В статье рассматриваются теоретические аспекты информационно-аналитического обеспечения таможенных органов, исследуется его значение в обеспечении национальной безопасности в экономической сфере.
Ключевые слова: информационно-аналитическая деятельность, информационно-аналитическое обеспечение, экономическая безопасность.
Являясь активным участником мирового сообщества, Республика Беларусь неизбежно подвержена влиянию происходящих в мире глобальных процессов. Согласно Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2035 года, утверждённой протоколом заседания Президиума Совета Министров Республики Беларусь от 4 февраля 2020 года № 3, наиболее значимое влияние на развитие страны в долгосрочной перспективе оказывают усиление геополитической неопределенности и региональной нестабильности. В настоящее время динамично растут геополитические риски, политика расширения масштабов глобализации сменяется на регионализацию, снижается доверие основных мировых игроков друг к другу, а единый мировой рынок распадается на обособленные соперничающие между собой государства и объединения. Расширяется практика применения международных санкций, происходит эскалация протекционизма и торговых войн [1].
Кроме того, по мнению доктора политических наук, профессора Храмцовой Ф. И., в условиях динамики противостояния акторов геополитики России, США и Китая вырос внешне-детерминантный контур силового давления в отношении Беларуси, провокаций военно-пограничных конфликтов, нового пятого пакета экономических санкций со стороны коллективного Запада на фоне углубления интеграции стран-участниц Союзного государства, государств ОДКБ как стратегических партнеров общей региональной и национальной безопасности. Гибридная война против Беларуси с учётом террористического контекста событий августа 2020 года — поствыборной кризисной ситуации, попыток мятежа извне, свержения конституционного строя, вброса арсенала технологий трансферта цветных революций, штабной координации западных спецслужб деструктивных действий, — всё это требует новых подходов к отражению угроз на опережение действенным механизмом государственного управления [2, с. 38].
В силу открытости характера белорусская экономика находится в положении значительного влияния внешних факторов, что является причиной значительного количества угроз и обуславливает тем самым очевидную необходимость в усиленном обеспечении её безопасности. В соответствии с Концепцией национальной безопасности Республики Беларусь, утверждённой Указом Президента Республики Беларусь от 9 ноября 2010 года № 575, экономическая безопасность представляет собой состояние экономики, при котором гарантированно обеспечивается защищенность национальных интересов Республики Беларусь от внутренних и внешних угроз.
Для решения задач обеспечения национальной безопасности, к которой также относится и экономическая безопасность, в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, законами Республики Беларусь, нормативными правовыми актами Президента Республики Беларусь создаются силы обеспечения национальной безопасности, в состав которых входят таможенные органы [3].
В систему таможенных органов Республики Беларусь входят Государственный таможенный комитет, таможни, а также государственные учреждения, создаваемые для обеспечения выполнения функций, возложенных на таможенные органы. Согласно статье 351 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, таможенные органы обеспечивают на таможенной территории Союза, государством-членом которого является Республика Беларусь, выполнение в пределах своей компетенции следующих задач:
1) защита национальной безопасности государств-членов, жизни и здоровья человека, животного и растительного мира, окружающей среды;
2) создание условий для ускорения и упрощения перемещения товаров через таможенную границу Союза;
3) обеспечение исполнения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования, иных международных договоров и актов, составляющих право Союза, законодательства государств-членов о таможенном регулировании, а также законодательства государств-членов, контроль за соблюдением которого возложен на таможенные органы [4].
В целях выполнения указанных задач на таможенные органы Республики Беларусь Договором о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза, а также Законом Республики Беларусь «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» возложен ряд функций, сгруппированных по своему характеру в пять блоков, отраженных в таблице 1 [4, 5].
Таблица 1
Функции таможенных органов Республики Беларусь
Группа функций |
Описание функций |
Фискальные |
взимание таможенных платежей, иных пошлин |
контроль правильности их исчисления и своевременности уплаты; |
|
возврат (зачет) и принятие мер по их принудительному взысканию; |
|
Правоохранительные |
обеспечение принятия мер по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма; |
предупреждение, выявление и пресечение преступлений и административных правонарушений; |
|
защита прав на объекты интеллектуальной собственности; |
|
принятие мер общей и индивидуальной профилактики правонарушений. |
|
Регулирующие |
обеспечение соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка; |
организация взаимодействия и координация деятельности государственных органов и иных организаций в области реализации государственной таможенной политики. |
|
Контрольные |
совершение таможенных операций и проведение таможенного контроля, в том числе в рамках оказания взаимной административной помощи; |
проведение таможенных экспертиз; |
|
осуществление налогового, валютного, экспортного, радиационного, автомобильного, санитарно-карантинного, ветеринарного, карантинного фитосанитарного, пограничного и иных видов контроля; |
|
осуществление контроля за соблюдением запретов и ограничений. |
|
Иные |
обеспечение защиты экономических интересов Республики Беларусь; |
ведение таможенной статистики; |
|
осуществление деятельности по автоматизации процессов совершения таможенных операций; |
|
осуществление деятельности по защите информации в информационных системах и информационных ресурсах, используемых таможенными органами; |
|
обеспечение выполнения международных обязательств Республики Беларусь в части, касающейся таможенного дела; |
|
осуществление сотрудничества с таможенными и иными уполномоченными органами иностранных государств, международными организациями; |
|
осуществление информирования и консультирования; |
|
обеспечение государственных органов, иных организаций и граждан информацией по вопросам таможенного регулирования; |
|
обеспечение формирования, оптимизации и развития таможенной инфраструктуры; |
|
реализация государственной кадровой политики, а также организация идеологической работы в системе таможенных органов; |
|
осуществление повышения квалификации специалистов по таможенному декларированию; |
|
проведение научно-исследовательских работ в сфере таможенного дела; |
|
осуществление поисков эффективных путей совершенствования таможенного регулирования, механизмов реализации государственной таможенной политики. |
Из изложенного следует, что посредством выполнения фискальных, правоохранительных, регулирующих, контрольных и ряда иных функций, таможенные органы Республики Беларусь обеспечивают защиту национальных интересов государства в экономической сфере, среди которых следует выделить обеспечение недискриминационного доступа на мировые рынки товаров и услуг, сырьевых и энергетических ресурсов, трансфер современных технологий в экономику страны преимущественно за счет прямых иностранных инвестиций, а также поддержание гарантированного уровня продовольственной безопасности.
Рассматривая указанные функции с позиции обеспечения экономической безопасности, необходимо выделить их нацеленность на защиту от ряда угроз, как внутренних, так и внешних. Выделяя согласно Концепции национальной безопасности Республики Беларусь основные источники угроз национальной безопасности в экономической сфере, следует отметить, что:
— непрерывное совершенствование таможенных операций, форм и методов таможенного контроля, гармонизация таможенного законодательства призваны снижать высокие административные барьеры для развития бизнеса и предпринимательской активности, воздействовать на повышение диверсификации экспорта и импорта Республики Беларусь, а также реагировать на ухудшение условий внешней торговли;
— эффективная реализация мер таможенно-тарифного регулирования посредством предоставления субъектам хозяйствования различного рода тарифных льгот и преференций, возможности применения таможенных процедур с особыми условиями пользования товарами, инициирование снижения ставок ввозных таможенных пошлин направлены на нивелирование неблагоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций;
— комплексное выполнение вышеперечисленных фискальных, правоохранительных, регулирующих, контрольных функций нацелено на минимизацию негативных последствий для экономики Республики Беларусь от принятия зарубежными государствами протекционистских мер, установления барьеров и дискриминационных условий осуществления экспортно-импортных операций, а также на противодействие целенаправленному ограничению транзитных возможностей Республики Беларусь.
В нынешней ситуации возросшего со стороны стран коллективного Запада беспрецедентного санкционного давления на белорусскую экономику количество и характер источников угроз национальной безопасности в экономической сфере не ограничивается перечисленными в концептуальных документах. В целях обеспечения национальной безопасности на необходимом уровне требуется трансформационно-опережающая направленность государственного управления как адекватной политической воли, способности легитимной власти обеспечить стратегии опережения экзогенных угроз конституционному строю, государственности, политической преемственности в условиях трансформации рисков кризисных ситуаций глобального, регионального, локального масштаба. Механизмами опережения в управлении, по мнению доктора политических наук, профессора Храмцовой Ф. И., является региональная, межрегиональная и всеобщая интеграция национальных государств, координация политических усилий по преодолению и устранению эгоцентризма и расизма, стратегий опережения угроз общей и национальной безопасности [2, с. 39].Закономерным компонентом опережения угроз в сфере экономической безопасности является информационно-аналитическое обеспечение системы таможенных органов, как источник качественно новой информации в сфере таможенного регулирования.
В целях осуществления оценки эффективности выполнения функций, возложенных на таможенные органы Республики Беларусь, установления результативности их деятельности, определения качества существующей системы управления и таможенной инфраструктуры, следует осуществлять перманентный анализ функционирования данной системы. Поиск, структуризация и исследование путём разработки новых и обобщения существующих методов обработки данных позволяют по результатам такого анализа осуществить выработку оптимальных управленческих решений, совершенствующих процесс достижения задачи таможенных органов в обеспечении экономической безопасности государства. В этом заключается содержание и направленность информационно-аналитической деятельности таможенных органов.
Следует учитывать, что информационно-аналитическая деятельность является составной частью информационно-аналитического обеспечения таможенных органов за счёт объёмности его структурных составляющих. В отличие от деятельности, на первый план выходит категория «обеспечение», направленная на создание необходимых условий для успешной реализации этой самой деятельности. Будучи также, как и деятельность, нацеленным на поддержание процесса принятия рациональных управленческих решений, информационно-аналитическое обеспечение таможенных органов включает в себя компьютерные технологии оперирования информационными массивами, различные методы моделирования процессов, и представляет собой систему, охватывающую организацию информационно-аналитической работы, а также деятельность субъектов и технических средств. Компоненты информационно-аналитического обеспечения белорусских таможенных органов отражены на рисунке 1.
Рис. 1. Информационно-аналитическое обеспечение таможенных органов
Иными словами, информационно-аналитическое обеспечение в системе таможенных органов Республики Беларусь — это организованная структура, основными элементами которой являются: субъекты-аналитики, информационное, методическое, нормативно-правовое и программное обеспечение, направленная на выработку качественно новой информации в целях принятия управленческих решений [6, с. 137].
Преобразование исходной информации в новое знание для принятия оптимального управленческого решения происходит на всех уровнях системы таможенных органов: от отделов таможенных операций и контроля, таможенных постов таможен, до управлений Государственного таможенного комитета Республики Беларусь, — и пронизывает все аспекты, связанные с выполнением таможенными органами своих функциональных обязанностей. С учётом объективно возросшей в нынешних реалиях необходимости в трансформационно-опережающей направленности государственного управления, а также того, что деятельность таможенных органов, связанная с выполнением возложенных на них функций, направлена на обеспечение экономической безопасности белорусского государства, можно сделать вывод о непосредственном влиянии и значимости качественного информационно-аналитического обеспечения таможенных органов для национальной безопасности страны в экономической сфере.
Литература:
1. Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2035 года. — Текст: электронный // Министерство экономики Республики Беларусь: [сайт]. — URL: https://economy.gov.by/uploads/files/Natsionalnaja-strategija-ustojchivogo-razvitija-Respubliki-Belarus-na-period-do-2035-goda.pdf (дата обращения: 11.05.2022).
2. Трансформационно-опережающее государственное управление как фактор национальной безопасности Республики Беларусь / Храмцова И. Ф, Антоненко, П. О. — Текст: непосредственный // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. — 2022. — № 3 (64). — С. 38–43.
3. Об утверждении Концепции национальной безопасности Республики Беларусь. — Текст: электронный // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь: [сайт]. — URL: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=P31000575 (дата обращения: 11.05.2022).
4. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (Приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза). — Текст: электронный // КонсультантПлюс: [сайт]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215315/26ab71da645b41efbb3f5d6bfa7efcfadaea8506/ (дата обращения: 11.05.2022).
5. Об изменении Закона Республики Беларусь «О таможенном регулировании в Республике Беларусь». — Текст: электронный // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь: [сайт]. — URL: https://pravo.by/document/?guid=12551&p0=H12100121&p1=1 (дата обращения: 11.05.2022).
6. Ивашкина, Ю. С. Организация аналитической деятельности в таможенных органах, как инструмент оценки результатов их функционирования / Ю. С. Ивашкина. — Текст: непосредственный // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. — 2020. — № 9–1 (48). — С. 38–43.