Ключевые слова: психологическое благополучие, жизнестойкость, чувство связности, юношеский возраст.
В настоящее время все более актуальными и разрабатываемыми становятся вопросы психологического благополучия и жизнестойкости. Согласно К. Рифф, психологическое благополучие — это наличие у человека специфических, устойчивых психологических черт, позволяющих ему функционировать значимо более успешно, чем при их отсутствии. Жизнестойкость (hardiness) С. Мадди определял как паттерн структуры установок и навыков, позволяющий превратить изменения в окружающей действительности в возможности человека.
Анализ таких феноменов как психологическое благополучие и жизнестойкость личности в юношеском возрасте становится все более актуальным, поскольку на фоне нестабильной современной социальной ситуации, проблем, вытекающих непосредственно из задач и противоречий юношеского возраста эти феномены играют немаловажную, а возможно, одну из основных ролей в вопросах нормального, гармоничного развития здоровой личности. В системе образования лиц юношеского возраста часто относят к группам риска по самоповреждающему поведению, по употреблению ПАВ и т. п., в связи с чем особый интерес представляет и взаимосвязь данных структур с теми формами поведения, которые человек использует в стрессовой ситуации, и которые помогают справиться со стрессом.
Изучение психологического благополучия и жизнестойкости в юношеском возрасте важно по причине того, что на данном возрастном этапе формируются такие новообразования личности, как самоопределение, самосознание, продолжает активно развиваться рефлексия. Формирование этих новообразований связано с дальнейшем развитием взглядов, мировоззрения, и т. п.
Автором многочисленных исследований жизнестойкости является С. Мадди, в отечественной психологии его работы были адаптированы Д. А. Леонтьевым. Работы С. Мадди и других ученых, изучавших жизнестойкость, показали, что жизнестойкость связана с различными личностными чертами человека, однако исследований, которые констатируют связь жизнестойкости с психологическим благополучием, достаточно мало.
Юношеский возраст — один из наиболее значимых возрастов для формирования личности. Происходит поиск своего места в социуме, желаемой профессиональной позиции (что осуществляется благодаря ведущей деятельности — учебно-профессиональной), преодолевается эмоциональная зависимость от взрослых. Самоопределение — одно из центральных новообразований в юношеском возрасте. Активно формируются образ себя и самооценка как компоненты самосознания, формируется профессиональное самоопределение и целеполагание, активно формируется мировоззрение, отношение к себе, к другим, к событиям внешнего мира. Можно отметить, что юношеский возраст сензитивен к формированию психологического благополучия личности и жизнестойкости. Их развитие связано с развитием самооценки, самосознания и самоопределения, эмоционального отношения к себе и окружающим, системы межличностных отношений, мировоззрения.
В юношеском возрасте, когда активно формируется идентичность, происходит поиск своего места, своей роли в обществе, жизнестойкость играет важную роль. Было выявлено, что юноши и девушки с высоким уровнем жизнестойкости отмечают, что имеют более высокое качество жизни, а юноши и девушки с низким уровнем жизнестойкости имеют более низкие показатели качества жизни [12]. Вероятно, это связано с тем, что при более высоком уровне жизнестойкости юноши и девушки склонны к более активным действиям, нацелены на решение проблем. Это подтверждается исследованием К. Н. Кочергиной, в котором было выявлено, что жизнестойкость обратно коррелирует с копинг-стратегией «избегание», и прямо коррелирует с копинг-стратегиями: «планирование решения проблемы», «поиск социальной поддержки», «самоконтроль», «положительная переоценка» и «принятие ответственности» [6]. Также в пример можно привести исследование В. Р. Петросянц: для старшеклассников, в ситуации буллинга оказывающихся в роли жертвы, характерен более низкий уровень жизнестойкости, чем для других детей [9;11].
Интересно отметить, что в одном из исследований, проведенных в 2020 г., авторами было выявлено, что высокий уровень жизнестойкости прямо связан с любовью к жизни, которая, в свою очередь, прямо связана с семейными отношениями [15]. Таким образом, чем более благополучными являются семейные отношения по оценкам респондентов, тем выше у них уровень любви к жизни, и чем выще у них представлен уровень любви к жизни, тем выше представлен уровень жизнестойкости.
Жизнестойкость в юношеском возрасте также связана с общительностью и оптимизмом, что повышает качество группового взаимодействия [5], качество общения, и способствует включенности в группу — молодые люди, планирующие свою деятельность, ориентированные на проявление социальной активности и общение с людьми, обладают большим уровнем жизнестойкости [13].
Подводя итог, отметим, что жизнестойкость способствует большей активности человека в стрессовых ситуациях, формированию ощущения контроля за собственной жизнью, помогает фокусироваться на положительных событиях и извлекать положительный опыт из неприятных, снижает физиологическую реакцию на стресс, препятствуя ослаблению организма и возникновению заболеваний. Высокий уровень жизнестойкости способствует лучшей адаптации человека к изменяющимся условиям.
Современные исследования показывают, что уровень жизнестойкости обратно коррелирует с уровнем тревожности — чем выше уровень жизнестойкости, тем ниже уровень тревожности, и тем выше развита у человека способность справляться со стрессами, а также способность сохранять здоровье и сопротивляться болезням (возникающим по причине психосоматики, нервного напряжения). Высокий уровень жизнестойкости позволяет человеку быть более активным, включенным в деятельность, а также быть более жизнерадостным, испытывать большее количество положительных эмоций;
Психологическое благополучие — общая удовлетворенность жизнью, которую можно рассматривать как одно из проявлений позитивного функционирования человека. Это переживание удовлетворенности своей жизнью всегда субъективно. Уровень психологического благополучия (т. е. данной удовлетворенности) личности определяется соотношением позитивных и негативных эмоций и переживаний, имеющихся в жизни человека. Психологическое благополучие может проявляться в разнообразных пространствах бытия: биологическом, социально-педагогическом, социально-культурном и духовном.
В юношеском возрасте высокий уровень психологического благополучия связан с гармоничным развитием личности. Так, для юношей и девушек с высоким уровнем психологического благополучия характерна направленность личности на общественно-полезную деятельность, ориентация на саморазвитие, способность устанавливать близкие и дружеские контакты с окружением [3; 12]. Обнаружено, что уровень психологического благополучия в юношеском возрасте связан с такой чертой личности, как амбициозность. Юноши и девушки с высоко выраженной амбициозностью более самостоятельны, независимы от влияния других людей, имеют более высокий уровень саморегуляции, и имеют больше различных жизненных целей и планов и более высокую мотивацию на их достижения [8], более высокие академические достижения [14], что, вероятно, и объясняет данную связь. Это подтверждается и отечественным исследованием, в котором было обнаружено, что уровень психологического благополучия растет с повышением уровня образования [4].
Также существуют данные, которые показывают, что существует прямая связь между уровнем психологического благополучия и жизнестойкости в юношеском возрасте [7] — способные выдерживать стрессы юноши и девушки легче адаптируются к меняющимся ситуациям и требованиям среды, в результате чего удовлетворенность жизнью растет. Это подтверждает исследование, показывающее, что с возрастом уровень благополучия растет. В лонгитюдном исследовании были получены данные, показывающие рост психологического благополучия: чем старше были молодые люди, принимавшие участие в исследовании, тем выше был их уровень психологического благополучия [17].
Исследование В. А. Водяхи показывает, что существует связь между уровнем психологического благополучия и способами регуляции эмоциональных состояний в стрессовой ситуации. Высокий уровень психологического благополучия связан с самоодобрением и мышечной релаксацией. Автор приходит к выводу, что испытуемые с высоким уровнем психологического благополучия в стрессовых ситуациях чаще отдыхают и одобряют свои действия. Для них нехарактерно приписывание себе вины, сомнения в себе и т. п. [1]. Предиктором психологического благополучия также является и уровень мотивации. Уровень психологического благополучия при автономной мотивации значимо выше, чем при контролируемой, при которой ребенка заставляют делать что-то при помощи давления [2]. Отмечается, что «стабильность и повышение психологического благополучия характерны для учащихся, которые осознанно ставят перед собой учебные цели и последовательно их достигают, что обеспечивается регуляторным процессом планирования и регуляторно-личностным свойством ответственности. Повышение благополучия дополнительно обеспечивается гибкой адаптацией к новым требованиям и преподавателям. Его снижение связано с низкой способностью учеников оценить значимые для достижения учебных целей условия и игнорированием обратной связи, которую дают ученикам их учителя в виде оценок, замечаний и рекомендаций» [10].
М. В. Сафронова отмечает, что эффективным средством развития психологического благополучия в разных возрастах, в том числе и в юношеском, является спорт. Старшеклассники, занимающиеся спортом несколько раз в неделю, имеют более высокий уровень психологического благополучия, для них характерно просоциальное поведение. Однако, ежедневные занятия спортом становились «фактором риска проблем поведения у мальчиков и трудностей общения со сверстниками у девочек». В другом исследовании, проведенном в 2021 г., было обнаружено, что у подростков и юношей (с 13 до 18 лет), занимающихся парусным спортом, уровень жизнестойкости становится выражен сильнее [16].
Описание констатирующего эксперимента. Висследовании приняли участие 60 юношей и девушек в возрасте от 17 до 20 лет (28 юношей и 32 девушки). Исследование проводилось очно, в индивидуальной форме. Все респонденты проживают в городе Москва.
В качестве основной гипотезы исследования выступило предположение о том, что существует связь психологического благополучия и жизнестойкости личности в юношеском возрасте.
Частные гипотезы исследования:
- Уровень психологического благополучия положительно связан с уровнем жизнестойкости у молодых людей 17–20 лет.
- Уровень психологического благополучия положительно коррелирует с уровнем чувства связности у молодых людей 17–20 лет.
Для решения задач исследования был проведен констатирующий эксперимент с применением следующих методик: тест жизнестойкости (С. Мадди) в адаптации Д. А. Леонтьева и Е. И. Рассказовой; методика «Шкалы психологического благополучия» — адаптированный русскоязычный вариант опросника «The scales of psychological well-being» (Кэрол Рифф) в версии Н. Н. Лепешинского; «Шкала чувства связности» (А. Антоновски) в адаптации М. Н. Дымшица.
Результаты эмпирического исследования. Первоначально для выбора статистического метода обработки нами была проведена проверка данных исследования на соответствие нормальному распределению с применением критерия Колмогорова-Смирнова (табл. 1):
Таблица 1
Проверка на нормальность распределения с применением одновыборочного критерия Колмогорова- Смирнова
Параметры нормального распределения a,b |
Наибольшие экстремальные расхождения |
Стат. крит. |
Асимптотическая значимость (2-сторонняя) |
|||||
Среднее |
Ст. отклонение |
Абсол. |
Положит. |
Отриц. |
||||
Жизнестойкость |
Вовлеченность |
25,6462 |
7,17729 |
,125 |
,125 |
-,114 |
,125 |
,013 c |
Контроль |
24,0000 |
6,46142 |
,300 |
,300 |
-,139 |
,300 |
,000 c |
|
Принятие риска |
14,2615 |
3,93016 |
,296 |
,296 |
-,139 |
,296 |
,000 c |
|
Жизнестойкость |
63,9077 |
16,07183 |
,258 |
,258 |
-,146 |
,258 |
,000 c |
|
Психологическое благополучие |
Позитивные отношения |
64,0154 |
10,49776 |
,209 |
,209 |
-,131 |
,209 |
,000 c |
Автономия |
52,7231 |
13,28593 |
,247 |
,150 |
-,247 |
,247 |
,000 c |
|
Управление средой |
55,0000 |
7,63012 |
,232 |
,232 |
-,127 |
,232 |
,000 c |
|
Личностный рост |
60,0923 |
10,40992 |
,222 |
,222 |
-,199 |
,222 |
,000 c |
|
Цели в жизни |
63,6615 |
10,40324 |
,154 |
,154 |
-,139 |
,154 |
,001 c |
|
Самопринятие |
57,4308 |
13,13627 |
,136 |
,136 |
-,118 |
,136 |
,005 c |
|
Психологическое благополучие |
352,9231 |
41,34962 |
,129 |
,129 |
-,082 |
,129 |
,009 c |
|
Чувство связности |
Постижимость |
64,6462 |
8,88719 |
,242 |
,122 |
-,242 |
,242 |
,000 c |
Управляемость |
62,6000 |
14,20695 |
,114 |
,099 |
-,114 |
,114 |
,035 c |
|
Осмысленность |
64,0615 |
15,87439 |
,198 |
,148 |
-,198 |
,198 |
,000 c |
|
Чувство связности |
191,3077 |
29,71054 |
,122 |
,122 |
-,105 |
,122 |
,017 c |
|
- Проверяемое распределение является нормальным.
- Вычислено из данных.
- Коррекция значимости Лильефорса.
Согласно полученным результатам, распределение данных исследования достоверно отличается от нормального на уровне значимости р<0,01 и р<0,05. Следовательно, для решения задач исследования нам необходимо применить непараметрический статистический критерий, а именно — корреляционный анализ по методу Спирмена.
Рассмотрим средние значения и стандартные отклонения, полученные по результатам проведения методик: тест жизнестойкости (С. Мадди); « Шкала чувства связности » (А. Антоновски); « Шкала психологического благополучия » (К. Рифф). Графически данные представлены ниже. Рассмотрим средние значения по шкале психологического благополучия К. Рифф (рисунок 1):
Рис. 1. Средние значения испытуемых по шкале психологического благополучия К. Рифф в адаптации Н. Н. Лепешинского
Согласно тестовым нормам, у юношей и девушек 17–20 лет общий уровень психологического благополучия и всех его компонентов находятся на среднем уровне выраженности. Полученные данные позволяют говорить о том, что юноши и девушки в основном хорошо способны выстраивать дружеские иди доверительные отношения с окружающими, проявлять самостоятельность, независимость от мнения других людей. Можем предположить, что это связано с тем, что респонденты в достаточной мере способны воздействовать на некоторые обстоятельства, например, изменить или улучшить какую-то ситуацию, что позволяет им ощущать, что они способы контролировать свою жизнь. Кроме того, юноши и девушки достаточно хорошо способны осознавать изменения и свой личностный рост, способны ставить перед собой определенные жизненные цели и в целом относятся к себе позитивно.
Далее рассмотрим средние значения показателей жизнестойкости (тест жизнестойкости С. Мадди) на рисунке 2:
Рис. 2. Средние значения испытуемых по шкале жизнестойкости С. Мадди в адаптации Д. А. Леонтьева, Е. И. Рассказовой
Общий уровень жизнестойкости, а также показатели принятия риска и контроля у юношей и девушек также находится на среднем уровне выраженности. Юноши и девушки активны, способны извлекать опыт из различных ситуаций, как позитивных, так и негативных или стрессовых. Также они ощущают, что имеют достаточно контроля над обстоятельствами своей жизни, способны повлиять на происходящие с ними события.
Показатель вовлеченности — единственный показатель, который находится на низком уровне развития в данной выборке испытуемых. Это свидетельствует о том, что для юношей и девушек зачастую характерно ощущение отвержения, незаинтересованности в происходящем, для них бывает трудно получить удовольствие от своей деятельности. Можем предположить, что данное ощущение связано со спецификой возраста, а именно с кризисом 17 лет, для которого характерны сомнения, переживание противоречий, потеря интереса к старым видам деятельности, поиск себя и своего места, и др.
Далее рассмотрим средние значения показателей чувства связности (А. Антоновски) по выборке испытуемых (рисунок 3):
Рис. 3. Средние значения испытуемых по шкале А. Антоновски в адаптации Н. Дымшица
Согласно тестовым нормам, чувство связности у юношей и девушек находится на высоком уровне выраженности. Такой его компонент, как постижимость, также находится на высоком уровне развития, а такие компоненты как управляемость и осмысленность — на повышенном уровне. Такие данные позволяют прийти к выводу о том, что юноши и девушки воспринимают жизненные события как «имеющие смысл, которые можно предсказать» (Е. Н. Осин, 2007), могут успешно ориентироваться в ситуациях неопределенности, ощущают, что могут справиться с трудными ситуациями. При этом именно способность постигать смысл событий и явлений с опорой на когнитивное познание является ведущим.
Показатели психологического благополучия и жизнестойкости выражены в основном средне. Это позволяет говорить о том, что данные свойства юношам и девушкам в целом удается реализовать, однако не всегда, или не во всех ситуациях, что является возрастной нормой для респондентов юношеского возраста, которые находятся в активном процессе развития.
Половых различий по данному тесту также выявлено не было. Таким образом, и юноши, и девушки имеют одинаковый уровень выраженности всех компонентов психологического благополучия, жизнестойкости и чувства связности.
Далее рассмотрим результаты корреляционного анализа (критерий Спирмена) по результатам проведения методик: « Шкала психологического благополучия » (К. Рифф) и « Шкала чувства связности » (А. Антоновски) (таблица 2):
Таблица 2
Корреляционный анализ по методикам «Шкала психологического благополучия» (К. Рифф) и «Шкала чувства связности» (А. Антоновски), критерий Спирмена.
Тест чувства связности А. Антоновски |
||||||
Постижимость |
Управляемость |
Осмысленность |
Чувство связности (общий ур-нь) |
|||
«Шкала психологического благополучия» (К. Рифф) |
Позитивные отношения |
Коэффициент корреляции |
,368** |
,185 |
-,129 |
,056 |
Знач. (двухсторонняя) |
,003 |
,139 |
,305 |
,658 |
||
Автономия |
Коэффициент корреляции |
-,060 |
,075 |
,406** |
,251* |
|
Знач. (двухсторонняя) |
,636 |
,553 |
,001 |
,043 |
||
Управление средой |
Коэффициент корреляции |
,182 |
,339** |
,535** |
,466** |
|
Знач. (двухсторонняя) |
,147 |
,006 |
,000 |
,000 |
||
Личностный рост |
Коэффициент корреляции |
,651** |
,479** |
,498** |
,568** |
|
Знач. (двухсторонняя) |
,000 |
,000 |
,000 |
,000 |
||
Цели в жизни |
Коэффициент корреляции |
,772** |
,481** |
,388** |
,550** |
|
Знач. (двухсторонняя) |
,000 |
,000 |
,001 |
,000 |
||
Самопринятие |
Коэффициент корреляции |
,823** |
,469** |
,372** |
,556** |
|
Знач. (двухсторонняя) |
,000 |
,000 |
,002 |
,000 |
||
Психологическое Благополучие (общий уровень) |
Коэффициент корреляции |
,789** |
,539** |
,500** |
,636** |
|
Знач. (двухсторонняя) |
,000 |
,000 |
,000 |
,000 |
||
*. Корреляция значима на уровне 0,05 (двухсторонняя).
**. Корреляция значима на уровне 0,01 (двухсторонняя).
Были выявлены значимые положительные корреляционные связи (умеренные и сильные) между компонентами психологического благополучия и чувства связности:
– Положительная корреляционная связь психологического благополучия и чувства связности (r= 0,636; α=0,000) средней силы. Показатель «Психологическое благополучие» положительно взаимосвязан со всеми показателями чувства связности. «Постижимость» (r=0,79 при p<0,01), «Управляемость» (r=0,54 при p<0,01), «Осмысленность» (r=0,49 при p<0,01) и «Чувство связности» (r=0,64 при p<0,01). Не все из этих связей являются заметными или сильными.
– Компонент психологического благополучия «Управление средой» значимо и положительно связан с осмысленностью (r=0,53 при p <0,01);
– Компонент психологического благополучия «Личностный рост» значимо и положительно связан с постижимостью (r=0,65 при p <0,01);
– Компонент психологического благополучия «Цели в жизни» значимо и положительно связан с постижимостью (r=0,82 при p <0,01);
– Компонент психологического благополучия «Самопринятие» значимо и положительно связан с постижимостью (r=0,65 при p <0,01).
Далее рассмотрим результаты корреляционного анализа (критерий Спирмена) по результатам проведения методик: « Шкала психологического благополучия » (К. Рифф) и тест жизнестойкости (С. Мадди) (таблица 3):
Таблица 3
Корреляционный анализ по методикам «Шкала психологического благополучия» (К. Рифф) и тест жизнестойкости (С. Мадди) , критерий Спирмена
Тест жизнестойкости С. Мадди |
||||||
Вовлеченность |
Контроль |
Принятие риска |
Жизнестойкость (общий ур-нь) |
|||
«Шкала психологического благополучия» (К. Рифф) |
Позитивные отношения |
Коэффициент корреляции |
,157 |
-,425** |
-,272* |
-,075 |
Знач. (двухсторонняя) |
,210 |
,000 |
,028 |
,553 |
||
Автономия |
Коэффициент корреляции |
,215 |
,626** |
,540** |
,408** |
|
Знач. (двухсторонняя) |
,085 |
,000 |
,000 |
,001 |
||
Управление средой |
Коэффициент корреляции |
,321** |
,460** |
,472** |
,407** |
|
Знач. (двухсторонняя) |
,009 |
,000 |
,000 |
,001 |
||
Личностный рост |
Коэффициент корреляции |
,230 |
,309* |
,387** |
,228 |
|
Знач. (двухсторонняя) |
,065 |
,012 |
,001 |
,067 |
||
Цели в жизни |
Коэффициент корреляции |
,428** |
,153 |
,298* |
,340** |
|
Знач. (двухсторонняя) |
,000 |
,225 |
,016 |
,006 |
||
Самопринятие |
Коэффициент корреляции |
,692** |
,289* |
,538** |
,630** |
|
Знач. (двухсторонняя) |
,000 65 |
,020 65 |
,000 65 |
,000 65 |
||
Психологическое благополучие (общий уровень) |
Коэффициент корреляции |
,550** |
,266* |
,441** |
,477** |
|
Знач. (двухсторонняя) |
,000 65 |
,032 65 |
,000 65 |
,000 65 |
||
*. Корреляция значима на уровне 0,05 (двухсторонняя).
**. Корреляция значима на уровне 0,01 (двухсторонняя).
Были выявлены значимые положительные корреляционные связи (умеренные и сильные) между компонентами психологического благополучия и жизнестойкости:
– Положительная корреляционная связь психологического благополучия и жизнестойкости (r= 0,417; α=0,001) умеренной силы. Показатель «Психологическое благополучие» положительно взаимосвязан с показателями «Вовлеченность» (r=0,55 при p <0,01), «Контроль» (r=0,27 при p<0,05), «Принятие риска» (r=0,44 при p<0,01). Не все из этих связей являются заметными или сильными. Показатель «Психологическое благополучие» заметно и сильно или заметно положительно взаимосвязан только с показателями: «Вовлеченность» (r=0,55 при p <0,01) и «Принятие риска» (r=0,44 при p <0,01).
– Компонент психологического благополучия «Автономия» значимо и положительно связан с контролем (r=0,63 при p <0,01);
– Компонент психологического благополучия «Автономия» значимо и положительно связан с принятием риска (r=0,54 при p <0,01);
– Компонент психологического благополучия «Самопринятие» значимо и положительно связан с вовлеченностью (r=0,69 при p <0,01);
– Компонент психологического благополучия «Самопринятие» значимо и положительно связан с принятием риска (r=0,54 при p <0,01);
Интересно отметить, что общий уровень психологического благополучия сильнее связан именно с вовлеченностью (r=0,55 при p <0,01), чем с остальными компонентами, и чем с общим уровнем жизнестойкости (r=0,42 при p<0,01).
Отметим, что в исследовании были выявлены корреляционные связи между общими показателями жизнестойкости и чувства связности (таблица 4):
Таблица 4
Корреляционный анализ по методикам тест жизнестойкости (С. Мадди) и тест чувства связности (А. Антоновски), критерий Спирмена
Тест чувства связности А. Антоновски |
||||||
Постижимость |
Управляемость |
Осмысленность |
Чувство связности (общий ур-нь) |
|||
тест жизнестойкости (С. Мадди) |
Вовлеченнность |
Коэффициент корреляции |
,571 ** |
,436 ** |
,202 |
,407 ** |
Знач. (двухсторонняя) |
,000 |
,000 |
,106 |
,001 |
||
Контроль |
Коэффициент корреляции |
,093 |
,039 |
,216 |
,109 |
|
Знач. (двухсторонняя) |
,462 |
,756 |
,083 |
,386 |
||
Принятие риска |
Коэффициент корреляции |
,344 ** |
,203 |
,239 |
,288 * |
|
Знач. (двухсторонняя) |
,005 |
,104 |
,055 |
,020 |
||
Жизнестойкость |
Коэффициент корреляции |
,429 ** |
,331 ** |
,166 |
,307 * |
|
Знач. (двухсторонняя) |
,000 |
,007 |
,187 |
,013 |
||
*. Корреляция значима на уровне 0,05 (двухсторонняя).
**. Корреляция значима на уровне 0,01 (двухсторонняя).
– Положительная корреляционная связь жизнестойкости и чувства связности (r= 0,307; α=0,013) слабая.
– Компонент жизнестойкости «Вовлеченность» значимо и положительно связан с постижимостью (r=0,57 при p <0,01), и общим уровнем чувства связности (r=0,41 при p <0,01).
– Общий уровень жизнестойкости значимо и положительно связан с постижимостью (r=0,43 при p <0,01).
Таким образом, в юношеском возрасте интерес к окружающему миру, включенность в деятельность связаны со способностью анализировать события, находить и познавать их смысл. Можем предположить, что именно интерес и вовлеченность в деятельность, жизненные события, способствуют развитию навыка находить смысл в событиях, ощущению того, что мир познаваем и предсказуем. Данное предположение требует дополнительных исследований.
Обсуждение результатов эмпирического исследования. Анализируя полученные данные, отметим, что респонденты юношеского возраста, принявшие участие в данном исследовании, склонны к анализу, поиску смысла в происходящих вокруг событиях, хотя ощущают достаточно слабую включенность в эти события, ощущают себя «вне» их. Юноши и девушки в целом способны проявлять активность, влиять на события, а также выдерживать негативные или трудные события, извлекать из них жизненный опыт. Вероятно, это позволяет им в достаточной мере проявлять автономность, относительную независимость от мнения других людей, выстраивая с ними доверительные отношения. Описанные выше данные согласуются с задачами развития юношеского возраста. Так, в юношеском возрасте активно формируется принятие себя (внешних и внутренних свойств) и эмоциональное отделение от взрослых (родителей, учителей). Одними из важных задач является формирование образа себя, основанного на поиске сходств и различий с референтной группой; формируется эмоционально-ценностное отношение к себе, а также внутренняя позиция по отношению к себе самому и к другим людям.
Выявленные корреляционные связи позволяют говорить о том, что в юношеском возрасте способность воздействовать на окружающую среду, влиять на происходящие события, организовывать свою деятельность и управлять ею связаны с осмысленностью, то есть ощущением того, что в жизни есть определенный смысл, цели. Вероятно, эмоциональная включенность в жизненные ситуации и субъективное переживание их смысла способствуют большей активности. При наличии целей, стремлений, умения воспринимать разные ситуации как полезные, имеющие смысл, респонденты проявляют большую активность.
Положительное отношение к себе, способность адекватно оценивать свои качества, восприятие себя как развивающейся личности, и способность формулировать жизненные цели связана именно с постижимостью. Описывая постижимость, А. Антоновски подчеркивает, что она, в первую очередь, связана с когнитивными представлениями, в отличие от других компонентов чувства связности, которые в большей степени имеют отношение к эмоциональным переживаниям. Таким образом, именно когнитивные представления становятся наиболее значимыми для самопринятия, личностного роста и формулирования целей в жизни в юношеском возрасте.
Интересно, что корреляционная связь между шкалами «Осмысленность» (чувство связности) и «Цели в жизни» (психологическое благополучие) положительная, значимая, но слабая несмотря на то, что данные шкалы описывают достаточно схожие конструкты. Вероятно, это связано с тем, что шкала осмысленности в большей степени связана не с конкретными жизненными целями, а с эмоциональными переживаниями смысла в своей жизни.
Осознание себя как развивающейся личности и самопринятие связано со способностью находить смысл в неопределенных ситуациях. Вероятно, в данном случае постижимость направлена на анализ собственной личности, что особенно актуально в юношеском возрасте.
Способность ставить перед собой жизненные цели, планировать, также положительно связана с постижимостью, т. е. способностью не только находить смысл в событиях, анализировать, но и со способностью «предсказывать» информацию. Таким образом, постижимость, вероятно, направлена на окружающий мир, внешние события.
Анализируя полученные данные, отметим, что более самостоятельные и независимые от мнения окружающих юноши и девушки ощущают, что могут влиять на происходящие вокруг них события, а также способны извлекать жизненный опыт из различных событий, как позитивных, так и негативных.
Позитивное отношение к себе связано со способностью ощущать включенность в происходящие события, испытывать интерес к своей деятельности. Таким образом, самоотношение юношей и девушек становится положительным в случае, если их деятельность значима для них, вызывает интерес. Считается, что один из путей формирования самооценки, самоотношения — это оценка своей деятельности через призму своей идентичности (Р. Бернс, Э. Эриксон). Т. е., положительное самоотношение возникает тогда, когда личность успешна в деятельности, важной и интересной для нее, значимой (а не просто в любой деятельности). Вероятно, этим механизмом может объясняться выделенная связь.
Кроме того, положительное отношение к себе связано и с принятием риска. Юноши и девушки, способные действовать в рискованных ситуациях, и извлекать жизненный опыт из разных жизненных ситуаций, в том числе из неудач, относятся к себе более положительно. Вероятно, это связано с потребностями юношеского возраста — обретением навыка принятия самостоятельных решений, способности независимо действовать в трудных ситуациях. Если у молодого человека получается действовать именно так, в соответствии со своими потребностями, отношение к себе становится более положительным.
Характеризуя связи компонентов психологического благополучия, жизнестойкости и чувства связности, отметим следующее:
– Показатель «Управление средой» положительно взаимосвязан с показателем «Осмысленность» (r=0,53 при p<0,01). Это говорит о том, что способность воздействовать на окружающий мир, происходящие события, у юношей и девушек связана с готовностью активно включаться в происходящее. Таким образом в случае, если человеку не безразличны происходящие события, он способен эффективно воздействовать на них.
– Показатель «Личностный рост» положительно взаимосвязан с показателями «Постижимость» (r=0,65 при p<0,01) и с общим показателем чувства связности (r=0,57 при p<0,01). Юноши и девушки, которые хорошо понимают смысл и причины происходящих событий, способны замечать собственные изменения, связанные с саморазвитием.
– Показатель «Цели в жизни» положительно взаимосвязан с показателями «Постижимость» (r=0,77 при p<0,01) и «Чувство связности» (r=0,55 при p<0,01).
– Показатель «Самоприятие» положительно взаимосвязан с показателями «Вовлеченность» (r=0,69 при p<0,01), «Принятие риска» (r=0,54 при p<0,01), «Жизнестойкость» (r=0,63 при p<0,01), «Постижимость» (r=0,82 при p<0,01) и «Чувство связности» (r=0,56 при p<0,01). Эти данные позволяют прийти к выводу, что позитивное отношение к себе связано со способностью ощущать включенность в происходящие события, испытывать интерес к своей деятельности, а также осознавать, что все происходящее вокруг имеет определенный смысл, и вызывается определенными причинами.
Выводы. Итак, мы видим, что гипотезы исследования подтверждаются. Существует связь психологического благополучия и жизнестойкости личности в юношеском возрасте, а именно: высокий уровень психологического благополучия связан с высоким уровнем жизнестойкости, тогда как низкий уровень психологического благополучия связан с низким уровнем жизнестойкости. Положительные связи наблюдаются на уровне как общих, так и частных показателей.
Другими словами, в юношеском возрасте субъективное самоощущение целостности и осмысленности индивидом своего бытия предполагает достаточно высокий уровень чувства связности и жизнестойкости, позволяющих личности оставаться относительно независимой от ситуативных переживаний и эффективно совладать с базовой тревогой, которая актуализируется в ситуации неопределённости и необходимости выбора.
В исследовании было выявлено, что доминирующим уровнем психологического благополучия и жизнестойкости является средний уровень. Девушки и юноши со средним уровнем жизнестойкости характеризуются и средним уровнем психологического благополучия.
Все компоненты жизнестойкости связаны с такими компонентами психологического благополучия, как автономия и самопринятие. Т. е., например, автономия становится выше тогда, когда выше и способность регулировать свою деятельность, принимать риски. Аналогично, самопринятие становится выше при более высоких уровнях включенности в происходящие события, интересе к своей деятельности, а также способности осознавать, что все происходящее вокруг имеет определенный смысл, и вызывается определенными причинами.
Также средний уровень психологического благополучия характерен и для юношей и девушек, обладающих высоким уровнем чувства связности. Можем предположить, что высокий уровень постижимости как способности видеть смысл и понимать, почему какие-либо события происходят, позволяет молодым людям более успешно выстраивать причинно-следственные связи и более объективно воспринимать реальность. Это, вероятно, способствует более положительному отношению к себе (юноши и девушки не приписывают неудачи только себе, и т. п.), позволяет ставить цели и планы, исходя из своего жизненного опыта, и реализовывать их.
Таким образом, гипотезы данного эмпирического исследования были подтверждены.
Результаты данного исследования могут быть использованы в рамках возрастно-психологического консультирования при работе с лицами юношеского возраста, имеющими психологические трудности. Например: трудности в построении межличностных отношений, совладании со стрессом, сниженный эмоциональный фон, и др. Материалы данной работы могут быть использованы для составления и реализации коррекционно-развивающих и профилактических программ (например, по проблемам развития образа себя, положительной самооценки, самоопределения, отношения к жизненным трудностям, стратегиям поведения в них, и т. п.), проводимых на базе образовательных учреждений среднего общего образования, среднего профессионального образования.
Перспективы исследования: данная работа открывает перспективы для других исследований по данной теме. Так, интерес может представлять возрастная динамика развития уровня психологического благополучия и жизнестойкости у юношей и у девушек. Также перспективой исследования является возможность разработки программ психологической профилактики для работы с лицами юношеского возраста.
Литература:
- Водяха С. А. Предикторы психологического благополучия студентов //Педагогическое образование в России. — 2013. — №. 1. — С. 70–74.
- Гордеева Т. О., Сычев О. А., Лункина М. В. Школьное благополучие младших школьников: мотивационные и образовательные предикторы //Psychological Science & Education. — 2019. — Т. 24. — №. 3
- Дубровина, И. В. Психологическое благополучие школьников: учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / И. В. Дубровина. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 140 с. — (Серия: Бакалавр и магистр. Академический курс).
- Зотова О. Ю. Психологическое благополучие личности: монография / О. Ю. Зотова. — Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2017. — 312 с
- Кобзева О. В., Шагалина М. Н. Жизнестойкость как индикатор адаптации в юношеском возрасте // Психология XXI века: Психология как наука, искусство и призвание.– 2018. — С. 48–53.
- Кочергина К. Н. Индивидуальные и типологические особенности учащихся юношеского возраста с разным уровнем жизнестойкости //Педагогика и психология современного образования: теория и практика. — 2020. — С. 65–70.
- Кочетова Ю. А., Рагулина О. А. Жизнестойкость и психологическое благополучие в юношеском возрасте / Горизонты зрелости. Сборник тезисов участников Пятой всероссийской научно-практической конференции по психологии развития. — М.: ГБОУ ВПО МГППУ, 2015–643 с.
- Куликова А. С. Влияние амбициозности на психологическое благополучие в юношеском возрасте //Психологическое и педагогическое сопровождение студентов вуза в современном социокультурном пространстве. — 2018. — С. 135–139.
- Малащук М. В. Личностные особенности школьников, склонных к буллингу //Студент и наука (гуманитарный цикл)-2020. — 2020. — С. 1078–1085
- Моросанова В. И., Бондаренко И. Н., Фомина Т. Г. Осознанная саморегуляция и личностно-мотивационные особенности младших подростков с различной динамикой психологического благополучия //Психологическая наука и образование. — 2019. — Т. 24. — №. 4. — С. 5–21. С. 15
- Петросянц В. Р. Психологическая характеристика старшеклассников, участников буллинга в образовательной среде, и их жизнестойкость //СПб: Российский государственный педагогический университет имени АИ Герцена.-2011.-29 с. — 2011.
- Петухова А. С., Овчинников М. В. Жизнестойкость и качество жизни в юношеском возрасте //Современное образовательное пространство: психологическое благополучие и культура безопасности. — 2017. — С. 53–56.
- Aldabergenov N. A. A cross-cultural study of the hardiness and well-being of students and student — athlets in Kazakhstan amd Russia // Актуальные вопросы спортивной психологии и педагогики. — 2021. — Т. 1. — №. 1–2. — С. 42–48.
- Choi C. et al. South Korean children's academic achievement and subjective well-being: The mediation of academic stress and the moderation of perceived fairness of parents and teachers //Children and Youth Services Review. — 2019. — Т. 100. — С. 22–30.
- Lakhotia C., Dubey A. Psychological hardiness, family environment and love of life: A study on youth //International Journal of Research in Social Sciences. — 2020. — Т. 10. — №. 2. — С. 9–18.
- Romaniuk M. W. The Role of Sail Training as a Factor Strengthening the Hardiness of Extraordinary Youth. — 2021.
- Weems C. F. et al. Three-year longitudinal study of perceptions of competence and well-being among youth exposed to disasters //Applied developmental science. — 2018. — Т. 22. — №. 1. — С. 29–42.