Археологический кружок «Юная археология: тайны первоисточника» как форма внеурочной деятельности в 5-м классе для формирования умения интерпретировать исторические источники | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №20 (415) май 2022 г.

Дата публикации: 19.05.2022

Статья просмотрена: 307 раз

Библиографическое описание:

Мухьярова, А. Р. Археологический кружок «Юная археология: тайны первоисточника» как форма внеурочной деятельности в 5-м классе для формирования умения интерпретировать исторические источники / А. Р. Мухьярова, Т. А. Звоздяк. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 20 (415). — С. 603-607. — URL: https://moluch.ru/archive/415/91627/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье представлена характеристика рабочей программы археологического кружка «Юная археология: тайны первоисточника». Определяется актуальность кружка, связанная с его практико-ориентированной направленностью по формированию умения интерпретировать исторические источники. Приводятся примеры заданий, способствующие достижению предметных, метапредметных и личных результатов.

Ключевые слова: археологический кружок, умение интерпретировать исторические источники, рабочая программа, археологический источник.

Школьные предметные программы по Всемирной и Отечественной истории не уделяют большое количество времени работе с историческими источниками. Однако курс истории 5 классов это господство археологического материала, как основного источника по периодам от первобытности до становления первых княжеств и европейских централизованных государств. Информация о древнейших народах и их деятельности, о развитии, протогосударств, первых цивилизаций Египта, Греции, Китая, а также об образовании централизованных государств и развитии связей между ними неотделима от археологических источников.

Курс Древнего мира [3] предмета Всеобщая история начинается с изучения жизни первобытных людей. Учитель должен рассказать о таких научных понятиях, как археология, археолог, вещественные источники (жилища, посуда, орудия труда и оружие, остатки пищи, произведения искусства и т. д.), раскопки, стоянки и т. п. Раскрытие данных понятий происходит на протяжении всего курса, начиная от темы «Жизнь первобытных людей» и заканчивая историей Древнего Рима и Греции.

История Средних веков [1], следующий курс, охватывающий весь 6 класс, также в своем содержании затрагивает археологические вещественные памятники (орудия труда средневековых пахарей, ремесленников, оружие, монеты, остатки мебели, посуды, одежды, кораблей, портретов и картин). Многое о жизни средневекового человека можно узнать из остатков городов, замков, храмов и т. д. Стоит отметить, что данный период изучается на основании двух источников — письменных и археологических. Поэтому актуальность археологии в 6 классе заметно отходит на второй план, но не теряет своего значения.

Содержание курса истории 5 класса, требование ФГОС по развитию умений работы с историческими источниками и психолого-педагогические особенности обучающихся 10–12 лет определяют актуальность выбора формы внеурочной деятельности — предметного исторического кружка по археологии. Археология в школе, как и археология в науке, ставит перед собой целью раскрытие теоретических и практических знаний. Теоретические занятия — это познание научного аппарата археологической науки, истории становления и развития, значимых персоналий, специфики науки и т. д. Практическая часть археологического кружка — это обширная практика по освоению специальных навыков и умений.

Разработанный археологический кружок «Юная археология: тайны первоисточника» для 5 класса рассчитан на 34 часов, с условием проведения занятий 1 раз в неделю. Составлен кружок на основе ФЗ «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), Примерной основной образовательной программы основного общего образования, Письма Минобрнауки России от 18.08.2017 № 09–1672 «О направлении Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности». Помимо нормативных актов, основой для кружка стали учебно-методические пособия А. И. Мартынова, А. А. Глухова, Н. Н. Головченко, С. А. Денисова и Т. Н. Собольниковой.

Актуальность данного кружка объясняется рядом причин. В ходе его реализации предполагается развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в археологических и письменных источниках информацию об историческом процессе. Подготовка к работе с письменными источниками, которые составляют основу изучаемых материалов в ходе обучения на всех уровнях школьного образования, в кружке «Юная археология: тайны первоисточника» будет проходить при отработке действий с вещественными материалами. Для обучающихся 5 классов умения работы с историческими источниками является, несомненно, важными, так как в условиях начального общего образования ученики не могли получить достаточные знания в этой области. Поэтому для педагога истории период 5 класса является периодом формирования у обучающихся базовых умений и навыков работы с источниками.

Помимо государственных требований при разработке рабочих программ также важно особое внимание уделить психолого-педагогическим особенностям учащихся 5 классов. Переход из начальной школы в среднее звено является важным периодом в жизни каждого обучающегося. В учебной деятельности пятиклассника меняется организация учебного процесса, требования и ожидаемые результаты. Расширяется не только круг общения учащегося (новые педагоги и знакомые), но также и количество предметов, а также увеличивается степень ответственности [5]. В данный период продолжается развитие основных познавательных процессов (памяти, внимания, чувств, логического мышления, воображения, речи). Возраст обучающихся в 5 классе варьируется от 10 до 12 лет, соответственно, с 6–8 лет поступления в учебное заведение. По концепции психосоциального развития Э. Эриксона в данный период доминирует позитивное качество трудолюбие, и негативное — неполноценность. Это говорит о том, что дети в возрасте от 6 до 12 лет стремятся узнать основные механизмы работы и структуры из которых состоят вещи. Базовый принцип: «Я — то, чему я научился». В данный период важно развить правильные умения, которые позволят в совершенстве достигать поставленных задач. Э. Эриксон отмечает, что в случае неправильного воспитания и обучения возможно развитие негативных качеств как неполноценность, сомнение в своих силах, значении в группе [6, c. 78].

Таким образом, обучающиеся 5 класса находятся в психологическом и познавательном сенситивных периодах. Для обучающихся этот период является саморефлексивным, где происходит осознание того, что «я уже взрослый». Доминантными чувствами начинают выступать самостоятельность, значимость, независимость и потребность в общении. Для педагога является важной задачей поиск полезных и значимых видов деятельности, в ходе которых обучающийся сможет занять определенную значимую роль, реализовать свой потенциал и получить признание сверстников, старших товарищей, педагогов и других взрослых.

Помимо этого, ещё одной причиной актуальности кружка является оценивание умения работы с историческими источниками при проведении Государственной итоговой аттестации на уровнях ЕГЭ и ОГЭ. Как отмечалось ранее, содержание экзаменационных работ по ЕГЭ и ОГЭ включают в себя около 20 заданий, из которых в первой и во второй части обязательными являются задания с первоисточниками. Статистика ФИПИ в 2020 году говорит о том, что у обучающихся сформирован низкий уровень умений работы с источниками [2]. Бесспорно, вещественные источники не являются частью материалов для проверки умений работы с ними в рамках ГИА, однако они могут стать основой для развития умений работы с письменными источниками. Содержание курса Древнего мира в 5 классе основывается на сведениях, полученных при археологическом и источниковедческом исследовании. Удовлетворяя потребности обучающихся в интересном и познавательном содержании занятий, соответствии предметов изучения программе курса истории, педагог может развивать умения работы с историческими источниками.

Целью кружка является формирование умения интерпретировать разные виды исторических источников. Данный результат достигается посредством следующих задач: формирование знаний об археологии, её компонентах, исторических источниках и их особенностях; формирование умений анализа исторических источников; развитие мотивации к познанию и обучению, умения сотрудничества как с учителем, так и сверстниками; формирование представлений и умений проектного подхода. Цель и задачи кружка соответствуют ФГОС ООО.

По окончании программы разработанного кружка предполагается достижение предметных, метапредметных и личностных результатов. Данные результаты закреплены в ФГОС. Предметные результаты направлены на получение базовых исторических знаний о науках, их методах, историческом процессе. Помимо этого, предполагается получение специальных знаний, умений и навыков по работе с разнообразными видами источников, приобщение к мировому и отечественному историческому наследию. Как говорилось ранее, два основных источника, с которыми придется работать обучающимся — вещественные и письменные материалы. Обучающиеся должны в ходе прохождения программы познакомиться с процедурой получения исторических фактов знаний путем интерпретации исторических источников. Эти результаты будут достигаться при выполнении заданий квест-игры, сюжетно ролевой игры «Археологи», создании справочника «Значимые археологические объекты Российской Федерации», проекта по охране конкретного археологического объекта и т. д. При этом результатом непосредственного знакомства с историческими источниками должно быть осознаннее важности, уникальности и невосполнимости историко-культурного наследия РФ.

Метапредметные результаты дифференцированы на регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия. Так как кружок ставит перед собой целью развитие метапредметных умений, то данный блок является одним из основных. При формировании регулятивных УУД у учащихся будут развиваться умения самостоятельно ставить цели, определять траекторию деятельности и способы решения проблемы, оперировать специальными инструментами для решения учебных задач. При высоком уровне самостоятельности кружковцам необходимо уметь самостоятельно определять цель работы, проблемы, решение для выполнения учебной задачи. При этом обучающиеся могут самостоятельно определять набор ресурсов для решения проблемы, что важно, учитывая тот факт, что понятие инструментарий в археологическом кружке может быть, как материальным, так и нет. На достижение этих целей направлены задания на создание макета «Я-археолог», памятки на тему «Сумка археолога», экспериментального археологического объекта и другие. Познавательные УУД предполагают развитие умений анализа, рассуждения, интерпретации, построения моделей, схем и критики информации. Умение анализа необходимо для успешного применения действия выделения качественных признаков при изучении исторических источников. При этом кружковцы должны уметь оценивать и критиковать информационные возможности исторических источников, отбирать только те материалы, которые необходимы для работы. После проведения всех процедур анализа объекта, второй важный шаг будет интерпретация информации в контексте решаемой учебной задачи. Достигаться данные результаты будут через все задания и игры на отработку умения интерпретировать (квест-игра «Этапы археологического исследования», сюжетно-ролевая игра «Археологи», подготовка доклада «Мысли немого памятника» и др.). В ходе приобретения коммуникативных УУД обучающиеся смогут определять свою роль и значение в группе, строить позитивные отношения и взаимодействия, уметь корректно отстаивать и критически оценивать свою точку зрения. Групповая работа в кружке составляет большую часть всей деятельности, поэтому обучающиеся должны научиться работать сообща для достижения групповых и индивидуальных целей. Например, задания на создание макета «Я-археолог», модели человека прошлого и его жизнедеятельности, проекта по охране конкретного археологического объекта и др. направлены на групповую работу.

Личностные результаты направлены на развитие и формирование мотивации к саморазвитию и самообразованию, получение актуальных научных знаний, построение взаимодействия с другими людьми и воспитание уважительного отношения к истории народов России и мира. Данные результаты соответствуют требованиям кружковой работы, когда обучающиеся формируют в себе мотивацию к развитию качеств, знаний и умений. При этом учитель должен направлять учеников, также мотивировать и регулировать данный процесс, контролировать изменения. Благодаря занятиям у кружковцев должно сформироваться целостное мировоззрение на основе классических и современных знаний (например, освоение раздела «Теория археологии»). А помимо знаний, кружок обязан развить в обучающихся умение вести диалог с другими людьми, и достигать взаимопонимания (например, игры, совместная исследовательская и творческая работа).

В ходе реализации кружка предполагается проведение творческой деятельности, заключающейся в выполнении разнообразных заданий. Обучающиеся смогут научится создавать учебные макеты, ленты времени, экспериментальные объекты, справочники, собственные письменные источники и т. д. Помимо этого кружок позволит развить умение публичного выступления при представлении презентаций и участии в конференциях. Письменными работами, которые рассчитаны как на индивидуальную, так и групповую работу, являются эссе, доклады, разработка памяток и сказок.

В данном кружке педагог должен будет использовать методы словесного и наглядного обучения. Рассказ или беседа в ходе кружка — это всегда активность как от рассказчика, так и от обучающихся. Лекции в понимании академических лекций в археологическом кружке категорически запрещены. Для 5 класса получение знаний обязательно должно происходит в интересной форме, где учитель — это организатор поиска, а ученики — искатели знаний. Наглядность в кружке представлена демонстрацией иллюстраций, фотографий, видео, реальных объектов, таблиц и схем и т. д. Однако педагог должен понимать, что наглядность в кружке в большинстве случаев должна быть осязаема, если она касается исторических источников. Если это схемы и таблицы, то они понятны и просты для восприятия 5 классу. Те объекты, которые невозможно продемонстрировать на занятии, например, памятники, должны быть показаны максимально детально, красочно. Поэтому наглядность в кружке является одной из основных проблем при организации. Так как в современном мире возможности ТСО огромны, учитель должен приложить много усилий для формирования у обучающихся целостной картины историко-культурного и археологического наследия своей страны и мира.

Критерии формирования итоговой оценки в кружковой работе могут быть выбраны каждым педагогом самостоятельно. Несомненно, оценивание деятельности в ходе учебного процесса — это основной элемент образования, но кружковая работа — это в первую очередь внеурочная деятельность, где обучающиеся должны показывать не точность своих знаний, а стабильный интерес к предмету. Педагоги, занимающиеся внеурочной деятельностью в праве самостоятельно разрабатывать систему оценивания исходя из своих педагогических целей и задач [4]. В рабочей программе кружка «Юная археология: тайны первоисточника» разработаны примерные критерии и показатели оценивания устных, письменных и творческих работ, а также публичных выступлений. После изучение каждого раздела педагог может оценить полученные знания и умения на итоговых формах контроля, на которые отводится одно кружковое занятие. Итоговые контроли в кружке выполняют мотивационную и развивающую функции. Исходя из этого оценивание может происходить в разнообразной деятельности: играх, создании мини-проектов, подготовках презентаций. Обучающиеся смогут всегда находиться в состоянии исследования, а также в необычных формах оценить полученные знания.

Деятельность в археологическом кружке предполагает привлечение не только возможностей учебного заведения, но также и иных образовательных, культурных и научных заведений. Как говорилось выше, археологические кружки должны взаимодействовать с учеными-археологами, работниками музеев, архивов и т. д. Возможны выездные археологические и другие полезные работы, советующие содержанию (например, работа в музее). Особенностью кружка «Юная археология: тайны первоисточника» является то, что большинство тем могут быть изучены вне школы. От педагога потребуется только договорится со специальным научным или культурным центром о проведении занятия по выбранной теме.

Содержание кружка делится на три раздела соответствующих логике исследования исторических источников: теория археологии, методы археологического исследования, исторические источники. Начало изучения содержания кружка начинается с вводного занятия, на котором обучающиеся узнают о целях, предполагаемой деятельности и содержании кружка. После введения в кружковую работу следует основное содержание раздела «Теория археологии». Обучающиеся смогу узнать об археологии, ее научном аппарате, видных археологах, археологической периодизации, эволюции человека и его деятельности, неразрешенных вопросах науки и её современном положении. По завершению данного раздела следует итоговый контроль, на котором будет необходимо представить презентацию «Что изучает археология?». Это позволит систематизировать раннее полученные знания в более удобную и доступную форму, чем конспекты на уроке.

Следующий раздел кружка «Методы археологического исследования» раскрывают основы научного исследования: цели, задачи и результаты, этапы, инструменты. Отдельное освещение получает тема интерпретации археологических источников. Помимо этого, данный блок включает в себя изучение охраны памятников и материалов историко-культурного наследия и методы экспериментальной археологии. Завершает изучение данного раздела подготовка мини-проекта «О чём говорит источник?» в ходе которого обучающиеся представляют свою точку зрения на конкретный археологический материал и его значение как источника при изучении исторического процесса.

Одним из самых обширных блоков содержания кружка является третий раздел «Исторические источники». Изучение данного блока позволит обучающимся получить знания об исторических источниках, их видах и особенностях. Отдельно ученики познакомятся с археологическими и письменными источниками. Письменные источники в археологическом кружке выступают как дополнительные материалы при работе с артефактами и памятниками. Данный блок содержит в себе отдельные темы, на которых будут детально рассматриваться разнообразные источники, которых в науке большое количество, а также материалы, из которых они сделаны. Раздел содержит тему о чёрной археологии и фальсификации источников, освещающую обширную проблему в науке. Таким образом, кружковцы должны осознать важность исторических источников, их ценность и значение. Подытоживает данный раздел контроль знаний в виде «Своей игры» с деятельностными элементами.

Логическим завершением работы кружка «Юная археология: тайны первоисточника» является участие обучающихся в работе археологической экспедиции или оказание помощи музейным или научным центрам. Участи в экспедиции также может быть организовано после окончания учебного процесса, на летних каникулах. Всё зависит от организации, которая поможет в достижении данной цели. Участие обучающихся в реальной работе археологов, открывает большие возможности для воспитания профессиональных навыков, формирования умения работы в коллективе, развития интереса к науке. Результаты экспедиций могут быть использованы для дальнейших научно-исследовательских работ.

Таким образом, археологический кружок «Юная археология: тайны первоисточника» в своём содержании и деятельности придерживается первоначальной цели — формирование умения интерпретировать исторические источники. На протяжении всей работы кружка обучающиеся так или иначе будут взаимодействовать с источниками, смысл и значение которых предстоит растолковать по цели исследования. В ходе реализации кружка будут применяться как теоретические, так и практические работы. Содержание курса, а также методы, используемые при проведении занятий, направлены на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов обучения. Средства реализации археологического кружка разнообразны, так как данная форма внеурочной работы содержит в себе большую базу для практической и теоретической работы.

Литература:

  1. Агибалова, Е. В. Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс: учебник / Е. В. Агибалова, Г. М. Донской. — 3-е изд. — Москва: Просвещение, 2014. — 288 с. — ISBN: 978–5–09–070395–6. — Текст: непосрественный.
  2. Аналитические и методические материалы. — Текст: электронный // ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений»: [сайт]. — URL: https://fipi.ru/ege/analiticheskie-i-metodicheskie-materialy#!/tab/173737686–7 (дата обращения: 16.04.2022).
  3. Вигасин, А. А. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учебник / А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая. — 3-е изд. — Москва: Просвещение, 2015. — 303 с. — ISBN: 978–5–09–067830–8. — Текст: непосредственный.
  4. Оценивание деятельности обучающихся, посещающих кружки дополнительного образования в школе. — Текст: электронный // Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 1246»: [сайт]. URL: https://sch1246v.mskobr.ru/files/ocenivanie.pdf (дата обращения: 07.04.2022).
  5. Саблина, И. В. Психолого-педагогические особенности перехода детей из начальных классов в среднее звено школы / И. В. Саблина. — Текст: электронный // Киберленинка: [сайт]. — 2013. — № 2 (18). -. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskie-osobennosti-perehoda-detey-iz-nachalnyh-klassov-v-srednee-zveno-shkoly (дата обращения: 27.04.2022).
  6. Шаповаленко, И. В. Психология развития и возрастная психология: учебник и практикум для академического бакалавриата / И. В. Шаповаленко. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 575 с. — (Высшее образование). — ISBN 978–5–9916–3510–3. — Текст: непосредственный.
Основные термины (генерируются автоматически): источник, археологический кружок, обучающийся, Юная археология, работа, внеурочная деятельность, знание, класс, кружковая работа, кружок.


Ключевые слова

рабочая программа, умение интерпретировать исторические источники, археологический кружок, археологический источник

Похожие статьи

Практическая подготовка будущего учителя начальных классов средствами учебной дисциплины «Иностранный язык»

В данной статье описаны возможности учебной дисциплины «Иностранный язык» в формировании общих и профессиональных компетенций будущих учителей начальных классов. Представлен опыт организации внеаудиторной деятельности, характеризующуюся практико-орие...

Игровые технологии во внеурочной деятельности учащихся по изучению краеведческого материала (на примере квеста «Галерея скульптур городов-побратимов Петрозаводска»)

В статье рассматриваются проблемы организации изучения краеведческого материала в школьной программе и предлагается вариант решения проблем на примере использования квест-технологии. Приводится пример организации квеста «Галерея скульптур городов поб...

Культурно-историческая экскурсия как средство достижения младшими школьниками личностных результатов начального общего образования

Статья посвящена описанию одной из форм организации внеурочной деятельности младших школьников — культурно-исторической экскурсии. Описана технология и содержание, на котором можно планировать экскурсии, представлены возможности использования экскурс...

Особенности реализации метода проектов на уроках английского языка

В статье рассматривается понятие «лингводидактический потенциал». Раскрывается сущность метода проектов, виды проектов, их реализация на уроках английского языка в школе. В статье доказана актуальность применения метода проектов в образовательном про...

Активизация учебно-познавательной деятельности студентов при изучении темы «Типичные арифметические задачи»

В статье описывается технология обучения, направленная на стимулирование учебно-познавательной активности студентов факультета «начальное обучение» педагогических вузов при изучении темы «Типичные арифметические задачи» в курсе «Математика».

Опыт использования технологии развития критического мышления на занятиях по английскому языку в техническом вузе

В статье анализируется необходимость использования новых образовательных технологий, что обусловлено сменой форм восприятия и осознания информации в современном мире. Рассматривается содержание понятия «критическое мышление». Предлагаются конкретные ...

Практическая направленность обучения письменной речи в техническом вузе

В статье анализируется проблема практической направленности обучения письменной речи в техническом вузе. Рассматривается необходимость соответствующей организации материала и методики работы с ним. Анализируется возможность использования специфики пи...

Профориентационный фестиваль «Цифровое кураторство» как средство развития информационной компетентности старшеклассников

В статье рассматриваются особенности развития информационной компетентности старшеклассников посредством использования профориентационного фестиваля. Разведены понятия «информационная компетентность» и «информационная грамотность». Дана характеристик...

Метод проектов как средство развития творческой самостоятельности студентов технических ВУЗов при обучении иностранному языку

Статья рассматривает метод проектов, как средство развития творческой самостоятельности студентов. Обозначается актуальность развития творческой самостоятельности, и описываются необходимые для этого условия. Представлены основные этапы, виды деятель...

К формированию социокультурных компетенций через осмысление аутентичных произведений теле- и видеоискусства (на примере обучения иностранному языку студентов технического вуза)

В статье рассматриваются возможности применения аутентичных видеоматериалов в обучении иностранному языку студентов технического вуза. Такого рода материалы позволяют повысить мотивацию студентов технических специальностей изучать иностранный язык, п...

Похожие статьи

Практическая подготовка будущего учителя начальных классов средствами учебной дисциплины «Иностранный язык»

В данной статье описаны возможности учебной дисциплины «Иностранный язык» в формировании общих и профессиональных компетенций будущих учителей начальных классов. Представлен опыт организации внеаудиторной деятельности, характеризующуюся практико-орие...

Игровые технологии во внеурочной деятельности учащихся по изучению краеведческого материала (на примере квеста «Галерея скульптур городов-побратимов Петрозаводска»)

В статье рассматриваются проблемы организации изучения краеведческого материала в школьной программе и предлагается вариант решения проблем на примере использования квест-технологии. Приводится пример организации квеста «Галерея скульптур городов поб...

Культурно-историческая экскурсия как средство достижения младшими школьниками личностных результатов начального общего образования

Статья посвящена описанию одной из форм организации внеурочной деятельности младших школьников — культурно-исторической экскурсии. Описана технология и содержание, на котором можно планировать экскурсии, представлены возможности использования экскурс...

Особенности реализации метода проектов на уроках английского языка

В статье рассматривается понятие «лингводидактический потенциал». Раскрывается сущность метода проектов, виды проектов, их реализация на уроках английского языка в школе. В статье доказана актуальность применения метода проектов в образовательном про...

Активизация учебно-познавательной деятельности студентов при изучении темы «Типичные арифметические задачи»

В статье описывается технология обучения, направленная на стимулирование учебно-познавательной активности студентов факультета «начальное обучение» педагогических вузов при изучении темы «Типичные арифметические задачи» в курсе «Математика».

Опыт использования технологии развития критического мышления на занятиях по английскому языку в техническом вузе

В статье анализируется необходимость использования новых образовательных технологий, что обусловлено сменой форм восприятия и осознания информации в современном мире. Рассматривается содержание понятия «критическое мышление». Предлагаются конкретные ...

Практическая направленность обучения письменной речи в техническом вузе

В статье анализируется проблема практической направленности обучения письменной речи в техническом вузе. Рассматривается необходимость соответствующей организации материала и методики работы с ним. Анализируется возможность использования специфики пи...

Профориентационный фестиваль «Цифровое кураторство» как средство развития информационной компетентности старшеклассников

В статье рассматриваются особенности развития информационной компетентности старшеклассников посредством использования профориентационного фестиваля. Разведены понятия «информационная компетентность» и «информационная грамотность». Дана характеристик...

Метод проектов как средство развития творческой самостоятельности студентов технических ВУЗов при обучении иностранному языку

Статья рассматривает метод проектов, как средство развития творческой самостоятельности студентов. Обозначается актуальность развития творческой самостоятельности, и описываются необходимые для этого условия. Представлены основные этапы, виды деятель...

К формированию социокультурных компетенций через осмысление аутентичных произведений теле- и видеоискусства (на примере обучения иностранному языку студентов технического вуза)

В статье рассматриваются возможности применения аутентичных видеоматериалов в обучении иностранному языку студентов технического вуза. Такого рода материалы позволяют повысить мотивацию студентов технических специальностей изучать иностранный язык, п...

Задать вопрос