В статье анализируется роль современной библиотеки как института социально-культурной деятельности в процессе выстраивания диалога между поколениями. Межпоколенческая коммуникация — важная тема, которая была актуальна ранее и остается не менее актуальной по сей день. Методом анкетирования предпринята попытка определить темы, проблемы, которые волнуют разные поколения, а также социально-культурные формы, вызывающие наибольший интерес. Мероприятия социально-культурной направленности могут стать хорошим инструментом библиотеки в объединении разных поколений, вовлечении представителей разных возрастов в одно единое действо.
Ключевые слова: библиотека, социально-культурная деятельность, диалог поколений, форма социально-культурной деятельности.
The article analyzes the role of the modern library as a social and institutional activity in the process of building a dialogue between generations. Intergenerational communication is an important topic that was relevant earlier and remains no less relevant to this day. The questionnaire method attempts to identify topics, issues that affect different generations, as well as socio-cultural forms that cause interest. Events of a socio-cultural orientation become good carriers in groups of associations of different groups, cover different ages in one single acting one.
Keywords: library, social and cultural activity, dialogue of generations, form of social and cultural activity.
Социально-культурная сфера — важнейшая часть жизни человека, которая включает в себя взаимодействие людей с целью создания, освоения, сохранения и распространения общественно значимых ценностей культуры. Это сфера удовлетворения духовных потребностей и интересов. Библиотека — важный социокультурный институт, который играет значительную роль в решении многих проблем, возникающих в социуме; активно включается в процесс приобщения к культуре молодежи и взрослого населения, поэтому динамично участвует в различных формах социально-культурной деятельности. На базе библиотеки проводится большое количество различных мероприятий, привлекая к себе внимание посетителей.
Современная библиотека давно перестала быть исключительно местом выдачи книг. Модернизированные учреждения стали представлять из себя центры инноваций, площадки для осуществления различных видов интеллектуальной деятельности. На сегодняшний день одной из наиболее активно обсуждаемых тем является трансформация библиотек. Этот процесс неизбежен, ученые активно анализируют формы, методы этой трансформации, ее пути, которые определяются развитием информационно-коммуникационных технологий, а также осознанием связанных с ними изменений библиотечными профессионалами [3].
Библиотеку в качестве социально-культурного института рассматривали такие авторы, как Матвеева Е. А., Бенин В. Л., Гильмиянова Р. А., Ханова Р. В., Джерелиевская И. К., Степанян А. М. На данную тему написано большое количество работ. Авторы нередко обращают внимание, что библиотека — институт, который вносит свой вклад в решении глобальных социальных проблем общества, и зачастую делает это, организуя досуг населения, ведь социокультурная форма — прекрасный инструмент для этого. Поэтому сегодня так актуальная для изучения и анализа тема досуговой деятельности библиотек, тема, которая заинтересовала следующих авторов: Е. В. Мирошниченко, Е. А. Белецкая, Н. В. Боронина, Н. П. Опарина, В. М. Резонова. Что же касается актуальной проблемы выстраивания диалога между поколениями, которой посвящена данная статья, то здесь не лишним будет упомянуть Адерхина В.С, который анализировал возможности теоретического конструирования диалог поколений в современном обществе, а также Веденскую О. В., которая рассматривала диалог поколений как диалог культур. Весомый вклад внес Макеев П. С., рассмотрев в своей работе различные теоретические подходы и концепции, относительно межпоколенческого диалога.
Специфика «диалога поколений» нашего времени, состоит в разрыве формы и содержания, вызванной доминированием кибернетического понимания коммуникации [2]. Безусловно проблема построения правильного межпоколенческого диалога обострилась в том числе из-за специфики века информационных технологий, в котором мы живем. На сегодняшний день молодой человек больше поверит тому, что будет написано в Интернете, нежели тому, что скажет взрослый человек. Уровень авторитета и доверия поменял свой вектор. Диалог поколений является изначальной общечеловеческой формой процесса появления и становления культуры любого народа, именно поэтому данное понятие столь актуально.
О. В. Введенская обращает внимание на то, что проблема взаимодействия поколений родилась вместе с возникновением человеческого общества. «Под диалогом поколений также можно подразумевать взаимодействие поколений: детей и молодежи, молодежи и людей среднего возраста, людей среднего и пожилого возраста и т. п. Также диалог поколений можно интерпретировать как детского-родительское взаимодействие. Диалог между поколениями может быть ориентирован на решение общих задач, достижение конкретных целей, поиск консенсуса по общественно значимым вопросам и т. д». [1].
Поспособствовать налаживанию диалога поколений как социальной проблемы мы можем, используя инструменты сферы культуры. В частности, у библиотеки есть ресурсы и возможности способствовать улучшению коммуникации между разными поколениями через формы социально-культурной деятельности (далее — СКД), имеющие библиотечную специфику. Л. Н. Жуковская в своей статье обращает внимание на то, что наладить коммуникацию между представителями разных поколений, создать условия для достижения между ними взаимопонимания и взаимоуважения — одна из актуальных задач современной библиотеки [4]. Но прежде чем начать заниматься организацией мероприятия в стенах библиотеки, необходимо изучить современные поколения, выявить особенности каждого и точки соприкосновения их интересов, постараться обнаружить общие проблемы.
В результате проведенного анализа методом анкетирования, в котором приняли участие представители младшего и старшего поколения (13–17 лет — 9 %, 18–35–58 %, 36–59–23 %, 60 и старше — 10 % от общего числа респондентов), были выявлены следующие результаты: наиболее важное проблемой для детей и подростков является непринятие себя, молодежи — трудности профессионального самоопределения, та же проблема существует и у среднего возраста, ее дополняет также проблема использования цифровых технологий. Проблема третьего возраста — одиночество. Такие разные поколения, можно ли найти точки соприкосновения? Какие общие проблемы могут волновать младших, к которым условно отнесем детей, подростков и молодежь, и старших, средний и третий возраст?
Проблема одиночества фигурирует как в ответах старшего поколения, так и в ответах молодого. Еще одной актуальной проблемой для обеих поколенческих сторон — экология, 31 % от всего количества респондентов отдали свой голос за то, что их беспокоит эта проблема. Очень актуальна оказалась проблема невозможности реализовать свой творческий потенциал, ее обозначили все возрастные категории, принявшие участие в опросе. Удивительным фактом стало то, что трудности в использовании информационных технологий, Интернета испытывают как представители старшего поколения, так и молодые люди. Также молодых и взрослых беспокоит проблема взаимоотношений в семье, к слову, это вопрос, имеющий прямое отношение к глобальной проблеме, которой посвящена статья — диалог поколений. По несколько представителей из каждой возрастной группы указали, что имеют определенные проблемы в связи с обществом. И, последнее, что хотелось бы упомянуть, оба поколения — старшие и младшие, испытывают, как они считают, кризис ценностей, другими словами, утрата единства в понимании социальных норм, что представляет важность, мораль на сегодняшний день.
В разговоре о том, какая социальная тема представляет наибольшую важность, большинство голосов от общего числа респондентов было отдано теме саморазвития (47 %), чуть меньше — теме карьеры, далее — материальное положение, дружба семья, любовь, творчество, хобби и обучение. Наименьшее количество от общего числа голосов получили спорт, экология и политика.
Рис. 1. Анкета «Межпоколенческий диалог», актуальные социальные темы
Из проведенного социологического опроса также было выяснено, что: 54 % от общего числа респондентов ощущают острую потребность в общении; 88 % стремятся к материальному благополучию; для 79 % респондентов индивидуальность и собственное «Я» является ценностью; 65 % находятся в постоянном поиске возможности самореализации, для абсолютного большинства (94 %) семья представляет большую ценность; 53 % респондентов предпочли бы динамичную и неожиданную жизнь (по большей части — молодое поколение) и 47 % хотели бы жить стабильно и предсказуемо; для 96 % от общего числа респондентов важна личная свобода; 89 % респондентов признают такую традицию, как уважение к старшим; лишь 44 % респондентов объединены верой в Бога; 82 % являются патриотами и для 86 % актуально понятие о долге и чести.
Респондентам был задан прямой открытый вопрос, что, по их мнению, может объединять их с другим поколением? Какие ценности, интересы, проблемы являются, на их взгляд, общими? Самыми распространенными общими межпоколенческими проблемами были названы: уважение, взаимоотношения в семье; экологические проблемы; одиночество; трудности самоопределения, самореализации, саморазвития; бытовые проблемы; непринятие себя. Важными общими темами и ценностями респонденты назвали семью (наибольшее количество ответов), далее снова идет материальное блгополучие, экология, затем любовь к Родине, работа (труд), дружба, любовь, саморазвитие, здоровье, социальные сети, музыка, уважение к окружающим, вероисповедание, культура, общение, политика, свобода и индивидуальность.
В результате проведенного анализа можем сделать вывод, что общее у разных поколений — есть, существуют различные точки соприкосновения, на которые можно основываться специалисту при планировании социально-культурной работы.
Следующим этапом анализа является подбор наиболее подходящей формы СКД, то есть способа организации культурно-досуговой деятельности. На вопрос, как вы предпочитаете организовывать свой досуг, большинство респондентов ответили — «личное общение» (65 %), чуть меньше — «любительская деятельность», далее были ответы «пассивный отдых», «общение в социальных сетях», «спортивно-оздоровительная деятельность», «интеллектуально-познавательная деятельность», «художественное, техническое творчество» и меньше всего голосов было отдано за вариант «общественно-активная деятельность». Были также те, кто указал, что любит проводить свободное время со своей семьей.
При попытке выявить, какие варианты участия в социокультурном мероприятии для большинства наиболее подходящими, мы получили следующие результаты: для большинства интерес вызывают творческие мероприятия, немного меньше — физически активные. Далее идут игровые и пассивные (только зритель). Также большинство респондентов предпочитает групповые формы работы, работу в команде, несколько меньшее количество проголосовало за индивидуальную работу. Самым непопулярным стал ответ «массовые формы».
Наконец, вопрос об интересных форматах мероприятий. Самым интересным форматом для разновозрастной аудитории стал концерт. Следующими по популярности идут мастер-класс и игра. Далее — экскурсия и тематический вечер (литературный, музыкальный) — очень удобный формат для реализации в стенах библиотеки. Следом за ними — выставка, конкурс, беседа, фестиваль. Интерес 14 % от общего числа респондентов вызвал такой формат мероприятия, как капустник. Наименее популярными форматами являются акция (9 % голосов) и аукцион (отсутствие голосов).
Библиотека является несколько специфичным учреждением культуры, и далеко не любой формат мероприятия можно провести в ее стенах. Однако многие из актуальных, по версии участников опроса, формы СКД организовать в библиотеке — можно. Например, библиовечер (тема может быть выбрана из наиболее актуальных по результатам опроса), выставка, конкурс, беседа. Фестиваль на открытом воздухе — прекрасный формат для массового охвата людей разного возраста.
Таким образом, мы наглядно можем увидеть, что существуют форматы мероприятий, которые вызывают интерес как у младшего, так и у старшего поколения. Использование наиболее актуальных форматов — еще один ключ к успеху мероприятия, а, значит, шаг по направлению к решению социокультурных задач, целей, проблем.
В качестве предложения по улучшению качества работы с разными поколениями мы предлагаем периодический анализ целевой аудитории библиотеки, ее интересов, проблем, ценностей, среди которых можно достаточно просто выявить наиболее актуальные, интересные, общие. Это и будет то самое «общее», благодаря которому библиотека как социокультурный институт будет иметь возможность внести свой вклад в построение диалога между разными поколениями.
Обобщая все вышесказанное, делаем вывод, что выстраивание межпоколенческой коммуникации — очень важная и актуальная тема, одна из вечных проблем. Решение социальных проблем путем инструментов, форм и методов культуры — действенная практика, применяемая в самых разных областях СКД. Подбирая правильные формы социально-культурной деятельности, выбирая одинаково актуальные темы как для старшего, так и для младшего поколения, библиотека как современный, модернизированный институт СКД имеет возможность внести свой вклад, сыграть важную роль в решении данной проблемы.
Литература:
- Введенская О. В. Диалог поколений как диалог культур // Общество: философия, история, культура. 2017. № 11.
- Алексеев-Апраксин Анатолий Михайлович Диалог поколений: огонь и лёд культурных изменений // Человек и культура. 2020. № 6.
- Степанян, А. М. Новые формы библиотечных учреждений и их социокультурное значение / А. М. Степанян // Вопросы устойчивого развития общества. — 2021. — № 5. — С. 224–229.
- Жуковская Л. Н. Содействие развитию межпоколенческого диалога средствами проектно-гуманитарных технологий библиотечной деятельности // Румянцевские чтения — 2019: материалы Международной научно-практической конференции. — Москва: Пашков дом, 2019. С. 261–265.