В статье описаны особенности развития регулятивных универсальных учебных действий (УУД) у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Проанализированы научные исследования по данной теме, приведены данные самостоятельного исследования на базе одной из школ г. Красноярска.
Ключевые слова: регулятивные универсальные учебные действия, УУД, тяжелые нарушения речи, ТНР, младшие школьники, самоорганизация, самоконтроль.
На сегодняшний день все больше учителей начальных классов отмечают высокий рост числа учащихся с логопедическими нарушениями, и все чаще педагоги настаивают на прохождении ребенком ПМПК комиссии с целью уделения проблеме учащегося большего внимания и скорейшего его решения. И чаще волнения учителей оказываются не безосновательны и после прохождения комиссии учащийся учится по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования (АОПП НОО) и получает дополнительно логопедическое, дефектологическое и психологическое сопровождение.
Наиболее распространенный вариант тяжелого нарушения речи, именуемый «5.1» во ФГОС НОО ОВЗ предполагает, что обучающийся с ТНР получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию сверстников с нормальным речевым развитием, находясь в их среде и в те же сроки обучения. [6] В процессе обучения педагоги отмечают, что дети с ТНР чаще всего имеют средние или низкие результаты обучения. Конечно, в первую очередь заметны сложности овладения чтения, письма, применения правил орфографии, а также коммуникативные проблемы. Однако вместе с тем, отмечаются трудности саморегуляции, самоорганизации, учащийся не всегда может спланировать свою деятельность, спрогнозировать результат своей работы, скорректировать его, адекватно оценить. Перечисленные навыки составляют важную составляющую современного обучения, являются частью метапредметных умений учащегося, а именно его регулятивные УУД.
Одной из основных задач, обозначенных Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья является развитие личности обучающихся на основе формирования УУД. Программа отдельных учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области разрабатывается на основе требований к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения АООП НОО для обучающихся с ТНР и программы формирования УУД. Регулятивные УУД по ФГОС НОО составляют:
— способность принимать и сохранять учебную цель и задачу;
— планировать ее реализацию;
— контролировать и оценивать свои действия;
— вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
— ставить новые учебные задачи;
— проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
— осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия;
— актуальный контроль на уровне произвольного внимания. [5]
А. Г. Асмолов выделяет следующие регулятивные УУД, влияющие на организацию учащимся своей учебной деятельности (рис. 1)
Рис. 1 Компоненты регулятивных УУД по Асмолову.
Л. С. Выготский, А. Р. Лурия и другие ученые психологи отмечали, что регулирующая функция является фактором развития произвольного поведения, она помогает фиксировать результаты действия, сопровождает его, способствует словесному отчету о проделанном действии, фиксирует образ предстоящего действия, и таким образом становится его регулятором, а также помогает объективировать собственные действия и осознавать их. [2,3]
Важно также отметить, что многие исследователи отмечают важность взаимосвязи составляющих регулятивных УУД с познавательными и коммуникативными. Только в совокупности учебный процесс становится по настоящему успешным и результативным.
Процесс формирования регулятивных универсальных учебных действий тесным образом опосредован становлением произвольности поведения и регулирующей функции речи [1]. Данный факт является весьма значимым для обучающихся с ТНР, однако на сегодняшний день исследования развития регулятивных УУД у детей с ТНР имеются только косвенные, как часть более широких работ.
Можно выделить исследования Рягина С. Н. и Логиновой Н. Э., которые провели исследование, направленное на определение условий формирования словесной регуляции и регулятивных УУД у детей с ограниченными возможностями здоровья, результатом которого стали данные о том, что более половины исследуемых учащихся с речевыми проблемами (70 %) имеют средний и самый низкий уровень, что затрудняет процесс обучения. [4]
Для выявления уровня сформированности регулятивных УУД детей с ТНР на базе школы № 129 г. Красноярска нами было проведено диагностическое исследование, в котором участвовало 24 учащихся 3 класса, 8 из которых обучались по адаптированной образовательной программе для детей с ТНР.
Для изучения сформированности компонентов регулятивных УУД применялись следующие методики: «Проба на внимание» П. Я. Гальперина и С. Л. Кабыльницкой (уровень контроля), Методика “Изучение саморегуляции” (по У. В. Ульенковой), методика «Рисование по точкам» (А. Л. Венгер) (произвольность, планирование своих действий и контроль за их протеканием), беседа (оценка).
В зависимости от характеристики исследуемого компонента УУД были выделены следующие уровни их сформированности: низкий, средний и высокий (таблица 1):
Таблица 1
Характеристика уровней сформированности компонентов регулятивных УУД
Исследуемый компонент УУД |
Низкий уровень, % |
Средний уровень, % |
Высокий уровень, % |
Уровень внимания и самоконтроля |
При выполнении учебной задачи плохо сосредоточен на объекте, отвлекается от него. При переходе от одного объекта к другому при переключении внимания возвращается к исходной работе с выраженным затруднением при поддержке учителя. |
При выполнении учебной задачи сконцентрирован не полностью, частично сосредоточен на объекте, может отвлекаться от него. При переходе от одного объекта к другому при переключении внимания не сразу способен вернуться к исходной работе. |
При выполнении учебной задачи сконцентрирован, сосредоточен на объекте, не отвлекается от него. При переходе от одного объекта к другому легко переключается. |
Уровень саморегуляции |
Не обладает навыками саморегуляции и контроля собственной деятельности. |
Обладает слабо развитыми навыками саморегуляции и контроля собственной деятельности. |
Обладает навыками саморегуляции и контроля собственной деятельности. |
Произвольность, планирование и контроль действий |
Планирование отсутствует, нет контроля и коррекции, контроль только по результату и ошибочен |
План имеется, но зачастую не соответствующий или неадекватно используемый; есть адекватный контроль по результату, эпизодический предвосхищающий. |
План есть, адекватно используется, адекватный контроль по результату, эпизодический по способу. |
Уровень оценки своих действий |
оценка либо отсутствует, либо ошибочна |
оценивается только достижение/недостижение результата, причины не всегда называются, часто называются неадекватно; |
адекватная оценка результата, эпизодически по мере приближения к цели, называются причины, но не всегда адекватно. |
Результаты проведенного исследования отображены в таблице 2.
Таблица 2
Результаты оценки уровня сформированности регулятивных УУД учащихся 3 класса
Исследуемый компонент УУД |
Низкий уровень, % |
Средний уровень, % |
Высокий уровень, % |
|||
НОРМА |
ТНР |
НОРМА |
ТНР |
НОРМА |
ТНР |
|
Уровень внимания и самоконтроля |
20 % |
75 % |
50 % |
25 % |
25 % |
0 |
Уровень саморегуляции |
31 % |
75 % |
44 % |
25 % |
25 % |
0 |
Произвольность, планирование и контроль действий |
25 % |
50 % |
44 % |
50 % |
31 % |
0 |
Уровень оценки своих действий |
31 % |
63 % |
38 % |
37 % |
31 % |
0 |
Результаты исследования выявили преобладание среднего и низкого уровней сформированности компонентов регулятивных УУД у обучающихся с ТНР в гораздо большем процентном соотношении, а также отсутствует высокий уровень сформированности. Это позволяет говорить о более высоком уровне сформированности регулятивных УУД у учащихся с нормальным речевым развитием.
Отметим, что необходимость в подобных исследованиях при участии большего количества исследуемых сохраняется, в связи с недостатком исследований по данной тематике. Однако уже по имеющимся ранее данным и проведенном нами эксперименте можно сделать вывод о необходимости создания специальных условий по развитию регулятивных УУД у обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, поскольку данный вид умений тесно связан с остальными метапредметными умениями и как следствие успешностью обучения в целом.
Литература:
- Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.; под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008. — 151 с.
- Выготский, Л. С. Мышление и речь // Л. С. Выготский // Психология. — М.: Изд-во ЭКСМО — Пресс, 2000. — С.262–511.
- Лурия, А. Р. Язык и сознание / А. Р. Лурия. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1979. — 415 с.
- Рягин Сергей Николаевич, Логинова Наталия Эдуардовна Готовность младших школьников с нарушениями речи к формированию регулятивных универсальных учебных действий в условиях интегрированного обучения // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2015. № 1 (19). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gotovnost-mladshih-shkolnikov-s-narusheniyami-rechi-k-formirovaniyu-regulyativnyh-universalnyh-uchebnyh-deystviy-v-usloviyah
- Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования” [Электронный ресурс] — Режим доступа:// https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400807193/#1000
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Мин-во образования и науки РФ. — М.: Просвещение, 2017. — 404 с.