В статье рассмотрена хроникальная последовательность сюжета и фабулы киноповести В. М. Шукшина «Печки‑лавочки», которые подчинены логике путешествия как познавания, открытия большого мира.
Ключевые слова: сюжет, фабула, Шукшин, Печки-лавочки, киноповесть.
Василий Макарович Шукшин (1929–1974) был разносторонне одаренным человеком: режиссер, актер, писатель, сценарист в одном лице. Литературное творчество писателя обычно относят к деревенской прозе, развитие которой пришлось на 60–80-е гг. XX века. Крупнейшими представителями этого течения, основной задачей которого было обращение к традиционным ценностям крестьянского уклада, нравственности, являются также В. Г. Распутин, В. И. Белов, Ф. А. Абрамов, В. А. Солоухин, В. П. Астафьев. В этой статье мы рассмотрим сюжет и фабулу киноповести В. М. Шукшина «Печки-лавочки» [2] согласно подходу, представленному в работе Л. С. Левитан и Л. М. Цилевич [1].
Основное событие в сюжете киноповести «Печки-лавочки» (1975) — отъезд и путешествие Ивана и Нюры Расторгуевых на юг по путевке. Иван получил путевку только на одного себя, но хочет по ней отвезти к морю и свою жену, и детей. После обсуждения предстоящей поездки (во время застолья) семья решила все-таки оставить детей дома: дочерей Нину и Валю с тещей Ивана.
Иван с Нюрой являются неискушенными, неопытными людьми, которые прожили всю жизнь в деревне. Единственное место, куда они изредка выезжают — райцентр, где они покупают товары и вещи. Из-за этого их путешествие на юг через Москву превращается в «приключения», комичные и/или трагикомичные знакомства с новыми людьми, которые часто сопровождаются непониманием Расторгуевыми ситуации общения и истинного облика их собеседников. Они обычно неверно определяют людей, не различают правды и лжи городских, главные герои часто попадают в курьезные ситуации, ведут себя неожиданным образом: говорят, когда лучше молчать; доверяют преступнику; подозревают добрых людей; не понимают адресованного в их адрес сарказма.
Первые встречи главных героев: с пожилым мужчиной в автобусе по пути на вокзал; ситуация недопонимания Ивана с мужчиной в шляпе в очереди за билетом. А также ряд встреч в вагоне поезда: с командировочным Николаем Николаевичем, с мнимым конструктором железных дорог (на деле вором) Виктором, с профессором‑языковедом Сергеем Федоровичем, студентами, «курносым» парнем — это все те ситуации, в которых мы наблюдаем, как деревенский человек знакомится с городским миром и его устоями. В результате этих испытаний привычная картина мира Расторгуевых как простодушных, прямолинейных, добропорядочных деревенских жителей серьезно меняется. Они познают совершенно неизведанный, непривычный для них мир.
Главные герои сталкиваются с чередой конфликтов, так как не распознают истинный характер встречающихся им людей и попутчиков. Сначала принимают человека за хитро и негативно настроенного (пожилой мужчина в автобусе; профессор в вагоне поезда), затем решают исправить ситуацию и снова ошибаются (Иван раздражает непрерывными разговорами мужчину в очереди за билетом; принимают вора за порядочного, честного человека). Это происходит из-за того, что деревня — это малонаселенный пункт, в котором местные жители знакомы друг с другом и не привыкли к обману. Даже по большому количеству людей на проводах Расторгуевых, можно понять, что собралась почти вся деревня, все, так или иначе, общаются между собой и знают характеры друг друга. В большом городе и во время дороги невозможно узнать всех, так как попутчики меняются и знакомятся поверхностно. Из-за этого, а также из-за доверчивого характера главные герои попадают в конфликты (в комичные ситуации и в ситуации недопонимания).
В Москве Иван по просьбе профессора провел открытую лекцию‑встречу в вузе. Сергей Федорович пригласил Ивана Расторгуева как «языкотворца, хранителя языка» [2], потому что хотел познакомить студентов с «музыкой живой русской речи» [2]. Студенты начали смеяться над Иваном, подшучивали над ним, когда задавали вопросы, специально неверно ставили ударения в словах. Однако Иван, как будто не замечал иронии, он искренне, охотно и нетривиально отвечал на все вопросы. Расторгуев, как оказалось, решил специально насмешить студентов и настроить их на дружескую волну. Шукшин с помощью Ивана пытался объяснить городским студентам, а также реальным читающим людям важность и позицию деревенского уклада. Городской человек сначала смеется над патриархальным укладом деревенской жизни, а затем проникается к нему уважением. В этом отношении показательна сцена в поезде, где Иван приглашает других студентов-пассажиров приехать в деревню.
На юге Расторгуевы знакомятся с директором санатория. Он разрешает Нюре незаконно остаться в одном номере с Иваном. То, что директор санатория пустил Нюру жить без путевки и даже не взял взятку у Расторгуевых, на наш взгляд, является благополучной развязкой, «сказочным» событием (некоторым нарушением нормы). В те времена, которые описывает В. М. Шукшин (в киноповести речь шла о 1969 годе), невозможно было остаться отдыхать в подобных местах без индивидуальной путевки. Также принятие директора санатория у себя на юге/курорте/городе говорит не о категоричном неприятии деревенского жителя городом, а об исключительном выборе самих деревенских людей оставаться там, где им более комфортно.
Таким образом, фабула совпадает с сюжетной линией в хронологической последовательности событий. Но киноповесть заканчивается не привычным завершением, а отклонением от фабульной нормы — Расторгуевы в последних сценах на берегу моря. Шукшин намеренно не доводит историю путешествия до конца: отъезд в начале — ожидаемое возращение в конце. Победным финалом (достижение героями цели) автор как будто говорит читателям о том, что всё еще впереди. Черное море является символом открытых возможностей, одновременно чего-то неизвестного, неизведанного, большого мира открытий. Такой «открытый» финал может говорить о том, что приключения еще не закончились, за неизведанным могут скрываться новые события. Шукшину интересен человек, верный патриархальным ценностям, но не замыкающийся в своем локальном узком мире, а открытый большому миру, человек познающий и развивающийся. В свою очередь, хроникальная последовательность сюжета и фабулы киноповести В. М. Шукшина «Печки‑лавочки» подчинена логике путешествия как открытия большого мира и самопознания.
Литература:
- Левитан Л. С., Цилевич Л. М. Сюжет в художественной системе литературного произведения. — Рига: Зинатне, 1990. — 512 с. — URL: https://www.studmed.ru/levitan-ls-cilevich-lm-syuzhet-v-hudozhestvennoy-sisteme-literaturnogo-proizvedeniya_010152593ef.html (дата обращения: 21.04.2022).
- Шукшин В. М. Киноповести: Печки-лавочки. — М: ЭКСМО. — 2008. — 106 с.