Статья посвящена проблемным аспектам усыновления детей иностранными гражданами, которые порождают пробелы в правовом регулировании международного усыновления. Для совершенствования функционирования института международного усыновления в Российской Федерации автором статьи предложены пути решения выявленных проблем, без разрешения которых развитие института международного усыновления в России будет затруднено.
Ключевые слова: гражданское право, семейное право, институт усыновления, усыновление, удочерение, детей иностранцами, усыновитель, усыновляемый, дети, семья.
На основе статистических данных, на начало 2022 года численность детей в детских домах составляла около 48 тысяч человек. Общее количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составило 406 128 человек (почти 365 тысяч из них находятся на воспитании в замещающих семьях). Без родительской опеки дети остаются по совершенно разным обстоятельствам: смерть родителей, материальные трудности, принудительное изъятие из семьи в целях защиты ребёнка.
Несмотря на это, у ребёнка всё равно есть право жить и воспитываться пусть и не в родной семье. Согласно Семейному Кодексу Российской Федерации, усыновление (удочерение) является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей [1]. Однако зачастую российские граждане не готовы стать усыновителями детей-сирот из-за определённых факторов, вследствие чего многим детям становится невозможным найти подходящую семью внутри страны их происхождения. В этом случае подходящей альтернативой становится международное усыновление, которое способствует сокращению числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Процедура международного усыновления требует повышенного внимания, поскольку усыновляемые дети попадают в семью, которая проживает за пределами территории Российской Федерации, а значит они являются менее защищёнными. Несмотря на многолетний опыт международного усыновления, в этой сфере остаётся ряд проблем, которые до сих пор не решены.
Первой и главной проблемой международного усыновления уже многие годы остаётся проблема несовершенной системы государственного контроля за соблюдением прав и законных интересов детей, которые были усыновлены иностранными гражданами с постоянным местом проживания в другой стране.
Согласно российскому законодательству, родители, усыновившие ребёнка, обязаны регулярно предоставлять отчёты, содержащие сведения о состоянии здоровья, о условиях проживания усыновленных детей. Также должны проводиться проверки относительно соблюдения правовых требований и норм, касающихся усыновления.
Однако достаточно часто усыновители нарушают возложенное на них обязательство путём предоставления недостоверных сведений с целью сокрытия каких-то фактов, либо же вовсе игнорируют данное требование российского законодательства. То, что какой-то процент усыновителей предоставляет фальсифицированные отчёты, порождает сомнения в степени достоверности действительно подлинных отчётов, которые предоставляют добросовестные усыновители. Это очень серьёзная проблема, ведь в практике часто встречается жестокое обращение с усыновлёнными детьми иностранными гражданами. Именно по этой причине в декабре 2012 года в Российской Федерации был принят Федеральный закон «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» [2]. Данный закон получил народное название “Закон Димы Яковлева”, в честь двухлетнего усыновлённого из России ребёнка, который погиб в 2008 году по вине приёмного отца в США. Данный федеральный закон установил запрет на усыновление для всех граждан США, прекратив тем самым действие соглашения 2011 года между Российской Федерацией и США о сотрудничестве в области усыновления [3].
Также зачастую документы, которые представляются кандидатами, могут быть подложными и фальшивыми. Потенциальные усыновители исправляют возраст, предоставляют фиктивные справки о физическом и психическом состоянии здоровья, чтобы обойти требования российского закона. По мнению автора, для того чтобы исключить возможность предоставления фальшивых сведений, необходимо в законе закрепить требование, которое предполагает прохождение медицинского исследования кандидатов исключительно на территории Российской Федерации в специализированных учреждениях. Таким образом, российская сторона будет удостоверена в том, что ребёнок попадёт в семью к психически пригодным людям.
Близкий контакт между усыновителем и ребёнком возникает только после того, как ребёнок попадает в новую семью. В период процедуры усыновления у усыновителей и ребёнка нет как таковой возможности узнать друг друга, привыкнуть и наладить эмоциональную связь, вследствие чего в дальнейшем часто возникают конфликты. Для того, чтобы решить эти конфликты и минимизировать их возникновение в дальнейшем, необходима профессиональная помощь специалиста, которую должна оказывать специализированная служба сопровождения. Однако потребность в сопровождении специалистами является частным делом семьи, которая усыновила ребёнка, а не обязанностью. Это и является ещё одной проблемой международного усыновления. В России порядок сопровождения семей усыновителей никак не регламентирован и не закреплён, вследствие чего усыновители не спешат самостоятельно обращаться к посторонней помощи. Многие семьи, достигнув острой стадии конфликта, осуществляют процедуру отмены усыновления. Для того, чтобы снизить к нулю вероятность образования разногласий между усыновителем и усыновляемым, необходимо в первую очередь создать условия, чтобы кандидаты перед усыновлением были обязаны более близко познакомиться с ребёнком, чтобы привыкнуть друг к другу. В таком случае у кандидатов была бы возможность ещё раз проанализировать и решить, точно ли они готовы стать усыновителями для конкретного ребёнка.
Следующей проблемой как раз и является проблема отмены усыновления. Согласно ст.37 Минской конвенции [4] усыновление или его отмена определяются по законодательству договаривающейся стороны, гражданином которой является усыновитель в момент подачи заявления об усыновлении или его отмене. По данным экспертов, дети от которых отказалась иностранная семья, крайне редко возвращаются обратно в страну происхождения. Как правило, ребёнок остаётся в иностранном государстве и чаще всего передаётся другой семье по процедуре переустройства. Процедура переустройства является психотравмирующей ситуацией для ребёнка, которая в дальнейшем может отразиться на его психическом здоровье. Ситуация обостряется тем, что по законодательству иностранных государств, усыновители имеют право вносить изменения в сведения актовой записи о рождении ребёнка. Иными словами, если ребёнок был переустроен в другую семью, эта семья имеет право внести новые изменения. Это приводит к тому, что впоследствии российским органами практически невозможно следить за дальнейшей судьбой ребёнка.
В результате анализа проблем международного усыновления российских детей иностранцами прежде всего видна необходимость в ужесточении государственного контроля за соблюдением прав и законных интересов детей. Необходим юридически грамотный механизм, который позволит в полной мере защитить интересы детей-сирот, которые прошли процедуру международного усыновления.
Указом Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 г. № 2401 период с 2018 по 2027 годы был объявлен Десятилетием детства. Данный документ был издан в целях совершенствования государственной политики в сфере защиты детства, учитывая результаты, достигнутые в ходе реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы [5]. Остаётся надеяться, что именно в указанное десятилетие Россия приложит все усилия для того, чтобы усовершенствовать механизм международного усыновления.
Литература:
- Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996 г. N 1, ст. 16.
- Федеральный закон «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» от 28.12.2012 N 272-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012 г. N 53 (часть I) ст. 7597
- Соглашение между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей (Вашингтон, 13.07.2011 год). Российская Федерация ратифицировала настоящее Соглашение Федеральным законом от 28.07.2012 года № 150-ФЗ. Соглашение вступило в силу 01.11.2012 года // Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 47, ст. 6416 (не действует с 01.01.2013 года)
- Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (заключена в г. Минске 22.01.1993 г., вступила в силу 19.05.1994 г, для Российской Федерации 10.12.1994 г., с изм. от 28.03.1997 г.) // СПС «Консультант Плюс»
- Указ Президента РФ от 29.05.2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2017. № 23. Ст. 3309.