В данной статье авторы пытаются определить теоретический и прикладной аспект вопросов реализации и организации, а также структуру проводимых спортивных мероприятий по самбо среди сотрудников уголовно — исполнительной системы, осуществляющие свою деятельность не только в исправительных учреждениях, но также обучающихся курсантов образовательных организаций ФСИН России.
Ключевые слова: сотрудник, спорт, самбо, спортивные мероприятия, физическое воспитание, физическая культура, самбисты.
Повышение уровня физической подготовки сотрудников уголовно — исполнительной системы, а также курсантов образовательных организаций ФСИН России является достаточно актуальной и дискуссионной проблемой, которая на свой счет имеет уже уверенное количество научных мнений, противовесов и разработок. Целью нашей научной статьи является разработка некоторых, положительно влияющих условий для занятий по такому виду спорта как самбо, которые бы положительно влияли на сотрудников уголовно — исполнительной системы в процессе осуществления профессиональной деятельности, а также в образовательном и в воспитательном процессе курсантов образовательных организаций ФСИН России.
Изучение практических и теоретических проблем покажет наиболее полную и наглядную современную обстановку организации, реализации и внедрения самбо в вышеуказанные нами процессы, как наиболее перспективную модель физической культуры и подготовки сотрудников и курсантов.
Сущность данного направления заключается в физической подготовке не только обусловленным перечнем приемов, которых насчитывается более 10 тысяч, но и в том, что сосредоточило в себе специфику сразу нескольких форм и видов борьбы, и включило их в технику общего перечня приемов самбо.
Вследствие нами указанного можно сделать опосредованный вывод, который проявляется и очевиден в том, что борьба в виде самбо, во — первых возникла еще на территории СССР, во — вторых является совместным произведением различных народов Союза [1, с. 3–6].
Борьба самбо, по своей природе является несомненно одним из популярных видов спорта в нашей стране, который предназначен для проявления спортивного потенциала и повышения уровня как физической подготовки, так и уровня физической культуры.
Самбо актуализировал свой практический потенциал в педагогическом воспитании, в особенности считается наиболее развитым видом спорта в образовательных организациях ФСИН России.
Превосходя те или иные педагогические задачи и цели, необходимостью выступает использование форм и методов физической культуры. В уголовно — исполнительной системе указанные нами потенциальные возможности имеют место быть, но используются не в полной мере. Выделенный нами аспект является как теоретической, так и практической проблемой реализации спортивного воспитания сотрудников уголовно — исполнительной системы в рамках определенного вида спорта «самбо».
Для преодоления барьеров реализации, необходимостью выступает внедрение и четкая организация пенитенциарной физической культуры, базисом которой будет выступать развитие навыков у сотрудников уголовно — исполнительной системы, как боевого, так и спортивного самбо [2, с. 122].
В теоретической части решения указанной нами проблемы будет являться реформирование и изменение прохождения службы, а именно реализация модели — пенитенциарной физической культуры. Теоретическими элементами данной модели на наш взгляд будут являться:
– разработка специальных учебных программ по подготовке спортсменов самбо;
– четкость планирование и разработка отдельных методик усвоения приемов самбо в разделе как общей, так и специальной подготовки;
– разработка планов и графиков тренировки как по специальной, так и по общей системе;
– внедрение отдельных физических занятий по направлению боевого самбо в графики образовательного процесса у курсантов образовательных организаций ФСИН России.
Обращаясь к теоретической проблеме данного аспекта необходимо отметить, что на современном этапе развития уголовно — исполнительной системы, который основывается и базируется на определенных целях и задачах, в свою очередь требует тщательного переосмысления в теоретическом и методическом плане, а именно должно иметь определенную, четкую структуру организации и проведения спортивных мероприятий по самбо в органах и учреждениях уголовно — исполнительной системы, а также в первую очередь в образовательных организациях ФСИН России [3, с. 349–350].
Актуальность рассматриваемой нами темы заключается прежде всего в существовании практической проблемы рассматриваемой нами темы. Общеизвестно, что занятия самбо развивают у сотрудников уголовно — исполнительной системы, а также у курсантов образовательных организаций ФСИН России ловкость, силу, выносливость, позволяют разрешить некоторые проблемы со здоровьем. Также в свои связи у спортсменов занимающееся самбо развиваются такие качества как: смелость, решительность, сила воли, настойчивость и выдержка [4, с. 130–137].
Для решения изучаемой нами практической проблемы необходимо выделить несколько вспомогательных аспектов, которые будут являться условиями стимулирования и организованной физической работы данного направления:
– правильное и организованное планирование и проведение первоначальных занятий, направленные на формирование первичных спортивных способностей сотрудников уголовно-исполнительной системы;
– контроль и соблюдение спортивного режима сотрудниками учреждений уголовно-исполнительной системы, а также курсантами образовательных организаций ФСИН России;
– систематизированная организация соревнований по самбо, а также разумная требовательность со стороны педагогов и тренеров;
– внедрение поощрительной системы за правильные и обоснованные действия и выражения правильной спортивной тактики по указанному нами виду спорта;
– осуждение за неправильные действия, выражающиеся в первую очередь в несоблюдении техники безопасности, данное условие помогает спортсмену-самбисту развивать в тренировочном процессе психологические качества спортсмена.
Рассматривая практическую проблему организации и реализации пенитенциарной физической культуры в контексте выделения отдельного вида спорта такого как самбо, следует отметить, что с учетом разработанных нами практических условий у сотрудников уголовно-исполнительной системы и курсантов образовательных организаций ФСИН России вырабатываются необходимые профессиональные навыки в процессе выполнения служебных задач, связанные с их профессиональной деятельностью, а также формируют их личность и способствуют поддержанию физической подготовки, которую необходимо поддерживать в процессе прохождения службы.
Физическая подготовка заключается не только в реализации практического потенциала сотрудников уголовно-исполнительной системы, так как в основе воспитательного процесса и физической подготовки лежит кластер научных разработок и методических рекомендаций, который обязателен для изучения всеми сотрудниками в особенности теми, кто выражает свой интерес к самбо не только в рамках общей боевой подготовки, но и специальной [5, с. 143].
Подводя итог нашего научного исследования, констатируем, проведение воспитательных и учебно-спортивных мероприятий по самбо в рамках пенитенциарной физической культуры можно рассматривать как педагогически направленную деятельность средствами физической культуры по формированию и интеграции физических и связанных с ними свойств личности.
Литература:
- Туманян Г. С. Школа мастерства борцов, дзюдоистов и самбистов: Учеб. пособие. М., 2006. С. 3–6.
- Харлампиев А. А. Борьба самбо / А. А. Хар-лампиев. М.: Физкультура и спорт, 1964. 388 с.
- Гаткин Е. Я. Все о самбо. М., 2008. С. 349–350.
- Чумаков Е. М. Тактика борца-самбиста / Е. М. Чумаков. М.: Физкультура и спорт, 1976. 224 с.
- Дементьев В. Л. Боевые и спортивные системы единоборства, их взаимосвязь и взаимообусловленность / В. В. Дементьев, Д. А. Платонов // Матер. XII Международная научно — практическая конференция: «Самбо шагает по планете». М.: РГУФКСМиТ, 2012. С. 141–144.