Прокурорский надзор за исполнением законодательства об экстремизме | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №20 (415) май 2022 г.

Дата публикации: 19.05.2022

Статья просмотрена: 803 раза

Библиографическое описание:

Хасанова, Н. Р. Прокурорский надзор за исполнением законодательства об экстремизме / Н. Р. Хасанова, Е. А. Гречкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 20 (415). — С. 408-410. — URL: https://moluch.ru/archive/415/91608/ (дата обращения: 15.11.2024).



Прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за соблюдением законности на территории страны. Законодателем сформулированы нормативные основы реализации данной отрасли прокурорского надзора. Значимость отрасли обусловлена, в том числе, текущей обстановкой повсеместного нарушения основных прав и свобод российских граждан.

Ключевые слова: прокурорский надзор, экстремизм, экстремистская деятельность, законодательство об экстремизме, законность.

Современный экстремизм представляет собой разрушительное явление, которое влияет одновременно на правосознание и образ жизни людей. Он является существенной угрозой для любых проводимых в государстве преобразований.

Термин «экстремизм» произошел от латинских слов «extremitas» — «крайность» «extremus» — «крайний». Согласно толковому словарю Т. Ф. Ефремовойпод экстремизмом понимается приверженность к крайним взглядам и мерам, как правило, в рамках политики [1]. Обратимся к значению слова «крайний», даваемому С. И. Ожеговым. Оно употребляется в трех значениях: крайний, то есть находящийся на краю чего-нибудь, наиболее далекий; крайний — предельный, последний; крайний, то есть очень сильный в проявлении чего-нибудь, исключительный [2]. Тем самым, экстремизм демонстрирует крайнюю степень пренебрежения общественными нормами, правилами, законами [3, с. 11].

Борьба с экстремизмом в России осуществляется по ряду направлений, в связи с чем созданы нормативные основы такой борьбы — Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» [4]. В данном акте раскрыто понятие экстремистской деятельности, отождествляемое с понятием экстремизма. На наш взгляд, законодатель при создании рассматриваемого Федерального закона стремился не столько определить понятие экстремизма, сколько четким образом определить весь комплекс действий, которые могут подпадать под данное понятие. То есть посредством перечисления подобных действий законодатель смог исключить любого рода разночтения по вопросу отнесения какой-либо деятельности к разряду экстремистской.

Прокуратура Российской Федерации призвана осуществлять надзор за соблюдением законности, исполнением законодательства, в том числе законодательства об экстремизме. Значимость данной отрасли прокурорского надзора определяется созданием специального нормативно-правового акта Генеральной прокуратуры Российской Федерации — Приказа от 21 марта 2018 г. № 156 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о противодействии экстремистской деятельности» [5] (далее — Приказа).

Приказом определена важнейшая задача надзорной деятельности, состоящая в своевременном предупреждении экстремистских проявлений, выявлении и устранении причин и условий, которые способствуют экстремизму. Также установлено, что органы прокуратуры в пределах своей компетенции должны:

— осуществлять проверки соблюдения федеральными и региональными органами государственной власти, органами местного самоуправления и их должностными лицами ном законодательства в сфере межнациональных отношений и противодействия экстремистской деятельности;

— уделять особое внимание профилактическим мерам в сфере противодействия экстремизму;

— осуществлять надзорную деятельность за законностью нормативно-правовых актов федеральных и региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления, военного управления, органов контроля и их должностных лиц, органов управления и руководителей коммерческих и некоммерческих организаций в сфере межнациональных отношений и противодействия экстремистской деятельности;

— использовать меры прокурорского реагирования, предусмотренные в Федеральном законе от 17 января 1992 г. № 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации» [6] (далее — Законе о прокуратуре);

— обращать особое внимание на процесс разработки, принятия, исполнения и финансирования государственных и муниципальных программ профилактики правонарушений в сфере межнациональных отношений и противодействия экстремизму;

— осуществлять мониторинг средств массовой информации, в том числе сети «Интернет», для недопущения их использования в целях осуществления экстремистской деятельности;

— организовать постоянное взаимодействие с Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и ее территориальными подразделениями;

— в случае выявления в сети «Интернет» информации, которая содержит призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях при нарушении норм действующего законодательства, информационных материалов иностранной или международной неправительственной организации, деятельность которой признана нежелательной на территории России в соответствии с положениями Федерального закона от 28 декабря 2012 г. № 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» [7], сведений, позволяющих получить доступ к указанным информации и материалам, готовить заключения и принимать меры по ограничению доступа к информационным ресурсам в порядке, установленном организационно-распорядительными документами Генеральной прокуратуры Российской Федерации и т. д.

Примером реализации рассматриваемой отрасли прокурорского надзора является требование Генеральной прокуратуры Российской Федерации об ограничении доступа к социальной сети Instagram. Этому предшествовало принятие указанным органом решения о признании социальной сети Facebook причастной к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод российских граждан, которые также гарантируют свободу массовой информации. На основании данного решения Роскомнадзор ограничил доступ к Instagram и Facebook.

Генеральной прокуратурой Российской Федерации установлено, что руководство компании Meta Platforms Inc., осуществляющая руководство обозначенными социальными сетями, сняла запрет для жителей ряда стран на размещение информации, которая содержит призывы к насилию в отношении российских граждан, в том числе военнослужащих. Такая политика руководства компании направлена на разжигание ненависти и вражды к российским гражданам, что недопустимо согласно национальному законодательству [8].

Прокурорский надзор за исполнением законности об экстремизме в обязательном порядке включает профилактические меры по предупреждению экстремизма, носящие многоплановый характер. Прокуратура может использовать в этой связи меры прокурорского реагирования в виде вынесения предостережения, что предусмотрено Законом о прокуратуре и Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». При этом имеются разночтения в нормах указанных актов, в частности в наименовании акта прокурорского реагирования.

Таким образом, прокурорский надзор за исполнением законности об экстремизме отличается особой значимостью ввиду того, что его средствами обеспечиваются основные права и свободы граждан Российской Федерации. При этом он требует совершенствования нормативно-правовой базы, исключения различного рода разночтений, способные повлиять на единообразие правоприменительной практики.

Литература:

  1. Значение слова экстремизм // Толковый словарь Т. Ф. Ефремовой. 2012. URL: https://www.efremova.info/word/ekstremizm.html#.XrWbnysudPY/ (дата обращения: 07.05.2022).
  2. Крайний // Толковый словарь С. И. Ожегова URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ogegova/91254/ (дата обращения: 07.05.2022).
  3. Молодежный экстремизм / под ред. А. А. Козлова. СПб., 1996. С. 11.
  4. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ (ред. от 01.07.2021) «О противодействии экстремистской деятельности» // Собрание законодательства РФ. — 2002. — № 30. — Ст. 3031; 2021. — № 27 (ч. 1). — Ст. 5108.
  5. Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 21 марта 2018 г. № 156 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о противодействии экстремистской деятельности» // Законность. 2018. № 6.
  6. Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202–1 (ред. от 01.07.2021) «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 1995. — № 47. — Ст. 4472; 2021. — № 1 (ч. 1). — Ст. 56.
  7. Федеральный закон от 28 декабря 2012 г. № 272-ФЗ (ред. от 14.03.2022) «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 2012. — № 53 (ч. 1). — Ст. 7597; 2022. — № 10. — Ст. 1387.
  8. Генеральной прокуратурой России приняты меры в связи с действиями компании Meta Platforms Inc. // Официальный сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации. URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/mass-media/news?item=72267200/ (дата обращения: 08.05.2022).
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, экстремистская деятельность, прокурорский надзор, генеральная прокуратура, экстремизм, прокурорское реагирование, государственная власть, массовая информация, местное самоуправление, надзорная деятельность.


Ключевые слова

экстремизм, экстремистская деятельность, прокурорский надзор, законность, законодательство об экстремизме

Похожие статьи

Прокурорский надзор за исполнением законодательства о противодействии экстремизму

Экстремизм является угрозой фундаментальных норм, которые обеспечивают существование человеческого общества. Поэтому противодействие экстремизму и выступает главным направлением в государственно-властной деятельности. Прокурорский надзор за исполнени...

Проблемы прокурорского надзора за соблюдением законности

В статье рассматриваются актуальные проблемы прокурорского надзора и вызовы, стоящие перед прокурорским надзором в России в свете современных событий. При реализации прокурорского надзора на территории Российской Федерации возникают организационные и...

Предмет и объект прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина

На основе анализа сущности и предмета данной отрасли надзора определяются конкретные предложения по совершенствованию законодательства о прокуратуре.

Проблемы прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации

Автор статьи проводит обзорный анализ действующего законодательства по вопросу прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, а также имеющихся проблем данной деятельности.

Роль прокуратуры в защите прав и свобод человека и гражданина

Защита прав человека осуществляется в рамках прокурорского надзора. Органы прокуратуры призваны осуществить в интересах граждан мероприятия по пресечению нарушений прав человека.

Основные направления прокурорского надзора за деятельностью органов внутренних дел

Данная научная статья освещает основные направления прокурорского надзора за деятельностью органов внутренних дел. В работе рассматриваются основные принципы проведения прокурорского надзора, включая проверку законности и обоснованности действий прав...

Прокурорский надзор за исполнением законодательства о противодействии терроризму

В статье рассматривается деятельность органов прокуратуры по осуществлению надзора за исполнением законодательства о противодействии терроризму и практика данного вида надзора.

Актуальные вопросы правового режима информации, составляющей государственную тайну в Российской Федерации

Актуальность данной темы составляет степень защищенности сведений и информации, составляющей государственную тайну. От степени защищенности зависит состояние безопасности в целом государства и общества. В современных общественных отношениях, подвергн...

О некоторых вопросах повышения эффективности прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции

В данной статье приводятся некоторые проблемные аспекты законодательного регулирования механизмов противодействия коррупции, с которыми в своей деятельности сталкиваются органы прокуратуры Российской Федерации. Автором приводится анализ правоприменит...

Прокуратура Российской Федерации как уникальный орган государственной власти. Основы компетенции

В научной статье предложен анализ основ компетенции прокуратуры Российской Федерации на современном развития отечественного государства и права. Подчеркивается уникальность надзорной и ненадзорной деятельности.

Похожие статьи

Прокурорский надзор за исполнением законодательства о противодействии экстремизму

Экстремизм является угрозой фундаментальных норм, которые обеспечивают существование человеческого общества. Поэтому противодействие экстремизму и выступает главным направлением в государственно-властной деятельности. Прокурорский надзор за исполнени...

Проблемы прокурорского надзора за соблюдением законности

В статье рассматриваются актуальные проблемы прокурорского надзора и вызовы, стоящие перед прокурорским надзором в России в свете современных событий. При реализации прокурорского надзора на территории Российской Федерации возникают организационные и...

Предмет и объект прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина

На основе анализа сущности и предмета данной отрасли надзора определяются конкретные предложения по совершенствованию законодательства о прокуратуре.

Проблемы прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации

Автор статьи проводит обзорный анализ действующего законодательства по вопросу прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, а также имеющихся проблем данной деятельности.

Роль прокуратуры в защите прав и свобод человека и гражданина

Защита прав человека осуществляется в рамках прокурорского надзора. Органы прокуратуры призваны осуществить в интересах граждан мероприятия по пресечению нарушений прав человека.

Основные направления прокурорского надзора за деятельностью органов внутренних дел

Данная научная статья освещает основные направления прокурорского надзора за деятельностью органов внутренних дел. В работе рассматриваются основные принципы проведения прокурорского надзора, включая проверку законности и обоснованности действий прав...

Прокурорский надзор за исполнением законодательства о противодействии терроризму

В статье рассматривается деятельность органов прокуратуры по осуществлению надзора за исполнением законодательства о противодействии терроризму и практика данного вида надзора.

Актуальные вопросы правового режима информации, составляющей государственную тайну в Российской Федерации

Актуальность данной темы составляет степень защищенности сведений и информации, составляющей государственную тайну. От степени защищенности зависит состояние безопасности в целом государства и общества. В современных общественных отношениях, подвергн...

О некоторых вопросах повышения эффективности прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции

В данной статье приводятся некоторые проблемные аспекты законодательного регулирования механизмов противодействия коррупции, с которыми в своей деятельности сталкиваются органы прокуратуры Российской Федерации. Автором приводится анализ правоприменит...

Прокуратура Российской Федерации как уникальный орган государственной власти. Основы компетенции

В научной статье предложен анализ основ компетенции прокуратуры Российской Федерации на современном развития отечественного государства и права. Подчеркивается уникальность надзорной и ненадзорной деятельности.

Задать вопрос