В статье рассмотрены причины нестабильности мировой экономики. Раскрыты последствия глобализации. Определены проблемы стратегического менеджмента.
Ключевые слова: глобальная нестабильность, внешняя среда, стратегический менеджмент, глобализация.
На сегодняшний день термин глобализация связывают с понятием «глобальной нестабильности». Причинами нестабильности мировой экономики являются цикличность ее развития, стихийность мировой рыночной системы, отсутствие стабильности мировой финансовой системы. Усиление взаимосвязей и взаимозависимостей национальных экономик приводит к быстрому распространению кризисов в другие страны. Следует отметить особенности, которые происходят в экономике под влиянием глобальной нестабильности:
Меняется роль отдельно взятого государства, так как усиление взаимозависимостей и научно — технический прогресс ограничивают определение его экономической политики.
Усиливается роль международных экономических институтов, которые формируют большую часть национальной экономической политики стран-членов.
В условиях глобализации происходит концентрация и монополизация экономических ресурсов развивающихся стран транснациональными компаниями, которые нацелены на их использование, а не на развитие этих стран.
Глобализация порождает глобальную конкуренцию, которая становится глобальной, масштабной и спрогнозировать ее последствия не представляется возможным. Проигравший в такой конкурентной борьбе является банкротом с неблагоприятными социально-экономическими последствиями [1].
Глобализация может способствовать росту экономического неравенства ввиду интеграции богатых и бедных стран в рамках глобальной экономики.
Глобальная нестабильность обусловлена структурной динамикой в мировом хозяйстве. На этом фоне доля некоторых стран, таких как Китай, которую называют «фабрикой мира», увеличивается, а некоторых сокращается (Пакистан).
Таким образом, в условиях неопределенности внешней среды, вызванной глобализацией и усложнением рыночного пространства, актуальным становится вопрос разработки стратегии развития предприятия,
отвечающей вызовам среды. Такая нестабильность повышает риск недостижения стратегических целей. Усложняются возможности прогнозирования развития предприятия, как это было в условиях стабильной экономики, так как традиционная модель предсказуемости будущего уже неприменима [2].
Одной из основных проблем стратегического развития предприятий в этот период является неустойчивое экономическое положение как внутри страны, так и на международной арене. Ввиду этого фактора, главной задачей любой организации является разработка гибкой стратегии развития, которая позволит сохранить важные показатели существующего предприятия и исключить возможность «провала» для вновь создаваемого. Чем раньше будут внесены коррективы в работу, тем легче предприятию удастся сохранить свою целостность и независимость.
Для поддержания стабильного развития предприятий необходимо своевременно и быстро формировать партнерские отношения и выходить на новые рынки. Компании могут использовать в таких условиях несколько видов стратегий.
Первая и самая распространенная стратегия — классическая. Эта стратегия подходит для компаний предсказуемых отраслей. Стратегия подразумевает анализ факторов, которые влияют на бизнес. Начинают с формирования стратегии для компании, с постановки целей и задач. Затем разрабатывается тактика для достижения этой цели.
Концепция адаптивной стратегии предполагает снижение рисков путем стратегической диверсификации, которая предполагает снижение уровня затрат, расширение рынков сбыта и ассортимента продукции.
Формирующая стратегия нацелена на разработку инновационных представлений о будущем (о структуре отрасли и перспективных технологиях). Модернизация и внедрение новых технологий, особенно в области IT приведет к сглаживанию внешнего негативного воздействия. Хорошим примером компании, которая сформировала будущее, является Microsoft Office.
Компании, которые имеют четкое о будущих тенденциях, используют стратегию видения. Ярким примером является Tesla. Илон Маск пытается предсказать будущее и разработать стратегию, которая помогла бы ему достичь определенных целей. Он утверждает, что электромобили — это будущее и надеется актуализировать их в ближайшем будущем.
Предприятия должны так же использовать источники внутрифирменного стратегического развития: имущественные, финансовые, информационные, инновационные, ресурсные источники и быть готовыми к возможному ухудшению общей экономической ситуации.
Постоянный мониторинг состояния финансово — инвестиционных, социально- экономических процессов с применением сложных алгоритмов и математических моделей позволит минимизировать негативное воздействие факторов внешней среды [4].
Таким образом, стратегическое развитие в условиях глобализации должно быть разработано в нескольких вариантах: комплекс мер, ориентированных на ухудшение и на стабилизацию внутренних и внешних составляющих.
При принятии стратегических решений в условиях нестабильности следует учитывать последствие ошибок при их неправильной разработке и важность каждого этапа при их принятии, который должен быть согласован с владельцами компании [5].
Далее выделим несколько проблем стратегического менеджмента. Первой и самой чувствительной проблемой является разработка стратегий организации. Часто для того чтобы рассчитать показатели развития фирмы не хватает информации, квалифицированных кадров . Остро ощущается нехватка методик оценки, анализа социально-экономической ситуации.
Если компания выбирает неправильное направление развития , то возрастает опасность кризиса.
Разработка стратегий подразумевает большую исследовательскую работу, которая является дорогостоящим мероприятием и требует дополнительные ресурсы. Поэтому компании, которые не могут себе позволить такое мероприятие, оказываются на грани кризиса.
Часто предприятия сталкиваются с трудностями в согласовании стратегии и тактики . Для этого необходимо четко следовать выбранной линии поведения.
Грамотное стратегическое управление позволяет компаниям получить новые конкурентные преимущества, положительно повлиять на скорейшее восстановление позитивных экономических тенденций. Все это делает проблему стратегического управления в условиях нестабильности особенно значимой.
Обобщая все вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что глобализация создает трудности для стратегического планирования. Основная проблема состоит в нестабильности экономической ситуации. Возрастают риски при разработке стратегии, повышенная ответственность за принятые решения для руководителей предприятий, необходимость постоянного мониторинга ресурсов и инновационного развития.
Литература:
- Фейгин Г. Ф., Шлафман А. И., Большаков А. С. Стратегический менеджмент в условиях глобализации: монография/Г. Ф. Фейгин, А. И. Шлафман, А. С. Большаков. -СПб.: Изд-во Политехнического ун-та, 2017. -218 с.
- Погостинская Н. Н., Морозова Е. Я., Тихонова Э. Д., Эсаулов В. П. Экономика и управление социально-культурной сферой: современное состояние и перспективы развития: монография/Н. Н. Погостинская,Е. Я. Морозова, Э. Д. Тихонова, В. П. Эсаулов/Под ред. проф. Н. Н. Погостинской. -СПб.: Изд-во СПбГУП, 2018. -196 с.
- Гладков Н. И. Стратегическое управление в условиях неопределенности// Н. И. Гладков// Сибирская академии финансов и банковского дела.-2017.- № 11.- C.2–4.
- Коренная К. А. Основы эффективного управления промышленными предприятиями в современных условиях// К. А. Коренная. -2021-№ 3- с.164–165.
- Соколов, Д. В. Стратегия регионального развития: формирование и управление/Д. В. Соколов, М. С. Мотышина. -СПб.: Изд-во СПб ГУЭФ, 2017.