В настоящей статье рассматриваются вопросы, касающиеся современных проблем на рынке труда и занятости, возникающие по разным причинам: демографическим, природно-климатическими, промышленными и производственными, и, даже как показала практика — с эпидемиологическими, так как именно пандемия дала конкретный толчок цифровизации экономической и трудовой деятельности, что повлекло изменение требований к работникам.
Ключевые слова: рынок труда, занятость, организация труда и занятости, цифровая эпоха.
Актуальность темы исследования обуславливается тем, что занятость и безработица сегодня стала проблемой для всех стран, а обусловлено это тем, что квалификационный уровень подготовки работников не соответствует технологическим изменениям в экономической сфере.
Как всем нам известно, цифровая эпоха (именуемая еще информационной или компьютерной) основана главным образом на информационных технологиях, к которым мир перешел сразу же после традиционной промышленности еще XX в. И. Г. Ханегельдиева по этому поводу высказывается следующим образом: «это эпоха тотального господства цифровых технологий, основанных на особых методах кодировки и передачи информации, позволяющих решать множество разноплановых задач. Эти технологии получили быстрое и всеобщее распространение. Все сферы человеческой жизнедеятельности не избежали их влияния» [4, С. 48].
Сегодня цифровая эпоха, в том числе и экономика проявляется абсолютно во всех сферах жизнедеятельности (интернет-торговля, реклама, онлайн-услуги и пр.), растут продукты роботизации, создаются различные компьютерные программы, а также развивается искусственный интеллект, что в настоящее время порождает огромнейший спрос на специалистов в области информационно-компьютерных технологий, а также специалистов по обслуживанию этих технологий, причем данный спрос больше, чем предложение. Почти каждое рабочее место изменилось за последнее десятилетие, в той или иной степени используя цифровые технологии. Использование цифровых технологий показывает, что многие производственные процессы не требуют присутствия человека. Новые информационно-коммуникационные технологии в сочетании с робототехникой и технологиями автоматизации сделали ненужным присутствие человека во многих технологических процессах [1, С. 57].
Для того, чтобы рассмотреть основные спорные моменты нашей темы, считаем необходимым раскрыть основные понятия — занятость и безработица:
- Занятость представляет собой возможность осуществления деятельности гражданами, результаты от которой будут направлены на удовлетворение потребностей личности и общества, при этом, такая деятельность осуществляется в соответствии с законом и приносит доход.
- Понятие «безработица» определяется по-разному, по ТК РФ и ст. 3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» — безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и среднего месячного заработка за период трудоустройства и (или) единовременной компенсации гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя [2,3].
Так как цифровая эпоха имеет ряд преимуществ и недостатков для рынка труда, находим целесообразным рассмотреть данные аспекты во взаимодействии с образовательной сферой.
Несмотря на огромнейшее количество оцифрованной информации, которая в том числе необходима для обучения, качество образования, (что соответственно в будущем может влиять на качество подготовки кадров в соответствующей профессиональной деятельности) — не возросло. Большинство конспектов и необходимой информации находится и ведутся в электронных носителях. Научно доказано, что написание текстов от руки заставляет действовать зоны мозга, отвечающие за рабочую память, пространственные функции и способность переключаться, это развивает связную развёрнутую речь и в конечном итоге позволяет человеку переключаться с одной идеи на другую, не зацикливаясь, избегая стресса и приспосабливаясь к меняющемуся миру (именно поэтому студентам так важно писать конспекты от руки, ведь это способствует улучшению запоминания, внимательности и концентрации на важных вещах, мышлению в нестандартных ситуациях). Также данное обстоятельство препятствует развитию «клипового» мышления (которое характерно для молодого поколения) — когда человек фрагментарно воспринимает и воспроизводит информацию.
С введением дистанционных технологий в сфере образования также наблюдаются недостатки, так как отсутствует возможность контролировать успеваемость ребенка, а родители, в силу своей занятости не в состоянии иногда уделить достаточное количество времени на занятие уроками с ребенком, следствием этого будет являться отсутствие самодисциплины, ответственности, а в будущем — возможно, очень неперспективный и безответственный работник.
Еще одним важным моментом цифровой эпохи является то, что многие компании сегодня тоже работают с применением дистанционных технологий, — с одной стороны это является замечательными условиями труда для молодого поколения, которое разбирается в современных цифровых технологиях и имеют возможность работать из любой точки мира не испытывая дискомфорта, но, с другой стороны — это является недостатком для старшего поколения постсоветского пространства, которое в большинстве своем привыкло к обычному и производственному формату работы и вовсе не ориентируется в компьютерных технологиях. Зачастую, такие ситуации порождают некую «дискриминацию» при трудоустройстве. Старшему поколению из-за ранее сказанного крайне сложно устроиться на достойную работу без соответствующих компьютерных навыков (которые сегодня прописываются в резюме как «особые умения и навыки»). К тому же, не у всех есть возможности и доступ к таким технологиям.
Вышеперечисленные обстоятельства актуализируют вопрос безработицы и нехватки профессионалов все больше и больше, причем это касается не только рынка труда и занятости в Российской Федерации, но и в мировом сообществе в целом. И эта проблема будет только лишь усугубляться, если организации и предприятия своевременно не будут подготавливать своих сотрудников к нововведениям и проводить различные мероприятия по подготовке и адаптации кадров к новым условиям труда, что значительно сократило бы рост безработицы и сформировало уникальных специалистов в различных областях с особым набором компетенций. Помимо мероприятий по подготовке кадров необходимо разрабатывать образовательные и просветительские программы по подготовке к труду в новых условиях, которые будут доступны всем независимо от возраста.
Преимуществом дистанционной работы является относительно гибкий график, экономия времени на работу и домашняя комфортная атмосфера, из-за чего уже больше появляется времени и непосредственно для организации своего времени. Но опять-таки, относительно возрастным людям сложно адаптироваться под новые форматы работы.
Основным преимуществом в период функционирования цифровой эпохи является то, что появляются новые рынки и в некоторых сферах действительно отмечается рост производительности труда, происходит трансформация условий занятости и появляются новые, нетрадиционные ее формы (фриланс, удаленная работа), безусловно информационные технологии способствуют и росту качества жизни населения (особенно, когда речь идет о сфере услуг, в развитие которой сейчас углубились очень многие начинающие работодатели и работники).
Некую определенность вызывает вопрос, связанный с тем, что в цифровую эпоху использование соответствующих технологий в различных сферах поспособствовало сокращению значительного количества людей в таких сферах, как: а) производство (с момента появления роботизированных и компьютерных технологий на заводах роботы успешно заменяют рабочих, так, в будущем машины могут почти полностью исключить присутствие людей на заводах и фабриках); б) все меньше вакансий остается для обслуживающего персонала, так как взаимодействие с людьми во многих сервисах происходит через каких-либо ботов или соответствующее приложение (например, уже не так много осталось диспетчеров из служб такси, так как заказы в основном делаются через приложение); в) растет отсутствие необходимости в младшем персонале, так как у старших специалистов уже имеются программы, облегчающие им работу; в) исчезает и профессия операциониста (так, произошло масштабное сокращение персонала в ПАО «Сбербанк», деятельность полностью заменили банкоматы и компьютерные программы).
В качестве вывода мы можем обозначить то, что роботизация и развитие компьютерных технологий действительно выполняют задачи, которые ранее были под силу людям и такой процесс автоматизации затрагивает все сферы занятости выполняя физическую и интеллектуальную работу. Но, уже сегодня машинные механизмы вытеснили многих рабочих с конвейера в различных сферах производства, и, отсутствие надлежащей подготовки кадров к работе в постоянно изменяющихся условиях с применением компьютерной техники в организациях и на фирмах порождает «технологическую безработицу». Появление новых профессий влечет исчезновение старых, а интеллектуальный труд людей в дальнейшем и вовсе заменит искусственный интеллект. Так, научно-технологический прогресс растет, что является безусловным плюсом, а трудовые ресурсы сокращаются, что является недостатком, и, пока что мировое сообщество не в состоянии уравновесить обеспеченность трудовыми местами и развитие технологий без вытеснения людей с рабочих мест. Не исключено, что технологический прогресс в будущем будет создавать новые возможности для трудоустройства, но только при условии соответствующей подготовки населения, когда человек сможет «сотрудничать» с машинно-компьютерными механизмами.
Литература:
- Гужина Г. Н. Трансформация рынка труда под влиянием цифровой экономики [Текст] // Г. Н. Гужина, В. Г. Ежкова / Инновации и инвестиции. — М.: ООО «Русайнс». — 2019. — № 9. — С. 56–60.
- О занятости населения в Российской Федерации [Текст]: Закон РФ от 19.04.1991 № 1032–1 (ред. от 19.11.202, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022) // Собрание законодательства РФ. — № 17. — 1996. — Ст. 1915.
- Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ [Текст]: Федеральный закон (ред. от 25.02.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022) // Собрание законодательства РФ. — 2002. — № 1 (ч. 1). — Ст. 3.
- Хангельдиева И. Г. Цифровая эпоха: возможно ли опережающее образование? [Текст] // И. Г. Хангельдиева / Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. — М.: ФГБОУВО «Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова». — 2018. — № 3. — С. 48–53.