Понятие и признаки потребителя | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №19 (414) май 2022 г.

Дата публикации: 14.05.2022

Статья просмотрена: 1794 раза

Библиографическое описание:

Милованов, Я. В. Понятие и признаки потребителя / Я. В. Милованов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 19 (414). — С. 273-276. — URL: https://moluch.ru/archive/414/91510/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье автор анализирует понятие и признаки потребителя, а также рассматривает их влияние на законодательство о защите прав потребителей и судебную практику.

Ключевые слова: потребитель, признак потребителя, предпринимательская деятельность.

Потребительские правоотношения в определенной степени можно рассматривать как специфическую разновидность гражданско-правовых отношений, поскольку здесь присутствует особый состав участников, а сами правоотношения регулируются как гражданским законодательством, но и специальными нормами. Правильная квалификация правоотношений имеет существенное значение при рассмотрении судами дел о защите прав потребителей, а также иных гражданско-правовых споров. Сходство потребительских правоотношений с иными видами гражданско-правовых отношений может приводить к ошибкам при выборе судами норм права, что в конечном итоге оказывает существенное влияние на исход дела.

Предполагается, что субъект потребительских правоотношений в силу своего особого статуса позволяет отграничивать данные отношения от иных гражданско-правовых отношений. В соответствии с главами 3–5 ГК РФ [3], субъектами гражданско-правовых отношений являются физические и юридические лица, а также публичные-правовые образования.

Поскольку потребительские правоотношения следует рассматривать как разновидность гражданско-правовых отношений, то и круг субъектов в данных правоотношениях будет являться более узким. Центральное место в системе субъектов потребительского права занимает непосредственно сам потребитель. Это проистекает из назначения Закона РФ «О защите прав потребителей», который призван, в первую очередь, обеспечить соблюдение прав, свобод и законных интересов потребителя.

Понятие потребителя, как и других участников потребительских правоотношений, закреплено в законодательстве Российской Федерации. В преамбуле закона РФ «О защите прав потребителей» приводится следующее определение: «Потребитель — гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности».

Исходя из данного определения, в качестве первого признака потребителя можно выделить то, что он является гражданином. Однако, по моему мнению, использование термина «гражданин» в данном случае является не совсем корректным. При буквальной трактовке данной нормы может сложиться ошибочное впечатление, что законодатель стремится ограничить круг лиц, участвующих в гражданско-правовых отношениях в качестве потребителя, только гражданами Российской Федерации. Но подобный подход противоречил бы Конституции Российской Федерации, а также целому ряду норм международного права.

В соответствии с ч. 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, по общему правилу, наделены теми же правами и несут те же обязанности, что и граждане Российской Федерации. Исключения из этого правила могут быть предусмотрены только федеральным законом или международным договором. Это означает, что в гражданском обороте иностранные граждане и лица без гражданства также могут участвовать наравне с другими субъектами.

Таким образом, потребителем может быть не только гражданин Российской Федерации, но и лицо без гражданства или иностранный гражданин. Используя термин «гражданин» в гражданском праве, законодатель чаще всего подразумевает под ним и других физических лиц, независимо от их правовой связи с Российской Федерации.

Кроме того, стоит обратить внимание, что потребителем может быть физическое лицо любого возраста, поскольку законодатель не установил специальных ограничений, а статья 19 Конституции гарантирует каждому равенство перед законом и судом. С первого дня жизни физическое лицо уже может быть потребителем, к примеру, детских товаров. Однако, в силу объективных причин, а также особенностей гражданского и гражданско-процессуального законодательства [4], от имени малолетнего потребителя с продавцом, изготовителем и прочими участники потребительских правоотношений будут взаимодействовать его законные представители.

Некоторые авторы поднимают вопрос, может ли юридическое лицо также считаться потребителем [10]. Однако, по моему мнению, подобный подход вступает в противоречие с Законом РФ «О защите прав потребителей», поскольку там потребитель обозначается исключительно как физическое лицо. Сходная точка зрения находит отражение и в судебной практике — так, к примеру, Арбитражный суд Волго-Вятского округа обратил внимание на то, что юридическое лицо не может ссылаться на нормы Закона РФ «О защите прав потребителей», поскольку не может быть признано потребителем [7].

В качестве следующего признака гражданина можно выделить цель, для которой потребитель вступает в гражданско-правовые отношения. В соответствии с приведённым определением, потребитель приобретает товары, работы и услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью. Таким образом, в Законе РФ «О защите прав потребителей» не приводится чёткий и исчерпывающий перечень целей, однако обозначается достаточно важный ориентир — предпринимательская деятельность.

Определение предпринимательской деятельности даётся в статье 2 ГК РФ. В соответствии с данной нормой, под предпринимательской деятельностью следует понимать деятельность, которая: 1) направлена на систематическое извлечение прибыли; 2) осуществляется на свой риск; 3) осуществляется самостоятельно; 4) осуществляется лицом, зарегистрированным в надлежащем порядке. В качестве способов извлечения прибыли законодатель приводит пользование имуществом, продажу товаров, выполнение работ и оказание услуг. Кроме того, стоит обратить внимание, что предпринимательскую деятельность можно осуществлять как с образованием юридического лица, так и, в соответствии со статьей 23 ГК РФ, без его образования.

Соответственно, если гражданин приобретает товары, работы или услуги для предпринимательских нужд, даже если он осуществляет свою деятельность единолично, без образования юридического лица, то на него нормы законодательства о защите прав потребителей распространяться не будут. Отношения по реализации товаров, выполнению работ и оказанию услуг при осуществлении предпринимательской деятельности регулируются гражданско-правовыми нормами «общего» характера.

Однако суды далеко не всегда в достаточной степени изучают цели участников гражданского оборота, особенно если идёт речь о лицах, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Наглядным примером подобной ситуации служит дело, рассмотренное Кемеровским областным судом. В 2018 году гражданин заключил с проектным бюро договор на разработку технической документации для перевода жилого помещения в нежилое, чтобы в последующем использовать данное помещение для организации магазина. Когда администрация г. Кемерово отказала в изменении статуса помещения, гражданин обратился с иском против проектного бюро с требованием расторгнуть проектный договор и выплатить предусмотренные Законом РФ «О защите прав потребителей» суммы, включая штраф и компенсацию за причинённый моральный вред. Своим решением от 2020 года Ленинский районный суд г. Кемерово удовлетворил данные требования, проигнорировав то обстоятельство, что истец заказывал техническую документацию в рамках осуществления предпринимательской деятельности. В 2021 году данное решение было отменено апелляционным определением Кемеровского областного суда в части применения Закона РФ «О защите прав потребителей» [8]. В своём определении Кемеровский областной суд обратил особое внимание на то, что нижестоящим судом не были учтены цели вступления истца и ответчика в гражданско-правовые отношения.

Следующим признаком потребителя, в соответствии с приведённым в законе определением, будет являться действие, совершаемое потребителем. Так, потребителем будет считаться тот, кто имеет намерение заказать или приобрести, а также тот, кто заказывает, приобретает или использует товары, работы или услуги. Данный признак, равно как и цель приобретения товаров, работ и услуг, также определяет пределы потребительских правоотношений.

Особое внимание здесь следует обратить на то, что законодательство о защите прав потребителей ещё непосредственно до приобретения товаров, работ или услуг — на том этапе, когда потребитель ещё только имеет соответствующее намерение. Это обстоятельство нашло своё отражение и в праве потребителя на информацию — так, в соответствии со статьей 12 Закона РФ «О защите прав потребителя», потребитель имеет право незамедлительно ознакомиться с информацией о товаре, работе, услуге ещё до заключение договора.

Существуют также признаки потребителя, которые не определены напрямую в преамбуле данного Закона РФ, однако косвенно находят своё отражение в других нормах и в позиции высших судов. В частности, к таким признакам относится экономическая слабость потребителя. На то, что потребитель является экономически слабой стороной, обращается внимание ещё в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 23.02.1999 № 4-П. Данное постановление не раскрывает понятие экономической слабости, однако увязывает этот признак с тем, что потребитель участвует в договоре присоединения. Подобный подход представляется логичным, поскольку договор присоединения действительно ставит потребителя в уязвимое положение. В соответствии со статьей 428 ГК РФ, присоединяющаяся сторона (в данном случае — потребитель) не имеет права самостоятельно определять условия договора, а только может согласиться или не согласиться с уже предложенными.

Стоит отметить, что ни в нормативных актах, ни в судебной практике не раскрывается полноценно определение «экономически слабое сторона». В одном из своих выступлений председатель Верховного Суда РФ В. М. Лебедев указывал в качестве признаков экономической слабости потребителя следующие обстоятельства:

1) менее благоприятное материальное положение;

2) более слабая переговорная позиция;

3) недостаток специальных познаний [12].

Предполагается, что именно экономическая слабость потребителя определяет существенный «перекос» законодательства в пользу потребителя. Как обращал внимание И. А. Покровский, законодатель отходит от характерного для гражданского права принципа равенства для исключения ситуаций, когда формально равные субъекты фактически оказываются в неравном положении [9].

Также следует обратить внимание на ещё один признак потребителя, который упоминается в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей». В соответствии с п. 44 данного постановления, при рассмотрении требования потребителя о компенсации за нарушение его права на информацию о товаре, работе или услуге следует исходить из отсутствия у потребителя специальных познаний. Таким образом, ещё одним признаком потребителя будет являться отсутствие специальных познаний.

Понятие специальных познаний потребителя не раскрывается в данном Постановлении или Законе РФ «О защите прав потребителей». Однако, проанализировав определения специальных познаний, которые приводятся в контексте судебной экспертизы, можно сделать вывод, что специальные познания — это знания, которыми не обладает каждое лицо [11]. Для их наличие необходимо получение либо опыта, либо профильного образования.

Отсутствие у потребителя специальных познаний оказывает влияние на требования, которые предъявляются к продавцу, изготовителю и исполнителю. Так, в соответствии с со статьей 8 данного Закона РФ, потребитель вправе не просто получить информацию о товарах, работах, услугах и предоставляющих их лицах, а получить её в доступной для себя себе форме. Это означает, что соответствующая информация должна быть подана таким образом, чтобы её могло воспринять любое лицо, независимо от уровня образования и опыта. Этой же причиной обусловлено и требование предоставлять информацию на русском языке, поскольку далеко не каждый может владеть иностранными языками.

Таким образом, можно сделать вывод, что понятие и основные признаки потребителя изложены в определении, приведённом в преамбуле Закона РФ «О защите прав потребителей». Исходя из их анализа, можно прийти к выводу, что потребитель является особой разновидностью физического лица, поскольку для участия в потребительских правоотношениях должен обладать рядом специфических свойств. Данные признаки позволяют отделить потребительские отношения от других видов гражданско-правовых отношений, а также определяют основы законодательства о защите прав потребителей. Кроме того, существуют иные признаки потребителя, не закреплённые в преамбуле Закона РФ, но так или иначе нашедшие отражение в законодательстве и практике высших судов.

В целом, приведённое в законе определение представляется достаточно исчерпывающим, несмотря на наличие ряда противоречивых моментов. Однако, даже при наличии подобного определения, суды далеко не всегда правильно квалифицируют гражданско-правовые отношения, смежные с потребительскими.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета. — 2020. — 4 июля.
  2. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300–1 (ред. от 11.06.2021) «О защите прав потребителей» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. — 1992. — № 15. — Ст. 766.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 25.02.2022) // СЗ РФ. — 1994. — № 32. — Ст. 3301.
  4. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 30.12.2021, с изм. от 10.03.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.02.2022) // СЗ РФ. — 2002. — № 46. — Ст. 4532
  5. Постановление Конституционного Суда РФ от 23.02.1999 № 4-П «По делу о проверке конституционности положения части второй статьи 29 Федерального закона от 3 февраля 1996 года «О банках и банковской деятельности» в связи с жалобами граждан О. Ю. Веселяшкиной, А. Ю. Веселяшкина и Н. П. Лазаренко» // Официальный интернет-портал Конституционного Суда Российской Федерации. URL: http://www.ksrf.ru (дата обращения: 12.05.2022)
  6. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» // Российская газета. — 2012. — 11 июля.
  7. Постановление Федерального Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 7 августа 2009 г. по делу № А29–8889/2008 // Картотека арбитражных дел. URL: https://kad.arbitr.ru (дата обращения: 12.05.2022)
  8. Апелляционное определение Кемеровского областного суда от 30 марта 2021 года по делу № 33–2359/2021 // Интернет-портал Кемеровского областного суда. URL: https://oblsud-kmr.sudrf.ru (дата обращения: 12.05.2022)
  9. Покровский И. А. Основные проблемы гражданского права. / И. А. Покровский. — М.: Статут, 2016. — 352 с.
  10. Руденко Е. Ю., Григорян В. С. Юридическое лицо как потребитель по договору розничной купли-продажи // Научный журнал КубГАУ. 2015. № 111. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/yuridicheskoe-litso-kak-potrebitel-po-dogovoru-roznichnoy-kupli-prodazhi (дата обращения: 23.03.2022).
  11. Сорокотягин И. Н. Судебная экспертиза: учебник и практикум для бакалавриата и специалитета. / И. Н. Сорокотягин. — М.: Юрайт, 2018. — 288 с.
  12. Официальный интернет-портал Верховного Суда Российской Федерации. URL: http://www.vsrf.ru/press_center/news/29242/ (дата обращения: 23.03.2022).
Основные термины (генерируются автоматически): потребитель, предпринимательская деятельность, Российская Федерация, признак потребителя, защита, юридическое лицо, ГК РФ, отношение, Кемеровский областной суд, подобный подход.


Ключевые слова

предпринимательская деятельность, потребитель, признак потребителя

Похожие статьи

Основные способы защиты прав потребителей

В статье рассмотрены общие вопросы защиты прав потребителей и отмечены основные способы защиты их прав.

Понятие и виды информационных прав гражданина

В статье автор исследует проблематику классификации законодательно закреплённых информационных прав граждан, а также предлагает собственное определение таких прав.

Защита интересов предпринимателей во взаимоотношениях с потребителями

В статье автор выделяет и изучает проблемы защиты интересов предпринимателей во взаимоотношениях с потребителями.

Защита права на предпринимательскую деятельность: теоретический аспект

В статье автор проводит краткий обзор понятия «защита права на предпринимательскую деятельность», рассматривает его признаки и сущность.

Понятие, правовая природа, сущность и значение представительства в гражданском праве

В статье автор рассматривает специфику представительства в гражданском процессе, анализирует особенности правовой природы данного института.

К вопросу о судебных формах защиты прав и законных интересов предпринимателей

В статье автор анализирует формы судебной зашиты прав предпринимателей и приводит их классификацию.

Правовая природа товарного знака как средства индивидуализации результатов деятельности хозяйствующих субъектов

В статье рассмотрена правовая природа товарного знака. Проанализированы международные соглашения, российское законодательство, а также правовые позиции исследователей в области права, содержащиеся в специальной литературе, связанные с правовой природ...

Понятие принципа добросовестности в гражданском праве и негативные аспекты применения

В статье автор рассматривает различные подходы к понятию «добросовестность» и оценить негативные аспекты его использования в гражданском праве.

Актуальные проблемы залоговых правоотношений в РФ

В статье автор выделяет проблемы залоговый правоотношений в Российской Федерации на основе анализа правоприменительной практики.

К вопросу о сущности монополии

В статье авторы рассматривают, как монополия влияет на экономические отношения и экономику рынка в целом. Приводят основные понятия, плюсы и минусы монополизации рынка в экономике, и приводят способы решения данной проблемы.

Похожие статьи

Основные способы защиты прав потребителей

В статье рассмотрены общие вопросы защиты прав потребителей и отмечены основные способы защиты их прав.

Понятие и виды информационных прав гражданина

В статье автор исследует проблематику классификации законодательно закреплённых информационных прав граждан, а также предлагает собственное определение таких прав.

Защита интересов предпринимателей во взаимоотношениях с потребителями

В статье автор выделяет и изучает проблемы защиты интересов предпринимателей во взаимоотношениях с потребителями.

Защита права на предпринимательскую деятельность: теоретический аспект

В статье автор проводит краткий обзор понятия «защита права на предпринимательскую деятельность», рассматривает его признаки и сущность.

Понятие, правовая природа, сущность и значение представительства в гражданском праве

В статье автор рассматривает специфику представительства в гражданском процессе, анализирует особенности правовой природы данного института.

К вопросу о судебных формах защиты прав и законных интересов предпринимателей

В статье автор анализирует формы судебной зашиты прав предпринимателей и приводит их классификацию.

Правовая природа товарного знака как средства индивидуализации результатов деятельности хозяйствующих субъектов

В статье рассмотрена правовая природа товарного знака. Проанализированы международные соглашения, российское законодательство, а также правовые позиции исследователей в области права, содержащиеся в специальной литературе, связанные с правовой природ...

Понятие принципа добросовестности в гражданском праве и негативные аспекты применения

В статье автор рассматривает различные подходы к понятию «добросовестность» и оценить негативные аспекты его использования в гражданском праве.

Актуальные проблемы залоговых правоотношений в РФ

В статье автор выделяет проблемы залоговый правоотношений в Российской Федерации на основе анализа правоприменительной практики.

К вопросу о сущности монополии

В статье авторы рассматривают, как монополия влияет на экономические отношения и экономику рынка в целом. Приводят основные понятия, плюсы и минусы монополизации рынка в экономике, и приводят способы решения данной проблемы.

Задать вопрос