Актуальность: Детская инвалидность представляет собой одну из приоритетных проблем во всем мире. Согласно статистическим данным за 2021 г, в России около 700 тыс. детей инвалидов. Отмечается ежегодное увеличение численности этой категории граждан. Государством ведется политика интеграции людей с ограниченными возможностями в общество. Однако уровень условий для комфортной жизни все еще низкий. Негативное отношение общества значительно затрудняет процесс социализации и способствует снижению качества жизни инвалидов. Вследствие этого есть необходимость проводить просветительскую работу с населением, начиная с детского возраста, популяризовать информацию о создании доступной среды и расширении возможностей детей-инвалидов.
Цель: оценить отношение подростков к детям-инвалидам.
Материалы и методы: исследование проводилось в школах г. Иркутск в виде анонимного опроса с использованием специально разработанных анкет. Всего было опрошено 125 учащихся в возрасте от 14 до 17 лет. В работе использовались следующие методы: социологический (анкетирование), математико-статистический.
Результаты: При опросе выявлено, что у 35 человек (28 %) есть в окружении люди с видимой инвалидностью, у 90 человек (72 %) в окружении таковых не имеется. 95 подростков (76 %) считают, что дети-инвалиды не отличаются от остальных детей по человеческим факторам, 30 человек (24 %) с этим не согласны. На вопрос как люди реагируют на детей-инвалидов, получили следующие ответы (таблица № 1): эмоционально положительно — 80 подростков (64 %), эмоционально отрицательно — 5 человек (4 %), безразлично — 30 человек (24 %) и затруднились в ответе 10 человек (8 %).
Реакция на появление в их окружении детей-инвалидов оценена как эмоционально положительная — у 70 подростков (56 %), эмоционально отрицательная — у 15 человек (12 %), безразличная — у 30 человек (24 %), и затруднились в ответе 10 человек (8 %). Мнения о том, где лучше обучать детей-инвалидов распределились следующим образом: в специализированных школах — 70 человек (56 %), в специализированных классах обычных школ — 30 человек (24 %), в обычных классах — 10 (8 %), затруднились ответить 15 человек (12 %). В отношении совместного обучения с ребенком-инвалидом подростки ответили, что 50 человек (40 %) отнесутся положительно, 15 (12 %) отрицательно, 45 (36 %) безразлично и 15 (12 %) затруднились ответить. Если ребенку-инвалиду потребуется помощь 100 (80 %) подростков помогут, 15 (12 %) откажутся и 10 (8 %) затруднились в ответе. На вопрос созданы ли условия труда для беспрепятственного передвижения людей с ограниченными возможностями здоровья в местах досуга, которые подростки обычно посещают, 65 (52 %) ответили, что доступ есть в некоторых местах, 40 (32 %) практически нигде, 5 (4 %) думают, что везде и 15 (12 %) затруднились в ответе. На вопрос о благоприятности совместного обучения детей-инвалидов и детей без ограничения возможности здоровья получили следующие данные (таблица № 2): 75 (60 %) ответили, что совместное обучение благоприятно для обеих групп детей, 25 (20 %) — неблагоприятно для обеих групп, 15 (12 %) — благоприятно только для детей без ограничения возможности здоровья, 10 (8 %) — благоприятно только для детей-инвалидов.
В ситуации, если Вы окажетесь в одном помещении с ребенком-инвалидом, 45 опрошенных (36 %) постарались бы его не замечать, 45 (36 %) считают нужным поинтересоваться, не нужна ли помощь, 5 (4 %) предпочли бы покинуть помещение, 30 (24 %) затруднились ответить.
Выводы:
Исследование показало, что более половины опрошенных подростков положительно относятся к детям-инвалидам и готовы оказать им помощь в случае необходимости. Однако практически у 2/3 опрошенных в окружении нет людей с видимыми ограниченными возможностями здоровья. Кроме того, более половины участников опроса считают, что дети с инвалидностью должны обучаться в специализированных школах. К тому же в случае их совместного обучения только малая часть отнесется к этому положительно. При этом каждый десятый ученик затрудняется дать конкретный ответ во многих вопросах, что подчеркивает необходимость просветительской работы с молодежью.
Литература:
- Отношение общества к детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам. — М.: Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, 2017. — 72 с., ил.
- Отношение россиян к людям с ограниченными возможностями здоровья. — М.: Левада-центр, аналитический центр Юрия Левады, 2019
- Отношение к детям-инвалидам: реалии и перспективы. — Тюмень.: Журнал «Народное образование», 2015 — № 3
- Инвалидность населения. — М.: Федеральная служба государственной статистики. Росстат, 2021