Сказка: образование жанра и определение термина | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №19 (414) май 2022 г.

Дата публикации: 13.05.2022

Статья просмотрена: 469 раз

Библиографическое описание:

Тошпулатова, Н. Р. Сказка: образование жанра и определение термина / Н. Р. Тошпулатова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 19 (414). — С. 493-494. — URL: https://moluch.ru/archive/414/91412/ (дата обращения: 16.11.2024).



В данной статье мы представляем диахронический обзор классической сказки, то есть ее творческую и рецептивную эволюцию, которая является основой, на которой мы определяем воспитательную ценность этого литературного типа.

Ключевые слова: литературная сказка, фольклорная сказка, жанр, принципы композиции, стилистические приёмы .

Термин «литературная сказка» заставляет нас вспомнить о латинском «littera» — буква, письмо. Как известно, само слово «сказка» происходит от русского слова «сказывать», «говорить», что напоминает о фольклорных истоках жанра, о его «устности». Эта двойственность (письменная фиксация устного сказания) представляет определенную сложность исследования жанра и обусловливает актуальность данной проблемы [1].

В разные эпохи сказка была источником споров, так и сегодня — одни восхваляют ее, указывая на то, что она вселяет надежду, другие связывают ее с консервативными установками и ценностями. Чаще всего сказку в образовании трактуют как сказку, просто отличающую добро от зла, но структуру многих сказок нельзя свести к черно-белой морали. Это особенно верно, если мы интерпретируем сказку на более глубоких уровнях значимости. Вместо того, чтобы использовать сказку в образовании в качестве морального урока, было бы более целесообразно интерпретировать ее как историю, требующую критического прочтения, изучения ее многочисленных адаптаций и эволюции. Все чаще присутствует сказка, поэтому эволюция этого жанра оборачивается революцией. Для того чтобы дети лучше понимали смысл сказки и ее сложную художественную природу, необходимо ее чтение на уроке с проблемно-исследовательским критическим подходом. Такой подход к сказке предлагается в данном тексте в рамках теории рецепции.

После многовекового существования и накопления бесчисленных коннотаций сказка была придумана в детской литературе XIX века и, по мнению некоторых исследователей, сделана некритично. До формального присоединения к детской литературе сказка рассказывалась и писалась взрослыми для взрослых, и это должно быть частью перспективы ее современной интерпретации. За этим фактом следует уровень возможного понимания сказки. Большинство сказок имеют более широкий и глубокий смысл, который не могут понять дети дошкольного и младшего школьного возраста, т. е. периода, когда сказки получают наиболее интенсивное восприятие. «Двойное» прочтение — с точки зрения ребенка и с точки зрения взрослого — необходимо для каждой сказки сегодня и в поддержку межпоколенческой актуальности этого типа. Сказка является репрезентативным видом устной литературы, поэтому она испытала письменное воплощение. Эти качества являются предпосылкой для понимания диахронического значения и смысла такого рода. Они также указывают на литературно-историческую необходимость адаптации сказки: 1. для детской аудитории и 2. стандартных письменных языков. Это первоначальные и очень важные, но не единственные адаптации, которые претерпела сказка, и они показывают, что ее дискурсу присуща поразительная адаптивность. Сказка сильно отражена в метанарративе культуры, из которой она произошла. Поскольку он насыщен метанарративом, он адаптируется, меняется вместе с ним и передает его сообщения [2].

В наше время сказка чрезвычайно вдохновительна в различных видах искусства, она транспонируется из медиа в медиа, фиксируется как подтекст в композиционной структуре, а иногда в единое повествование вмешиваются несколько классических сказок. Вместе с этими процедурами возрастает значимость и смысл сказки. В чем главная причина того, что сказка может быть такой творческой и восприимчивой? Новое тысячелетие характеризуется техническим и технологическим прогрессом, глобальной связью и чрезвычайно быстрым потоком информации. В то же время вместе с этими благами усложняется повседневная жизнь, общество предъявляет к личности с самого раннего возраста все возрастающие требования. Джек Зайпс убедительно противопоставляет фэнтези как художественный жанр повседневной жизни и указывает, что наслаждение произведениями фэнтези — это способ сгладить невероятно сложную реальность. Ципес описывает положение человека в современном обществе: «Всех нас обследуют, маркируют и проверяют с помощью сложных технологий в руках бесчувственных, невежественных и марионеточных бюрократов и полиции без нашего ведома и без нашей защиты». В такой реальности «мы обращаемся к Библии, сказкам и всевозможным фантастическим произведениям для развлечения, того, что французы называют дивертисментом, чтобы отвлечься от реальности, насладиться моментом спокойного отчуждения или щекотки, оценить необычайное в обыденность, чтобы переоценить наши ценности и альтернативы определения социальных сил».

В современном обществе существует социальная аномия, выявленная еще Дюркгеймом в середине прошлого века, а затем и другими социологами. Феномен аномии описывает ситуацию социальной нестабильности, т. е. отсутствия целостной системы ценностей, что является причиной частого распада личности. Индивид в таких условиях чувствует незащищенность, тревогу, бессмысленность. Аномия проявляется и в том, что у индивида часто отсутствует четкое социальное суждение о некоторых своих поступках, он не уверен в том, следует ли за одно и то же поведение высоко вознаграждать или строго наказывать. В конечном итоге это означает, что современные общества не отделяют добро от зла. Такая ситуация, конечно, особенно затрагивает детей и молодежь, и если «границы между добром и злом не ясны даже взрослым, то дети находятся в серьезном кризисе, и мифологизированный мир становится для них ближе и понятнее, чем мир». настоящий, потому что в этом мире у них есть возможность видеть четкие границы». Поскольку реальность не дает надежного и твердого разграничения добра и зла, детям, молодежи, а часто и взрослым, сказка предлагает мир, в котором с самого начала и до конца рассказа мы знаем, что хорошо, а что нет. плохо. В сказках не так много пересмотра наград и наказаний, они присуждаются за заслуги, поэтому награды приходят без долгих слов и наказываются без угрызений совести. Поступки многих сказочных персонажей можно критически интерпретировать и подвергать сомнению в свете более утонченных этических принципов (что и делают многие критики), но это не оказывает большого влияния на читающую аудиторию. Ребенку нужна разница между добром и злом, ему важно знать, что есть награды и наказания, поэтому он любит читать сказки и все жанры, которые с этим связаны. В этом смысле в референтных рамках современного общества рецептивная и творческая являются высокоцитируемыми формами и видами фантастики, поэтому интерпретация сказки в обучении должна быть согласована с современной методикой обучения, делающей упор на критическое мышление и всесторонне понимающим жанр. сказки и многочисленные метаморфозы, через которые прошел этот литературный тип.

Литература:

  1. Липовецкий М. Н. Поэтика литературной сказки. Свердловск, 1992. 183 с.
  2. Сутеев В. Сказки и картинки. М., 2002. 230 с.
Основные термины (генерируются автоматически): сказка, современное общество, жанр, зло, литературный тип, повседневная жизнь, ребенок, смысл сказки.


Похожие статьи

Особенности трагикомического начала в пьесах А. В. Вампилова

В данной статье мы пытаемся заполнить теоретические пробелы в данной области литературоведческого знания такой работой, которая будет сочетать в себе в первую очередь историко-литературный анализ русской драматургии середины XX века, как ключевой осн...

Экфрасис: границы термина

В настоящей статье рассматривается генезис экфрасиса в истории искусств, и исследуются его границы. Обращаясь к разным историческим эпохам, рассматривается характер трансформации образной системы, проблемы с пониманием термина, выявляется этимология ...

Происхождение фразеологических единиц английского языка как объект лингвокультурологии

В статье рассмотрена взаимосвязь образа и предмета в качестве основ происхождения фразеологических единиц. Дается информация об истории их происхождения (на основе реалий, художественных произведений, Библейских мотивов). Делается вывод о постоянном ...

Образ интеллигенции в понимании деятелей русской культуры XIX века

Статья посвящена изучению интеллигенции как культурного феномена. Автор анализирует основные этапы развития и формирования образа интеллигенции, определяет ключевые характеристики, вкладываемые в данный термин. На основе анализа материалов автором сд...

История танца как инструмента человеческого общества

В статье рассматривается значение танца как необходимого инструмента человеческого общества. Раскрываются доминирующие прикладные функции танца как феномена, выходящего за рамки искусства, в разные исторические эпохи. Анализируются особенности бытия ...

Семиотика женского костюма эпохи социализма

В статье рассматривается семиотика женского костюма эпохи социализма, анализируются его эстетическая и социальная функции в истории моды; раскрывается семиотический статус костюма как группы функционально взаимосвязанных и взаимообусловленных предмет...

Идиостилевые особенности художественных текстов М. А. Шолохова

Данная статья посвящена художественному миру М. А. Шолохова, который представляется глубоко выразительным психологизмом, пропитывающим всю художественную систему, моделированию идиостиля автора на основании анализа лексики, часто встречающейся в его ...

Репрезентация концепта «мир» в песенных произведениях

Статья посвящена особенностям репрезентации концепта в песенном дискурсе. В качестве центрального объекта исследования используется концепт МИР, обладающий особой значимостью для русской лингвокультурологии. Песенный дискурс рассматривается в статье ...

Преодоление текста: семиотико-герменевтическая традиция и феномен мифологизма в культуре ХХ века

В статье рассматривается категория художественного текста с точки зрения ее культурфилософского потенциала и функциональных особенностей в парадигме мифологизма первой половины ХХ столетия. Акцент делается на феномене рецепции, что прослеживается как...

Сфера рецепции термина «художественный образ»

Статья посвящена проблеме идентификации и определения границ сферы восприятия литературоведческой терминологии. В частности, в работе рассматривается генезис и эволюция термина «художественный образ» в рамках литературных направлений и методологическ...

Похожие статьи

Особенности трагикомического начала в пьесах А. В. Вампилова

В данной статье мы пытаемся заполнить теоретические пробелы в данной области литературоведческого знания такой работой, которая будет сочетать в себе в первую очередь историко-литературный анализ русской драматургии середины XX века, как ключевой осн...

Экфрасис: границы термина

В настоящей статье рассматривается генезис экфрасиса в истории искусств, и исследуются его границы. Обращаясь к разным историческим эпохам, рассматривается характер трансформации образной системы, проблемы с пониманием термина, выявляется этимология ...

Происхождение фразеологических единиц английского языка как объект лингвокультурологии

В статье рассмотрена взаимосвязь образа и предмета в качестве основ происхождения фразеологических единиц. Дается информация об истории их происхождения (на основе реалий, художественных произведений, Библейских мотивов). Делается вывод о постоянном ...

Образ интеллигенции в понимании деятелей русской культуры XIX века

Статья посвящена изучению интеллигенции как культурного феномена. Автор анализирует основные этапы развития и формирования образа интеллигенции, определяет ключевые характеристики, вкладываемые в данный термин. На основе анализа материалов автором сд...

История танца как инструмента человеческого общества

В статье рассматривается значение танца как необходимого инструмента человеческого общества. Раскрываются доминирующие прикладные функции танца как феномена, выходящего за рамки искусства, в разные исторические эпохи. Анализируются особенности бытия ...

Семиотика женского костюма эпохи социализма

В статье рассматривается семиотика женского костюма эпохи социализма, анализируются его эстетическая и социальная функции в истории моды; раскрывается семиотический статус костюма как группы функционально взаимосвязанных и взаимообусловленных предмет...

Идиостилевые особенности художественных текстов М. А. Шолохова

Данная статья посвящена художественному миру М. А. Шолохова, который представляется глубоко выразительным психологизмом, пропитывающим всю художественную систему, моделированию идиостиля автора на основании анализа лексики, часто встречающейся в его ...

Репрезентация концепта «мир» в песенных произведениях

Статья посвящена особенностям репрезентации концепта в песенном дискурсе. В качестве центрального объекта исследования используется концепт МИР, обладающий особой значимостью для русской лингвокультурологии. Песенный дискурс рассматривается в статье ...

Преодоление текста: семиотико-герменевтическая традиция и феномен мифологизма в культуре ХХ века

В статье рассматривается категория художественного текста с точки зрения ее культурфилософского потенциала и функциональных особенностей в парадигме мифологизма первой половины ХХ столетия. Акцент делается на феномене рецепции, что прослеживается как...

Сфера рецепции термина «художественный образ»

Статья посвящена проблеме идентификации и определения границ сферы восприятия литературоведческой терминологии. В частности, в работе рассматривается генезис и эволюция термина «художественный образ» в рамках литературных направлений и методологическ...

Задать вопрос