В статье представлено исследование, направленное на определение связи стилей семейного воспитания и субъективного благополучия детей и матерей.
Ключевые слова: семейное воспитание, семейная ситуация, матери, родители, дети, субъективное благополучие.
Целью нашего исследования выступало определение связи стиля семейного воспитания с субъективным благополучием детей и родителей. Основная гипотеза заключалась в предположении о существовании связи между стилем семейного воспитания и субъективным благополучием детей и матерей. Дополнительная гипотеза — в существовании различия между матерями мальчиков и девочек в детско-родительском взаимодействии.
Для изучения связи между стилем семейного воспитания и субъективным благополучием детей и матерей мы использовали следующие методики:
– опросник «Взаимодействие родитель-ребенок» И. М. Марковской для диагностики особенностей взаимодействия родителей и детей [2];
– опросник «Шкала субъективного благополучия» (адаптация А. А. Рукавишникова) для определения субъективного благополучия [3];
– методика «Кинетический рисунок семьи» Р. Бернса и С. Кауфмана для выявления субъективной семейной ситуации в семье [1].
В исследовании приняли участие воспитанники детского сада — 52 дошкольника 5–6 лет (26 девочек и 26 мальчиков) и их матери.
Мы изучили взаимосвязи между показателями взаимодействия матери ребёнка и симптомокомплексами кинетического рисунка семьи. Данные представлены в таблице 1.
Таблица 1
Взаимосвязи между показателями взаимодействия матери ребёнка и симптомокомплексами КРС
Благоприятная семейная ситуация |
Тревожность |
Конфликтность в семье |
Чувство неполноценности |
Враждебность в семейной ситуации |
||
Нетребовательность/ требовательность |
ρ |
0,233 |
0,048 |
-0,069 |
-0,186 |
0,071 |
p |
0,096 |
0,735 |
0,628 |
0,188 |
0,615 |
|
Мягкость/строгость |
ρ |
0,072 |
0,133 |
-0,034 |
-0,038 |
0,010 |
p |
0,611 |
0,348 |
0,811 |
0,792 |
0,946 |
|
Автономность/контроль |
ρ |
-0,041 |
0,015 |
-0,172 |
-0,224 |
-0,060 |
p |
0,771 |
0,919 |
0,224 |
0,110 |
0,670 |
|
Эм. дистанция/ эм. близость |
ρ |
-0,057 |
-0,282 * |
-0,150 |
-0,194 |
-0,052 |
p |
0,687 |
0,043 |
0,289 |
0,169 |
0,714 |
|
Отвержение/принятие родителем |
ρ |
0,041 |
0,033 |
-0,100 |
-0,259 |
0,024 |
p |
0,770 |
0,814 |
0,479 |
0,064 |
0,867 |
|
Отсутствие сотрудничества/ сотрудничество |
ρ |
0,054 |
-0,043 |
-0,041 |
-0,199 |
0,022 |
p |
0,704 |
0,763 |
0,773 |
0,157 |
0,879 |
|
Тревожность за ребёнка |
ρ |
0,017 |
-0,122 |
-0,111 |
-0,134 |
-0,117 |
p |
0,905 |
0,390 |
0,432 |
0,344 |
0,407 |
|
Непоследовательность/ последовательность родителя |
ρ |
0,022 |
0,127 |
0,034 |
-0,193 |
-0,087 |
p |
0,879 |
0,368 |
0,809 |
0,170 |
0,541 |
|
Воспитательная конфронтация в семье |
ρ |
0,010 |
-0,042 |
-0,082 |
0,087 |
0,096 |
p |
0,945 |
0,765 |
0,562 |
0,539 |
0,496 |
|
Удовлетворённость отношениями с ребёнком |
ρ |
0,170 |
-0,023 |
-0,082 |
-0,127 |
0,091 |
p |
0,227 |
0,874 |
0,562 |
0,369 |
0,522 |
|
Шкала субъективного благополучия |
ρ |
0,022 |
0,109 |
-0,080 |
0,070 |
0,197 |
p |
0,875 |
0,441 |
0,574 |
0,622 |
0,162 |
|
Между показателями взаимодействия матери и ребёнка и симптомокомплексами кинетического рисунка семьи наблюдается значимая взаимосвязь: чем выше эмоциональная близость, тем ниже показатель тревожности ребёнка (r = -0,282, p<0,05).
По шкале субъективного благополучия не выявлено значимых взаимосвязей с симптомокомплексами, выявленными при количественном анализе кинетического рисунка семьи, и характеристиками взаимодействия матери и ребёнка.
Для проверки дополнительной гипотезы о различиях между матерями мальчиков и девочек в показателях взаимодействия матери и ребёнка, симптомокомплексов КРС и субъективного благополучия был проведён статистический анализ с применением критерия Манна-Уитни. Показатели представлены в таблицах 2, 3, 4.
Таблица 2
Средние показатели симптомокомплексов КРС и субъективного благополучия в подгруппах матерей мальчиков и девочек
Пол ребёнка |
Благоприятная семейная ситуация |
Тревожность |
Конфликтность в семье |
Чувство неполноценности |
Враждебность в семейной ситуации |
Шкала субъективного благополучия |
|
Матери мальчиков |
Среднее |
0,588 |
0,900 |
0,288 |
0,119 |
0,054 |
3,000 |
Станд. откл. |
0,335 |
1,097 |
0,253 |
0,144 |
0,110 |
1,356 |
|
Матери девочек |
Среднее |
0,773 |
0,808 |
0,150 |
0,062 |
0,050 |
2,885 |
Станд. откл. |
0,247 |
1,236 |
0,198 |
0,094 |
0,103 |
1,583 |
|
Таблица 3
Средние показатели взаимодействия матери и ребёнка в подгруппах матерей мальчиков и девочек
Пол ребёнка |
Нетребовательность/ требовательность |
Мягкость/ строгость |
Автономность/ контроль |
Эм дистанция/ эм близость |
Отвержение/ принятие родителем |
Отсутствие сотрудничества/ сотрудничество |
Тревожность за ребёнка |
Непоследовательность/ последовательность родителя |
Воспитательная конфронтация в семье |
Удовлетворённость отношениями с ребёнком |
|
м |
Среднее |
10,731 |
11,615 |
13,288 |
20,731 |
17,623 |
18,115 |
13,731 |
19,962 |
8,500 |
17,269 |
Станд. откл. |
3,144 |
3,678 |
3,401 |
5,016 |
3,692 |
3,659 |
3,232 |
4,045 |
3,839 |
3,106 |
|
ж |
Среднее |
12,308 |
11,923 |
13,885 |
21,000 |
19,058 |
19,308 |
14,192 |
20,846 |
8,423 |
18,346 |
Станд. откл. |
2,977 |
3,084 |
3,272 |
2,713 |
2,479 |
3,320 |
3,533 |
2,908 |
2,517 |
3,123 |
|
Таблица 4
Значимые различия изучаемых показателей между подгруппами матерей мальчиков и девочек
Шкала |
Средний ранг (матери девочек) |
Средний ранг (матери мальчиков) |
Значимость |
Благоприятная семейная ситуация |
30,87 |
22,13 |
0,037 |
Конфликтность в семье |
22,29 |
30,71 |
0,035 |
Нетребовательность/ требовательность |
30,67 |
22,33 |
0,046 |
У матерей девочек значимо выше благоприятность семейной ситуации (как симптомокомплекс) и показатель требовательности, в то время как у матерей мальчиков значимо выше показатель конфликтности в семье. Данные различия предлагают рассматривать соответствующие сферы детско-родительских и внутрисемейных отношений как заслуживающие особого внимания при работе с родителями дошкольника определённого пола.
В ходе исследования выявлена значимая взаимосвязь: чем выше эмоциональная близость, тем ниже показатель тревожности ребёнка. Близость во взаимоотношениях с матерью позволяет ребёнку чувствовать себя в безопасности и проявлять большее эмоциональное благополучие.
По шкале субъективного благополучия не выявлено взаимосвязей с симптомокомплексами. Вероятно, характер взаимодействия с ребёнком не оказывает значительного воздействия на уровень субъективного эмоционального комфорта матери, в то время как стиль воспитания определяется иными факторами, нежели субъективное благополучие матери.
Таким образом, взаимосвязь между стилем семейного воспитания и эмоциональным благополучием детей и матерей определяется прежде всего такими параметрами взаимодействия матери и ребёнка, как эмоциональная близость и принятие ребёнка матерью: они способствуют как большей эмоциональной стабильности ребёнка, так и большей удовлетворённости отношениями с ребёнком у матери. Не менее важны такие параметры, как последовательность матери и позиция сотрудничества в отношениях с ребёнком (с учётом особенностей старшего дошкольного возраста, в силу которых родитель продолжает, вводя партнёрство в отношения, достаточно широко контролировать ребёнка). При этом наиболее угрожающими для эмоционального благополучия матерей и детей являются такие факторы, как воспитательная конфронтация родителей (приводящая к непоследовательности и усиливающая родительскую тревогу за ребёнка), а также конфликтность в семье, сильно ухудшающая эмоциональное состояние ребёнка.
У матерей девочек значимо выше благоприятность семейной ситуации (как симптомокомплекс) и показатель требовательности, в то время как у матерей мальчиков значимо выше показатель конфликтности в семье. Это может быть связано с тем, что преимущественно девочки более спокойные и ответственные, нежели мальчики. Мальчики в дошкольном возрасте более активные и деятельные, среди них чаще встречаются проблемы с поведением и непослушание. У мальчиков дольше формируется развитие межполушарных связей — до 8–8,5 лет, а у девочек до 7 лет. В связи с этим у мальчиков могут возникать трудности в обучение и с контролем поведения, с координацией движений.
Таким образом, по результатам исследования гипотеза находит частичное подтверждение: выявлены различия между матерями мальчиков и девочек в показателях взаимодействия материи ребёнка. А именно — у матерей девочек значимо выше благополучие семейной ситуации и показатель требовательности в материнском воспитании, в то время как у матерей мальчиков значимо выше показатель конфликтности в семье.
Литература:
- Бернс Р. С., Кауфман С. Х. Кинетический рисунок семьи: введение в понимание детей через кинетические рисунки. М.: Смысл, 2000. — 146 с.
- Марковская, И. М. Социометрические методы в психологии: Учебное пособие / И. М. Марковская. — Челябинск: ЮУрГУ, 1999. — 46 с.
- Субъективное благополучие у детей: инструменты измерения и возрастная динамика / Т. О. Арчакова [и др.] // Психологическая наука и образование. — 2017. — Т. 22, № 6. — С. 68–76.