Ключевые слова: автоматизация, ресторанный бизнес, минимизация рисков, управление, учет и контроль.
Сегодня все больше собственники бизнеса общественного питания стали внедрять программы автоматизации на своих предприятиях. IT-системы завоевывают популярность, так как автоматизируют основные функции организации деятельности-продажи готовой продукции и складское хозяйство. В условиях постоянно растущей конкуренции, владельцы ресторанов и кафе задумываются о том, как максимизировать прибыль компании, сохранить базу клиентов и получить необходимые оборотные средства, чтобы поддержать стабильность бизнеса и его дальнейшее развитие. Современные информационные технологии, дающие возможность контролировать и эффективно управлять ресурсами помогают предприятию удержаться на определенном уровне и использовать свои возможности для дальнейшего развития.
Автоматизация заведения, в первую очередь, дает возможность получить своевременный отчет о его работе, оптимизируя процессы управления: чтобы всегда держать руку на пульсе и знать о производственных процессах изнутри. С помощью автоматизированных программ управления руководитель имеет возможность взвесить ситуацию со всех сторон и решить, какие изменения требуются в процессе управления. К примеру, если в ресторане хорошо продаются мясные блюда, но совсем неактуальны рыбные, это означает, что что-то нужно изменить в меню. Для эффективной работы собственнику предприятия питания необходимо четко знать, кто является его постоянным клиентом, какие блюда и напитки он выбирает, какие блюда являются непопулярными, кого из официантов выбирают гости и т. п. Вручную проводить анализ деятельности заведения учитывая такое количество позиций очень сложно, практически неосуществимо. Здесь же остро возникает вопрос бухгалтерской отчетности и оперативного учета производства и движения готовой продукции, ведь на предприятиях отрасли питания множество разных затратных статей, и автоматизация дает возможность менеджерам управлять, принимая решения, основанные на аналитической и управленческой информации, представленной в удобной форме отчетности. Результатами автоматизации общепита становится повышение производительности труда и сокращение количества персонала, дистанционный контроль заведения, повышение точности информации о имеющихся запасах продукции и ее движении, упрощение приема и размещения продукции на складах, автоматическое формирование всех видов финансовых отчетов, исключение потерь продукции по срокам хранения и т. д.
В рыночных условиях, при активной конкуренции, использование автоматизации позволяет эффективно управлять предприятием и уменьшить возможности негативных ситуаций, возникающих со стороны персонала. Остановимся на некоторых основополагающих моментах деятельности заведения общественного питания, побуждающие из собственников к автоматизации. К ним можно отнести:
- Необходимость проведения единой системы маркетинга, политики ценообразования из головного управления.
- Своевременный отчет результатов деятельности
- Улучшение качественного обслуживания клиентов, приводящее к увеличению их посещений и повышению прибыльности.
- Борьба с хищениями на производстве.
Рынок программных продуктов сегодня предлагает множество систем автоматизаций предприятий, отвечающее требованиям своего назначения. Главное место в нем отводится российским специалистам, разрабатывающим качественный продукт, адаптированный под реалии современного отечественного бизнеса в отрасли питания и имеющий более демократичную ценовую категорию в сравнении с зарубежными аналогами.
Кроме того, российские производители предлагают решения на программе «1С», которая позволяет вести кроме складского оперативного учета и финансовую отчетность (бухгалтерский отчет, налогообложение). Иногда рестораторы упускают этот немаловажный фактор, отдавая предпочтение разработкам зарубежных фирм. Иностранные автоматизированные системы нуждаются в дополнительных настройках, так как не предназначены для использования в российской отрасли питания что, в итоге, может привести к ситуации, когда не программа подстраивается под бизнес, а бизнес нужно подстраивать под программу.
Выбирая систему автоматизации, ресторатор должен опираться на множество факторов и, в первую очередь, учитывать особенности своего бизнеса и перспективы его развития, чтобы знать, насколько потенциал выбранной системы будет находиться в соответствии с возможностями бизнеса, и, чтобы не допустить замены этой системы или ее модернизации в будущем. Следующим немаловажным условием выбора системы является наличие рядом сервисных служб. Некоторые отечественные компании владеют партнерской сетью во всех центральных регионах РФ и кроме программного продукта и сервиса его поддержки предлагают еще и разнообразное торговое оборудование.
Иногда программный продукт может содержать в своем составе инновационные решения, на первый взгляд, представляющиеся ненужными, но эти функции добавлены потому, что процесс разработки автоматизированных систем тоже является бизнес-процессом и целесообразность ее использования в реальной жизни бывает экономически оправдана.
При выборе систем рестораторы могут сталкиваться с рядом проблем, одной из которых является проблема выбора конкретного решения, так как предлагаемые продукты схожи друг с другом по своему функционалу. Самому ресторатору достаточно сложно определиться какой именно продукт подходит ему. Основным желанием владельцев бизнеса остается минимизация своих рисков при выборе и установке автоматизированной системы, поэтому будет оправданным воспользоваться предложениями разработчиков, которые имеют большой опыт в сфере ресторанного софта. Наряду с известными и уже завоевавшими свою нишу компаниями-разработчиками возникают молодые компании и перед собственниками еще встает вопрос и предпочтения: кому из них лучше доверить свой бизнес? Здесь стоит проанализировать из чего складывается конечная стоимость предлагаемого продукта. Преимущество на стороне такого предложения, которое предлагает не только сам программный продукт, но и обучающие материалы, инструкции для разных категорий персонала, пусконаладочные работы, технику внедрения продукта, поддержку пользователей и их консультации. Эти сервисы не должны предлагаться как дополнительный продукт к программной разработке, а быть частью ее, обеспечивающей необходимые условия для осуществления бесперебойного производственного процесса. Касаемо самих функций, автоматизированная система должна удовлетворять следующим требованиям:
- Система управления должна быть комплексной и содержать не только функции учета и контроля, но и готовые бизнес-программы: управление запасами, ценообразование, управление денежными средствами, являющиеся основой грамотного менеджмента.
- В условиях сетевой структуры ресторанного бизнеса обеспечивать открытие новых заведений по отработанной схеме, возможность управления сетевыми подразделениями и осуществление контроля их деятельности на расстоянии.
Оценить все плюсы и минусы различных комплексных автоматизированных программ можно лишь на практике, но необходимость их внедрения в ресторанную отрасль налицо, начиная от постоянно возрастающей конкуренции и, заканчивая, желанием собственника облегчить управление бизнеса, ведь чем крупнее предприятие, тем сложнее становится добиться прозрачности и достичь высокого уровня работы в каждом из подразделений. Процесс автоматизации в сфере питания по России сегодня не совсем высок, но однозначно, этот рынок будет увеличиваться. Рост предприятий общественного питания, их развитие, внедрение новых форм заведений питания, расширение кейтеринговых компаний, расширение существующих сетей неизменно приведет к росту автоматизированного управления, где главной задачей становится научиться эффективно использовать выбранную систему и получить от нее максимум выгоды.
Литература:
- Сычева В. О., Черевичко Т. В. Интернет-маркетинг в деятельности предприятий общественного питания // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2016. — № 12 (декабрь).
- Теоретические основы компьютеризации и автоматизации на предприятиях общественного питания, Специфика предприятий общественного питания. История автоматизации общепита — Совершенствование системы управления ресторана на основе информационных технологий https://studwood.net/1750143/informatika/teoreticheskie_osnovy_kompyuterizatsii_avtomatizatsii_predpriyatiyah_obschestvennogo_pitaniya
- Автоматизация на предприятии общественного питания. [Электронный ресурс].URL: https://www.webkursovik.ru/kartgotrab.asp?id=-125703