О тарифах на коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме (на примере Ярославской области) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №19 (414) май 2022 г.

Дата публикации: 14.05.2022

Статья просмотрена: 34 раза

Библиографическое описание:

Мочулаев, В. Е. О тарифах на коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме (на примере Ярославской области) / В. Е. Мочулаев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 19 (414). — С. 191-194. — URL: https://moluch.ru/archive/414/91476/ (дата обращения: 15.11.2024).



С 1 января 2017 года вступила в силу часть 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, в которой установлено:

«размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительствам Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации» [1] .

В целях реализации части 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации в Ярославской области утверждены нормативы потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме [2].

В Ярославской области полномочия по государственному регулированию тарифов на коммунальные услуги осуществляет Департамент регулирования тарифов Ярославской области (далее — департамент РТ, ранее — Департамент жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов).

К коммунальным услугам относятся услуги по отоплению, водоснабжению, водоотведению, газоснабжению, электроснабжению и услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Также департамент РТ осуществляет регулирование тарифов на коммунальные ресурсы (холодная вода, горячая вода, тепловая энергия, электрическая энергия и т. д.).

Прошло пять лет с момента введения в действие части 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, но в Ярославской области и до настоящего времени отсутствуют утвержденные тарифы на коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.

Такое положение приводит к нарушению управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными и жилищно-строительными кооперативами и иными специализированными кооперативами порядка начисления размера платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.

На обращение в департамент РТ в марте 2022 года по вопросу о возможных сроках утверждения тарифов на коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, был получен ответ по утвержденным тарифам на коммунальные услуги и коммунальные ресурсы для населения по двум полугодиям 2022 года. Однако без упоминания о тарифах на коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.

Департамент РТ изначально полученное обращение направил в адрес Департамента государственного жилищного надзора Ярославской области (далее — департамент ГЖН) для рассмотрения с просьбой проинформировать о результатах.

Департамент ГЖН после рассмотрения, полученного от департамента РТ, обращения в рамках своей компетенции сообщил в письменной форме следующее:

«тарифы на коммунальный ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества, которые указаны в соответствующем разделе квитанции, являются расчетными».

И далее, «указанные тарифы рассчитываются на 1 кв. м. площади жилых и нежилых помещений исходя из площади помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме, согласно технической документации, установленным нормативам и тарифам на соответствующий коммунальный ресурс».

Для определения численных значений тарифов на коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, департамент ГЖН приводит расчетную формулу, в которой вместо термина «тарифы» использует другое наименование показателя:

«Стоимость коммунального ресурса на 1 кв. м. площади жилых и нежилых помещений в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме рассчитывается следующим образом :

P= N хT х (Sои / Sобщ), где:

N — норматив потребления соответствующего вида коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждены постановлением Правительства Ярославской области от 31.05.2017 № 431-п);

Sои — площадь общего имущества собственников помещений по данным технического паспорта;

Sобщ — общая площадь всех жилых и нежилых помещений дома по данным технического паспорта;

T — тариф на коммунальный ресурс, утверждается департаментом жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области».

Такое представление о расчетных тарифах на коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, нельзя признать правомерным, ибо такие расчетные тарифы становятся индивидуальными для каждого многоквартирного дома. Кроме того, тарифы на коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, и стоимость коммунального ресурса на 1 кв. м. площади жилых и нежилых помещений в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме являются разными экономическими категориями, как по содержанию, так и по названию.

Чтобы рассчитать размер платы для конкретного помещения департамент ГЖН сообщает следующее:

« Для определения размера платы за коммунальные ресурсы в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, приходящегося на конкретное помещение, полученную стоимость коммунального ресурса умножают на площадь данного помещения».

При реализации этого положения формула определения размера платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, приходящегося на конкретное помещение, будет иметь следующий вид:

Pi = Ni х Ti х (Sои / Sобщ) х Si, (1)

где:

Pi — размер платы за коммунальный ресурс i-го вида, потребляемый при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, приходящийся на i — е жилое и (или) нежилое помещение;

Si — площадь i-го жилого и (или) нежилого помещения.

В целом следует отметить, что определение размера платы за конкретный коммунальный ресурс, потребляемый при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, исчисленный для собственника конкретного жилого и (или) нежилого помещения по формуле (1) является правомерной. Однако формула тарифа на коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, приведенная департаментом ГЖН является неправомерной, что будет показано ниже, но ее разработка и не входит в компетенцию департамента ГЖН.

Составляющие формулы тарифа на коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, содержатся в формуле, приведенной департаментом ГЖН. Этими составляющими (показателями) формулы тарифа являются показатели N и T, которые утверждаются в установленном порядке.

Произведение норматива потребления коммунального ресурса (N) на тариф на коммунальные услуги (T) и представляет собой тариф на коммунальный ресурс, потребляемый при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который рассчитывается по формуле:

Tкрi = Ni х Ti, (2)

где:

Tкрi — тариф на коммунальный ресурс i-го вида, потребляемый при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.

Тогда при подстановке значения Tркi в формулу (1) вместо Ni и Ti, получим формулу определения размера платы за потребление коммунального ресурса i-го вида при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме:

Pi = Tркi х (Sои / Sобщ) х Si (3)

В формуле (3) показатель Tркi имеет единицу измерения руб./ кв. м. х мес. площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме. А выражение (Sои / Sобщ) х Si — представляет собой объем потребления, выраженный в квадратных метрах.

Как было отмечено выше, нормативы потребления коммунальных услуг для населения Ярославской области были утверждены 31.05. 2017 г., и являются постоянными по величине нормативами для различных категорий многоквартирных домов. Переменными являются тарифы на коммунальные услуги и ресурсы, которые утверждаются департаментом РТ по полугодиям каждого года.

Тарифы на электрическую энергию и газ, а также предельный тариф для регионального оператора на услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами устанавливаются едиными на территории региона, а тарифы на тепло- и водоснабжение, водоотведение устанавливаются действующими в области разными ресурсоснабжающими организациями.

Для установления тарифа на коммунальный ресурс определенного вида, потребляемый при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, необходимо использовать утвержденные Правительством Ярославской области нормативы потребления коммунальных ресурсов [2] и утвержденные тарифы на коммунальные ресурсы для населения [3, 4].

В качестве иллюстрации применения формулы (2) для расчета тарифов на коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, ниже приведены примеры расчета тарифов на электрическую энергию и тарифов на холодную воду для населения городского округа города Ярославля Ярославской области.

Тарифы на электрическую энергию для населения, потребляемую при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, рассчитываются с учетом категории дома и его электрической оснащенности в табличной форме с применением утвержденных данных по нормативам потребления электрической энергии [2], тарифам на электрическую энергию [3].

Фрагмент установления тарифов на электрическую энергию для населения, потребляемую при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, приведен в таблице 1.

Таблица 1

Тарифы на электрическую энергию для населения, потребляемую при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме с 01.01.2022 г. по 30.06.2022 г.

№ п/п

Категория многоквартирных домов

Норматив потребления электрической энергии, кВтч / кв. м. х мес. на ОИ* [2]

Тариф на электрическую энергию, руб. / кВтч [3]

Тариф на электрическую энергию, потребляемую на СОИ**, руб./кв.м. х мес. (графа 4 х графа 5)

1

2

4

5

6

1. Многоквартирные дома, не оборудованные лифтами

1.1

Многоквартирные дома, оборудованные осветительными установками

0,646

3,99

2,578

1.2

Многоквартирные дома, оборудованные осветительными установками, дверными запирающими устройствами, усилителями телеантенн коллективного пользования

0,680

3,99

2,713

...

...

...

...

...

Примечания: ОИ* — общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме; СОИ** — при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.

Аналогичным образом строится таблица для установления тарифов на электрическую энергию, потребляемую при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме на второе полугодие 2022 г.

Установление тарифов на электрическую энергию, потребляемую при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется по всем девятнадцати категориям многоквартирных домов, приведенных в нормативном документе [2].

Тарифы на холодную воду, потребляемую при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, рассчитываются с учетом категории дома и его этажности в табличной форме с применением утвержденных данных по нормативам потребления холодной воды [2], тарифам на холодную воду [4].

Фрагмент установления тарифов на холодную воду (для населения городского округа города Ярославля), потребляемую при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, в зависимости от категории и этажности дома представлен в таблице 2.

Таблица 2

Тарифы на холодную воду для населения, потребляемую при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме с 01.01.2022 г по 01.06.2022 г.

№ п/п

Категория многоквартирных домов

Этажность

Норматив потребления холодной воды, куб.м. /кв.м. х мес. на ОИ* [2]

Тариф на холодную воду, руб. / куб.м. [4]

Тариф на холодную воду, потребляемую на СОИ**, руб./кв.м. х мес. (графа 4 х графа 5)

1

2

3

4

5

6

1

Многоквартирные дома с централизованным холодным и горячим водоснабжением, водоотведением

от 1 до 5

0,030

32.0

0,960

от 6 до 9

0,020

32,0

0,640

от 10 до 16

0,018

32,0

0,576

более 16

0,017

32,0

0,544

2

Многоквартирные дома с централизованным холодным водоснабжением, водонагревателями, водоотведением

от 1 до 5

0,030

32,0

0,960

от 6 до 9

0,024

32,0

0,768

от 10 до 16

0,019

32,0

0,608

...

...

...

...

...

...

Примечания: ОИ* — общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме; СОИ** — при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.

Аналогичным образом рассчитываются тарифы на горячую воду, потребляемую при содержании общего имущества и тарифы на водоотведение при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме на первое и второе полугодие 2022 года.

Установление тарифов на холодную воду, горячую воду, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, и тарифов на водоотведение должно осуществляться по всем шести категориям многоквартирных домов города Ярославля.

Тарифы на коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, для других муниципальных образований Ярославской области могут устанавливаться в порядке, изложенном для города Ярославля.

В качестве заключения следует отметить:

1. В Ярославской области отсутствуют утвержденные тарифы на коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, что не обеспечивает правомерный порядок начислению размера платы для потребителей этих ресурсов.

2. Управляющие организации, товарищества собственников жилья и т. п. неправомерно используют не утвержденные в установленном порядке расчетные тарифы при начислении размера платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.

3. В статье предложено формирование содержания тарифов на коммунальные ресурсы, приведены примеры порядка установления тарифов на электроэнергию и холодную воду, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.

4. Практическая реализация результатов данной статьи позволит правомерно осуществлять начисление и внесение в рекомендованную Минстроем РФ форму платежного документа размера платы за потребление коммунальных ресурсов в соответствии с требованиями действующего жилищного законодательства.

Литература:

  1. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ (с изм. и доп.) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «ГАРАНТ» (дата обращения: 06.05.2022).
  1. Постановление Правительства Ярославской области от 31 мая 2017 года № 431-п «Об утверждении нормативов потребления электрической энергии в целях использования и содержания общего имущества в многоквартирном доме и внесении изменений в постановление Правительства Ярославской области от 31.10.2016 № 1135-п».
  2. Приказ департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов от 20.12.2021 г. № 281- э/э «Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию для населения и приравненных к ним категорий потребителей по Ярославской области на 2022 год».
  3. Приказ департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов от 20.12.2021 г. № 440-лт «Об установлении льготных тарифах на тепловую энергию, холодную воду и водоотведение на 2022 год».
Основные термины (генерируются автоматически): общее имущество, многоквартирный дом, электрическая энергия, содержание, холодная вода, тариф, коммунальный ресурс, Ярославская область, норматив потребления, ресурс.


Похожие статьи

О способах судебной защиты права общей долевой собственности на общее имущество граждан в многоквартирном жилом доме

Способы регулирования размера оплаты за услуги электроснабжения в местах общего пользования в многоквартирных жилых домах Волгоградского региона

Мониторинг проблем обращения твердых бытовых отходов в региональных социально-экономических системах (на материалах Курской области)

Как управлять многоквартирным домом

В данной статье анализируются способы управления многоквартирным домом, от которых зависит качество получаемых потребителями жилищно-коммунальных услуг, таких как техническое и санитарное обеспечение помещений многоквартирного дома, поставка тепла, э...

Организация бухгалтерского учета материально-производственных запасов в сельскохозяйственных организациях (на примере предприятий Самарской области)

Актуальные проблемы прокурорского надзора в сфере жилищно-коммунального хозяйства при управлении многоквартирными домами

Проблемы реализации полномочий муниципального образования в сфере жилищно-коммунального хозяйства (на примере муниципального образования г. Екатеринбурга)

Лицевой счет на оплату коммунальных ресурсов. Основания для возникновения и механизмы переоформления при изменении правообладателя жилого помещения в многоквартирном доме

Содержание общего имущества многоквартирного дома по законодательству Российской Федерации

В данной статье автором рассматривается правовой порядок по содержанию общего имущества в многоквартирном доме. Делаются выводы о важности надлежащего содержания общего имущества собственников помещений, значимость решения общего собрания собственник...

Развитие методики учета затрат в сфере услуг ЖКХ (на примере ООО «Коммунальщик»)

Похожие статьи

О способах судебной защиты права общей долевой собственности на общее имущество граждан в многоквартирном жилом доме

Способы регулирования размера оплаты за услуги электроснабжения в местах общего пользования в многоквартирных жилых домах Волгоградского региона

Мониторинг проблем обращения твердых бытовых отходов в региональных социально-экономических системах (на материалах Курской области)

Как управлять многоквартирным домом

В данной статье анализируются способы управления многоквартирным домом, от которых зависит качество получаемых потребителями жилищно-коммунальных услуг, таких как техническое и санитарное обеспечение помещений многоквартирного дома, поставка тепла, э...

Организация бухгалтерского учета материально-производственных запасов в сельскохозяйственных организациях (на примере предприятий Самарской области)

Актуальные проблемы прокурорского надзора в сфере жилищно-коммунального хозяйства при управлении многоквартирными домами

Проблемы реализации полномочий муниципального образования в сфере жилищно-коммунального хозяйства (на примере муниципального образования г. Екатеринбурга)

Лицевой счет на оплату коммунальных ресурсов. Основания для возникновения и механизмы переоформления при изменении правообладателя жилого помещения в многоквартирном доме

Содержание общего имущества многоквартирного дома по законодательству Российской Федерации

В данной статье автором рассматривается правовой порядок по содержанию общего имущества в многоквартирном доме. Делаются выводы о важности надлежащего содержания общего имущества собственников помещений, значимость решения общего собрания собственник...

Развитие методики учета затрат в сфере услуг ЖКХ (на примере ООО «Коммунальщик»)

Задать вопрос