Под конкурсным производством понимается ряд формально предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве) последовательных действий, являющихся стадиями общего процесса управления финансово несостоятельным должником. Как вид процессуально определенной и целенаправленной деятельности, осуществляемой должником, органами, кредиторами и (или) организациями, специально предназначенными для управления имуществом должников, в целях восстановления платежеспособности и (или) ликвидация задолженности.
Ключевые слова: процедуры банкротства, финансового оздоровления, наблюдения, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение.
При изучении конкурсного производства необходимо рассмотреть основные процедуры, предусмотренные законодательством, такие как: надзорные процедуры, процедуры финансового оздоровления, процедуры внешнего управления, конкурсное производство и процедуры мирового соглашения.
Эти процедуры могут измениться в ближайшем будущем, поскольку проект поправок к закону о банкротстве реструктурирует эти процедуры. Давайте сначала рассмотрим процедуру мониторинга, некоторые виды деятельности, которые ранее контролировались, предлагается интегрировать с некоторыми другими.
Основной задачей надзорного производства является обеспечение сохранности имущества должника в период после открытия производства по делу о банкротстве; уточнить фактическое имущественное положение должника; определить способность должника восстановить платежеспособность; обеспечивать права и интересы кредитора; создан специальный правовой механизм деятельности должника, известный как «кредитный иммунитет» от фискальных санкций кредиторов должника.
Контрольный порядок — система запретов и ограничений правового положения организации-должника, в том числе: запреты в отношении органов управления должника; запреты на органы собственников имущества должника — унитарных предприятий; система возложенных обязанностей руководителя должника.
Таким образом, органу управления должника не разрешается принимать следующие решения:
– Во-первых, о реорганизации в виде слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования бизнеса и ликвидации должника.
– Во-вторых, должнику не разрешается присоединяться к другому предприятию или учреждать другое юридическое лицо.
– В-третьих, не создавать филиал или представительство
– В-четвертых, отсутствует право на выплату дивидендов или распределение прибыли должника между учредителями (участниками).
– В-пятых, не вправе размещать облигации и иные эмиссионные ценные бумаги должника, кроме акций;
– В-шестых, не вправе принимать решение об изъятии денег у учредителей (участников) должника, выкупе ранее размещенных акций у акционеров;
– В-седьмых, не участвовать в ассоциациях, союзах, головных обществах, финансово-промышленных корпорациях и иных объединениях юридических лиц;
– В-восьмых, отсутствует право о заключении договоров простого товарищества.
В целях проверки финансового положения должника надзорная процедура регулируется диагностическим характером производства. Поэтому нет необходимости снимать руководителя-должника, за исключением специально предусмотренных законом случаев недобросовестности в отношении его поведения. Это также не исключает возможности злоупотреблений со стороны руководителя-должника, поскольку законом предусмотрена определенная форма контроля за его поведением.
Сущность правового режима, ограничивающего правовое положение должника в процедуре надзора, в основном выражается в ограничении дееспособности этого лица в совершении сделок. Поэтому органы должника (как коллективные, так и единоличные) могут совершать сделки или отдельные виды сделок друг с другом только с согласия конкурсного управляющего, выраженного в письменной форме:
1) в связи с приобретением, уступкой или возможностью прямо или косвенно уступить имущество должника, балансовая стоимость более 5 % балансовой стоимости активов должника на момент наблюдения;
2) связанные с получением и выдачей займов (кредитов), предоставлением поручительства и поручительств, уступкой требований, переводом долгов, а также учреждением доверительных управляющих для управления активами должник.
В случае продолжения банкротства наиболее важным вопросом является определение правомочности кандидата в арбитраж. В связи с этим существуют целые судебные решения по обжалованию соответствующих заявлений. Интересен вопрос: какими полномочиями обладает третейский суд и насколько он может вмешиваться в сферу юрисдикции.
Встреча с кредиторами и принятие решений вопреки воле первого собрания кредиторов? Художественный анализ. 75 Закона о банкротстве дает основания утверждать, что: а) только решение первого собрания кредиторов о применении финансовой санации является обязательным для суда (в случае В этом случае решение должно соответствовать требованиям пункта 1 статьи 74 Закона о банкротстве, в противном случае он не может быть утвержден); б) решения о применении внешнего регулятора или процедуре банкротства могут быть пересмотрены в судебном порядке; в) если первое собрание кредиторов не примет решения о применении какой-либо процедуры в деле о банкротстве и семимесячный срок рассмотрения дела в арбитражном заседании истек, суд вправе предпринять любые возможные действия: финансовое оздоровление; внешнее управление; конкурировать производства (при наличии оснований рекомендовать соответствующую процедуру).
Если первое собрание кредиторов примет решение обратиться в арбитражный суд с просьбой о привлечении внешнего регулятора или признании должника банкротом и открытии производства по делу о банкротстве, арбитражный суд может дать положительный ответ.
Решение о включении финансового оздоровления при условии подачи заявления учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника — единоличным хозяйствующим субъектом, компетентным государственным органом, а также третьим лицом или третьими лицами, а также предоставление банковской гарантии в обеспечение исполнения должником своих обязательств в соответствии с графиком погашения. Сумма выдаваемой банковской гарантии должна превышать сумму обязательства должника, содержащуюся в Реестре прав взыскания задолженности на первое собрание кредиторов, не менее чем на 20 %. При этом в графике погашения задолженности должен быть указан срок начала погашения задолженности не позднее одного месяца после принятия арбитражным судом решения о введении финансовой санации и ежемесячного погашения задолженности должника, согласно ставке каждого месяц равными долями в течение одного года со дня начала исполнения требований кредитора.
Литература:
- Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «О несостоятельности (банкротстве)» (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.03.2016) // «Собрание законодательства РФ», 28.10.2002, № 43, ст. 4190.
- Правительство Российской Федерациипостановление от 28 Марта 2022 г. № 497 Москва о введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами.
- Постановление Пленума ВАС РФ от 06.06.2014 № 36 «О некоторых вопросах, связанных с ведением кредитными организациями банковских счетов лиц, находящихся в процедурах банкротства» // «Вестник.
- Правительство Российской Федерации постановление от 28 Марта 2022 г. № 497 Москва о введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами.
- Постановление Пленума ВАС РФ от 06.06.2014 № 36 «О некоторых вопросах, связанных с ведением кредитными организациями банковских счетов лиц, находящихся в процедурах банкротства» // «Вестник.