Статья посвящена анализу проблемы установления возможности исправления несовершеннолетнего в случае прекращения уголовного преследования с применением принудительной меры воспитательного воздействия и выявления перечня допустимых доказательств, устанавливающих такое обстоятельство в теории и практике.
Ключевые слова: прекращение уголовного преследования, установление возможности исправления, принудительные меры воспитательного воздействия.
Институт прекращения уголовного преследования в отношении несовершеннолетнего с применением к нему принудительных мер воспитательного воздействия направлен на исправление несовершеннолетнего, совершившего преступление.
В статье 427 УПК РФ сказано, что «Если в ходе предварительного расследования уголовного дела о преступлении небольшой или средней тяжести будет установлено, что исправление несовершеннолетнего обвиняемого может быть достигнуто без применения наказания, то следователь с согласия руководителя следственного органа, а также дознаватель с согласия прокурора вправе вынести постановление о прекращении уголовного преследования и возбуждении перед судом ходатайства о применении к несовершеннолетнему обвиняемому принудительной меры воспитательного воздействия, которое вместе с уголовным делом направляется руководителем следственного органа или прокурором в суд». [1]
В содержании выше представленной статьи презюмируется: критерием прекращения уголовного преследования в отношении несовершеннолетнего помимо определённой степени тяжести является и установление возможности исправления несовершеннолетнего путем применения к нему мер. Из этого следует, что в ходе предварительного расследования должностными лицами, осуществляющими расследование по уголовному делу, необходимо с помощью собранных доказательств установить возможность несовершеннолетнему достичь исправления без применения наказания. [2]
Именно установление такой возможности является наиболее трудоемким в доказывании, так как принятие такого решения напрямую связано со своеобразным прогнозированием поведения лица после прекращения уголовного преследования. Помимо этого, само понятие «возможность исправления» является оценочным, в связи с чем установление возможности исправления несовершеннолетнего путем применения принудительных мер воспитательного воздействия вызывает определенные сложности. При этом нередко оценка возможности исправления несовершеннолетнего путем применения к нему рассматриваемых мер носит формальный характер.
К примеру, согласно научному исследованию Овсянникова И. В. и Солониной С. Ю. следователь (дознаватель) в процессе расследования истребует характеристику на несовершеннолетнего из школ, колледжей и иных образовательных учреждений и на основании только такой характеристики делает вывод о возможности достижения исправления лица после прекращения уголовного преследования. Помимо этого, по проведенному анализу этих авторов на практике чаще всего следователи и дознаватели в силу своей загруженности просят самих несовершеннолетних предоставить им характеристики, что не может не вызвать негодование, поскольку в таком случае присутствует возможность написания поддельной положительной характеристики, что осложняет итак трудный процесс прогнозирования поведения лица в будущем. [3]
В связи с этим нельзя не согласиться с мнением авторов о том, что на основании только одной характеристики невозможно проанализировать поведение несовершеннолетнего, так как она является ненадежным источником информации о его личности в силу того, что собирается путем, не регламентированным в УПК РФ, а также чаще всего носит обезличенный характер, что не дает возможности прийти к определенным выводам. Поэтому характеристики не следует использовать в качестве основного источника информации о личности несовершеннолетнего, которая может быть положена в основу принятия решения по уголовному делу.
Само определение потенциала исправления несовершеннолетнего зависит от совокупности различных обстоятельств, которые относятся непосредственно к его личности и к совершенному лицом преступлению. Установлению по совершенному преступлению подлежат: характер, степень опасности такого преступления и мотив, при его совершении. Помимо этого, устанавливают и анализируют личность несовершеннолетнего путем сбора характеристик, беседы с психологом, прохождением тестов, также изучают условия его жизни, воспитания и так далее.
Но на практике при расследовании уголовных дел в отношении несовершеннолетних прослеживается тенденция, что в большинстве случаев не устанавливают, что именно повлияло на несовершеннолетнего. Было ли спровоцировано его асоциальное поведение такими факторами как проблемы в семье или в учебе. К примеру, выяснялось ли: надлежащим ли образом родители занимались воспитанием несовершеннолетнего, могло ли ненадлежащее воспитание стать причиной совершения преступления и т. д. Органы расследования, в свою очередь, не узнают, решались ли такие вопросы органами профилактики, и было ли им известно о таких ситуациях. Вместе с тем вследствие приобщения к уголовному делу небольшого количества характеризующих лицо документов, таких как: копии свидетельства о рождении, справки комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, характеристики о лице, протоколы допроса родителей или иных лиц, происходит минимальное изучение личности несовершеннолетнего.
Совокупность данных факторов, касающихся неполного изучения личности, дают основание полагать, что из-за упущения таких важных моментов суд не может прийти к обоснованному выводу о возможности исправления лица и по статистике не так часто применяет в отношении несовершеннолетних принудительные меры воспитательного воздействия.
Для решения этой проблемы необходимо помимо вышеперечисленных доказательств включать еще заключение судебно-психологической экспертизы в отношении несовершеннолетнего. Хоть и спрогнозировать примерное будущее поведение лица достаточно проблематично, ведь его личность интенсивно развивается и формируется, происходит физиологическая и психологическая перестройка организма. [3,4] Но благодаря проведению экспертизы с помощью специальных знаний психологии и педагогики можно установить психологические особенности личности несовершеннолетнего и его поведения. Далее, проведя сбор и оценку собранной психологической информации, направленной в своей совокупности на выявление степени общественной опасности лица, эксперт приходит к выводу о том, является ли несовершеннолетний потенциально опасным в будущем или нет. [5] Заключение такой экспертизы может быть рассмотрено даже в качестве прямого доказательства, а не косвенного, как в случае с характеристикой. Согласно опросу Овсянникова И. В. и Солониной С. Ю. сотрудники считают назначение экспертизы возможным и даже необходимым в целях всестороннего изучения личности несовершеннолетнего и установления прогноза о его исправлении в будущем.
Обобщая все вышесказанное, можно прийти к выводу о том, что установление возможности исправления несовершеннолетнего путем применения принудительных мер воспитательного воздействия является достаточно трудоемким процессом, и во многих случаях следователь или дознаватель относится к установлению такого факта формально.
Во избежание такого исхода, как назначение наказания несовершеннолетнему, сотрудникам органов предварительного расследования необходимо более ответственно относиться к доказательствам, собранным для изучения личности. Недостаточным будет являться установление возможности исправления лишь путем производства допросов лиц и анализа характеристик на несовершеннолетнего. Важно исследовать еще и сведения об условиях жизни, воспитания несовершеннолетнего, а также по возможности назначать судебно-психологическую экспертизу. Так как в подобном случае совокупность всех полученных данных о несовершеннолетнем может дать обоснованный ответ, присутствует ли у лица возможность исправиться в будущем или нет. Установление возможности исправления лица впоследствии уже будет одним из оснований для принятия решения о прекращении уголовного преследования в отношении несовершеннолетнего с применением к нему принудительных мер воспитательного воздействия.
Литература:
- Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 21 декабря 2001 г. № 174-ФЗ, [в редакции от 22.03.2022 г]. — Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». — Текст: электронный
- Быданцев Н. А. Прекращение уголовного преследования (дела) в отношении несовершеннолетнего с применением принудительной меры воспитательного воздействия в аспекте ювенальной юстиции/ Н. А. Быданцев// дис. канд. юрид. наук. — Томск, 2007. — С.155.
- Овсянников И. В., Солонина С. Ю. Установление возможности исправления несовершеннолетнего путем применения принудительных мер воспитательного воздействия /И. В. Овсянников, С. Ю. Солонина// Вестник ВИ МВД России: науч. журнал. — 2015. — № 1
- Овсянников И. В. Установление возможности исправления несовершеннолетнего путем применения принудительных мер воспитательного воздействия /И. В. Овсянников // Уголовное право. –2016. — № 5. –С.113–120.
- Ситковская О. Д. Уголовный кодекс Российской Федерации: психологический комментарий (постатейный) / О. Д. Ситковская // Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации — Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». — Текст: электронный