В данной статье раскрывается необходимость и вопрос формирования межпредметных связей химии и биологии в средней школе.
Ключевые слова: межпредметные связи, рабочая программа, эффективность, сравнительный анализ, функции межпредметных связей.
Межпредметные связи есть педагогическая категория для обозначения синтезирующих, интегративных отношений между объектами, явлениями и процессами действительности, нашедших свое отражение в содержании, формах и методах учебно-воспитательного процесса и выполняющих образовательную, развивающую и воспитывающую функции в их ограниченном единстве. [2]. Межпредметные связи являются современным принципом обучения в средней школе. По определению Д. П. Ерыгина: «Межпредметные связи можно рассматривать как дидактическую систему, которая отражает в школьных курсах объективно существующие взаимосвязи, обеспечивает посредством согласованного взаимодействия ее учебных компонентов осуществление целенаправленного процесса обучения школьников» [1].
На сегодняшний день с внедрением Федерального государственного стандарта учебная программа и подход к современным школам достаточно сильно изменился. Возросла необходимость в короткий и ограниченный период времени охватить огромный учебный материал с хорошей эффективностью. А эффективность урока, как мы знаем, в основном зависит от хорошо выбранного и обоснованно использованного метода или методов обучения. Познавательный интерес обучающихся можно усилить при помощи включения учащихся в активную учебную деятельность, чтобы они получали радость познания и чувство удовлетворения собственным успехом. Одним из способов для достижения этой цели являются межпредметные связи, которые включаются учителями в тематическое планирование. Наряду с этим, организация смежных уроков позволяет компенсировать сокращение учебных часов по предметам.
Межпредметные связи классифицируют по разным основаниям. Главным образом их делят на группы по временному и информационному признакам. Поэтому выделяют хронологические и содержательные межпредметные связи.
Межпредметные связи — это важнейший фактор оптимизации процесса обучения, повышения его результативности, устранения перегрузки учителей и учащихся.
Химия и биология — науки, тесно взаимосвязанные между собой и должны преподаваться сообща. На уроках химии должны включаться знания из курса биологии, а на уроках биологии — знания из курса химии. Таким образом, у обучающихся будет складываться общая картина мира, понимание многих фактов и процессов, протекающих в организме человека, а также в природе.
Существует достаточно большое количество методов и средств реализации межпредметных связей. С развитием информационных технологий реализовывать их стало эффективнее.
Для организации межпредметных уроков по химии и биологии, необходимо для начало найти точки соприкосновения двух этих дисциплин. В таблице ниже приведен сравнительный анализ рабочих программ химии и биологии с 8 по 11 классы.
Таблица
Сравнительный анализ рабочих программ по химии и биологии
№ |
Темы по химии |
Изучаемые понятия |
Темы по биологии |
Изучаемые понятия |
8 класс |
||||
1 |
Воздух и его состав [3]. |
Состав воздуха: азот, кислород, благородные газы, углекислый газ. |
Лёгкие. Газообмен в лёгких и других тканях [7]. |
Кислород, углекислый газ, и обмен других газов в организме человека |
2 |
Применение кислорода [3]. |
Применение и значение кислорода в различных отраслях промышленности, и в жизни человека |
Лёгкие. Газообмен в лёгких и других тканях [7]. |
Кислород, углекислый газ, и обмен других газов в организме человека |
3 |
Кислоты [3]. |
Состав и классификация кислот, понятие кислота, физические и химические свойства, формулы, применение кислот |
Питание и пищеварение [7]. |
Пищеварение в ротовой полости- слюна, ферменты; Пищеварение в желудке: белки и жиры, кислоты, пепсин; Пищеварение в тонком кишечнике: расщепление веществ до простых до простых соединений; толстый кишечник: вода, клетчатка, брожение. |
4 |
Соли [3]. |
Состав и классификация солей, кислые, средние, двойные, основные, смешанные, комплексные соли, способы получения, физические и химические свойства, применение. |
Значение опорно-двигательного аппарата, его состав. Строение костей [7]. |
Функции опорно-двигательного аппарата, химический состав костной ткани, строение костей, внешнее строение кости, рост костей в длину, общие принципы строение костей, виды костей, строение сустава, строение скелета |
5 |
Вода. Основания [3]. |
Вода в природе и способы очистки, физические и химические свойства, анализ, применение воды и растворов |
Клеточное строение организма [7]. |
Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функции органоидов клетки. Жизненные процессы клетки. |
9 класс |
||||
6 |
Химическая организация живой и неживой природы [4]. |
химический состав Земли: макроэлементы и микроэлементы, органические вещества, неорганические вещества |
Химические вещества в клетке [8]. |
Органические вещества: липиды, жиры, углеводы; Неорганические вещества: вода, минеральные соли, углекислый газ, различные кислоты и основания. |
7 |
Классификация химических реакций по различным основаниям [4]. |
Реакции соединения, обмена, разложения, окислительно-восстановительные, эндотермические, экзотермические, обратимые, необратимые, гомогенные, гетерогенные, каталитические, ферментативные |
Биосинтез углеводов — фотосинтез [8]. |
Автотрофы, фотосинтез, окислительно-восстановительный процесс, солнечная энергия, световая фаза, темновая фаза, АТФ, условия протекания, значение фотосинтеза |
8 |
Обобщающий урок по теме «Металлы» [4]. |
Общая характеристика металлов, строение, химическая активность, физические и химические свойства, применение, значение |
Экологические проблемы в биосфере. Охрана природы [8]. |
Антропогенные воздействия на природу. |
9 |
Обобщающий урок по теме «Неметаллы» [4]. |
Общая характеристика неметаллов, физические и химические свойства, применение, значение |
Экологические проблемы в биосфере. Охрана природы [8]. |
Антропогенные воздействия на природу. |
10 класс |
||||
10 |
Строение и функции белков [5]. |
Состав белков, аминокислоты, пептидная связь, первичная, вторичная, третичная, четвертичная структура белка, свойства белка, функции белков |
Аминокислоты. Белки [9]. |
Белки, аминокислоты, классификация аминокислот, пептиды, классификация белков, денатурация |
11 |
Карбоновые кислоты [5]. |
Строение карбоксильной группы, состав карбоновых кислот, номенклатура, изомерия насыщенных карбоновых кислот |
Этапы энергетического обмена [9]. |
Диссимиляция, катаболизм, анаболизм, углеводы, пировиноградная кислота, гликолиз, молочная кислота |
12 |
Углеводы [5]. |
Моносахариды: рибоза, глюкоза, фруктоза Дисахариды: лактоза, сахароза, мальтоза. Полисахариды: крахмал, гликоген, целлюлоза, клетчатка. |
Углеводы и их роль в жизнедеятельности клетки [9]. |
Моносахариды, дисахариды, полисахариды, функции углеводов |
Сравнительный анализ учебных программ по химии и по биологии показал, что предмет «Биология» опережает предмет «Химия»; например, в предмете «Биология» в 8 классе уже говорится об органических соединениях, о сложных биохимических процессах, а при изучении химии в 8 классе учащиеся только начинают знакомиться с Периодической таблицей Д. И. Менделеева, с классами неорганическими соединений, то есть только входят в курс химии, а именно знакомятся с неорганической химией. Поэтому, нам удалось выявить всего 5 тем, которые можно было бы логично связать и в дальнейшем применить для разработки межпредметных уроков.
В девятом классе на уроках химии обучающиеся знакомятся с металлами и неметаллами, их важнейшими соединениями. А по биологии в 9 классе обучающиеся изучают цитологию, строение и состав клетки, а также про теорию эволюции и экологические проблемы, и охрана природы. Тем самым при сравнительном анализе рабочих программ за девятый класс, было выявлено 4 темы, по которым можно организовать межпредметные уроки.
В десятом классе обучающиеся изучают органическую химию. А на уроках биологии: возникновение жизни на Земле; краткую историю развитии биологии; методы исследования в биологии; роль биологических теорий, идей; гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира; сущность жизни и свойства живого; уровни организации живой материи; биологические системы; методы познания живой природы. Здесь можно выделить 3 темы, по которым можно составить и организовать межпредметные уроки.
Как можно заметить, в сравнительную таблицу не был включен одиннадцатый класс. Это связано с тем, что на уроках химии обучающиеся повторяют ранее изученный материал, а на уроках биологии изучают новый материал: возникновение жизни на Земле, цепи питания и др.
Таким образом, анализ рабочих программ свидетельствует о больших возможностях для реализации межпредметных связей при изучении в средней школе таких предметов как химия и биология.
Литература:
- Актуальные методы реализации межпредметных связей химии и биологии [Электронный ресурс] режим доступа http://dspace.bsu.edu.ru/bitstream/123456789/31034/1/Kolchanova_Aktualnye.pdf (дата обращения 1.11.2021).
- Межпредметные связи на уроках химии [Электронный ресурс] режим доступа https://открытыйурок.рф/статьи/589235/ (дата обращения 10.10.2021).
- Рабочая программа по химии 8 класс [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://prosv.ru/_data/assistance/140/a64db04d-dea4–11e0-acba-001018890642.pdf (дата обращения 20.02.2022).
- Рабочая программа по химии 9 класс [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/khimiya/library/2020/01/05/rabochaya-programma-po-himii-dlya-uchashchihsya-9-klassa-avtor-o-s (дата обращения 21.02.2022).
- Рабочая программа по химии 10 класс [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/khimiya/library/2020/01/09/rabochaya-programma-po-himii-10-klass-bazovyy-uroven (дата обращения 24.02.2022).
- Рабочая программа по химии 11 класс [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/khimiya/library/2018/02/03/rabochaya-programma-himiya-11-klass-bazovyy-uroven-34-chasa-umk (дата обращения 25.02.2022).
- Рабочая программа по биологии 8 класс [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://multiurok.ru/files/rabochaia-programma-po-biologii-8-klass-fgos-umk-p.html (дата обращения 26.02.2022).
- Рабочая программа по биологии 9 класс [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://prosv.ru/_data/assistance/15/816e7017–9933–11de-b619–0019b9f502d2.pdf (режим доступа 27.02.2022).
- Рабочая программа по биологии 10 класс [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://урок.рф/library/rabochaya_programma_po_biologii_10_klass_umk_pasech_113219.html (дата обращения 22.02.2022).
- Рабочая программа по биологии 11 класс [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://catalog.prosv.ru/attachment/600dee31112b7050cb03ca3835a26a1f1f82fdb9.pdf (дата обращения 27.02.2022).