К вопросу об оптимизации расхода смешанного топлива в автобусах марки DAEWOO BS-106 | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №20 (415) май 2022 г.

Дата публикации: 16.05.2022

Статья просмотрена: 41 раз

Библиографическое описание:

Дорж, Оюунчимэг. К вопросу об оптимизации расхода смешанного топлива в автобусах марки DAEWOO BS-106 / Оюунчимэг Дорж, Должинсурэн Батжаргал. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 20 (415). — С. 14-18. — URL: https://moluch.ru/archive/415/91587/ (дата обращения: 17.10.2024).



В Улан-Баторе, столице Монголии, примерно 945 автобусов большого класса в день перевозят пассажиров по 89 маршрутам общественного транспорта. Эти автобусы проезжают в среднем 240 км в день и потребляют 81,6 литра дизельного топлива, соответствущего нормам Евро-2. Одним из способов снижения расхода топлива является использование смеси дизеля и газа. В результате исследовательских экспериментов мы установили, что использование автобусов смешанного топлива дает возможность не только сэкономить топливо, но и снизить количество сажи в выбросах до 83.4 %. Для работы двигателя автобуса на смесевом топливе необходимо установить дополнительное устройство для жидкого газа и отрегулировать программу для подачи смеси дизельного и газового топлива с весовым соотношением 70:30. Установлено, что при использовании в автобусах газодизельной смеси соответствующего состава можно сэкономить более 6.0 миллионов тугриков с каждого автобуса большого класса, использующегося в общественном транспорте.

Ключевые слова: скорость автобуса, расход топлива, газодизельное топливо, коэффициент заполнения салона автобуса.

По оценкам, большие автобусы общественного транспорта потребляют 33 литра топлива на 100 км в теплое время года и 39 литров в холодное время. Однако расход топлива варьируется в зависимости от многих факторов, таких как состояние дороги, дорожные условия и пробки, погодные условия, скорость движения, количество пассажиров и исправность техники. На этом основании расход топлива рассчитывается согласно установленным нормам, таким как эталонная норма расхода топлива на 100 км пробега в Монголии [1], норма увеличения эталонного количества, норма увеличения или уменьшения эталонного количества расхода топлива в столице и центрах аймаков, эталонная норма расхода топлива в холодное время года и срок действия, увеличение эталонной нормы расхода топлива в зависимости от специфики эксплуатации и дорожных условий и инструкция по расчету норм потребления [2].

По результатам экспериментальных исследований установлены зависимость расхода топлива автобуса от основных факторов, таких как средняя скорость движения и количество пассажиров, с последующим сравнением с теоретическими значениями, а также возможность снижения расхода топлива за счет применения дизельно-газовой смеси.

Известно, что на скорость движения автобусов влияют загруженность дорог, погодные и сезонные условия, пробки на дорогах, количество транспортных средств, участвующих в движении в будние и выходные дни, а также перекрестки и пешеходные переходы [4, 5].

  1. Выбор некоторых влияющих факторов на расход смешанного газодизельного топлива двигателя

С достаточной точностью можно определить фактический расход топлива по конкретному маршруту движения, учитывая несколько влияющих факторов. На расход топлива непосредственно влияют структура подвижного состава, техническая готовность, качество сжиженного нефтяного газа (СНГ), дорожные условия, условия движения, условия перевозки и водительские навыки.

Навыки водителя являются важным влияющим на расход топлива фактором. При экспериментах для определения нормы расхода топлива выбирают водителей с обычным уровнем водительских навыков. В наших экспериментах для определения экономии топлива мы выбрали водителя со средним уровнем навыков вождения.

Дорожные условия — совокупность нескольких понятий: состояния дорожного покрытия, геометрических параметров (траектории данного маршрута, количества поворотов на единицу длины маршрута), а также количества переходов, регулируемых и нерегулируемых перекрестков.

Условия движения или реальная обстановка на дороге, в которой находится транспортное средство, зависит от транспортного потока и состояния окружающей среды.

Скорость движения является одним из важнейших факторов при определении расхода топлива на определенном маршруте. Для оценки скорости автобуса на маршруте используются два параметра: техническая скорость V т и эксплуатационная скорость V а . Измерение технической скорости является трудоемкой задачей для непосредственного измерения в маршрутной сети автобусного парка. Эксплуатационная скорость зависит от плотности и интенсивности технического потока, а также от времени простоя техники, светофоров, перекрестков, пробок.

Доказано, что коэффициент заполнения салона оказывает существенное влияние на расход топлива транспортного средства. Коэффициент заполнения салона автобуса является величиной безразмерной и определяется отношением количества пассажиров, находящихся в салоне к номинальной вместимости салона.

  1. Эксперименты для определения расхода газодизель ного топлива

Маршруты общественного транспорта в Улан-Баторе, соединяющие пригородные районы непосредственно с центром города, разные: в виде вдоль и поперек проходящих линий, кольца или полукольца и смешанные. Для экспериментов мы выбрали маршрут М3 «Зуун салаа — Халдварт» общей длиной примерно 32 км, 70 % которой проходит через центральную улицу — Проспект мира (Рис 1).

Маршрут измерения расхода топлива в направлении М:3

Рис. 1. Маршрут измерения расхода топлива в направлении М:3

Измерение скорости автобуса данного маршрута проводилось с помощью мобильного GPS устройства, а расход смешанного топлива прибором марки FC-9521, производства Японской фирмы Johsai.

Зависимость скорости от времени маршрута М3

Рис. 2. Зависимость скорости от времени маршрута М3

Результаты наших экспериментальных исследований представлены на рисунке 2 и 3.

Контроль расхода топлива

Рис. 3. Контроль расхода топлива

Перед началом экспериментов необходимо сверить время на всех приборах и устройствах, приборе для измерения расхода топлива, мобильном и GPS-устройствах в автобусе, а также в программном электронном блоке управления. Результаты экспериментов (скорость движения, время, пройденный путь, траектория движения автобуса и т. д.) можно получить в любом формате, с помощью программы для преобразования данных GPS Visualizer. Использование мобильного приложения GPS Speedometer дало нам возможность полностью контролировать движение автобуса, время пребывания и отправления на каждой остановке.

Для расчета фактического расхода топлива необходимо учесть некоторые физико-химические показатели дизели и СНГ (Таблица 1).

Таблица 1

Физико-химические показатели дизельного топлива и сжиженного газового топлива

Показатели

Значение

Пропан

Бутан

Дизел ь

1

Химическая формула

C 3 H 8

C 4 H 10

C 10 H 22 -C 15 H 32

2

Минимальная теплота сгорания, кДж/кг

36221

55240

3

Плотность, кг/м 3

510

825

4

Октановое число

95–112

-

5

Цетановое число

0...-5

45–50

6

Давление при хранении, кПа

1020

7

Температура самовоспламенения, о С

470

365

250

8

Соотношение воздуха и топлива

15.6

15.4

14.5

  1. Определение расхода газодизельного топлива в зависимости некоторых факторов

В результате обработки экспериментальных данных нами установлена зависимость расхода газодизельного топлива от эксплуатационной скорости и коэффициента заполнения салона автобуса, а также получена математическая модель многомерной регрессии.

(1)

Согласно критерии Фишера выполнеятся условие:

, ,

, ,

Для выражения полученную модель фактическими значениями, подставляя в (1) значения

получили математическую модель многомерной регрессии в следующем виде:

(2)

Оптимальное или минимальное значение расхода топлива получили при равенстве частных производных нулю и составляет y min = 23.1.

), и математическая модель многомерной регрессии приобретает вид (3). ), и математическая модель многомерной регрессии приобретает вид (3). ), и математическая модель многомерной регрессии приобретает вид (3).

Таким образом, по полученным оптимальным значениям построен трехмерный график (Рис 4), и математическая модель многомерной регрессии приобретает вид (3).

(3)

Зависимость расхода газодизельного топлива от эксплуатационной скорости и коэффициента заполнения салона автобуса

Рис. 4. Зависимость расхода газодизельного топлива от эксплуатационной скорости и коэффициента заполнения салона автобуса

Коэффициент детерминации составляет , в результате чего мы можем сделать вывод, что данная модель приемлема.

Вывод:

В результате обработки экспериментальных данных установлена зависимость расхода газодизельного топлива от эксплуатационной скорости и коэффициента заполнения салона автобуса.

При использовании газодизельного топлива в соотношении 70:30, минимальный расход такого топлива составляет 23.1 л, что дает возможность сэкономить примерно 6.6 миллионов тугриков с каждого автобуса в Улан-Баторе.

Литература:

  1. https://legalinfo.mn/mn/detail/14976
  2. https://legalinfo.mn/mn/detail?lawId=210481&showType=1
  3. Авдай Ч, Энхтуяа Д. Методика экспериментально-исследовательских работ. Улан-батор — 2000.
  4. Абрамов С. Н. Опыт нормирования и корректирования расхода топлива при маршрутных перевозках пассажиров.–М.: 1983.
  5. Жажинидзе В. И. Совершенствование нормирования расхода топлива на городских автобусных маршрутах: Дисс. канд. техн. наук — М.: МАДИ, -1991. -186 с.
  6. Газобаллонные автомобили: Справочник /А. И. Морев, В. И. Ерохов, Б. А. Бекетов и др.-М.: Транспорт, 1992.
  7. Максимов В. А., Крылов Г. А., Хазиев А. А. Опыт применения персональных компьютеров при организации городских автобусных перевозок. Информ. центр по автомобильному транспорту. Сер. Автомоб. Перевозки; Выщ. 10. М.: 1999. 36с
  8. Максимов В. А. Научные основы повышения эффективности использования городских автобусав средствами инженерно-технической службы: Автореферат. дисс. докт. техн. Наук. М.: МАДИ, 2000. 38с.
  9. Морев А. И., Ерохов В. И. Эксплуатация и техническое обслуживание газобаллонных автомобилей: Учеб. пособие для проф. обучения рабочих на пр-ве. М.: Транспорт, 1988. 184с.: ил. 54
  10. Результаты первых эксплуатационных испытаний в г.Москве автобуса большого класса “ВОЛЖИНИН” с двигателям МАН D0826LOH07” /Конин И. В., Зенченко В. А.: Московский государств, автомоб.-дорожный институт (техн. университет). М., 1999. 37 с. Библиогр. 6 наимен. Рус. –Ден. В ВИНИТИ РАН 0,2.12.99, № 3575-В99.
Основные термины (генерируются автоматически): расход топлива, GPS, газодизельное топливо, коэффициент заполнения салона автобуса, эксплуатационная скорость, общественный транспорт, скорость движения, математическая модель, многомерная регрессия, эталонная норма расхода топлива.


Ключевые слова

расход топлива, скорость автобуса, газодизельное топливо, коэффициент заполнения салона автобуса

Похожие статьи

Прибор контроля уровня воды в емкости как один из способов исключения необоснованных потерь воды в сельской местности

Проблема экономии воды в настоящее время является одной из самых острых в Казахстане, причем во всех регионах страны. Особенно обостряется проблема в летнее время в сельских регионах, так как растет потребление воды на полив огородов сельчан. В насто...

Дозирование синтез-газа, добавляемого к бензину для улучшения показателей роторно-поршневого двигателя

В статье рассмотрен способ дозирования синтез-газа, добавляемого к бензину на впуске в роторно-поршневой двигатель с целью улучшения топливной экономичности и экологических характеристик. Предполагается, что синтез-газ получается конверсией части осн...

Низкотемпературные процессы очистки сжиженного отбензиненного газа высокого качества

Использование сухого отбензиненного газа в качестве топлива и автономная газификация небольших объектов предполагает производство сжиженного отбензиненного газа в небольших количествах. При этом, как правило, исходный газ на сжижение отбирается из ус...

Особенности утилизации попутного нефтяного газа с содержанием сероводорода

В настоящее время на многих нефтегазодобывающих объектах нашей страны остро стоит вопрос утилизации попутного нефтяного газа (ПНГ), с содержанием сероводорода. За последние 10 лет во всем мире обострился вопрос сброса попутного нефтяного газа в атмос...

Сравнительный анализ применения двигателя Стирлинга и дизельного генератора для системы электротеплоснабжения объектов в Арктических районах России

Развитие Арктической зоны Российской Федерации в наше время является одним из первостепенных вопросов. Согласно стратегии государственной программы основным направлением объявляется разработка и внедрение новых научных технологий. Климатические услов...

О задачах выбора вместимости и количества автобусов на городском маршруте

В статье рассматривается задача выбора вместимости и количества подвижного состава на городском автобусном маршруте. От решения этой задачи зависят экономические результаты работы автотранспортных предприятий, так и показатели обслуживания пассажиров...

Энергогенерирующий амортизатор

Электромобили, как одно из решений экологических проблем, создаваемых автотранспортом, работающим на традиционных видах топлива, становится все более популярным. Конечно, электромобили имеют множество преимуществ перед обычными автомобилями, оборудов...

Средства для испытания манжет главного тормозного цилиндра

Актуальность работы связана с ее направленностью на повышение активной безопасности автомобиля с антиблокировочной тормозной системой. Рабочий процесс торможения с антиблокировочной тормозной системой существенно отличается от обычного процесса тормо...

Технология безотходного производства кальцинированной соды с применением мембранной технологии

Традиционное производство соды аммиачным методом приводит к образованию огромных количеств жидких отходов — дистиллерной жидкости — и их утилизация является актуальной задачей в химической промышленности. Проведена разработка безотходного производств...

Особенности отопления в городе Набережные Челны

В статье проведён анализ стоимости тепла в зависимости от отдалённости конечного потребителя от ТЭЦ, рассмотрены тарифы нескольких управляющих компаний. Начало отопительного сезона у жителей Набережных Челнов ассоциируется с повышением расходов на ко...

Похожие статьи

Прибор контроля уровня воды в емкости как один из способов исключения необоснованных потерь воды в сельской местности

Проблема экономии воды в настоящее время является одной из самых острых в Казахстане, причем во всех регионах страны. Особенно обостряется проблема в летнее время в сельских регионах, так как растет потребление воды на полив огородов сельчан. В насто...

Дозирование синтез-газа, добавляемого к бензину для улучшения показателей роторно-поршневого двигателя

В статье рассмотрен способ дозирования синтез-газа, добавляемого к бензину на впуске в роторно-поршневой двигатель с целью улучшения топливной экономичности и экологических характеристик. Предполагается, что синтез-газ получается конверсией части осн...

Низкотемпературные процессы очистки сжиженного отбензиненного газа высокого качества

Использование сухого отбензиненного газа в качестве топлива и автономная газификация небольших объектов предполагает производство сжиженного отбензиненного газа в небольших количествах. При этом, как правило, исходный газ на сжижение отбирается из ус...

Особенности утилизации попутного нефтяного газа с содержанием сероводорода

В настоящее время на многих нефтегазодобывающих объектах нашей страны остро стоит вопрос утилизации попутного нефтяного газа (ПНГ), с содержанием сероводорода. За последние 10 лет во всем мире обострился вопрос сброса попутного нефтяного газа в атмос...

Сравнительный анализ применения двигателя Стирлинга и дизельного генератора для системы электротеплоснабжения объектов в Арктических районах России

Развитие Арктической зоны Российской Федерации в наше время является одним из первостепенных вопросов. Согласно стратегии государственной программы основным направлением объявляется разработка и внедрение новых научных технологий. Климатические услов...

О задачах выбора вместимости и количества автобусов на городском маршруте

В статье рассматривается задача выбора вместимости и количества подвижного состава на городском автобусном маршруте. От решения этой задачи зависят экономические результаты работы автотранспортных предприятий, так и показатели обслуживания пассажиров...

Энергогенерирующий амортизатор

Электромобили, как одно из решений экологических проблем, создаваемых автотранспортом, работающим на традиционных видах топлива, становится все более популярным. Конечно, электромобили имеют множество преимуществ перед обычными автомобилями, оборудов...

Средства для испытания манжет главного тормозного цилиндра

Актуальность работы связана с ее направленностью на повышение активной безопасности автомобиля с антиблокировочной тормозной системой. Рабочий процесс торможения с антиблокировочной тормозной системой существенно отличается от обычного процесса тормо...

Технология безотходного производства кальцинированной соды с применением мембранной технологии

Традиционное производство соды аммиачным методом приводит к образованию огромных количеств жидких отходов — дистиллерной жидкости — и их утилизация является актуальной задачей в химической промышленности. Проведена разработка безотходного производств...

Особенности отопления в городе Набережные Челны

В статье проведён анализ стоимости тепла в зависимости от отдалённости конечного потребителя от ТЭЦ, рассмотрены тарифы нескольких управляющих компаний. Начало отопительного сезона у жителей Набережных Челнов ассоциируется с повышением расходов на ко...

Задать вопрос