В статье представлена теоретическая разработка по формированию у детей 6–7 лет представления о математической терминологии посредством математических сказок.
Ключевые слова: математика, термин, сказка.
История развития методики формирования представления о математической терминологии начинается в XVII–XIX вв. Вопросы содержания и способы обучения детей дошкольного возраста математике и формирования у них представлений об объёмах, мерах измерения, времени и пространстве были изучены Я. А. Коменским, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинским, Л. Н Толстым и др. [5].
Гениальный чешский мыслитель-гуманист Я. А. Коменский (1592–1670) в руководстве по воспитанию дошкольников «Материнская школа» (1632) в программу обучения математике и основам геометрии включил усвоение счета в пределах первых двух десятков, сравнение чисел, определение наибольшего и наименьшего из них, сопоставление предметов по выбору, геометрических фигур, изучение общеупотребимых единиц измерения (дюйм, пядь, шаг, фунт) [5].
Передовые идеи в обучении ребят математике до школы излагал великий русский педагог-демократ, основатель научной педагогики в РФ К. Д. Ушинский (1824–1871). Он предлагал учить дошкольников счету отдельных предметов и групп, действиям сложения и вычитания. В 1872 г. русский писатель Л. Н. Толстой выпустил «Азбуку», одной из частей которой является «Счет» [5].
Способы формирования у детей представления о количестве, форме показали свою результативность и имели последующее развитие в системе сенсорного воспитания немецкого педагога Ф. Фребеля (1782–1852) и итальянского педагога М. Монтессори (1870–1952). В традиционных системах сенсорного воспитания рассматривались вопросы ознакомления дошкольников с геометрическими формами, величинами, изучения счету, измерениям, сопоставлению предметов по объему, весу и т. д. [2].
По мнению Е. И. Тихеевой, «естественный» путь развития понимался как единственный, ведущий к нормальному развитию числовых и в целом математических представлений у детей: соответствующий возрастным и индивидуальным возможностям, запросам каждого ребенка, сложившейся ситуации и непосредственно в ней возникшему интересу к сравнению, измерению, счету, составлению арифметических примеров и задач, делению предмета на доли» [2].
Для дошкольника одним из средств развития математических умений является сказка.
«Математическая сказка являет собой некоторое сказочное повествование, помогающее ребенку раскрыть удивительный мир математических понятий, выполняет познавательную функцию и развивает математическое мышление» [4].
Сказки «Колобок» (К. Ушинского), «Волк и козлята» (А. Н. Толстого), «Кот, петух и лиса» (Боголюбской), «Лиса и заяц» (В.Даля), «Теремок» (Чарушина), «Три поросенка» (Михалков), «Красная Шапочка» (Ш. Перро), «Телефон» (К. Чуковский), «Дюймовочка» (Х.-К. Андерсен), «Три ржаных колоска» (А. Любарская), «Старик-годовик» (В. Даль) были первыми, которые были использованы в развитии математических представлений.
Виды математических сказок:
– понятийные сказки — включают главные и математические определения и понятия;
– геометрические сказки — ознакомление с главными геометрическими фигурами;
– цифровые сказки — ознакомление с цифрами;
– комплексные сказки [4].
В своей работе Н. Я. Большунова пишет: «Математическое содержание включается в сказки как органически необходимые моменты сюжета, от которых зависит его дальнейшее развертывание. Например, чтобы войти в волшебную дверь, необходимо отыскать ключ с таким же сечением, как и отверстие замка; чтобы найти необходимый по сюжету предмет, нужно отмерить определенное количество шагов или мерок в ту или другую сторону; чтобы добраться до замка Кощея Бессмертного, необходимо правильно «прочесть» письмо, в котором представлен план пути, и т. д». [1].
Нужно обозначить, собственно, что сказка на всем протяжении изучения обязана оставаться для детей художественным произведением и ни в коем случае не обязана редуцироваться в особо дидактическое средство. Таких упущений удается избежать, в случае если воспитатель выступает на занятии, как сказитель, артист и режиссер сказочного действа. Собственно, что касается содержания обучения дошкольников составляющим арифметики, наши дошкольники далеко превзошли классические программы детского сада. Уже в 6 лет все дошкольники овладевают счетом до 20, изучают счет десятками, сложение и вычитание в пределах десятка, в подготовительной группе дети считают до ста, приступают к изучению умножения и деления, хорошо ориентируются по часам во времени, буквально у всех ребят имеется преодоление феноменов Ж. Пиаже и т. д. Ключевым итогом опыта считается повышенная степень развития познавательной мотивации и креативных возможностей детей дошкольного возраста [1].
«Математическая терминология присутствует во многих названиях сказок, таких как «Два Ивана солдатских сына», «Семь симеонов», «Двенадцать месяцев», «Белоснежка и семь гномов» и др.». [3].
Таким образом, математические сказки хорошо влияют на детей, они помогают запоминать математические термины без усилий.
Литература:
- Большунова Н. Я. Место сказки в дошкольном образовании // Вопросы психологии. — 2012. — № 2. — С.76–81.
- Гогоберидзе А. Г., Солнцева О. В. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. — СПб.: Питер, 2013. — С. 317–318.
- Данилова В. В. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях. — М.: Просвещение, 2011. — 326 с.
- Кулагина Л. М. Математика в детском саду. — Новокузнецк, 1996. — 166 с.
- Столяр А. А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. — М.: Просвещение, 1988.