Автором на основе исследования правовых и практических основ проводится анализ правового регулирования устава садового некоммерческого товарищества, а также предлагается внесение изменений в Федеральный закон от 29.07.2017 № 217-ФЗ (ред. от 22.12.2020) «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Ключевые слова: устав СНТ, типовой устав СНТ, член СНТ.
Правовая регламентация устава садового некоммерческого товарищества имеет как регулятивную, так и практическую значимость. Данный локальный акт определяет предмет и порядок деятельности садового некоммерческого товарищества (далее — СНТ), а также взаимоотношения между его членами. И от того, насколько правильно и грамотно составлен устав, зависит процесс нормального функционирования СНТ.
Прежде чем говорить о правовом регулировании устава СНТ, необходимо разобраться с сущностью деятельности самого СНТ. В Федеральном законе от 29.07.2017 № 217-ФЗ (ред. от 22.12.2020) «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — ФЗ № 217) не закреплено легального определения понятию «садовое некоммерческое товарищество», однако в пункте 1 статьи 3 указанного закона дано толкование такой категории, как «садовый земельный участок». Так, «садовый земельный участок — земельный участок, предназначенный для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур с правом размещения садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей» [1]. Таким образом, членам СНТ разрешено на своих участках разводить овощные и плодовые культуры, а также сооружать жилые и хозяйственные постройки.
Перечень положений, который должен содержаться в уставе СНТ, регламентирован статьей 8 ФЗ № 217. Например, в уставе указывается наименование СНТ, организационно-правовая форма, предмет и цели деятельности, права и обязанности членов СНТ, порядок изменения устава и т. д. Поскольку перечень пунктов, указанных в законе, является исчерпывающим, присутствие каждого из них в уставе любого СНТ является обязательным.
Несмотря на то, что законодателем прописано необходимое для устава содержание, на практике возникают трудности с реализацией данных норм права.
Так, 2 августа 2021 года Верховный Суд Российской Федерации (далее — Верховный Суд РФ) вынес постановление, в котором подтвердил возможность использования садового земельного участка лишь для тех нужд, которые прямо указаны в ФЗ № 217 [2]. Из постановления видно, что жительница Волгоградской области, Коверченко Таисия Ивановна (далее — Коверченко Т. И.), была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей за использование земельного участка не по назначению. Штраф был вынесен заместителем главного государственного инспектора Волгоградской области по использованию и охране земель.
Пройдя все нижестоящие инстанции, Коверченко Т. И. подала жалобу в Верховный Суд РФ, однако жалоба была оставлена без удовлетворения.
На земли, которые принадлежат Коверченко Т. И., установлен определенный вид разрешенного использования — для садоводства (перечень возможных видов деятельности, которые разрешено осуществлять на садовых земельных участках, был указан выше). В то же время земельный участок использовался владелицей для содержания птицы, что является явным противоречием закону.
Своим постановлением Верховный Суд РФ не породил новой практики, а лишь подтвердил существующую волю законодателя. Однако благодаря упомянутому делу удалось выявить определенные проблемы в функционировании СНТ.
Позиция Верховного Суда РФ вызвала бурную реакцию общественности. Возле офиса областного союза садоводов и огородников в Волгограде прошли пикеты. Члены СНТ утверждали, что уставы СНТ разрешают разводить птиц и кроликов при соблюдении санитарно-ветеринарных норм [3].
Проанализированная судебная практика подтверждает тот факт, что в настоящее время уставы СНТ находятся в явном противоречии с ФЗ № 217.
Одной из проблем несоответствия уставов СНТ ФЗ № 217 является молодость указанного закона (закон был принят 20 июля 2017 года, а вступил в силу 1 января 2019 года). Следовательно, прошло не так много времени для того, чтобы СНТ смогли привести свои уставы в единство с норами права.
До вступления в силу ФЗ № 217 правовое регулирование СНТ осуществлялось Федеральным законом «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» от 15.04.1998 № 66-ФЗ (утратил силу) (далее — ФЗ № 66). Не вызывает сомнения, что многие положения названного нормативного правового акта изменились и нашли свое отражение в ФЗ № 217 в новом виде. Например, в уставе СНТ в обязательном порядке прописываются полномочия органов товарищества (пункт 5 статьи 8 ФЗ № 217). Одним из органов СНТ является его председатель — единоличный исполнительный орган (пункт 3 статьи 16 ФЗ № 217). Так, до 1 января 2019 у председателя СНТ были полномочия по выдаче доверенностей с правом передоверия (пункт 5 части 2 статьи 23 ФЗ № 66). После указанной даты у председателя остались полномочия по выдаче доверенности, но без права передоверия (пункт 6 части 1 статьи 19 ФЗ № 217). Подобное изменение является не единственным.
Для того чтобы привести уставы СНТ в соответствие с норами права:
— во-первых, необходимо вычленить из ФЗ № 217 те положения, которые обязательно должны быть закреплены в уставах;
— во-вторых, устранить из уставов те положения, которые явно противоречат новому законодательству.
В настоящее время позиция законодателя сформулирована таким образом, что каждое СНТ самостоятельно определяет содержание своего устава, учитывая при этом законодательные особенности. И чем больше вопросов прописывается в уставе, тем меньше спорных ситуаций ожидает членов СНТ. Однако, как показывает практика, создатели уставов в своей деятельности не застрахованы от ошибок, к которым ведет обычное отсутствие компетентности.
Для решения существующей проблемы целесообразно разработать на федеральном уровне типовой устав СНТ и внести его в качестве приложения в ФЗ № 217 — «Приложение 1». В данном локальном акте следует подробно и с примерами прописать как обязательные для включения в него положения, так и положения, которые не могут содержаться в нем.
Типовой устав СНТ позволит:
— во-первых, сформировать представление о том, как должен выглядеть устав, соответствующий законодательству;
— во-вторых, избежать явных несоответствий при создании СНТ своих уставов, которые возникают при копировании образцов уставов с просторов сети «Интернет».
Важность правового регулирования устава СНТ стоит в практической плоскости. Поскольку члены СНТ по большей части являются обычными гражданами, соответственно, они не обладают высоким уровнем правовой культуры. По большинству вопросов они обращаются к локальным актам СНТ или сети «Интернет» (и вряд ли к официальным источникам). И от того, насколько уставы СНТ будут соответствовать закону, зависит и нормальная хозяйственная деятельность членов СНТ. Ошибка в уставе — неблагоприятное последствие для участника СНТ, что было подтверждено судебной практикой.
Литература:
- Федеральный закон от 29.07.2017 № 217-ФЗ (ред. от 22.12.2020) «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета. — 2017. — 2 декабря. — № 7335. — Ст. 4.
- Постановление Верховного Суда Российской Федерации от 02.08.2021 № 16-АД21–6-К4 // URL:wwwlegalacts.ru/sud/postanovlenie-verkhovnogo-suda-rf-ot-02082021-n-16-ad21–6-k4/ (дата обращения: 10.05.2022).
- Однозеркина Жанна. Можно ли разводить скот на дачах // Газета. ru. 2021. — URL:www.gazeta.ru/social/2021/09/20/14003138.shtml (дата обращения: 10.05.2022).