услышанное со своими действиями, анализировать, искать выходы из ситуаций.
В зимний период на уроках физической культуры учим детей катанию на лыжах. Уроки лыжной подготовки в начальной школе имеют очень большое значение: в это время изучаются основы техники передвижения на лыжах, и от того, как будет построен процесс обучения в это время, во многом зависит успешное проведение всех уроков лыжной подготовки в школе. Но иногда из-за мягкой зимы детям не удается покататься на дворовых ледовых площадках. В этом случае мы отправляемся в спортивную школу, ведь лучший способ физической подготовки в зимнеее время — занятия на лыжах.
Посещение спортивных организаций позволило успешно совмещать не только физическую, но и умственную работу, развивать интеллектуальные и творческие способности школьника, расширять его кругозор.
Хочется отметить, что ведущим фактором является образ жизни, формировать который может и призвана школа, ибо, как писал всемирно известный хирург и один из первых ученых-педагогов Н. И. Пирогов, «все будущее жизни находится в руках школы… прямое назначение школы, примеренной с жизнью, — быть руководителем жизни на пути к будущему» [3].
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, посещение учащимися учреждений дополнительного образования положительно влияет на их успеваемость в школе и активность во внеурочной деятельности.
Литература:
- Захарова, Т. Н. Формирование здорового образа жизни у младших школьников / авт.-сост. Т. Н. Захарова и др. — Волгоград: Учитель, 2007. — 174 с.
- Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей: Учебное пособие под общей редакцией Н. В. Сократова.- М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Школа и жизнь // Пирогов Н. И. Избранные педагогические сочинения. М- Педагогика. 1985.- 202