В статье автор пытается определить особенности преподавания физики на базовом уровне в непрофильных классах.
Ключевые слова: знание, учебный материал, функциональная грамотность, изучение физики, процесс обучения, решение задач, роль физики.
Изучение физики в 10–11 классах осуществляется на базовом или профильном уровне в зависимости от выбранного для этого класса предметного направления. Базовый уровень изучения физики подразумевается как для классов химико-биологического направления, так и гуманитарного или информационно-технологического. Причем в программе для каждого из классов указанных профилей не оговаривается специфическая для них методика возможного преподавания физики. Вся творческая составляющая процесса обучения физике на базовом уровне в непрофильных классах ложится на плечи педагога. Однако педагогу необходимо помнить об отличии содержания учебного материала для классов различного профиля. Содержание материала должно базироваться на интеграции физики и предметов профильного курса выбранного направления, что будет способствовать развитию интереса к получению физических знаний. При этом осуществление связи физики с другими предметами должно происходить не за счет использования примеров и фактов, а в результате целенаправленной деятельности учителя по установлению связей между полученными знаниями. Установление связи в преподавании возможно, когда педагог располагает базой дидактических материалов, способствующих раскрытию основных направлений реализации связи физики с другими предметами, что говорит о высоком уровне развития естественнонаучной и функциональной грамотности самого педагога.
Например, подготавливая дидактический материал для классов химико-биологического профиля, следует руководствоваться определенными принципами в его отборе. Во-первых, химико-биологический материал должен находиться в органичной связи с программным материалом по физике. Во-вторых, информация биологического или химического содержания должна быть верна с физической и биохимической точек зрения. В-третьих, биологический и химико-физический материал должен способствовать развитию естественнонаучной грамотности обучающихся, способствовать обобщению естественнонаучных понятий.
Подобного рода материал может использоваться в ходе решения задач, направленных на профессиональную ориентацию обучающихся. К таким задачам можно отнести задачи на описание возможной ситуации медицинского характера, задачи на нахождение неизвестных количественных характеристик тела или явления через известные посредством объединяющих их законов физики, экспериментальные задачи. Способным учащимся можно предложить исследовательские задания, в ходе выполнения которых им необходимо спланировать эксперимент, который бы позволил подтвердить или опровергнуть определённые закономерности. Решение задач должно быть нацелено не только на применения знаний по профильным предметам, но и профессиональное развитие личности обучающегося в контексте выбранного профиля. Главное — раскрыть роль физики как технической составляющей, добиться высокого уровня общеобразовательных знаний через формирование навыка решения задач. Но надо придерживаться того, чтобы предлагаемый материал не выходил за рамки школьных программ по физике, химии и биологии.
В классах с углубленным изучением информатики также возникает тенденция по объединению информатики с физикой. Компьютер — средство, через применение которого стоит пересмотреть систему изучения физики. Реализация интеграции информатики с физикой может быть осуществлена на уровне решаемых задач, посредством которых происходит взаимное обогащение понятийного аппарата, возникновение многообразия связей, прочности и полезности знаний. Особенностью изучения информатики является постоянно изменяющийся характер самой информатики и как науки, и как учебного предмета, постоянное развитие и совершенствование как технических, так и особенно программных средств. Именно это и надо учитывать при изучении физики, формируя задания, нацеленные на реализацию целей обучения физике. Такими заданиями могут быть физические задачи, решение которых осуществляется посредством программирования на известном и хорошо изученном языке (Паскаль, Бейсик или Питон). Это способствует лучшему пониманию учебного материала «изнутри». Возможно использование визуальных программных средств для компьютерного моделирования явлений микро- и мегамира, наглядного представления того, что невозможно наблюдать непосредственно в ходе проведения опытов, моделирования экспериментов, возможности и невозможности их протекания, исходя из начальных исходных данных — величин, характеризующих данный процесс или физическое явление. Компьютерное моделирование является эффективным инструментом и для визуального представления астрономических явлений. Данные задания способствуют формированию естественнонаучного мировоззрения и единой научной картины мира.
Основной особенностью преподавания физики в классах гуманитарного цикла является его результативность, определяемая информированностью учащихся, их функциональной грамотностью и компетентностью. Требования, предъявляемые к обучающимся физике в рамках гуманитарного направления, не предусматривают его умение решать сложные расчетные физические задачи. Качество знаний учащихся определяется умением самостоятельно пополнять объем этих знаний, что обеспечивает элементарное понимание основных принципов работы технических устройств, с которыми современному человеку приходится встречаться на каждом шагу, знание правил техники безопасности и умение их грамотно использовать при эксплуатации оборудования. Ученики гуманитарного профиля должны иметь представление о сущности метода научного познания природы, уметь описывать и объяснять наиболее распространенные физические явления, приводить примеры, иллюстрирующие роль физики для развития цивилизации, применять физические знания на бытовом уровне. Этому способствует выполнение экспериментальных заданий, рассматриваемых в ходе живого опыта с самым простым оборудованием, с целью формирования практических умений.
Изучение явлений природы можно рассматривать в контексте не только научных, но и поэтических или художественных позиций, обращаясь к творчеству известных поэтов, писателей, художников. Главное — добиваться органического слияния искусства и науки, показывающее практическое применение физики в жизни человека. При этом необходимо озвучивать не только эстетическую составляющую этого применения, но и историческую и экономическую. Изучая тот или иной закон, необходимо, так или иначе, обращаться к историческим предпосылкам, экономической ситуации, характерной на период открытия этого закона. Если исторический момент показывает подчас трудности рождения научной человеческой мысли в период непонимания, гонения и преследования, то экономическая составляющая многих тем по физике способствует экономическому воспитанию. Так возможно решение задач на расчет затрат на сырье, материалы, топливо, энергию, на внедрение прогрессивных технологических процессов и производство новых видов промышленной продукции, специализацию производства, на применение прогрессивной техники и оборудования. Этот подход возможен к реализации при проведении уроков-конференций, уроков-проектов.
Применение активных форм обучения в образовательном процессе при интеграции различных предметов с физикой способствует подготовке компетентного выпускника. Современную жизнь с постоянно развивающимися технологиями нельзя представить без интегрированных знаний. Поэтому важно применять и совершенствовать методику формирования у обучающихся межпредметных компетенций, обеспечивающих их готовность к использованию усвоенных знаний, умений, способов деятельности в процессе обучения и в реальной жизни для решения практических задач. Это в большей мере будет способствовать развитию интеллектуальных и познавательных способностей обучающихся, воспитания их творческой активности и самостоятельности в практической деятельности.
Литература:
- Федорова Н. Б., Кузнецова О. В. Инновации в преподавании курса физики в средней школе — Рязань, 2011. — 116 с.
- Антонова Н. А. Методические приемы организации изучения оптических явлений в классах химико-биологического профиля. Вестник Шадринского Государственного педагогического университета, № 4(44) 2019г.