В статье определены особенности негативного влияния внешних сбивающих факторов на результаты тренировочного процесса гимнастов, показаны требования к подготовке гимнастов в соответствии с выбранным видом спорта, проанализированы возможности противостояния спортсменов разнообразным внешним помехам.
Ключевые слова: спортивная гимнастика, сложнокоординационные виды спорта, психологическая подготовка, внешние сбивающие факторы, тренировочный процесс, двигательные дифференцировки.
Спортивная гимнастика представляет собой вид спорта, техническая сложность в котором возрастает с каждым годом. Современные гимнасты осваивают такие элементы, существование которых не могли представить ещё 15–20 лет назад. Очень большое значение принимает акробатическая подготовка, которая требует очень серьёзного настроя.
Особую значимость приобретает начальная фаза освоения сложных полётных элементов гимнастами. Следует отметить, что наряду с постоянно повышающейся сложностью полётных элементов возрастают требования к рациональной технике исполнения, от которой во многом зависит вторая оценка судей.
Успешность тренировочной и соревновательной деятельности гимнастов в возрасте 9–10 лет, которые начинают активно осваивать полётные элементы, имеет большое значение для их дальнейшего спортивного становления, поэтому в настоящее время обучение гимнастов требует использования новых подходов, которые отвечают их интересам, а также способствуют повышению эффективности обучения. При этом необходимо принимать во внимание, что заметно снизить эффективность тренировочного процесса могут внешние сбивающие факторы — разного рода препятствия, которые не позволяют гимнасту качественно выполнить сложный элемент.
Разнообразные элементы, которые выполняются в спортивной гимнастике, как правило, выходят далеко за пределы связанных с ним чисто внешних механических эффектов. Как известно, в истоках произвольного движения гимнаста (как и вообще произвольного действия человека) лежит эфферентный импульс, посылаемый из центральной нервной системы (ЦНС) на периферию, к мышечному аппарату. Данный импульс формируется в результате деятельности программирующих и управляющих отделов ЦНС, реализующих двигательные представления, выработанные гимнастом в процессе предшествующей спортивной практики и взаимодействия с тренером [8]. В определённых ситуациях на этот импульс может оказывать влияние какой-либо внешний сбивающий фактор, что не позволит спортсмену осуществить планируемое действие.
Успешность преодоления внешних сбивающих факторов в процессе обучения сложным элементам в спортивной гимнастике имеет огромное значение на протяжении всей спортивной карьеры и определяет успех гимнаста как в освоении сложности, так и в развитии техничности.
В процессе развития методологии спортивной гимнастики исследователи пришли к выводу о том, что процесс формирования готовности к преодолению внешних сбивающих факторов должен стать целенаправленным, поскольку именно данное умение часто определяет дальнейший прогресс спортсмена. Следует отметить, что некоторые тренеры недооценивают специальное формирование устойчивости к внешним сбивающим факторам в спортивной гимнастике, считая необходимым использовать время непосредственно на овладение гимнастической базой [1].
Рассмотрим, какие виды внешних факторов в спортивной гимнастике могут препятствовать эффективному выполнению гимнастического элемента:
- Ошибки судей (неправильный подсчёт базы, необъективность в оценке исполнения)
- Нестандартные ситуации (смещение начала соревнований, длительное ожидание спортсмена из-за долгого выставления оценки предыдущему гимнасту или рассмотрения протеста)
- Изменение географических условий (смена часового пояса, смена климата)
- Механические проблемы (неисправность снарядов, отсутствие качественного гимнастического инвентаря)
- Разнообразные виды шума (поддержка болельщиками другого спортсмена, музыка вольных упражнений какой-либо спортсменки, разговоры н посторонние темы во время выполнения сложного элемента и т. п.).
Рассматривая возможность влияния внешних сбивающих факторов на эффективность проведения тренировочного занятия, следует принимать во внимание, что процесс обучения элементам в спортивной гимнастике имеет двухступенчатую структуру. Первый этап представляет собой этап создания предварительных представлений. В этот период гимнаст должен представить в своём сознании точное выполнение элемента. Он мысленно проговаривает каждое своё действие, чётко определяя при этом положение собственного тела в пространстве [4]. На данном этапе сбивающим фактором могут стать посторонний шум, который не позволит чётко сформировать в сознании спортсмена точный образ выполнения элемента.
За этапом создания предварительных представлений следует этап углубленного разучивания элемента. На этой стадии происходит формирование необходимого двигательного навыка. При этом любой из вышеперечисленных внешних сбивающих факторов может оказать негативное влияние.
При этом необходимо отметить, что формирование устойчивости к внешним сбивающим факторам непосредственно связано с овладением сложным двигательным навыком, а также с возможностью выполнять разученный сложный элемент в дальнейшем. Соответственно, данное утверждение заставляет по-другому оценить значение противостояния внешним сбивающим факторам в спортивной гимнастике. И если раньше формирование устойчивости к внешним сбивающим факторам в спортивной гимнастике рассматривалось как вспомогательная работа, то в современной методологии эта деятельность рассматривается с иной позиции. В особенности очевидным это стало теперь, когда гимнастика высших достижений не только оперирует все более сложными упражнениями, но по преимуществу опирается на юных спортсменов, в работе с которыми задачи формирования устойчивости к внешним сбивающим факторам решаются труднее, нежели при обучении взрослых спортсменов [11].
Одним из важнейших аргументов в пользу того, что целенаправленное формирование устойчивости к внешним сбивающим факторам должно быть включено в тренировочный процесс, являются новейшие исследования в спортивной психологии и педагогике. Достаточно сказать, что наиболее яркие достижения отечественной педагогики (и в особенности методологии обучения в разных сферах деятельности человека) связываются сейчас с реализацией теории поэтапного усвоения знаний и умений, разработанной П. Я. Гальпериным, Н. Ф. Талызиной и их сотрудниками. Ключевым положением данной теории является положение о формировании так называемой ориентировочной основы действий. Многочисленными исследованиями показано, что обучение, направленное на выработку необходимой ориентировочной основы, в конечном итоге становится гораздо более эффективным, нежели традиционное. Между тем в применении к обучению двигательным действиям это означает не что иное, как формирование полноценных двигательных дифференцировок, относящихся ко всем этапам овладения движением.
Двигательные дифференцировки в спортивной гимнастике обладают следующими характеристиками:
- Адекватность
- Количественная определённость
- Модальность [4].
С целью успешного преодоления внешних сбивающих факторов, начиная освоение элемента в спортивной гимнастике, тренеру необходимо сформировать в сознании спортсмена соответствующие двигательные дифференцировки, которые должны стать неотъемлемой частью психической работы при освоении элемента. В сознании гимнаста при этом должна быть чётко сформирована двигательная модель. Она даёт возможность оперировать системой понятий и смысловых связей, относящихся к упражнению, понимать его и абстрагироваться от внешних сбивающих факторов.
Владение зрительным экзогенным образом движения позволяет воспроизводить его внутренним зрением, воображать упражнение. Усвоение темпо-ритмовой модели выливается в способность воспроизводить временные характеристики движения. Наконец, применение эндогенных средств воздействия порождает целый «веер» идеомоторных образов, представляющих собой определенное единство, которое не разрушается под влиянием какого-либо сбивающего фактора.
Следует отметить, что формирование двигательных дифференцировок в сознании гимнаста, которые позволят сохранить устойчивость к внешним сбивающим факторам, должно проходить под контролем со стороны тренера. Однако многие тренеры отмечают лишь внешнюю сторону выполнения элемента, не принимая во внимание то, какую роль играет внутреннее осмысливание этого выполнения. Это особенно ярко отмечается на этапе формирования предварительных представлений, когда отсутствует возможность оценки успешности усвоения данной информации. В итоге может произойти то, что гимнаст приступит к освоению элемента, имея неправильные представления об этом процессе. В результате он может не только не справиться с успешным освоением этого элемента, но и получить серьёзную травму [8].
Контроль двигательных дифференцировок должен присутствовать также на этапе непосредственного разучивания элемента. Многие тренеры считают, что достаточно наблюдать за внешним исполнением элемента спортсменом. Однако возможны ситуации, при которых гимнаст, даже имея хорошее исполнение, не имеет чётких и правильных представлений о его технике, что также негативно отразится на результате в дальнейшем.
Существует множество методических подходов, позволяющих эффективно контролировать формирование у спортсменов устойчивость к внешним сбивающим факторам. Их основной целью является внешнее проявление двигательных дифференцировок гимнаста, находящихся в скрытой форме. Итак, становится очевидной необходимость установления взаимосвязи «от спортсмена к тренеру»: тренер сообщает гимнасту об особенностях двигательных дифференцировок при исполнении элемента, три этом необходимо убедиться, что гимнаст понимает его верно, установив для этого «обратную связь». С данной целью гимнаст осуществляет деятельность в соответствии с заданием.
Существует множество вариантов донесения информации о формировании устойчивости к внешним сбивающим факторам во время тренировочного процесса гимнаста посредством формирования двигательных дифференцировок. В рамках данного исследования подробнее остановимся на трёх основных [6].
Семантическая форма. Эта форма взаимодействия позволяет проанализировать правильность понимания гимнастом особенности исполнения элемента. В первую очередь сюда следует отнести вербальные отчёты самого гимнаста, которые позволяют судить о том, каковы его представления об отдельных фазах исполнения элемента. Также сюда входят оценка и анализ тренеров данных представлений. Данная форма является дискутивной, она подразумевает активное общение спортсмена и тренера, обсуждение нюансов выполнения элемента, разбор возможных ошибок, вариантов подбора рациональной техники.
Особое значение имеют «перцептивные отчеты» гимнаста, куда входят все ощущения гимнаста при выполнении элемента (серии). Также перцептивный отчёт позволяет определить, в какой фазе гимнаст испытывает самые значительные затруднения, установить причину этих затруднений. При этом информация об исполнении элемента спортивной гимнастики не является только задачей тренера донести до гимнаста словесно особенности правильной техники исполнения определённого элемента. Также это значимо для самого тренера, который может проанализировать, насколько ученик имеет чёткие представления об изучаемом элементе [6].
К «семантической форме» передачи информации от спортсмена к тренеру также следует отнести показы, которые исполняет сам гимнаст. При этом гимнаст может обратиться к составлению рисунка, схемы, другим графическим инструментам. В настоящее время широкое распространение получило применение магнитных досок с фигурками; их можно выстраивать в различных последовательностях и разных положениях. При этом гимнаст не только демонстрирует своё понимание двигательного действия, но и может использовать эту магнитную доску в качестве тренажёра, чтобы развивать собственное «гимнастическое мышление». Также в рамках данной формы взаимодействия возможно использование специальных кукол (например, на шарнирах или из пластичного материала). Помимо этого, семантические представления гимнаста о двигательных дифференцировках можно будут выявить в процессе его помощи в тренировочной деятельности [3].
Квазимоторная форма. До того, как элемент в спортивной гимнастике начнёт изучаться углубленно, гимнаст часто не может иметь точного представления о том, как он выполняется; он действует исходя из собственного понимания, руководствуясь прошлым опытом и собственными ощущениями. При этом гимнаст может продемонстрировать своё представление о конкретном выполнении элемента имитационными средствами, которые занимают промежуточное положение между теоретическими основами исполнения элемента и полученными практическими навыками. Здесь следует принимать во внимание, что имитационные упражнения далеки от реального исполнения элемента. При этом они обладают существенной информативностью, так как позволяют проанализировать различные двигательные дифференцировки. При оценке квазимоторных представлений гимнаста о выполнении элемента тренер может проанализировать чёткость понимания гимнастом предстоящей работы и оценить его готовность приступить к собственно исполнению элемента.
Моторные формы. Данный подход означает выполнение двигательных действий, которые близки к разучиваемому элементу или его отдельным фазам. Как правило, данные действия уже освоены гимнастом в достаточной степени и представляют собой неотъемлемый этап спортивной подготовки. Сюда входят множество аналогов гимнастическому элементу, который спортсмену предстоит освоить, «подводящие упражнения», а также сам элемент, который необходимо освоить, однако либо в облегчённом варианте. Либо с использованием специальных средств, которые облегчают исполнение элемента [10].
Рассматривая способы формирования устойчивости к внешним сбивающим факторам посредством развития двигательных дифференцировок, необходимо отметить, что при разучивании сложных элементов необходимо чётко использовать разнообразные варианты контроля за исполнением. Также тренеру необходимо мотивировать гимнаста к самоконтролю при исполнении элемента, так как это важный компонент успешного освоения. При этом гимнаст должен не только излагать особенности выполнения, но и чётко фиксировать собственные ощущения при исполнении. Это не только сделает освоение элемента более эффективным, но и позволит избежать множества травм. Используя данный подход, тренер не только дисциплинирует гимнаста, но и формирует его мотивацию, а также креативный подход к тренировкам, что повышает и познавательный интерес.
Все перечисленные выше модели формирования устойчивости к внешним сбивающим факторам у гимнаста являются конструктивными. Соответственно, излагая собственное представление о способах выполнения элемента, гимнаст мысленно (или наглядно) конструирует выполнение этого элемента. Важно, чтобы гимнаст мог самостоятельно изложить всю последовательность выполнения разучиваемого элемента, изобразить этот процесс последовательно, показать с помощью моделей и т. п. Данная работа является типичной для изучения элементов. При этом, говоря об устойчивости к внешним сбивающим факторам, следует принимать во внимание, что для её развития может быть использована и альтернативная форма. Гимнаст может использовать средства распознавания при изучении определённых элементов. Одним их типичных вариантов этого пути является сравнение техники исполнения конкретного элемента с его аналогами. Как правило, для неопытного гимнаста типичным является трудности в идентификации техники исполнения даже элементов, которые далеки друг от друга. При этом опытный гимнаст может не только чётко идентифицировать технику исполнения элемента, но даже определить, кто именно этот элемент исполняет (особенно если речь идёт о лидерах в гимнастическом мире). При использовании идентификационного подхода тренеру не обязательно побуждать спортсмена к существенными физическим усилиям для преодоления внешних сбивающих факторов [7].
Особенно важно уметь идентифицировать исполнение элементов, которое демонстрирует сам гимнаст. При этом, анализируя собственное исполнение, гимнаст оценивает сформированность разных двигательных дифференцировок:
- Пространственных (при оценке высоты, полётности, амплитудности)
- Координационных (при оценке рациональности исполнения и её эстетики)
- Временных (при чёткой сформированности представлений о времени, которые необходимо затратить на исполнение элемента)
- Силовых (при оценке необходимых силовых затрат на выполнение).
Чем тоньше гимнаст сможет дифференцировать своё исполнение, тем с большей вероятностью он успешно преодолеет негативное влияние внешних сбивающих факторов, а также освоит возможные способы рационализации выполнения гимнастического элемента.
Итак, рассматривая возможности формирования у гимнаста устойчивости к внешним сбивающим факторам, необходимо принимать во внимание, что это должно стать неотъемлемым компонентом работы как тренера, так и самого гимнаста. При формировании устойчивости к внешним сбивающим факторам важно выбрать оптимальный методический подход, который зависит как от особенностей и квалификации самого гимнаста, так и от особенностей разучиваемого элемента.
Литература:
- Алексеев, А. В. Метод объективной оценки навыков психической саморегуляции / А. В. Алексеев // Стресс и тревога в спорте: сборник научных трудов. — М.: Физкультура и спорт, 2013. — С. 173–183
- Беличенков, В. В. Моделирование спортивной тренировки на начальном этапе подготовки в спортивной гимнастике // Культура физическая и здоровье современной молодежи. Материалы международной научно-методической конференции. Под редакцией А. И. Бугакова, А. В. Лотоненко, С. И. Филимоновой, С. А. Бортниковой. 2018. С. 96–99.
- Гавердовский, Ю. К. Обучение в спортивной гимнастике с точки зрения биомеханической самоорганизации движения // Юбилейный сборник научно-методических трудов сотрудников кафедры теории и методики гимнастики, посвящённый 85-летию со дня её основания. Москва, 2017. С. 18–24.
- Дашкевич, О. В. Эмоции в спорте и их регуляция: дис.... канд. пед. наук / Дашкевич О. В.; ГЦОЛИФК. — Москва, 1970. — 309 с. — Библиогр.: с. 281–309
- Киселев, Ю. Я. Некоторые психологические аспекты оптимизации спортивной деятельности / Ю. Я. Киселев // Психологические проблемы предсоревновательной подготовки квалифицированных спортсменов: сб. науч. тр. — СПб.: СПНИИФК, 2007. — 283с
- Лалаева, Е.Ю, Оптимизация методического обеспечения процесса обучения в спортивной гимнастике // Cовершенствование системы физического воспитания, спортивной тренировки, туризма и оздоровления различных категорий населения. Материалы X Международной научно-практической конференции. В 2-х томах. Под редакцией С. И. Логинова. 2011. С. 104–105
- Новиков, И.В. и др. Современные методики спортивной гимнастики в спортивных центрах Sportgym // Теоретические и практические основы научного прогресса в современном обществе. Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2020. С. 149–152.
- Теория и методика спортивной гимнастики: учебник в 2 т.- Т. 2/ Ю. К. Гавердовский, В. М. Смолевский. — М.: Советский спорт, 2014. — 231 с.
- Фисак, А. А. Основные методы применения средств спортивной тренировки в спортивных видах гимнастики // Тезисы докладов XLVI научной конференции студентов и молодых ученых вузов Южного федерального округа. Материалы конференции. 2019. С. 330.