Комплексная программа профессионально-прикладной физической подготовки студентов педагогических направлений в процессе изучения дисциплины «Физическая культура и спорт»
Сычушкин Владимир Сергеевич, студент магистратуры
Череповецкий государственный университет (Вологодская обл.)
В статье подчеркивается важность профессионально-прикладной физической подготовки студентов как одной из составляющих в формировании специалиста, готового к высокопроизводительному труду. Учитывая особенности педагогической деятельности, на основании требований к сформированности профессиональных компетенций, а также рисков возникновения профессиональных заболеваний, в работе предлагается комплексная программа профессионально-прикладной физической подготовки студентов педагогических направлений подготовки. Отмечается, что для повышения профессионально-прикладной подготовленности студентов педагогических направлений необходимо использовать средства физической культуры, способствующие укреплению мышц-стабилизаторов и повышению обменных процессов в области позвоночного столба; а также развитию коммуникативных способностей, высокой психической устойчивости, навыков саморегуляции.
Ключевые слова : студенты, профессиональные компетенции, риск профессиональных заболеваний, профессионально-прикладная физическая подготовка, средства физической культуры.
В настоящее время многие факторы неблагоприятно влияют на здоровье человека. Их воздействие настолько велико, что внутренние защитные функции организма не могут самостоятельно справиться с ними. В результате малоподвижного образа жизни, неправильного питания, избытка информации и нервно-эмоционального перенапряжения резко изменилась среда обитания современного человека, что не могло отрицательно не сказаться на его здоровье [1].
Здоровье человека во многом обусловливает успешность его профессиональной деятельности. Ее составляющие: высокая работоспособность и стресс-устойчивость, необходимый уровень развития профессиональных компетенций, — во многом зависит от сформированности профессионально-прикладной физической культуры (ППФК) личности. Важным моментом в решении данной проблемы является разработка учебно-методических комплексов по формированию ППФК в период обучения в вузе.
Как отмечает В. М. Усков с соавторами, в настоящее время профессионально-прикладная физическая подготовка студентов к высокопроизводительному труду в различных сферах деятельности осуществляется в вузах страны последующим основным направлениям:
— овладение прикладными умениями и навыками, являющимися элементами отдельных видов спорта;
— акцентированное воспитание отдельных физических и специальных качеств, особо необходимых для высокопроизводительного труда в определенной профессии;
— приобретение прикладных знаний (знаний и умений применения средств физической культуры и спорта в режиме труда и отдыха с учетом меняющихся условий труда, быта и возрастных особенностей и др.) [3].
Анализ труда педагогических работников, а также требования профессиональных стандартов указывают на необходимость развития следующих компонентов их личности: высокой психологической устойчивости (выдержки и самообладания), коммуникативных способностей, умений использовать различные приемы саморегуляции. Помимо этого, высокие статические нагрузки к сохранению неподвижных поз при сидении и стоянии требуют включения упражнений, направленных на укрепление и развитие мышц-стабилизаторов, а также на улучшение обменных процессов и подвижности в области позвоночного столба с целью профилактики остеохондроза — одного из наиболее распространенных профессиональных заболеваний педагогических работников [2].
Исходя из этого, нами была разработана комплексная программа профессионально-прикладной физической подготовки студентов педагогических направлений подготовки. Данная программа включает в себя следующие разделы: гимнастика с элементами йоги, спортивные и подвижные игры, легкая атлетика. Краткое представление используемых средств и их влияние на развитие физических и личностных качеств отражено в таблице 1.
Таблица 1
Комплексная программа профессионально-прикладной физической подготовки студентов педагогических направлений подготовки
Раздел программы по дисциплине «Физическая культура» |
Используемые средства и методы |
Развиваемые физические и личностные качества |
Гимнастика с элементами йоги |
ОРУ в парах |
Подвижность позвоночного столба и суставов. Силовые способности Коммуникативные способности |
ОРУ в группах с гимнастической скамейкой |
Силовые способности. Коммуникативные способности |
|
Гимнастические и силовые упражнения (ОРУ с гимнастическими палками, у шведской стенки, на гимнастических ковриках) |
Силовые способности мышц стабилизаторов. Умения к расслаблению и саморегуляции |
|
Упражнения йоги |
Подвижность позвоночного столба и суставов. Силовые способности мышц стабилизаторов. Умения к расслаблению и саморегуляции |
|
Подвижные и спортивные игры |
Игровые координационные задания с мячами в парах, группах. Эстафеты с мячами. |
Координационные способности. Коммуникативные способности, саморегуляция |
Легкая атлетика |
Спринтерский бег, челночный бег, ускорения в парах из различных исходных положений, ускорения с сопротивлением партнера. |
Координационные способности. Коммуникативные способности |
Равномерный бег, бег в сочетании с ходьбой |
Выносливость. Способности к саморегуляции |
Таким образом, процесс изучения дисциплины «Физическая культура и спорт» со студентами вузов должен быть направлен на повышение их профессионально-прикладной подготовленности. Исходя из этого, программа занятий физической культурой со студентами педагогических направлений подготовки должна быть направлена на развитие у них высокой психической устойчивости, коммуникативных способностей, навыков саморегуляции. Кроме этого, необходима работа, направленная на укрепление мышц стабилизаторов, а также на улучшение обменных процессов и подвижности в области позвоночного столба. В связи с этим, нами предложена программа профессионально-прикладной физической подготовки студентов педагогических направлений подготовки включающая в себя изучение таких разделов как гимнастика с элементами йоги, спортивные и подвижные игры, легкая атлетика.
Литература:
- Бамбухова А. Д., Шемятихин В. А., Добрынин И. М. Особенности профессионально-прикладной физической культуры у студентов высших учебных заведений // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2018. — № 4. — С. 31–35.
- Сбитнева О. А., Прянишникова Д. Н. Место и значение физической культуры в профилактике остеохондроза и укреплении здоровья // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. — 2019. — № 6–2. — С. 75–78.
- Усков В. М., Кузнецов Б. В., Шуткин С. Н., Ипполитов В. В., Сапожникова Н. Г. Педагогические основы профессионально-прикладной физической подготовки студентов // Проблемы обеспечения безопасности при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. — 2016. — № 1–2 (5). — С. 350–353.
- Усцелемова Н. А. Развитие коммуникативных способностей будущих бакалавров физической культуры в процессе физического воспитания в вузе // Вестник науки и образования. — 2019. — № 11–3(65). — С. 70–72.