Представление родителей группы риска о психологическом благополучии семьи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №19 (414) май 2022 г.

Дата публикации: 13.05.2022

Статья просмотрена: 26 раз

Библиографическое описание:

Шпагина, Е. М. Представление родителей группы риска о психологическом благополучии семьи / Е. М. Шпагина, О. А. Петрова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 19 (414). — С. 420-425. — URL: https://moluch.ru/archive/414/91410/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье авторы пытаются выявить, обобщить и проанализировать особенности представлений родителей группы риска о психологическом благополучии семьи.

Изучить и выявить различия в удовлетворенности браком родителей группы риска и родителей благополучных семей.

Изучить и выявить различия в понимании детско-родительских отношений у родителей группы риска родителей благополучных семей.

Ключевые слова: родители, группа риска, психологическое благополучие.

В современном обществе проблема психологического благополучия семьи становится актуальной не только для психологической науки. Она часто поднимается и в общественно-политических и научных дискуссиях, специальной литературе. Нестабильность происходящих в обществе процессов, состояние кризиса, в котором находится Россия в последнее время, влекут за собой перемены в семейных ценностях, далеко не всегда помогают поддержанию психологического благополучия в семье. В психологической науке проблема психологического благополучия семьи на данный момент, как правило, рассматривается с точки зрения поиска факторов, которые негативно влияют на его уровень сформированности у отдельных членов семьи. Также исследуется влияние алкоголизма, внутрисемейных конфликтов, разводов, насилия в семье на формирование девиантных и аддиктивных форм поведения у детей и подростков и снижение рождаемости как отдельных составляющих психологического благополучия семьи.

Попытки дать объяснение происходящим, не всегда позитивным трансформациям, в современной семье, и разработать жизненно важные рекомендации по улучшению психологического благополучия семьи неоднократно предпринимались и предпринимаются психологами и педагогами. Рассматривают семью как социальный институт (А. И. Антонов, И. С. Кон, В. М. Медков и др.), психологическое (В. Сатир, A. C. Спиваковская, Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис и др.) и педагогическое явление (Л. В. Аргентова, Т. Е. Аргентова, В. Н. Вершинин, Л. В. Скорова и др.). Влиянием родительских установок на формирование мировоззрения детей интересовались А. Я. Варга, В. Н. Дружинин, A. M. Прихожан, Е. М. Мастюкова, Р. Хоментаускас и др..

М. Аргайл, Н. К. Бахарева, М. Е. Воронина, К. Роджерс и др. исследовали влияние феномена восприятия человеком своей семьи, социальных условий и общественных мнений на реальное психологическое благополучие в ней. Удовлетворенность браком, как фактор психологического благополучия семьи интересовал А. Р. Биктагирову, Л. М. Носову и В. А. Сысенко.

Основы исследования структуры семьи, функциональных и дисфункциональных аспектов семейных отношений рассмотрены Л. Вирт, Э. У. Берджесс, Р. Маккензи, Р. Э. Парк, Э. Фэриса, Г. Сорокиным, Г. Спенсером.

Проблемы семьи с точки зрения демографии, опосредованные трансформацией отношений в семье и обществе раскрыты в работах Е. В. Андрюшиной, В. А. Ионцева, И. П. Катковой, В. И. Каткова, А. Кваши и других. Обнаружены ярко выраженная тенденция к сокращению рождаемости и отсутствие не нуждающихся в комментариях перспектив и механизмов ее повышения в России в связи с глубоким кризисом современной семьи.

Зависимость различных аспектов психологического благополучия семьи от уровня жизни изучают В. П. Бобков, Н. С. Маликов, П. С. Масловский-Мстиславский, и другие.

Взаимовлиянием здоровья и семейного благополучия интересуются И. А. Гундаров, В. А. Полесский и другие. Результаты их исследований позволяют выдвинуть на первый план позитивное воздействие здорового образа жизни на психологическое благополучие семьи.

До сих пор не сформулированы единые определения понятий «семейное благополучие», «психологическое благополучие семьи», «психологическое благополучие в семье», «благополучная семья», что опосредует тождественное их применение. Такое использование этих понятий осложняет исследование природы и сущности взаимоотношений в семье.

Несмотря на большое количество исследований, направленных на изучение самых разных аспектов семьи, представление родителей группы риска о психологическом благополучии семьи не становилось предметом исследования.

Рассмотрение методологических обоснований изучения представлений родителей группы риска о психологическом благополучии семьи, психологического благополучия семьи, особенностей семей группы риска и характерологических особенностей разработок родителей группы риска и факторы психологического благополучия семьи поставило нас перед необходимостью эмпирически исследовать представления родителей группы риска о психологическом благополучии семьи.

В данном эмпирическом исследовании использованы результаты 20 благополучных семей и 20 семей группы риска ОСЗН Таганского района ЦАО г. Москвы, респонденты мужского и женского пола, от 27 до 50 лет, в благополучных семьях имеют высшее образованием, в семьях группы риска 8 респондентов имеют высшее образованием, а 12 среднее.

Цель исследования: выявить отличительные особенности представлений родителей группы риска о психологическом благополучии семьи.

Было выдвинуто предположение о том, что представления родителей группы риска о семейном благополучии отличаются от представлений родителей из благополучных семей содержанием понятий о благополучии.

Частные гипотезы:

– существуют различия в удовлетворенности браком родителей группы риска и родителей благополучных семей;

– существуют различия в понимании детско-родительских отношений у родителей группы риска родителей благополучных семей.

Для проверки гипотез и достижения поставленной цели были сформулированы задачи:

Выявить, обобщить и проанализировать особенности представлений родителей группы риска о психологическом благополучии семьи.

Изучить и выявить различия в удовлетворенности браком родителей группы риска и родителей благополучных семей.

Изучить и выявить различия в понимании детско-родительских отношений у родителей группы риска родителей благополучных семей.

Обосновать и обобщить результаты.

Исходя из поставленных цели и задач, подобран пакет методик:

– Анкета «Благополучная семья»;

– Опросник «Удовлетворенности браком» В. В. Столин, Т. Л. Романова, Г. П. Бутенко;

– «Экспериментальное исследование особенностей эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия» Е. И. Захаровой.

В связи с тем, что валидных и апробированных методик, направленных на диагностику представлений родителей о психологическом благополучии семьи мы не нашли в научной литературе, то мы разработали авторскую анкету «Благополучная семья», основанную на методе свободных ассоциаций, включающих десять понятий о семье. Респондентам предлагалось назвать несколько вариантов ответов каждого понятия:

– семейное благополучие;

– роль матери в благополучной семье;

– роль отца в благополучной семье;

– дети в благополучной семье;

– взаимоотношения между матерью и детьми в благополучной семье;

– взаимоотношения между отцом и детьми в благополучной семье;

– взаимоотношения между детьми в благополучной семье;

– бабушка и дедушка в благополучной семье;

– друзья в благополучной семье;

– главное в благополучной семье.

Полученные ответы (ассоциации) благополучных семей и семей группы риска сгруппированы и объединены по смыслу, вычислены по % и проранжированы от самого часто встречающегося до редко встречающегося ответа (в порядке убывания) и представлены в таблице для сравнения.

Степень удовлетворенности браком выявлялась с помощью Опросник «Удовлетворенности браком» В. В. Столин, Т. Л. Романова, Г. П. Бутенко. Основа опросника лежит в представлении удовлетворенности браком как о достаточно стойком эмоциональном явлении. Это экспресс-диагностика удовлетворенности браком. Опросник состоит из двадцати четырех утверждений, к каждому из которых предложено три варианта ответа. Респондентам необходимо было выбрать только один вариант. Согласно ключу к опроснику, высчитывается итоговый тестовый балл. На основании тестового балла интерпретируется уровень благополучия отношений в браке.

Текст опросника:

  1. Когда люди живут так близко, как это происходит в семейной жизни, они неизбежно теряют взаимопонимание и остроту восприятия другого человека: а) верно; б) не уверен; в) неверно
  2. Ваши супружеские отношения приносят вам: а) скорее беспокойство и страдание; б) затрудняюсь ответить; в) скорее радость и удовлетворение
  3. Родственники и друзья оценивают Ваш брак: а) как удавшейся; б) нечто среднее; в) как неудавшейся
  4. Если бы Вы могли, то: а) вы бы многое изменили в характере Вашего супруга (Вашей супруги); б) трудно сказать; в) Вы бы не стали ничего менять
  5. Одна из проблем современного брака в том, что все приедается, в том числе и сексуальные отношения: а) верно; б) трудно сказать; в) неверно
  6. Когда Вы сравниваете Вашу семейную жизнь с семейной жизнью Ваших друзей и знакомых, Вам кажется: а) что Вы несчастнее других; б) трудно сказать; в) счастливее других
  7. Жизнь без семьи, без близкого человека-слишком дорогая цена за полную самостоятельность: а) верно; б) трудно сказать; в) неверно
  8. Вы считаете, что без Вас жизнь Вашего супруга (Вашей супруги) была бы неполноценной: а) да, считаю; б) трудно сказать; в) нет, не считаю
  9. Большинство людей в какой-то мере обманываются в своих ожиданиях относительно брака: а) верно; б) трудно сказать; в) неверно
  10. Только множество различных обстоятельств мешает подумать Вам о разводе: а) верно; б) трудно сказать; в) неверно
  11. Если бы вернулось время, когда Вы вступали в брак, то Вашим мужем (женой) мог бы стать: а) кто угодно, но только не теперешний(яя) супруг (а); б) трудно сказать; в) возможно, что именно теперешний (яя) супруг (а)
  12. Вы гордитесь, что такой человек, как Ваш (а) супруг (а) рядом с Вами: а) верно; б) трудно сказать; в) неверно
  13. К сожалению, недостатки Вашего (ей) супруга (и) часто перевешивают его достоинства: а) верно; б) трудно сказать; в) неверно
  14. Основные помехи для счастливой супружеской жизни кроются: а) скорее в характере Вашего супруга; б) трудно сказать; в) скорее в Вас самих
  15. Чувства, с которыми Вы вступали в брак: а) усилились; б) трудно сказать; в) ослабли
  16. Брак притупляет творческие возможности человека: а) верно; б) трудно сказать; в) неверно
  17. Можно сказать, что Ваш супруг (а) обладает такими достоинствами, которые компенсируют его недостатки: а) согласен; б) нечто среднее; в) нет, не согласен
  18. К сожалению, а Вашем браке не все обстоит благополучно с эмоциональной поддержкой друг друга: а) верно; б) трудно сказать; в) неверно
  19. Вам кажется, что Ваш (а) супруг (а) часто делает глупости и говорит невпопад, не уместно шутит: а) верно; б) трудно сказать; в) неверно
  20. Жизнь в семье, как Вам кажется, не зависит от Вашей воли: а) верно; б) трудно сказать; в) неверно
  21. Ваши семейные отношения не внесли в жизнь того порядка и организованности, которых Вы ожидали: а) верно; б) трудно сказать; в) неверно
  22. Неправы те, кто считает, что именно в семье человек меньше всего может рассчитывать на уважение: а) верно; б) трудно сказать; в) неверно
  23. Как правило, общество Вашего супруга (и) доставляет Вам удовольствие: а) верно; б) трудно сказать; в) неверно
  24. По правде сказать, в Вашей супружеской жизни нет и не было ни одного светлого момента: а) верно; б) трудно сказать; в) неверно

Процесс взаимодействия родителей группы риска с подростками оценивался с помощью опросника «Экспериментальное исследование особенностей эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия» Е. И. Захаровой. Выявлялась взаимосвязь структурных элементов, являющихся неотъемлемыми компонентами эмоциональной стороны взаимодействия родителей группы риска и подростков, воспитывающихся такими родителями. Степень согласия с 66 утверждениями опросника родители группы риска выражали с помощью цифр от 1 до 5.

Для получения единообразных результатов исследования опросники для заполнения предлагались тем родителям группы риска, с которыми постоянно проживают подростки. Руководствуясь данными критериями, проводился анализ особенностей представлений родителей группы риска о психологическом благополучии семьи и сравнительный анализ специфики родительского отношения к подросткам родителей группы риска.

В данной методике предполагается распределение результатов по показателям — средние и критериальные. Так как были результаты в данной выборке родителей группы риска и родителей из благополучных семей не соответствующие указанным показателям, были введены еще два показателя: выше среднего и ниже критериального.

На основании полученных результатов можно сформулировать следующие выводы:

– Анкета «Благополучная семья».

Если рассматривать состав семьи как мать, отец и дети (ребенок), то понятия в данной анкете можно сгруппировать и разделить на пять частей и сделать выводы по каждой из частей.

Части и выводы:

  1. «Благополучная семья это» (таблица 1) + «Главное в благополучной семье» (таблица 10).

На первой позиции таблицы 1 и таблицы 10 семей группы риска находятся ассоциации, связанные с достатком, богатством, финансовым благополучием и т. д. Существенный процент у ассоциаций, связанных с отсутствием вредных привычек.

На первой позиции таблицы 1 и таблицы 10 благополучных семей находятся ассоциации, связанные с доверием, пониманием, верностью, добром и т. д. Важным благополучные семьи считают образование, семейные традиции, любовь, что отсутствует в ассоциациях семей группы риска по вышеуказанным понятиям. В обеих группах семей респонденты отметили здоровье;

  1. «Роль матери в благополучной семье» (таблица 2) + «Взаимоотношения между матерью и детьми в благополучной семье» (таблица 5).

В обеих исследуемых группах семей просматривается схожесть мнений относительно роли матери и взаимоотношений между матерью и детьми в благополучной семье (таблица 2 и таблица 5). Однако, если во взаимоотношениях между матерью и детьми в благополучной семье обеих групп все идентично по ассоциациям, то в семьях группы риска отмечается значимо чаще, чем в благополучных семьях воспитание и обучение. Важно и то, что в благополучных семьях среди часто упоминаемых ролей матери быт стоит лишь на пятой позиции по частоте упоминания в качестве роли матери, а в семьях группы риска этой роли придается большее значение и отводится третье место по значимости.;

  1. «Роль отца в благополучной семье» (таблица 3) + «Взаимоотношения между отцом и детьми в благополучной семье» (таблица:)

Важно, что в обеих исследуемых группах семей просматривается единство мнений относительно роли отца и взаимоотношений между отцом и детьми в благополучной семье. Верхние позиции схожи, хотя стоит отметить, что в семьях группы риска проценты по этим ассоциациям несколько выше;

  1. «Дети в благополучной семье» (таблица 4) + «Взаимоотношения между детьми в благополучной семье» (таблица 7).

В обеих исследуемых группах семей просматривается схожесть мнений относительно детей и взаимоотношений между детьми в благополучной семье. Лишь стоит обратить внимание, что в семьях группы риска имеется ассоциация здоровье, в благополучных семьях это понятие и вовсе отсутствует.;

  1. Сторонние люди: бабушка, дедушка, друзья в благополучной семье (таблицы 8 и 9). Ассоциации групп семей идентичны и схожи, однако стоит обратить внимание, что количество ответов (ассоциаций) в семьях группы риска в процентном соотношении с благополучными семьями значительно ниже, что дает предположение о затруднительности дачи ответов (ассоциаций).

Подводя общий итог по анкете «Благополучная семья» хочется отметить, что сгруппированные части 2, 3, 4, 5 схожи и не представляют явных отличий. В части 1 можно предположить, что ответы (ассоциации) семей группы риска отражают и указывают на сложившуюся трудную жизненную ситуацию на момент опроса. Ответы (ассоциации) имеют обратную смысловую нагрузку и показывают, что бы им хотелось изменить и улучшить в своей семье.

Стоит также отметить, что количество ответов (ассоциаций) и разнообразие их в семьях группы риска ниже, чем в благополучных семьях, что явно прослеживается в таблицах.

– Опросник «Удовлетворенности браком» В. В. Столина, Т. Л. Романовой, Г. П. Бутенко.

Больший процент абсолютно благополучного брак считают родители из благополучных семей. Как благополучные и скорее благополучные оценивают свои отношения с супругами больше родители из благополучных семей. Переходные взаимоотношения выявлены только среди родителей группы риска. Считают, что их взаимоотношения скорее неблагополучные в основном семьи группы риска. Неблагополучные взаимоотношениях семей группы риска значительно превышают благополучные семьи. Абсолютно неблагополучные отношения зафиксированы только у родителей группы риска.

– Методика «Экспериментальное исследование особенностей эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия» Захаровой Е. И.

Воспринимают состояния подростков и понимают причины этих состояний родители из благополучных семей. Среди родителей группы риска таких значений не обнаружено. Иногда способны замечать состояния подростков родителей группы риска. Превалирующее большинство родителей обеих исследуемых не воспринимают состояния подростков и не оценивают эти состояния адекватно.

Понимание причин состояния подростка на уровне выше среднего выявлено у родителей группы риска. Среди родителей из благополучных семей таких значений не зафиксировано. Значения трети родителей из благополучных семей соответствовали среднему уровню понимания ими причин состояния их детей.

Практически у одинакового количества респондентов обеих групп выявлены значения эмоционального взаимодействия на уровне выше среднего по шкале «Чувства родителей в ситуации взаимодействия с ребенком».

Необходимо отметить, что чувства у родителей обеих групп, испытываемые в процессе коммуникации с подростком, могут быть как позитивными, так и негативными.

Большинство родителей обеих групп тяготятся чувством вины и не уверены в своих требованиях, не критичны к подросткам.

Важными компонентами структуры детско-родительских отношений, которые, по мнению родителей группы риска, также влияют на психологическое благополучие семьи, является оказание помощи подросткам для снятия их аффективных проявлений.

Литература:

  1. Айварова Н. Г. Психологическое здоровье как условие успешной социализации личности// Вестник Югорского государственного университета, 2016. — № 1 (40). — С. 113–115.
  2. Алтынцева Е. Н. Особенности развития ребенка в неблагополучной семье // Социальная работа — феномен цивилизованного общества: материалы VI Всерос. заоч. науч.-практ. конф. с междунар. участием / ФГБОУ ВПО «МГУ имени Н. П. Огарева». Саранск, 2015. — С. 4.
  3. Антонов А. И., Сорокин С. А. Судьба семьи в России XXI века/А.И Антонов, С. А. Сорокин. — М.: Наука, 2010. — 380 с.
  4. Антонов А. И., Медков В. М. Социология семьи. — М.: Издательство МГУ, 2013.
  5. Аргайл М. Психология счастья. 3-е изд. СПб.: Питер, 2013.
  6. Бахарева К. С. Психологическая реабилитация в детском возрасте / К. С. Бахарева. — М.: Феникс, 2019. — 833 c.
  7. Бекоева М. И., Хуриева М. Ю. Институт родительства как психолого-педагогический феномен: материнское и отцовское воспитание// Вестник Северо-Осетинского государственного университета, 2014.
  8. Биктагирова А. Р., Носова Л. М. Основные теоретические модели субъективного благополучия//Психологическое благополучие современного человека: материалы Международной заочной научно-практической конференции (20марта2019г.) / Урал. гос. пед. ун-т; отв. ред. С. А. Водяха. -Электрон. дан. -Екатеринбург: [б. и.], 2019. — С.129–136.
  9. Бобков В. П., Масловский-Мстиславский П. С., Маликов Н. С. Качество жизни: вопросы теории и практики М., 2014.
  10. Бодрая Ю. В. Семейное неблагополучие как социально-педагогическая проблема / Ю. В. Бодрая, Е. В. Моцовкина // Лучшая научная статья 2017: сб. ст. победителей VI Междунар. науч.-практ. конкурса. — Пенза, 2017. — С. 195–199.
  11. Бондарева О. В. Аспекты приватности в отношениях родителей с подростками / О. В. Бондарева, М. Д. Ктениду, Т. К. Хозяинова // Человек. Общество. Управление., 2014. — № 2. — C. 73–86
  12. Бочанцева Л. И. Психология семьи и семейного воспитания Family psychology and family educaJon: учебно-методическое пособие: / Л. И. Бочанцева. — М. Библио-Глобус, 2017. — 274 с.
  13. Варга Д. «Дела семейные»: Пер. с венг. М.: Педагогика, 2014.
  14. Вершинин, В. Н. Очерки о семье и семейном воспитании /. В. Н. Вершинин. — Ульяновск: ИПКПРО, 2006.
  15. Власова, М. Д. Факторы психологического благополучия семьи / М. Д. Власова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. 2019. — № 49 (287). — С. 545–547.
  16. Волкогонова О. Бердяев / Ольга Волкогонова. — Москва: ИЛ, 2012. — 789 c.
  17. Воронина М. Е. отношение к родителям как предиктор психологического благополучия женщины среднего возраста//автореферат дисс… кан. психол. наук. -Кострома, 2018.- 24 с.
  18. Выхристюк О. Ф. Медицинская помощь сиротам и детям из неблагополучных семей / О. Ф. Выхристюк. — М.: Медицина, 2016. — 352 c.
  19. Гайсина Г. И. Работа с родителями как важнейшее направление педагогической деятельности / Г. И. Гайсина // Учитель Башкортостана. — 2010. — № 6. — С. 110–113.
  20. Григорьева А. А. Философские основы социализации личности // Философия образования, 2012. — № 2 (41). — С. 12–18.
  21. Гундаров И. А. Управление индивидуальными резервами здоровья: новая стратегия профилактической медицины / И. А. Гундаров, В. А. Полесский // Здравоохранение Рос. Федерации, 2014. — № 1. — С. 6–10.
  22. Дарский Л. Е. Брак и семья / ред. А. Г. Волков, Л. Е. Дарский. — М.: Статистика, 2017. — 224 c.
  23. Дементьева И. Ф. Издержки социализации детей в неблагополучной семье // Социал. педагогика. 2015. — № 2. — С. 5–10.
  24. Джиоева О. Ф. Особенности формирования личности в социальной среде// Приоритетные направления развития науки и образования. 2015. — № 2. — С. 232–234.
  25. Дружинин В. Н. Психология семьи / В. Н. Дружинин. — М.: Питер, 2005. — 176 c.
  26. Духовно-нравственные основы семьи: Этика и психология семейной жизни: Ч.1: Остров духовной жизни// Ч. 2: Семья в русской литературе: Хрестоматия для учителей (сост. Кислицина Т. Г.; под общ.ред. док.филол.наук Троицкого В. Ю.) Изд. 2-е, испр.. Серия: Библи. — Москва: Мир, 2019. — 256 c.
  27. Иванов М. А. Брак, семья, дети / М. А. Иванов. — М.: Педагогика, 2017. — 144 c.
  28. Иванова Н. П. Диагностика благополучия (неблагополучия) ребенка в семье [Текст] / Н. П. Иванова, И. А. Бобылева, О. В. Заводилкина // Социальная педагогика, 2010. — № 5. — С. 23–31.
  29. Иванова Н. П. Ребенок в неблагополучной семье: показатели диагностики [Текст] / Н. П. Иванова, И. А. Бобылева, О. В. Заводилкина // Социальная педагогика. — 2010. — № 3. — С. 97–108.
  30. Изучение детско-родительских отношений: методические рекомендации /Cоставители О. Е. Мухордова, Т. В. Шрейбер. — УдГУ. Ижевск, 2007–124с.
  31. Истратова О. Н. Диагностика и коррекция детско-родительских отношений. Практикум / О. Н. Истратова. — М.: Феникс, 2017. — 130 c.
  32. Карцева Л. В., Психология и педагогика социальной работы с семьей. Дашков и К, 2012.- 224 с.
  33. Каткова И. П., Андрюшина Е. В., Катков В. И. Рождаемость и репродуктивный потенциал населения России // Народонаселение, 2012.- № 3 (57).
  34. Кибирев А. А. Социально-обучающие практики для детей из дисфункциональных семей в условиях социальной гостиной [Текст] / А. А. Кибирев // Социальная педагогика, 2011. — № 6. — С. 67–72.
  35. Кон И. С. В поисках себя: Личность и ее самосознание / И. С. Кон. — М.: Политиздат, 2019. — 335 c.
  36. Кравченко А. И. Классики социологии. Ф. Тейлор, А. Гастев/ А. И. Кравченко. — М.: Издательство Русского Христианского Гуманитарного Института, 2019. — 320 c.
  37. Кузнецова Л. В. Семья как воспитательная среда ребенка [Текст] / Л. В. Кузнецова, А. А. Буданцова // Педагогическое образование и наука. — 2010. — № 12. — С. 84–89.
  38. Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) / Д. А. Леонтьев. -М.: Смысл,- 2000. — 18 с.
  39. Личко А. Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. — М.: ИОИ, 2016. — 336 с.
  40. Мастюкова Е. М. Профилактика и коррекция нарушения психического развития детей при семейном алкоголизме: пособие для психологов / Е. М. Мастюкова. — М.: Владос, 2015. — 612 c.
  41. Милованова Н. Ю. Воспитание, социальное воспитание и социальная адаптация личности в контексте социализации// Вестн. Тамбовского ун-та. Сер.: Гуманитар. науки. — 2013. — Вып. 1 (117). — С. 108–113
  42. Назранова К. А. Современное состояние исследования социализации личности в неблагополучной семье / К. А. Назранова, И. Т. Смолярова, В. В. Мартынова, Ю. С. Захарова // Вестн. Вятского гос. гуманит. ун-та, 2014. — № 2. — С. 14–19
  43. Некрасов А. Брак умер... Да здравствует Семья! / Анатолий Некрасов. — М.: Амрита, 2016. — 160 c.
Основные термины (генерируются автоматически): благополучная семья, психологическое благополучие семьи, семья группы риска, семья, родитель группы риска, ребенок, Ваш супруг, таблица, удовлетворенность браком, ассоциация.


Похожие статьи

Психологическое благополучие матери в многодетной семье

Статья посвящена представлению результатов исследования взаимосвязи психологических особенностей многодетных матерей с уровнем их психологического благополучия в семье.

Влияние неблагополучной семьи на формирование правового сознания подростков в условиях сельской местности

В статье автор пытается определить факторы, влияющие на формирование правосознания подростков, проживающих в неблагополучных семьях в условиях сельской местности. Также затрагиваются некоторые факторы низкого уровня правосознания у внешне благополучн...

Связь стиля семейного воспитания с субъективным благополучием детей и их матерей

В статье представлено исследование, направленное на определение связи стилей семейного воспитания и субъективного благополучия детей и матерей.

Психологический климат семьи как фактор благополучия дошкольника

В статье рассматривается психологический климат семьи как фактор благополучия дошкольника. Анализируются модели поведения родителей, оказывающие влияние на формирование психологического климата семьи и душевного состояния ребенка.

Взаимоотношения в семье как основной фактор, влияющий на становление личности

В статье рассматриваются взаимоотношения в семье как основной фактор, влияющий на становление личности. Опираясь на проведенные исследования, авторы сделали выводы: 1. Невротизация личности ребёнка зависит от особенностей личности родителей. 2. Дети ...

Различия в переживаниях чувства одиночества у подростков из благополучных и неблагополучных семей

Статья посвящена рассмотрению связи между семейным неблагополучием и особенностями переживания одиночества у подростков, а также анализу особенностей переживания одиночества у подростков из неблагополучных семей.

Особенности взаимодействия матери и преждевременно родившегося ребенка раннего и дошкольного возраста

В настоящей статье представлены результаты эмпирического исследования по изучению особенностей взаимодействия матери и преждевременно родившегося ребенка в двух группах матерей имеющих детей раннего и дошкольного возраста. Результаты исследования по...

Особенности детско-родительских отношений у супругов с разным уровнем удовлетворенности браком

Данная статья посвящена изучению особенностей детско-родительских отношений у супругов с разным уровнем удовлетворенности браком В статье дается описание сравнительного анализа характеристик детско-родительских отношений у матерей и отцов с разным ур...

Особенности взаимоотношений в семьях, воспитывающих дошкольников с расстройствами аутистического спектра

В статье представлено исследование взаимоотношений в семьях, воспитывающих дошкольников с расстройствами аутистического спектра (РАС): отражена динамика развития семьи, выделены преобладающие психологические типы родительниц, стили воспитания.

Особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей дошкольного возраста, как фактор психологического благополучия

В данной статье рассматриваются особенности детско-родительских отношений, которые могут оказывать влияние на психологического благополучие, в целом. Рассматриваются подходы к изучению детско-родительских отношений, а также их типология.

Похожие статьи

Психологическое благополучие матери в многодетной семье

Статья посвящена представлению результатов исследования взаимосвязи психологических особенностей многодетных матерей с уровнем их психологического благополучия в семье.

Влияние неблагополучной семьи на формирование правового сознания подростков в условиях сельской местности

В статье автор пытается определить факторы, влияющие на формирование правосознания подростков, проживающих в неблагополучных семьях в условиях сельской местности. Также затрагиваются некоторые факторы низкого уровня правосознания у внешне благополучн...

Связь стиля семейного воспитания с субъективным благополучием детей и их матерей

В статье представлено исследование, направленное на определение связи стилей семейного воспитания и субъективного благополучия детей и матерей.

Психологический климат семьи как фактор благополучия дошкольника

В статье рассматривается психологический климат семьи как фактор благополучия дошкольника. Анализируются модели поведения родителей, оказывающие влияние на формирование психологического климата семьи и душевного состояния ребенка.

Взаимоотношения в семье как основной фактор, влияющий на становление личности

В статье рассматриваются взаимоотношения в семье как основной фактор, влияющий на становление личности. Опираясь на проведенные исследования, авторы сделали выводы: 1. Невротизация личности ребёнка зависит от особенностей личности родителей. 2. Дети ...

Различия в переживаниях чувства одиночества у подростков из благополучных и неблагополучных семей

Статья посвящена рассмотрению связи между семейным неблагополучием и особенностями переживания одиночества у подростков, а также анализу особенностей переживания одиночества у подростков из неблагополучных семей.

Особенности взаимодействия матери и преждевременно родившегося ребенка раннего и дошкольного возраста

В настоящей статье представлены результаты эмпирического исследования по изучению особенностей взаимодействия матери и преждевременно родившегося ребенка в двух группах матерей имеющих детей раннего и дошкольного возраста. Результаты исследования по...

Особенности детско-родительских отношений у супругов с разным уровнем удовлетворенности браком

Данная статья посвящена изучению особенностей детско-родительских отношений у супругов с разным уровнем удовлетворенности браком В статье дается описание сравнительного анализа характеристик детско-родительских отношений у матерей и отцов с разным ур...

Особенности взаимоотношений в семьях, воспитывающих дошкольников с расстройствами аутистического спектра

В статье представлено исследование взаимоотношений в семьях, воспитывающих дошкольников с расстройствами аутистического спектра (РАС): отражена динамика развития семьи, выделены преобладающие психологические типы родительниц, стили воспитания.

Особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей дошкольного возраста, как фактор психологического благополучия

В данной статье рассматриваются особенности детско-родительских отношений, которые могут оказывать влияние на психологического благополучие, в целом. Рассматриваются подходы к изучению детско-родительских отношений, а также их типология.

Задать вопрос