Исследование возможности уменьшения образования сажи при использовании двойного топлива дизель-газ в автобусах марки DAEWOO BS-106 | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №19 (414) май 2022 г.

Дата публикации: 16.05.2022

Статья просмотрена: 19 раз

Библиографическое описание:

Батжаргал, Должинсурэн. Исследование возможности уменьшения образования сажи при использовании двойного топлива дизель-газ в автобусах марки DAEWOO BS-106 / Должинсурэн Батжаргал, Оюунчимэг Дорж. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 19 (414). — С. 74-79. — URL: https://moluch.ru/archive/414/91546/ (дата обращения: 16.11.2024).



Значительное влияние оказывает большое число автобусов большого и средних классов в общественном транспорте г.Улан-Батор на загрязнение воздуха. За год они выбрасывают в воздух 59102.2 тонны дыма, 533.3 кг сажи, 222.2 кг серы и 177.8 кг ядовитых веществ, вызывающих злокачественные опухоли. В настоящее время в Улан-Баторе ежедневно выходят на дорогах города около 1100 автобусов. Если учесть, что эти автобусы работают на дизельном топливе стандарта евро 2, то они выбрасывают в окружающую среду 69.3 т оксидов азота и 79.2 т твердые микрочастицы PM. В последние годы эта статистика выше, чем у других зарубежных стран. Использованием двойного топлива дизель-сжиженного нефтяного газа (СНГ) можно достичь уменьшения количества твердых частиц, выбрасываемых в атмосферу с выхлопными газами автобусов.

Ключевые слова : сгорание дизельно-газового двойного топлива, программное обеспечение дополнительного оборудования для газового топлива, дизельное топливо, весовое соотношение в газодизельной смеси, количество сажи.

Введение

По данным 2019 г., доля вредных выбросов от автотранспорта в Улан-Баторе составляет 26,8 % по главной дороге и 59,6 % по второстепенным дорогам [1].

Для уменьшения загрязнения воздуха от транспортных средств помимо производства экологически безопасных транспортных средств, большое внимание уделяют на создание более экологического топлива, с меньшими вредными выбросами. Некоторые результаты этих экспериментальных исследований находят свое применение в практике. Оснащение автомобилей дополнительными оборудованиями и переход на смешанный топливной режим работы дает возможность в некоторой степени снизить загрязнение воздуха. Например, в Китае все больше используют транспортные средства с газо- и электродвигателем, а в РФ правительство поощряет снижение загрязнения воздуха за счет установки дополнительного оборудования (ГБО) к автомобилям с дизельным двигателем.

Что касается Монголии, в целях снижения загрязнения воздуха в Улан-Баторе в первую очередь предлагается уменьшить сажевыделение путем перевода на режим газодизельного топлива, оснастив автобусы общественного транспорта дополнительными оборудованиями, с последующим применением в автобусах междугородного сообщения, а также в тяжелых горных механизмах. В целях уменьшения количества вредных выбросов сгорания импортного дизельного топлива до нормативы установленных Евро 3 и выше, необходимо определить оптимальное соотношение дизельного и газового топлива.

  1. Сгорание газодизельного топлива и продукты сгорания

Дизельное топливо состоит из насыщенных углеводородов (75 %) и ароматических углеводородов (25 %) [8]. Дизельные топлива содержат соединения от C10H20 до C15H28 [5]. При сгорании дизельное топливо полностью реагирует со сжатым воздухом высокого давления и температуры, в результате химической реакции образуются продукты сгорания (1).

C 1 2 H 2 2 + (21% О 2 + 79% N 2 ) 2 + H 2 О + энергия

(1)

Реакция полного сгорания внутри цилиндра зависит от многих факторов, таких как нагрузки двигателя, способа и условий образования рабочей смеси, от вращения и режима скорости коленчатого вала двигателя, времени сгорания, от физико-химических свойств дизельного топлива, а также от количества серы, содержащей в нём.

Неполное сгорание дизельного топлива выражается уравнением реакции (2) [7]:

C 12 H 22 + (21% О 2 + 79% N 2 ) CO 2 + CO +

+ H 2 O + N 2 + NO x + CH + С + энергия

(2)

На сегодняшний день учеными выявлено около 1200 химических соединений в отработавшем газе в двигателях внутреннего сгорания (ДВС), из которых подробно изучено лишь около 200 [2].

Из-за неравномерного распределения дизельного топлива в камере сгорания и неполного разложения молекул тяжелых углеводородов процесс сгорания на отдельных участках происходит не полностью и приводит к образованию твердой сажи (С) и небольшого количества окиси углерода (СО). Для полного сгорания топлива в любом участке камеры сгорания, воздух всегда подается с избытком. Избыток кислорода под действием высоких температур соединяется с азотом и образует оксиды азота (NО x ). Таким образом, вместе с выхлопным газом дизеля эти токсичные соединения выбрасываются в атмосферу [3, 4].

Реакция горения смеси с определенным соотношением пропана (C 3 H 8 ) протекает по уравнениям (3), бутана (C 4 H 10 ) (4) [9 и 10]. Распыление СНГ в приемную трубу двигателя значительно увеличивает время смешивания с воздухом, поступающим в цилиндр, что приводит к полному сгоранию СНГ и уменьшению продуктов неполного сгорания.

C 3 H 8 +2(8.05 О 2 + 3.76 N 2 )→ 3 CO 2 + 4 H 2 O + 3.05 O 2 + 7.52 N 2

(3)

(4)

При сгорании в двигателе смешанного топлива с определенным соотно-шением смесей (дизель-газ), количество образующихся СО 2 , СО и сажи (С) относительно невелико. Это связано с малым количеством низкомоле-кулярных углеводородов в составе СНГ и с тем, что молекулярный распад при сгорании происходит быстрее, чем у дизельного.

  1. Система питания и программное обеспечение дополнительного оборудования газодизельного двигателя

Дополнительное оборудование, представленное на рис 1, для впрыска СНГ устанавливается к традиционной системе питания дизельного двигателя. Газо-дизельная топливная система питания топливом работает в двух режимах: «Дизель» и «Дизель-газ».

Схема дополнительного оборудования питания

Рис. 1. Схема дополнительного оборудования питания

Путем внесения дополнительных корректировок в программу контроля регулируется количество распыляемого СНГ и соотношение удельного веса дизель-газового топлива. Как показано на рис. 2, время впрыска СНГ определяется в зависимости частотой вращения коленчатого вала и нагрузки двигателя.

Таблица настройки продолжительности впрыска СНГ в зависимости от вращения и нагрузки на коленчатый вал двигателя

Рис. 2. Таблица настройки продолжительности впрыска СНГ в зависимости от вращения и нагрузки на коленчатый вал двигателя

Минимальная продолжительность распыления СНГ должна быть не менее 2 мс, при обороте коленчатого вала 2000–2500 об/мин 12 мс и при 1500–2000 об/мин не более 14 мс. Это связано с тем, что максимальную продолжительность впрыска СНГ ограничивает вращение коленчатого вала двигателя и детонация двигателя.

Электронный блок ограничения (ЭБО) регулирует смещение штока шагового двигателя, изменяя вращение коленчатого вала двигателя. Например, смещение рычага на 1 см равно 1000 шагов двигателя. Максимальное смещение рычага шагового двигателя достигает 3 см. Как показано на рис. 3, программа настроена так, что при частоте вращения коленчатого вала двигателя более 1400 об/мин, соответствовало 1050 шагов или смещение 1,05 см шагового двигателя.

Настройка электронного блока ограничения и шага двигателя

Рис. 3. Настройка электронного блока ограничения и шага двигателя

Подачу дизельного топлива регулируют равным по объему допол-нительно опрыскиваемого СНГ, согласно диаграмме ограничения подачи, показанной на рис. 4.

Диаграмма ограничения подачи дизельного топлива в зависимости от вращения коленчатого вала

Рис. 4. Диаграмма ограничения подачи дизельного топлива в зависимости от вращения коленчатого вала

  1. Результаты экспериментальных исследовани й сажеобразования в режиме смешанного топлива

Проведены ряды испытаний и экспериментов на двигателе автобуса марки DAEWOO BS-106 для определения оптимального соотношения количества дизельного топлива и СНГ, впрыскиваемого в камеру сгорания, а также для определения взаимосвязи между образованием сажи и частотой вращения двигателя при газодизельном смешанном режиме работы.

Зависимость образования сажи от вращения коленчатого вала

Рис. 5. Зависимость образования сажи от вращения коленчатого вала

На рис. 5 представлены результаты измерения количества сажи при разных соотношениях дизели и газа в смеси, увеличивая частоту вращения коленчатого вала с 500 по 2200 об/мин.

На рис. 6 показана зависимость количества выбросов (сажи) от содержания СНГ в смеси при режиме двойного топлива, полученная на программе SPSS.

Зависимость образования сажи от содержания массовой доли газового топлива в смещанном топливе дизель-газ

Рис. 6. Зависимость образования сажи от содержания массовой доли газового топлива в смещанном топливе дизель-газ

Результаты свидетельствуют, что зависимость между содержания СНГ и количества выбросов — экспоненциальная.

Таблица 1

Результаты расчёта количества сажи в зависимости от содержания сжиженного газа в смеси

Модель

Результат модели

Рассчитанные параметры

R 2

F

зависимост ь

Постоянная

b1

Экспоненциальная

0.906

28.79

0.013

5.0

-0.025

По мере увеличения доли высоко-октановых и низкоцетановых топлив в смеси количество сажи уменьшается, но при подаче СНГ выше 30 % наблюдались задержка воспламенения и явление детонации.

Результаты, полученные на программе SPSS, показывают, что зависимость количества выбросов смешанного топлива от частоты вращения двигателя имеет линейный характер (рис. 7).

Таблица 2

Количеств о образованной сажи в зависимости от вращения коленчатого вала

Модель

Результат модели

Рассчитанные параметры

R 2

F

зависимост ь

Постоянная

b1

Линейная

0.996

1128.684

0.0

8.028

-0.002

Зависимость образования сажи от вращения коленчатого вала

Рис. 7. Зависимость образования сажи от вращения коленчатого вала

В смешанном топливном режиме выбросы уменьшаются по мере увеличения частоты вращения коленчатого вала, что связано с ограничением подачи дизельного топлива и увеличением подачи СНГ.

Вывод

При переводе автобуса Daewoo BS-106 на дизельно-газовый смешанный режим оптимальное весовое соотношение дизельного топлива и СНГ составляет 70:30.

Количество сажи в выхлопном газе не превышает 5 % при установленном нами оптимальном соотношении дизели и СНГ.

Литература:

  1. Отчёт службы мониторинга качества воздуха
  2. Б. Баярсурэн «Исследование некоторых критерий, влияющих на дизель-ный выхлопной газ», УБ: Докторская диссертация, 2004, — 10с.
  3. Звонов В. А. Токсичность двигателей внутренного сгорания. М. Машиностроение. 2011 г. 87с [52]
  4. Deo Raj Tiwari. Gopal P. Sinha. Performance and Emission Study of LPG Diesel Dual Fuel Engine. International Journal of Engineering and Advanced Technology. Feb. 2014. ISSN: 2249–8958, Volume-3, Issue-3, pp.198–203
  5. Ecopetrol S.A Ecopetrol S. A. Instituto Colombiano del Petróleo, A.A., Exhaust emissions evaluation of Colombian commercial diesel fuels” 4185 Bucaramanga, Santander, Colombia, 2 Emissions Research and Measurement Division, Environment Canada, Ottawa, Ontario,Canada, (Received 29 May 2003; Accepted 4 November 2003) PP-21, 22.
  6. Karim G., An experimentation of some measurements for improving the performance of gas fueled diesel engine at light loads, 1998, SAE Transactions, 912366
Основные термины (генерируются автоматически): дизельное топливо, коленчатый вал, коленчатый вал двигателя, SPSS, газовое топливо, дополнительное оборудование, зависимость образования сажи, оптимальное соотношение, Улан-Батор, шаговый двигатель.


Ключевые слова

дизельное топливо, сгорание дизельно-газового двойного топлива, программное обеспечение дополнительного оборудования для газового топлива, весовое соотношение в газодизельной смеси, количество сажи

Похожие статьи

Метод расчета и расценка эмиссии автотранспортных средств с использованием программы COPERT-4

В статье метод COPERT-4 был использован для расчета эмиссии выхлопных газов автотранспортных средств, включая CO, NOx, CO2, SO2, летучие органические соединения (ЛОС), CxHx и другие. В целом, общие выбросы рассчитывались при трех различных фазах в ра...

Влияние выхлопов двигателя на чистоту воздушного бассейна города-курорта Ессентуки

Выявлено, что в городе Ессентуки около 50–60 % загрязнения атмосферного бассейна составляют выхлопные газы двигателей внутреннего сгорания. При сравнении уровня загрязнения в городе Ставрополе было выявлено, что загрязнение атмосферного бассейна сост...

Анализ систем газоочистки на асфальтобетонных заводах

Производство асфальтобетонных смесей сопровождается выбросом загрязняющих веществ в атмосферу, поэтому необходима установка газоочистного оборудования для того, чтобы минимизировать количество газовых выбросов, абразивной пыли и других веществ, негат...

Методика расчёта изменений давления в шинах

Негативное влияние ненормативного давления в шинах на эффективность эксплуатации АТС является общепризнанным фактом, как в России, так и за рубежом. Так, по сообщению Департамента Энергоресурсов США, перерасход топлива, вызванный недостаточным давлен...

Исследование влияния выхлопных газов двигателя внутреннего сгорания на окружающую среду республики Саха (Якутия)

Описывается влияние стремительного темпа развития человеческого общества, науки и техники, поразительные достижения во всех областях человеческой деятельности, в первую очередь в информатике и коммуникациях, транспорте и связи на окружающую среду. Ра...

Экологическая эффективность применения сжиженного углеводородного газа на автомобильном транспорте в качестве моторного топлива

В данной статье рассмотрены проблемы загрязнения атмосферного воздуха Республики Таджикистан (РТ) выбросами автомобильного транспорта (АТ), работающего на разном моторном топливе, его влияние на окружающую среду и состояние здоровья человека. Отмечен...

Оценка выброса от котлов

В данной статье проведен расчет загрязнения атмосферного воздуха от котельной с высотой трубы 30 метров. Представлены результаты расчета и измерений уровня концентраций оксида азота, диоксида азота, оксида углерода (II), бензапирена на территории раз...

Объемное содержание оксидов азота в дизеле при работе на дизельном топливе и метаноле

В работе приводятся результаты влияния применения метанола в дизеле 2Ч 10,5/12,0 при работе с двойной системой топливоподачи (ДСТ) в зависимости от различных установочных УОВТ на объемное содержание оксидов азота в отработавших газах (ОГ) при n = 140...

Обоснование выбора системы рециркуляции отработавших газов для газовых двигателей КАМАЗ

На сегодняшний день одной из актуальнейших проблем создания современных двигателей внутреннего сгорания (ДВС) является проблема экологии. ДВС, работающие на природном газе, не являются исключением, несмотря на то, что выброс основных токсичных компон...

Изменение объемного содержания оксидов азота в дизеле при работе на метаноле

В работе приводятся результаты влияния применения метанола в дизеле 2Ч 10,5/12,0 при работе с двойной системой топливоподачи (ДСТ) в зависимости от различных установочных УОВТ на объемное содержание оксидов азота в отработавших газах (ОГ) при n = 180...

Похожие статьи

Метод расчета и расценка эмиссии автотранспортных средств с использованием программы COPERT-4

В статье метод COPERT-4 был использован для расчета эмиссии выхлопных газов автотранспортных средств, включая CO, NOx, CO2, SO2, летучие органические соединения (ЛОС), CxHx и другие. В целом, общие выбросы рассчитывались при трех различных фазах в ра...

Влияние выхлопов двигателя на чистоту воздушного бассейна города-курорта Ессентуки

Выявлено, что в городе Ессентуки около 50–60 % загрязнения атмосферного бассейна составляют выхлопные газы двигателей внутреннего сгорания. При сравнении уровня загрязнения в городе Ставрополе было выявлено, что загрязнение атмосферного бассейна сост...

Анализ систем газоочистки на асфальтобетонных заводах

Производство асфальтобетонных смесей сопровождается выбросом загрязняющих веществ в атмосферу, поэтому необходима установка газоочистного оборудования для того, чтобы минимизировать количество газовых выбросов, абразивной пыли и других веществ, негат...

Методика расчёта изменений давления в шинах

Негативное влияние ненормативного давления в шинах на эффективность эксплуатации АТС является общепризнанным фактом, как в России, так и за рубежом. Так, по сообщению Департамента Энергоресурсов США, перерасход топлива, вызванный недостаточным давлен...

Исследование влияния выхлопных газов двигателя внутреннего сгорания на окружающую среду республики Саха (Якутия)

Описывается влияние стремительного темпа развития человеческого общества, науки и техники, поразительные достижения во всех областях человеческой деятельности, в первую очередь в информатике и коммуникациях, транспорте и связи на окружающую среду. Ра...

Экологическая эффективность применения сжиженного углеводородного газа на автомобильном транспорте в качестве моторного топлива

В данной статье рассмотрены проблемы загрязнения атмосферного воздуха Республики Таджикистан (РТ) выбросами автомобильного транспорта (АТ), работающего на разном моторном топливе, его влияние на окружающую среду и состояние здоровья человека. Отмечен...

Оценка выброса от котлов

В данной статье проведен расчет загрязнения атмосферного воздуха от котельной с высотой трубы 30 метров. Представлены результаты расчета и измерений уровня концентраций оксида азота, диоксида азота, оксида углерода (II), бензапирена на территории раз...

Объемное содержание оксидов азота в дизеле при работе на дизельном топливе и метаноле

В работе приводятся результаты влияния применения метанола в дизеле 2Ч 10,5/12,0 при работе с двойной системой топливоподачи (ДСТ) в зависимости от различных установочных УОВТ на объемное содержание оксидов азота в отработавших газах (ОГ) при n = 140...

Обоснование выбора системы рециркуляции отработавших газов для газовых двигателей КАМАЗ

На сегодняшний день одной из актуальнейших проблем создания современных двигателей внутреннего сгорания (ДВС) является проблема экологии. ДВС, работающие на природном газе, не являются исключением, несмотря на то, что выброс основных токсичных компон...

Изменение объемного содержания оксидов азота в дизеле при работе на метаноле

В работе приводятся результаты влияния применения метанола в дизеле 2Ч 10,5/12,0 при работе с двойной системой топливоподачи (ДСТ) в зависимости от различных установочных УОВТ на объемное содержание оксидов азота в отработавших газах (ОГ) при n = 180...

Задать вопрос