«Образ Я» — представление человека о себе, являющееся результатом «процесса личностного самосозерцания» [1]. Современное цифровое наследие для детей и подростков выражается в необходимости сформировать популярный образ себя, «личный бренд». Способы, используемые для этой цели, порой выходят за рамки общечеловеческих ценностей.
Потребность в формировании позитивного «образа Я» является естественной и актуализируется с ранних лет, оказывая влияние на всю последующую жизнь человека. Так, признаками «образа Я» по К. Ясперсу являются: 1) чувство деятельности; 2) признание своей идентичности во времени; 3) осознание своих отличий [2].
Большую роль в формировании «образа Я» детей играют родители. У родителей детей с ОВЗ имеются противоречивые установки в отношении собственных детей, нереализованные ожидания и мечты. Следовательно, «образ Я» у детей с ОВЗ размытый и противоречивый. По мере взросления, эти характеристики могут усиливаться, но потребность в позитивном восприятии себя сохраняется.
Мода на быструю популярность и самобрендирование — причина нереалистичного «образа Я» в профессии, следствие — проблемы профессионального самоопределения (непонимание своего желания «кем быть», низкая мотивация к труду, потребность в быстрых заработках, стереотипность выбора профессии у подростков с ОВЗ).
Профессиональное самоопределение — важный жизненный этап, ключевая жизненная задача, благополучное решение которой позволит детям социализироваться в доступной мере. Формирование «образа Я» начинается с младенчества. Объективные характеристики (признаки) «образа Я» актуализируются уже в младшем школьном возрасте [1], достигая своего пика к юношескому периоду. В связи с этим, считаю важным обратить внимание на необходимость ранней профориентации у детей с ОВЗ, начиная с формирования «образа Я» в профессии.
Настоящая практика ранней профориентации детей с ограниченными возможностями здоровья включает следующий механизм работы:
1) Работа с детьми по формированию первичного «образа Я» в профессии — первое представление ребенка о как социально-психологическом феномене / о будущей профессии.
2) Работа с родителями по реконструкции вторичного «образа Я» в профессии — представление родителей о себе как о человеке определенной профессии на основе реального профессионального опыта и ожиданий от профессии на этапе их профессионального самоопределения.
3) Знакомство детей и родителей с представлениями друг друга о профессии «Профессия для меня это…».
4) Согласование представлений детей и родителей о ценности профессии.
Новизназаключается в том, чтобы актуализировать экспертную позицию детей и родителей. Делать экспертный выбор — значит основываться на понимании себя и своих способностей. Родитель для ребенка — пример жизненного эксперта. Экспертность ребенка формируется постепенно и выражается в конкретном запросе. Считаю необходимым показать родителю возможность экспертно отнестись к своему выбору профессии, показав тем самым ребенку — положительный жизненный пример.
Актуализация экспертной позиции основывается на прояснении представления о себе как о человеке определенной профессии, на формировании ценности профессии.
Цель — формирование первичного «образа Я» в профессии у детей школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Предмет психологической работы — «образа Я» в профессии у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Технологии работы: игровая технология. Методы работы: профориентационная игра; метод прояснения представлений — беседа, интервью; метод согласования представлений; метод экспертных оценок; методы арт-терапии. Формы работы: родительская мастерская, групповые психологические занятия, индивидуальные и групповые психологические консультации, экспертиза.
Психологическая методика: авторская настольная профориентационная игра «ПрофХ» (настольная стратегия ПрофХ — выбери свой путь к успеху).
Краткое описание психологической методики: настольная игра «ПрофХ» — это инновационная инклюзивная технология активизации профессионального самоопределения детей и подростков, разработанная АНО «Центр развития образовательных технологий», которая сочетает в себе познавательный и досуговый компоненты и позволяет развивать важные для будущей трудовой деятельности коммуникативные навыки, навыки целеполагания, системного мышления, аналитические и творческие способности, а также способствует повышению мотивации к труду и саморазвитию. «ПрофХ» представлена 4 версиями: базовой и адаптивными, для детей с нарушениями слуха и речи, зрения; с изменениями опорно-двигательного аппарата, а также дополнением, содержащим набор для индивидуализированной профориентционной работы.
Методика предусматривает возможность модификации подросткового варианта игры в аналогичную игру для детей младшего и среднего школьного возраста. Для этого имеются рекомендации и пустые бланки. Родители играют в подростковый вариант профориентационной игры.
Схема реализации практики представлена в следующей таблице:
Обучающийся |
Педагог-психолог |
Родитель |
||
Подготовка к игре |
Ролевая позиция |
Клиент |
Консультант |
Клиент |
Форма |
Индивидуальные и групповые консультации |
|||
Результат |
Запрос |
Оформленный клиентский запрос |
Запрос |
|
Игра |
Ролевая позиция |
Игрок |
Модератор |
Игрок |
Форма |
Групповое психологическое занятие |
Групповое психологическое занятие и родительская мастерская |
Родительская мастерская |
|
Результат |
Первичный «образ Я» в профессии |
Предварительно удовлетворенный клиентский запрос |
Реконструированный вторичный «образ Я» в профессии |
|
Рефлексия по итогам игры |
Ролевая позиция |
Эксперт |
Коуч |
Эксперт |
Форма |
Экспертиза |
|||
Результат |
Актуализированная ценность профессии |
Удовлетворенный клиентский запрос |
Актуализированная ценность профессии |
|
Данная практика реализуется в рамках информирования, и по запросу родителей и детей. За учебный год проходит 2–3 раза. Практика предусматривает три блока: подготовительный (консультация), основной (собственно игра); заключительный: рефлексия в ходе экспертизы.
Профориентационная игра проходит в группе детей младшего школьного возраста и в группе родителей в рамках встреч в родительской мастерской. Промежуток между работой детской и взрослой группы составляет не более 7–10 дней. Участникам игры разъясняется, что результаты игры будут обсуждаться совместно в детско-взрослой группе. Для этого происходит обработка и подготовка материала, полученного в ходе проведения игры в детской группе и в группе родителей. В частности, выявляются общие и частные аспекты «образа Я» в профессии, разрабатываются экспертные оценки (метод экспертных оценок). В их основе лежат наиболее значимые характеристики профессии, полученные в ходе проведения консультации в период к подготовке к игре.
Перед началом экспертизы, эти оценки обсуждаются в детско-взрослой группе, возможно внесение корректив. В процессе экспертизы, на основе экспертных оценок, происходит характеристика профессии как социально-психологического феномена — дети и родители (по возможности в парах), фиксируют те характеристики профессии, которые наиболее важны для них, что выяснилось в процессе игры. Важно указать, что мнения участников не обсуждаются и не навязываются, здесь нет правильных или неправильных ответов. Педагог-психолог в ролевой позиции коуча за счет наводящих вопросов уточняет важность той или иной характеристики профессии.
Экспертиза предусматривает возможность мини-выступления каждой детско-родительской пары со своим представлением о ценности профессии, так и не навязывает такую форму. В ходе экспертизы детско-родительские пары зарисовывают на карточках символы ценности профессии, карточек должно быть не более 5–7 шт. Данные карточки — метафорические карты, которые после игры актуализируют у ее участников воспоминания и ключевые аспекты «образа Я» в профессии, признаки ценности профессии. Экспертиза проводится не более чем через 2–3 дня после игры.
Данная практика позволяет сделать процесс самоопределения целенаправленным. Предполагается, что к концу школы у обучающихся будет сформировано четкий образ себя в профессии, а также образовательный запрос на освоение профессии с учетом своих особенностей по здоровью.
Литература:
- Исаева Л. М., Неретина Т. Г. Становление «образа я» младшего школьника как психолого-педагогическая проблема // Материалы VII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https://scienceforum.ru/2015/article/2015012644 (дата обращения: 09.04.2021).
- Ясперс К. общая психопатология. Пер. с нем. — М., Практика, 1997. С.159.